Портфолио учителя биологии Дудкиной Натальи Петровны МБОУ СОШ №35
методическая разработка (биология) по теме

Дудкина Наталья Петровна

          

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

общеобразовательная школа №35 города Смоленска

ПОРТФОЛИО

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя биологии

(должность педагога)

Дудкиной Натальи Петровны,

(Ф. И.  О. в род. пад.)

претендующей на высшую квалификационную категорию

(на какую категорию претендует)

2013

Раздел 1.  Общие сведения о педагоге

Фамилия, имя, отчество, год рождения;

Дудкина Наталья Петровна,

1954

Образование, наименование  образовательного учреждения,  год окончания,    полученная специальность и квалификация по диплому

Высшее профессиональное,

Воронежский ордена Ленина государственный университет имени Ленинского комсомола, 1976.

Специальность: биология – зоология позвоночных, квалификация «Биолог, преподаватель  биологии и химии».

Общий трудовой и педагогический стаж, педагогический стаж в данном образовательном учреждении;

38 лет,

26 лет,

26 лет

Повышение квалификации (название организации, где прослушаны курсы: год, месяц,  проблематика курсов);

СОИУУ. Курсы повышения квалификации в области современных информационных технологий в 2009году (1 и 2 сессии).

Обучение на курсах гражданской обороны г. Смоленска по специальности – Руководитель НАСФ санитарного поста (2010 г.)

СОИУУ (2010г). Краткосрочное повышение квалификации в ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей» на семинаре-практикуме «Трудные вопросы школьного курса биологии. Решение биологических задач».

СОИРО (2013г) Комплексные курсы повышения квалификации учителей биологии  

 «Профессиональная компетентность учителя биологии в условиях реализации требований ФГОС».

Информация о наличии ученых и почетных званий, наград.

Грамота Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска за активное участие в городском смотре-конкурсе кабинетов биологии (2009г.)

Диплом за активное участие во Всероссийском «Молодежном биологическом чемпионате».

( 2010г.)

Диплом за подготовку призера Всероссийского «Молодежного биологического чемпионата». (2011г.)

Благодарственное письмо МОУ ДОД ДЭБЦ «Смоленский зоопарк за активное участие в городском экологическом конкурсе «Экология. Творчество. Дети» (2011г.)

(Приложение 1.)

Раздел 2.   "Информационно-аналитическая справка"

  1. Характеристика условий, в которых работает педагог.

Школа функционирует с 1985 года. Располагается в типовом здании. Имеется два спортивных зала, спортивная площадка, стадион, учебные мастерские.  

Кабинет расположен на втором этаже и оборудован техническими средствами: телевизором, DVD  - проигрывателем. Отсутствует выход в интернет, мультимедийное оборудование, что вызывает необходимость проведения учебных занятий с применением ИКТ в других школьных помещениях.

Разработан необходимый набор дидактических и наглядных пособий: дидактические карточки, раздаточный и демонстрационный материал, наборы дополнительной литературы для чтения, комплект компьютерных презентаций к урокам.

В кабинете собрана коллекция комнатных растений, необходимых для проведения лабораторных и практических работ, проводимых во всех классах. Коллекция паспортизирована.

2.2. Сведения о реализуемых программах, их уровень, направленность

Работаю по программе В.В. Пасечника, считаю её наиболее перспективной в реализации школьного биологического образования. В работе использую весь УМК автора.

Таблица 1.

предмет

класс

Программа, на основе которой разработана рабочая программа

Учебник

Биология

5

Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012. –(Стандарты второго поколения).

Программа основного общего образования по биологии. 5—9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. М.: Дрофа, 2012 – (с.3)

В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа,2012

7

Пасечник В.В., Латюшин В.В., В.М.Пакулова. Программа основного общего образования по биологии. 7 класс. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника.М.: Дрофа, 2009

В.Латюшин, В.А.Шапкин.  Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа, 2011.

10 - 11

Пасечник В.В. Программа среднего (полного) общего  образования по биологии. 10-11 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. М.: Дрофа, 2009.

А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.  Общая биология. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2011

Рабочие программы составлены на основе примерных, рекомендованных Министерством образования РФ с допустимой модификацией: вношу свои изменения и дополнения  (Приложение 2.). Программы содержат тематическое планирование по всем классам. Разработано календарно-тематическое планирование.

Программа 5 класса соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. 

Используемые учебники входят в федеральный перечень учебников и рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  1. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений не менее, чем за последние 2 года в сравнении со средними региональными.

Необходимость оценки уровня достижения обязательных образовательных результатов потребовала отбора показателей и определение критериев оценки этих показателей.

Таблица 2.

Показатель

Источник информации

1.

Динамика учебных достижений обучающихся  

Анализ уровня достижения обязательных учебных результатов   (контрольные работы, тесты), % успеваемости и % качества. Результаты ГИА, ЕГЭ по предмету.

2.

Участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах

Дипломы участников, победителей

3.

Состояние мотивационной сферы учащихся

Внутришкольные мониторинговые исследования

4.

Уровень развития общеучебных компетентностей

Внутришкольные мониторинговые исследования

5.

Сохранность здоровья учащихся

Медицинские осмотры, контроль уровня адаптации учащихся к школьному обучению

Система мониторинга эффективности образовательной деятельности и результаты исследований обобщаются и накапливаются в «Папке классного руководителя».

Обобщенно итоги педагогической деятельности представлены в диаграммах и таблицах (п.п. 2.3.1. – 2.3.5.).

2.3.1. Динамика учебных достижений обучающихся по биологии

Результаты освоения обучающимися образовательных программ оцениваются по ряду основных критериев, приведенных в таблице 2. Основным показателем является стабильность успеваемости и качества знаний обучающихся.

Успеваемость и качество знаний учащихся  за

 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы.

Таблица 3.

класс

2010/2011

2011/2012

2012/2013

% успеваемости

% качества

% успеваемости

% качества

% успеваемости

% качества

6 классы

100

72

9 классы

100

67

100

70

10 классы

100

88

100

85

100

90

11 классы

100

86

100

94

100

100

Качество знаний учащихся по параллелям

Диаграмма 1.

Вывод:  Наглядно прослеживается позитивная динамика качества знаний учащихся за анализируемый период при 100% успеваемости.

Результаты ЕГЭ по предмету

Таблица 4.

Год обучения

ЕГЭ (средний балл)

результаты классов

результаты по городу

республиканские результаты

2010/2011

45,9

53,4

54,29

2011/2012

58

56,3

54,00

2012/2013

62

60

59,50

Средний балл ЕГЭ  за 2010-2011,  2011-2012, 2012-2013 учебные годы.

Диаграмма 2.

Вывод: Результаты сдачи ЕГЭ являются стабильными, в последние 2 года прослеживается позитивная динамика и результаты стали выше  средних по Смоленской области и России.

2.3.2.  Участие в олимпиадах и предметных конкурсах различного уровня (Приложение 3.)   

Таблица 5.

Год

Предмет

Кол-во участ-ов

I место (фамилии)

II место (фамилии)

III место (фамилии)

Призеры (фамилии)

Олимпиады. Школьный уровень

2010/2011

Школьный этап   Всероссийской предметной олимпиады          

38

2

Козлов Владислав

Нутрихина Ольга

2

Пинчук Елена

Раджабова Жубназ

1

Слободчикова Ксения

2011/2012

Школьный этап Всероссийской предметной олимпиады

23

3

Литвинова Ольга

Троянова Кристина

Барило Екатерина

2

Шкодина Алена

Запеканова Елена

2

Булыкина Евгения

Костикова Анастасия

Киселева Екатерина

Кондратенко Анастасия

Шалаева Екатерина

2012/2013

Школьный этап Всероссийской предметной олимпиады

35

3

Кириллова Галина

Бородин Иван

Робышев Андрей

1

Харламова Дарья

2

Макаренкова Анастасия

Якушенкова Юлия

Федоренко Алена Троянова Кристина

Олимпиады. Городской уровень

2009/2010

Всероссийский молодежный биологический чемпионат

49

Росляков Евгений

Делюкин Павел

2010/2011

Всероссийский молодежный биологический чемпионат

69

Смыков Андрей

Костикова Анастасия

Миронова Елена

Пантелеев Павел

Раджабова Хубназ

2011/2012

Всероссийский молодежный биологический чемпионат

26

Запеканова Елена

Моторов Владислав

Олимпиады. Региональный уровень

2009/2010

Всероссийский молодежный биологический чемпионат

49

Росляков Евгений

2010/2011

Всероссийский молодежный биологический чемпионат

69

Костикова Анастасия

Пантелеев Павел

Всероссийский конкурс «Человек и природа»

83

2011/2012

Всероссийский молодежный биологический чемпионат

26

Олимпиады. Республиканский уровень

2010/2011

Всероссийский молодежный биологический чемпионат

49

2010/2011

Всероссийский молодежный биологический чемпионат

69

Всероссийский конкурс «Человек и природа»

83

2011/2012

Всероссийский молодежный биологический чемпионат

21

Выводы: Ученики активно принимают участие в биологических олимпиадах, показывая достойные результаты, о чем свидетельствуют дипломы, выданные за участие и занятые места.

2.3.3. Состояние мотивационной сферы учащихся

 

Уровень познавательных способностей учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению. При определении обучаемости выясняется, что требования действующих учебных программ соответствует развитию лишь незначительного количества детей. Для многих детей программы сложны. Чтобы полноценно усваивались знания учебного предмета, развивался интерес, активизировалась познавательная деятельность, стараюсь применять наиболее активные формы, средства и методы обучения. В новых условиях работы школы, в условиях возрастающего потока учебной информации и большой плотности учебного материала наряду со словесными и другими методами обучения соответствующее место должна занимать исследовательская работа. Она обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников. Во время лабораторных и практических работ, уроков-исследований формируются такие умения учащихся как: выделение проблемы, формирование гипотезы, умение планировать работу в соответствии с гипотезой, умение анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы. Уроки-исследования можно проводить при изучении большинства тем школьной программы. Стараюсь на уроках больше времени отводить на практическую деятельность учащихся. Это повышает интерес учащихся к предмету, активизирует их познавательную активность, дисциплинирует.

Формирование мотивов учения:   Содержание учебного предмета «Биология» представляет большие возможности для развития мотивации его изучения. В своей практике использую методические приёмы развития предметной деятельности.

Для развития предметной деятельности я использую следующие приёмы.

Познавательная деятельность:

• Описание природных объектов по плану;

• Анализ биологических терминов;

• Работа с дополнительной литературой;

• Решение проблемных ситуаций;

• Фенологические наблюдения;

• Паспортизация комнатных растений;

• Опыт, практическая работа.

Преобразовательная деятельность:

• Деловые и ролевые игры;

Коммуникативная деятельность:

• Работа с инструктивными карточками;

• Творческий отчёт (демонстрация результатов наблюдения и т.п.);

• Игры – тренинги;

• Работа в группах;

• Работа в парах постоянных и динамических;

• Элементы диспута;

Ценностно-ориентированная деятельность:

• Оценка природных объектов по экологическим признакам;

• Анализ собственного поведения согласно нормам экологической этики;

• Оценка эстетических достоинств природных объектов и явлений через музыку, поэзию, фотографии, живопись;

Развитие навыков целеполагания.

На первых уроках биологии я учу ребят понимать цели, а затем самостоятельно ставить свои цели, которые перерастают в мотив. Если используемые учителем технологии личностно значимы, то есть все основания утверждать, что будет формироваться внутренняя мотивация. Формирование приемов мотивированного целеобразования успешно удается на уроках-экскурсиях, т.к. практическая направленность является мощным фактором мотивации учения. Экскурсии по темам: «Осенние (зимние, весенние) явления в жизни природы» провожу в школьном дворе. Для работы учащиеся делятся на группы, и выполняют задания. На следующем уроке учащиеся выступают с отчетом о проделанной работе. Форму отчета выбирают сами. (Приложение  4).

Учащиеся с удовольствием самостоятельно выполняют простейшие опыты: «Прорастание семян двудольных растений», «Обнаружение крахмала в клубнях картофеля», «Определение состава семени пшеницы» и др. Эта работа не трудная, но развивает исследовательские навыки.

Основными характеристиками мотивации являются сила мотива, устойчивость, самостоятельность, доминирование, действенность. Возникший мотив может развиться только в процессе многократного выполнения упражнений. Для этого на уроках я использую биологические задачи, тесты, диктанты и др. Например, на уроке биологии в 8 классе по теме «Гигиена дыхания» учащиеся получают задание: дайте обоснование основных правил гигиены дыхания:

  • дышать надо размеренно и глубоко;
  • ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание;
  • полезно бывать на свежем воздухе;
  • дышать надо через нос;
  • при кашле и дыхании следует закрывать рот и нос платком и др.

Изучая тему «Роль кожи в терморегуляции» предлагаю следующее задание:

заполните таблицу, ставя знак «+» в соответствующей графе.

Таблица 6.

Условия среды

Препятствует отдаче тепла

Способствует отдаче тепла

1.Температура воздуха ниже, чем тела.

2.Воздух влажный, температура низкая.

3.Воздух сухой, его температура выше, чем температура тела.

4.Воздух влажный и имеет высокую температуру.

Использую тестовые задания разных типов: контроля знаний, тест-сличение, тест-дополнение и др. Тестовые задания разработаны по всем разделам биологии и используются на разных этапах урока, в зависимости от поставленных задач. (Приложение  5.)

Для формирования действенности мотива на вводном уроке по теме «Экология» предлагаю учащимся выполнить следующее домашнее задание:

«Экология – наука будущего». В чем вы видите правомерность этого тезиса?

Результаты педагогических наблюдений показывают, что становлению положительной мотивации учения препятствует неумение анализировать свои мотивы и цели учения. Этому способствует решение задач-дилемм. Задачи –дилеммы имеют определенную структуру:

  •  содержательный компонент - знания учащихся;
  •  операционный компонент - умения устанавливать причинно-следственные связи;
  •  мотивационный компонент - использование знаний для организации своей жизнедеятельности.

Большой популярностью пользуется задача следующего содержания:

В предновогодние дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы знаете, что в лесу ель вырастает до 1 метра за 5-6 лет, а искусственная очень дорогая, но её можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле. Вы:

  • покупаете ель на базаре;
  • встречаете праздник в лесу;
  • покупаете искусственную ель;
  • составляете композицию из живых еловых веток.

Также можно использовать и другие приемы целеполагания :

  • Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

  •  Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 9 классе " Наследственность и изменчивость". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Словаре биологических терминов и понятий". Далее, от значения слова определяем цель урока.

  • Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

  • Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Технология проблемного обучения, на мой взгляд, является приоритетной в процессе изучения биологии как одной из основных естественнонаучных дисциплин в школе.

Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Развитие эмоциональной сферы учащихся

         На уроке создается эмоционально комфортная обстановка, интерьер кабинета способствует расслаблению и одновременно концентрации внимания, доброжелательное отношение к учащимся располагает их к активной и плодотворной работе на уроке, всегда создается  ситуации успеха на уроках

(Приложение 6).

Диаграмма 3.

Приведенная система работы дает результаты – учащиеся с интересом занимаются предметом (Диаграмма 4 и 5) (Приложение 7).

Состояние познавательного интереса (динамика).

Диаграмма 4.

Диаграмма 5.

Диаграмма указывает на тенденцию роста познавательного интереса. Большая часть учащихся проявляет устойчивый и повышенный интерес к биологии, выбирают его в качестве предмета по выбору для сдачи итоговой государственной аттестации.

2.3.4. Уровень развития общеучебных компетентностей

       Мы должны готовить учеников к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Он присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения.  Появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых традиционных результатов. Напротив, компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.

      В обучении биологии для успешной самореализации выпускника  развиваю  следующие ключевые компетенции (по А. В. Хуторскому):

Таблица 6.

Компетенции

Методы и приемы

Результат

Ценностно-смысловые

ценностно-смысловую компетенцию можно формировать путем постоянного обращения к действительности. В рамках этой компетенции формируется способность человека видеть и понимать окружающий мир, осознавать роль биологических явлений, прогнозировать направление научного использования знаний в практической деятельности человека. При проведении урока необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик четко для себя представлял, что и как он будет изучать, что ему пригодится из изученного в последующей жизни.

- Перед изучением темы рассказываю о ней, а учащиеся должны сформулировать по этой теме вопросы «почему?», «зачем?», «как?», «о чем?», «как это сделать?». Данный прием позволяет учащимся осмыслить, зачем он изучает этот материал, увидеть значение данной темы для повседневной жизни, для своей будущей профессии и т. п.

- Можно предложить учащимся самостоятельно изучить параграф учебника и составить развернутый план-конспект. В этом случае перед учениками ставиться задача – разбить параграф на части, в каждой части выделить главное, озаглавить каждую часть и выписать тезисами необходимый материал. В итоге у учащихся формируется умение выделять главное, конкретизировать материал, анализировать его, делать выводы.

- Можно использовать тестовые задания, содержащие упражнения с лишними или пропущенными данными или понятиями.

Вовлечение учащихся в биологические школьные олимпиады, которые включают решение нестандартных задач, требующих применение учеником логики, а не только знание материала по биологии.

Научить выступать на научно-практических конференциях, принимать участие в олимпиадах, конкурсах.

Общекультурная компетенция 

На первых этапах изучения - осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии – как составной части жизни человека и человечества,

-осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир,

-формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Уроки биологии способствуют формированию общекультурной компетентности учащихся.
   Так при изучении темы Человеческие расы» рассматриваются вопросы этнических и культурных особенностей людей разных рас, обсуждается несостоятельность взглядов расистов и социал-дарвинис-тов, страшные последствия войн.
  Учащимся необходимо знать отечественных и зарубежных ученых, которые внесли большой вклад в развитие науки биология, поэтому истории развития наук уделяю много внимания и приобщаю к этому учащихся. Приветствую заинтересованность учащихся знакомство с достижениями в области биологии из средств массовой информации.
    Стараюсь приобщать учащихся к литературе, музыке, видеть красоту природы наяву и через художественные произведения. Проникновенно прочитанное стихотворение С. Щипачева «Курящей девушке» заменит часовую лекцию о вреде курения. Задания по раскрытию тем «Все дарю! И все приемлю! Только берегите эту землю (М.Дудин)», «Мы в ответе за тех, кого приручили! (Экзюпери)» дают возможность поразмышлять о нравственности, способствуют формированию таких качеств, как сострадание, милосердие. А биологическое сочинение на тему «Сила врача - в его сердце и слове» воспитывает ответственность к возможной будущей профессии.
    Стараюсь помочь ребятам увидеть красоту рядом: природы, человека, архитектуры, но, самое главное, сделать ее самому, своими руками, ведь для этого надо только желание и немного творчества. Так на уроке при изучении темы «Сон человека» знакомлю учащихся с оригинальными моделями будильников, которые они могут сделать своими руками.

Свободная ориентация школьников в социальном и культурном окружении.

Учебно-познавательные

Учебно-познавательной компетенции можно отвести главную роль, т. к. степень ее сформированности определяет качество результата обучения. У обучающихся должны сформироваться интеллектуальные умения – целеполагания, анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, выдвижения гипотез, рефлексии и самооценки.

Значительно способствует формированию данной компетенции метод проектов. Подготовка проектов формирует умения самостоятельно ставить цель исследования, конкретизировать ее до задач, выбирать формы деятельности, прогнозировать результаты. Можно предлагать учащимся для решения нестандартные, занимательные задачи; проводить мини-исследования при проблемном способе изучения темы. Создание проблемных ситуаций, их решение приводит к развитию творческих способностей учащихся. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя определенный материал, сам получает из него новую информацию.

Проявлять самостоятельность в процессе обучения.

Развить умения выдвигать гипотезы, делать обобщения, обосновывать свои выводы, выявлять проблемы и находить пути их решения, обобщать наработанный материал.

Информационные

- это владение современными средствами информации.

- Использование словарей, справочников при изучении новых понятий, терминов.

- Подготовка презентаций, дальнейшее применение их в учебной деятельности.

- Работа на уроке с разными УМК, чтобы ученики находили необходимую для себя информацию, изучая разные источники.

- Использование интернет-ресурсов, телевизора, СМИ при подготовке докладов, презентаций, сообщений, рефератов.

- Использование заданий прикладного характера. У учащихся будет формироваться не только информационная компетенция, но и накапливаться определенный жизненный опыт.

- Привлечение учащихся самим составлять всевозможные задачи на производственные, бытовые темы.

Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Научить грамотно работать с материалами, умело собирать факты, анализировать.

Коммуникативные

это умения работы в группах, овладение различными социальными ролями в коллективе, формируется через разные виды деятельности: игровую, интеллектуальную, исследовательскую. Это формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос или дискуссию, организовать работу группы, анализировать результаты деятельности. Ученик должен уметь представить себя, написать анкету, письмо, заявление.

- Решение задач

- Устное рецензирование и обсуждение ответов других учащихся.

- Сдача зачетов в устной форме.

- Работа в группах, в парах: совместно изучают определенную тему или решают задачи, обсуждают, спорят, приходят к определенному мнению или результату и высказывают свое суждение классу.

- Использование тестовых заданий со свободным ответом и устное его обсуждение.

- Различные ролевые игры.

- Использование метода проектов, который подразумевает работу в группе, где у каждого ученика есть своя деятельность.

Адаптировать к деятельности в различных жизненных ситуациях.

Привить интерес к участию в проектах и ролевых играх, развивая коммуникативность, терпимость, доброжелательность, умение работать в группе.

Социально-трудовые

В старших классах формированию социально-трудовой компетенции необходимо уделять особое внимание, т. к. учащиеся 10-11 классов – это выпускники школы. Через определенное  время им предстоит выполнять разные роли:  гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, покупателя, клиента, семьянина. В данную компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, владения этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, а также знания и опыт в области профессионального самоопределения.

- Задания социально-трудового характера.

- Исследовательская деятельность.

- При проектной деятельности проведение анализа достижений и недостатков.

Научить выступать на научно-практических конференциях, принимать участие в олимпиадах, конкурсах.

Сформировать познавательные мотивы, направленные на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с созранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Компетенции личностного самосовершенствования

Для развития компетенции личностного самосовершенствования эффективны разные виды урочной и внеурочной деятельности. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.

- Самоконтроль и взаимоконтроль.

- Решение  задач разными способами и нахождение более рационального способа.

- Самостоятельное составление тестовых заданий.

- Работа по карточкам-заданиям, где даны «лишние данные», отрабатывается прием самоконтроля.

- Исследовательская деятельность.

Реализация личностных установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам.

Признания высокой ценности жизни, здоровья.

Реализация установок здорового образа жизни, выбора профессии.

   

          Формирование универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. При любой учебной деятельности у обучающихся может формироваться сразу несколько компетенций. Стараюсь грамотно организовывать учебную и внеурочную деятельность, способствующему всестороннему развитию компетентной личности учащегося, который сможет решить проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

- в познании и объяснении явлений действительности;

- при работе с современными техническими устройствами;

- во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков;

- в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, семьянина, покупателя, клиента, зрителя;

- при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

- при необходимости разрешения собственных проблем жизненного самоопределения, выбора образа жизни, способов разрешения конфликтов.

          Компетентностный подход является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания и умения.

Диагностику сформированности ключевых компетенций провожу по методике, предложенной профессором кафедры управления развитием образовательных систем МИОО П. И. Третьякова

Формирование ключевых компетенций

Диаграмма 6

 Выводы: Данные исследования свидетельствуют о формировании ключевых компетенций  за время обучения  на уроках биологии в основной и старшей школе. 

2.3.5. Сохранение здоровья учащихся

Одной из основных задач своей педагогической деятельности считаю обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся на уроках биологии. Результатом реализации системы здоровьесбережения в образовательном процессе является отсутствие травматизма на уроках биологии, освоение учащимися знаний по основам здоровьесбережения, комфортная психологическая обстановка на уроках и внеурочных занятиях, смена форм и методов работы приводит к  тому, что время урока проходит незаметно и это подтверждается  результатами анкетирования учащихся (Приложение 8) (Диаграммы 7,8,9).

Диаграмма 7.

Диаграмма 8.

Диаграмма  9.

Анализ полученных данных по изучению комфортности условий позволяет сделать вывод, что большинство учеников считают эти уроки для себя комфортными.

Данные диаграмм указывают на отсутствие отрицательного влияния  обучения  на уроках биологии на здоровье.

  1. Результаты внеурочной деятельности педагога по предмету

Систему учебной работы органично дополняет система внеурочной деятельности, позволяющая создать необходимые условия для самореализации учащихся и обеспечить выполнение требований ФГОС.

Эта система предполагает реализацию нескольких направлений (схема):

Ребята активно принимают участие и во внеклассных мероприятиях:

  • Самостоятельно организуют и проводят дни биологии в школе, готовят тематические газеты, составляют кроссворды, проводят занимательные минутки с учениками младших классах, активно участвуют в различных конкурсах. (Приложение 10).
  • По инициативе учащихся проводится работа по организации выставок в пределах школы «Осенний урожай», «Мой любимый домашний друг»,

      «Лучший птичий дом», «Весенний букет» и т.д.

  • В зимний период ученики активно участвуют в акции «Покормите птиц         зимой!», развешивая кормушки в микрорайоне.
  • Каждый год в школе проходит праздник, посвященный прилету птиц, проводятся  конкурсы, викторины, выставки фотографий и птичьих домиков  (Приложение 11).
  • Представляют    рефераты    ко    Дню    науки,    выступая, получают высокие оценки (Приложение 11а).
  • Принимают участие в школьной, а затем и в городской олимпиаде по предмету.
  • Регулярно посещают предметные лекции, организованные специалистами «Смоленского зоопарка»,  Смоленского валеологического центра, Смоленского психологического центра.
  • Многие   ученики   поступают   в   ВУЗы,   колледжи,   где требуются знания биологии.
  1. Информация об использовании педагогом здоровьесберегающих технологий, пропаганде ценности здорового образа жизни.

Образовательный процесс в школе планируется на основе образовательной программы, включающей в себя Концепцию школы адаптивного типа с разноуровневой и профильной дифференциацией.

В течение 2007-2012 гг. коллектив работал по программе развития «Создание здоровьесберегающей среды в процессе реализации модели школы адаптивного  типа с разноуровневой и профильной дифференциацией», основной целью которой было: создание условий для укрепления здоровья всех участников образовательного процесса; развитие внутренней мотивации к ведению здорового образа жизни и занятий спортом; повышение качества образовательного процесса с максимально возможным сохранением уровня здоровья учащихся.

В нашей школе сложилась система здоровьесбережения обучающихся. На уроках биологии предложены памятки – рекомендации  родителям и обучающимся.

 Таблица 8.

Нагрузки, занятия

продолжительность

Быстрая ходьба, бег, прыжки и бег на месте, лыжи и т.п.  на выбор- для улучшения работы сердечно-сосудистой системы

Не менее 20 мин

Упражнения на растяжения, медленные вращения, особое внимание позвоночнику.

Не менее 30 мин

Упражнение на расслабление (максимально стряхнуть психическое и физическое напряжение лежа, сидя или стоя)

Не менее 2 раз по 5 мин

Силовая нагрузка - любая ежедневная физическая деятельность

Не менее 1 раза

Закаливание (воздухом, водой, солнцем) 

По самочувствию

Умственная нагрузка (любая работа ума, иначе он тупеет)

Индивидуально

Гигиенические процедуры (душ и т.д., при возможности раз в неделю баня)

Ежедневно

Правильное, здоровое питание (побольше овощей и зелени, поменьше мучного и мясного)

До легкой сытости

Полноценный сон  

Ежедневно

Прогулки на природе

Еженедельно

Положительные эмоции (ежедневно устраивайте себе маленькие праздники: любимая книга, телепередача, общение...)

Регулярно

Традиционным стало сотрудничество со Смоленским городским психологическим центром. В рамках этого сотрудничества привлекаю обучающихся к активному участию в традиционных «Неделях здоровья», использую содержание учебных программ для пропаганды здорового образа жизни, профилактики различных заболеваний.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.

Для успеха любого обучения, в том числе биологии, важна положительная психологическая атмосфера. Её создают:

1) следование правилам поведения на уроке (биологии):

  • внимательно слушай говорящего,
  • не критикуй одноклассника, чтобы он не сказал,
  • если не хочешь говорить, то можешь промолчать,
  • относись к другим также,  как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

 Обеспечивают реализацию этих принципов специальные упражнения – энергизаторы:

1. Комплимент

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников. Одновременно создается и ситуация успеха.

2. Игра - «Вам – сообщение».

По кругу передаётся сообщение, например «Я рад тебя видеть!». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

3. Игра « Подарок»-1

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

4. Энергизатор  « Подарок»-2

Участники стоят в кругу. Каждый по очереди передаёт соседу, стоящему справа свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесён. Повторяться нельзя.

2) следование принципам здоровьесберегающего урока.

   Структура здоровьесберегающего урока (биологии)

Таблица 10.

Этап

Элементы структуры урока

Методы групповой работы

0

Введение в атмосферу групповой работы

Упражнение  – энергизатор

1

Определение уровня информированности по теме

Тестирование, мозговой штурм

2

Сообщение новой информации

Мини-лекция, доклад, реферат, ролевое моделирование, видео-, аудио- метод, группы кооперативного обучения

3

Формирование компетенций по предмету (знаний, умений, навыков)

Группы кооперативного обучения

4

Применение полученной информации  (знаний, умений, навыков) на практике – приобретение опыта.

 Проведение мероприятий, анализ и самоанализ работы групп кооперативного обучения, обратная связь (рефлексия)

    При таком подходе и выполнении вышеперечисленных условий, в процессе обучения биологии происходит:

  • развитие самосознания учащихся, уважения к себе и другим;
  • повышение мотивации к учебной деятельности;
  • прирост учебных достижений;  
  • формирование знаний и закономерностей роста и развития человека;
  • сохранение психического и физического здоровья  учащихся;
  • преображение социально – психологического климата в  коллективе;
  • изменяется отношение к проблеме своего здоровья учащихся.

Одна из проблем стоящих перед обществом - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В структуру уроков биологии активно внедряю физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), слежу за правильностью осанки учеников. При этом учитываю требования, предъявляемые к двигательной активности ученика: движения должны быть разнообразными, проводятся на начальном этапе утомления, предпочтение  отдаю упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений веду в зависимости от особенностей урока.

Знакомя обучающихся 8-х классов со строением опорно-двигательной системы, акцентирую внимание на значение физических упражнений для ее развития, предупреждения развития плоскостопия и нарушений ОДС.

При изучении дыхательной системы осуществляю тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.

При изучении пищеварительной системы знакомлю с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращаю внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, провожу работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований, рекомендую составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получать необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.

Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обращая особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираем на уроке, а на дом оставляем повторение.

Для меня очень важно правильно организовать урок. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %. В содержательной части урока должны быть включены вопросы, способствующие формированию у ребят ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; количество видов  учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться  через 7-10 мин.; в урок  включаю виды деятельности, способствующие  развитию памяти, логического и критического мышления;  в течение урока использую не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; обучение проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);  осуществляю контроль научности изучаемого материала; формирую внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществляю индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей; на уроке создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; включаю в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;  иногда для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаю в урок физкультминутки, определяю их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), провожу целенаправленную рефлексию в течение всего урока  и  в итоговой его части.

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство с учетом требований СанПиН: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого, решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся. (Приложение 12) (Диаграмма 7 и 8).

Удовлетворенность проведением занятий

Диаграмма 7.

Диаграмма 8.

Выводы: Результаты анкетирования показывают, что большинство учеников считают уроки биологии для себя комфортными. 

2.5.Информация об использовании педагогом современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Таблица 11.

                                                                                          Название используемой технологии

Классы, в которых используется технология

Основные используемые элементы технологии

Технология развития критического мышления

6-11

Синквейн, кластер, мозговой штурм, мозговая атака, таблицы, организация учебного занятия по структуре «ВОР» (Приложение 13).

Технологии здоровьесбережения

6-11

методы свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.; активные методы - ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.;

методы, направленные на самопознание и развитие - интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и другие.

Игровые технологии

6-11

По игровой методике:

- предметные - лото, крестики – нолики, сигнальные карточки;
- с
южетные - сказка, загадки,фантастический рассказ;

 - ролевые - аукцион, ролевая игра;
- д
еловые -конференция и другие.

Технология модульного обучения

9-11

- создание модулей, вводное и итоговое тестирование, самооценка, рефлексия

Технология разноуровневого обучения

6-11

- разноуровневое целеполагание;

- организация изучения учебного материала на трех уровнях (репродуктивном, конструктивном, творческом);

-разноуровневое тестирование.

Технология исследовательской деятельности

6-11

-проведение опытов, кратких исследований

Информационно-коммуникационные технологии

9-11

- использование интернет-ресурсов при создании технологических карт к уроку, создания презентаций

Индивидуальное обучение

5-11

- свободные беседы, диалоговое общение

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках биологии организую активную деятельность обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Чаще всего провожу уроки: конкурсы, викторины; использую личные приемы  «Мой друг - лист», «Путешествие по клетке», «Я – корень»,  «Что думают о нас растения (животные)? Почему?»  (Приложение  18) и т.д.

Использование активной и интерактивной деятельности – это элементы положительной мотивация обучающихся, проявление субъект - субъектных отношений, развития творческих способностей личности. Кроме того, интерактивные методы обучения являются составной частью концепции современного обучения. Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности. Считаю, что в современном мире должна быть востребована активная познавательная деятельность обучающихся.

Проблема дифференцированного обучения, как основа технологии разноуровневого обучения, которая предполагает:
-  психолго-педагогическую диагностику учащегося;
-  сетевое планирование;
-  разноуровневый дидактический материал.

Дифференцированные задания лишь условно отличаются от обычных тем, что они предназначены не всему классу, а лишь группе учеников или отдельным ученикам в соответствии с их индивидуальными способностями.
1. Задания, учитывающие уровень знаний, умений и навыков учащихся:
а) направленные на ликвидацию пробелов. Это индивидуальные дифференцированные задания на дом, индивидуальные занятия-консультации (например, мною проводятся еженедельные консультации в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ, предлагаются индивидуальные задания на каникулы (Приложение 19).

б) учитывающие предварительные знания. Это краткие информации-сообщения отдельных учеников. Например, сделать сообщение о многообразии животных типа Кишечнополостные или многообразие растений семейства Розоцветные.
2. Задания, учитывающие общие и специальные способности учащихся (это зависит, прежде всего, от различного темпа учения).
3.Задания, учитывающие уровень учебных умений.
Для учета учебных знаний и умений различного уровня чаще всего при предъявлении задания используются следующие приемы: различный объём дозы заданий при ознакомлении с новым учебным материалом; различное количество вопросов по теме; детальное или менее детальное рабочее руководство для самостоятельной работы.

4. Задания, учитывающие познавательные интересы учащихся. Относящиеся к этому типу задания, используемые мною, по содержанию и способу выполнения весьма разнообразны: чтение дополнительной литературы; работа со справочником, энциклопедиями; составление планов и защита творческих работ.

5. Задания по степени их обязательности и регламентированности:

- задания, назначенные учителем: работа с карточками, тематическими схемами. Здесь устанавливаются объём и содержание задания. Эти задания обязательны, некоторые вольности допускаются лишь в способе выполнения;

- альтернативные или выборочные задания: подготовить сообщение по вопросам на выбор; написать творческую работу на выбор для контроля и оценки знаний учащихся. В этих заданиях ученикам обычно предлагается несколько отличающихся по трудности вариантов работы, и оценка ставится в зависимости от того, какой вариант он выберет. Большая часть работ по выбору используется в старших классах;

-  предлагаются также добровольные задания.

В моей методической копилке собран богатый дидактический материал: сборники упражнений для подготовки к экзаменам, различные тесты разного уровня сложности, материалы для олимпиад, наглядные пособия, раздаточный материал.

В рамках личностно-деятельностного подхода в обучении мною накапливается банк данных о формирующемся у ученика индивидуальном познавательном профиле, который меняется от класса к классу.
       Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода изучаю учащихся: наблюдаю за ними в ходе учебных занятий, провожу индивидуальные беседы, совместно с социально-психологической службой школы проводим анкетирование. Психологами созданы программы индивидуальных особенностей учащихся для разных возрастных групп, представляющие из себя набор методик, по которым выявляются отдельные свойства ребенка. Анкетирование обычно мы проводим в конце первой – начале второй четверти. На основании полученных результатов диагностики и анализа психолого-педагогической литературы выделяются следующие временные типологические группы учащихся:

1группа: учащиеся, усваивающие материал с трудом.
2 группа: те, кто усваивает материал урока в процессе повторного объяснения учителя или товарища.

3 группа: группу составляют способные учащиеся, среди которых есть интересующиеся биологией. Эти учащиеся впоследствии становятся активными помощниками учителя - консультантами.

            В ходе реализации личностно-деятельностного подхода при обучении биологии учащиеся приобретают и совершенствуют свой опыт самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт; проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов; самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников.
Помимо теоретического материала на различных этапах урока проверяется сформированность практических навыков. Например, лабораторная работа по зоологии  «Внешнее строение дождевого червя». Эта работа предоставляет большие возможности для дифференциации заданий. Так, ребятам с низким уровнем практических  умений и навыков можно предложить выявить признаки приспособленности червей к жизни в почве.
 Ребятам с высоким уровнем абстрактного мышления можно усложнить задание – доказать принадлежность дождевых червей к типу Кольчатые. Результатами экспериментальной проверки подтверждена гипотеза исследования: установлено, что если в основу процесса обучения биологии положить личностно-деятельностный подход к учащимся и на его основе рассматривать принципы, методы обучения и формы контроля качества знаний, то это позволит учащимся на качественном уровне осваивать базовое содержание курса и осуществлять перенос этих знаний и умений в другие научные области.

Таким образом, личностно-деятельностный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения у школьников, искоренения неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.

2.7. Информация, отражающая участие педагога в исследовательской, опытно-экспериментальной работе, работе творческих коллективов.

В течении ряда лет работаю над темами по самообразованию «Элементы модульной технологии в преподавании биологии», «Использование ИКТ на уроках биологии»

           В ходе работы над темой разработаны  уроки – модули по разделу «Общая биология» (Приложение 16).

          Созданы и  апрбированы:  

-проверочные работы для 6-9 классов (Приложение5),

-дифференцированный информационный материал для 10 класса « Основы генетики» (Приложение 22),

-дифференцированные лабораторные работы для учащихся 8-11 классов (Приложение 23),

-практические работы по общей биологии («Решение задач по генетике, молекулярной биологии, экологии») (Приложение 24)

-систематизированы работы с использованием ИКТ (Приложение 18)

Активно работаю в школьном методическом объединении. С сентября 2013 года являюсь руководителем ШМО учителей географии, биологии, химии.

(Приложение 25).

С 2012 года участвую в работе муниципальной экспериментальной площадки «Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся как основа их обучения и развития», научный руководитель к.п.н. заместитель директора Е. В. Лестева.

  1. Информация об участии педагога в различных мероприятиях по распространению его опыта.

          Мои методические разработки представлены в работе в Приложении. Своими наработками делюсь не только с коллегами ШМО, но и с коллегами городского МО (Приложение 26). В 2013 году создала в социальной сети работников образования nsportal.ru  персональный сайт, который использую для распространения своего педагогического опыта.

Web-адрес сайта: http://nsportal.ru/ dudkina-natalya-petrovna

В последующей своей педагогической деятельности дидактические материалы буду аккуратно направлять на свою страницу.

Принимала участие в городском смотре-конкурсе кабинетов биологии (Приложение 18 – презентация)

Таблица  12.

Название работы

орган  издания, год

Способ распространения (наличие в методическом кабинете учреждения, размещение в интернет, др. источниках, и т.п.)

1

Создание персонального сайта и электронного портфолио)

2013

nsportal.ru/ dudkina-natalya-petrovna

2

Живые объекты кабинета биологии

2013

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/zhivye-obekty-kabineta-biologii

3

Тесты по разделу «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

2013

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/testy-po-razdelu-obshchaya-biologiya

4

Технологическая карта урока биологии в 6 классе с использованием

ЭОР на тему «Прорастание семян»

2013

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/tehnologicheskaya-karta-uroka-biologii-v-6-klasse-s-ispolzovaniem-eor-na

5

ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (опорный конспект)

2013

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/carstvo-bakterii-opornyy-konspekt

        За последний период проводились открытые уроки на школьном  и региональном уровнях.  Посещались семинары, курсы СОИРО, которые сыграли положительную роль в период перехода образовательного процесса в режим ФГОС ( Таблица 13, 14).

Таблица 13.

Название мероприятия

Дата и место проведения

Уровень (школьный, районный, региональный.)

Наличие отзыва  специалистов в области данной проблематики

1

Открытый урок биологии по теме «Размножение организмов» в 10 кл. Для членов ШМО

2010/2011

школьный

Оценка «оптимальная»

Руководитель ШМО

2

Доклад «Элементы модульного обучения». Для членов ШМО.

2010/2011

школьный

Оценка «оптимальная»

Руководитель ШМО

3

Открытый урок по модульной технологии «Мейоз» 10 класс. Для членов ШМО.  

2010/2011

школьный

Оценка «оптимальная»

Руководитель ШМО

4

Открытый урок «Круговорот веществ в биосфере» 9 класс.

Для слушателей курсов СОИУУ.

2010/2011

Региональный (для слушателей курсов СОИУУ)

Оценка «оптимальная»

Руководитель ШМО

5

Открытый урок «Индивидуальное развитие организмов», 10класс. Для членов ШМО.  

2011/2012

школьный

Оценка «оптимальная»

Руководитель ШМО

6

Доклад «Система работы с одарёнными и неуспевающими детьми» на заседании ШМО учителей биологии, химии и географии

2011/2012

школьный

Оценка «оптимальная»

Руководитель ШМО

7

Доклад «Использование ИКТ на уроках биологии». Для членов ШМО.  

2012/2013

школьный

Оценка «оптимальная»

Руководитель ШМО

8

Открытый урок «История развития генетики. Основные генетические понятия» 10 класс. Для членов ШМО.  

2012/2013

школьный

Оценка «оптимальная»

Руководитель ШМО

9

Доклад «Система творческих заданий как основа развития креативносии» на заседании ШМО учителей биологии, химии и географии

2012/2013

школьный

Оценка «оптимальная»

Руководитель ШМО


Таблица 14.

Название конкурса

Сроки

Результат

1

Участие в профессиональных конкурсах в образовательном учреждении

 

  Школьный этап городского заочного  конкурса «Лучший учитель»

  Май 2013

  участие

2

Участие в городских профессиональных конкурсах

 

  Городской смотр-конкурс кабинетов биологии

  2010

  участие

Раздел 3. Краткое описание методической системы педагога

Позитивное отношение социума подтверждается и результатами опроса учащихся и их родителей (таблица 15).

Таблица 15

Удовлетворены образовательными услугами

2009/2010

2010/2011

2011/2012

родители

79%

97%

97%

учащиеся

82%

99%

99%

Положительная динамика ОУУН моих обучающихся  подтверждается тем, что у них развиты  умения  сформулировать тему урока, самостоятельно проектировать цели разного уровня сложности, планировать пути их решения, выбирать виды и способы деятельности, подводить итог каждого этапа с позиции конкретной цели.   Отсюда закономерно вытекают цели моей педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: - развивать у обучающихся понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического образования, то есть создание мною условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей средствами учебного предмета «Биология».

Достижению этой цели способствует решение следующих задач, которые приходится постоянно решать в процессе учебно-воспитательной деятельности:

1.Отбор содержания образования, способствующий формированию ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

    2.Применение педагогических технологий, обеспечивающих

  • Формирование предметной компетентности.
  •  Развитие познавательной активности и самостоятельности.
  •  Формирование информационной компетентности.
  • Развитие мышления.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование рефлексивных качеств
  •      - Создание системы внеурочной работы по предмету, способствующей формированию мотивации к изучению биологии, развитию  и усовершенствованию практических навыков по решению биологических задач, развитию творческой активности, инициативы и самостоятельности учащихся, подготовке учащихся к практической деятельности, сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, формированию экологической грамотности.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности.  Это методы  свободного выбора  (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.);  активные методы  (ученики в роли учителя,  обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки.
          На своих уроках особое внимание уделяю таким формам занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать предмет.

Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.  В значительной степени этому способствуют интеллектуальные, ролевые и деловые игры, в ходе которых учащиеся

-выступают в конкретных социальных ролях,

-вырабатывают цепочку решений,

-подходят к результату, целью которого является нахождение правильного решения на определенный социальный вопрос в ситуации, наиболее распространенной в реальной жизни.

Ролевые и деловые игры, применяемые на моём уроке, позволяют моделировать другие виды деятельности, знакомят учащихся с поведенческими штампами, приучают их к выполнению личностно-социальной роли.

Игровые технологии обучения позволяют включать ребят в процесс добывания знаний. Необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения. Уроки проходит в непринужденной обстановке принося удовлетворение и ученикам и учителю.

На уроках и во внеурочной деятельности помимо ролевых и деловых игр активно используются интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?»,  «Счастливый случай», «Угадай название» и др.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации, используются творческие работы. Данная технология применяется мной на различных уроках, особенно эффективно – на уроках обобщения и систематизации знаний, таких как «Клетка – структурная и функциональная единица жизни», викторина «Ботаника – лучшая из наук» - биология 6 класс и др.

На уроках биологии мною с успехом применяется проектная технология, т. к. эта работа представляет собой относительно законченный комплекс деятельности (учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой), организованной на основе компьютерных технологий. Я убеждена, что именно творческая деятельность позволяет ребёнку занять позицию активного участника процесса обучения, даёт возможность реализовать собственные жизненные замыслы. Ученики выполняют тематические презентации, позволяющие расширить свой кругозор и поделиться достижениями с другими.

На уроках биологии разрабатываются обучающие проекты, направленные на овладение теоретической основой предмета и применение полученных знаний в повседневной жизни.

В 10 классе на уроках биологии (базовый уровень) учащимися были разработаны следующие проекты «Вещества жизни: витамины, гормоны и ферменты», «Дымок сигареты – наставление без назидания». В 7 классе на уроках биологии были разработаны проекты:  «Живые ископаемые»;  в 6 классе - «Придорожные растения – спутники человека».

В рамках личностно-деятельностного подхода наиболее актуальным становится использование таких методов обучения, которые в полной мере помогут раскрыть индивидуальный мир ребенка, способствуют совершенствованию способов познания окружающего мира.

Исследовательские технологии направлены на формирование у школьников научных понятий, исследовательских умений и навыков, знакомство с основами проведения экспериментальной работы.

Уже с 5 класса, на уроках биологии ведется планомерная работа по освоению учащимися таких методов научного познания, как наблюдение, первичный анализ наблюдаемого явления, сопоставление, сравнение, высказывание своей точки зрения. В 8 и 9 классах на первый план в исследовании выступают работы, связанные с всесторонним анализом изучаемых проблем. Начиная с 9 и по 11 класс  в практику исследовательских технологий вводится эксперимент. В нашей школе ведется обоюдное сотрудничество с учителями по разным предметам цикла (биологии, географии, химии), что определяет возможное создание базовых условий для проведения эксперимента. 

 Вот некоторые из тем исследований, которые провели обучающиеся на занятиях и в домашних условиях: «Обнаружение крахмала в продуктах питания» - биология 6 класс (исследование в домашних условиях), «Свойства белков» (исследование в домашних условиях) – биология 10 класс.                

Одним из основных результатов обучения в сегодняшней школе становится информационно-коммуникативная компетентность, или грамотность, учащихся и учителей. Применение передовых педагогических технологий сегодня невозможно без технического сопровождения процесса обучения.

Заранее подготовленные тематические тесты, обучающие и проверочные упражнения,  материал мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации усвоения материала урока, повторения или закрепления, контроля и самоконтроля знаний.

Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования интернета.

На занятиях мною активно используются самостоятельно разработанные цифровые образовательные ресурсы: презентации Power Point, уроки с использованием ЭОР, тематические тесты. Тематические тесты разработаны по всем разделам  биологии. Разработанные мною тесты составлены по разным принципам. Но все они преследуют общую цель: до минимума сократить время проверки знаний учащихся при максимальном объеме заданий, позволяющих достаточно глубоко проверить уровень знаний учащихся по отдельным темам. Поэтому тестирование рассматриваю, прежде всего, как один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения учащимися ведущих понятий и биологических закономерностей.   Для учащихся 10-11 классов стараюсь включать в тесты задания по аналогии тестовых заданий ЕГЭ. Также использование тестов способствует повышению интереса у учащихся к предмету, делает познавательный процесс более интересным, развивающим логическое мышление каждого ученика и формирующим стойкий интерес к предмету.

Информационные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся. Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении биологии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала. В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения биологии, можно разделить на группы:

  • справочные пособия по конкретным темам;
  • решение задач по молекулярной биологии, генетике, экологии;
  • организация и проведение виртуальных лабораторных и практических работ;
  • контроль и оценка знаний.

Использование компьютерных технологий на уроках биологии повышает интерес к предмету и влияет на выбор будущей профессии.
На уроках биологии с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения и усвоения материала с индивидуальной скоростью; осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществлять самоконтроль; осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся. Положительные результаты применения компьютерных технологий на уроке:

  • Восприятие информации одновременно несколькими органами чувств.
  • Активизация внимания.
  • Повышение интереса к предмету.
  • Наглядность, занимательность и эмоциональность обучения.
  • Повышение качества излагаемого материала.
  • Эффективное использование времени урока.
  • Всестороннее развитие обучающегося.
  • Повышение результативности и качества образования.

Для проведения уроков с применением компьютерной техники вынуждена переходить в специализированный кабинет.

        

Задачи внеурочной деятельности:

  • повышение качества образования
  • повышение интереса к биологии
  • развитие и усовершенствование практических навыков по решению биологических задач
  • развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности учащихся
  • подготовка учащихся к практической деятельности
  • формирование экологической грамотности

Для учащихся 9-11 классов провожу занятия по подготовке к сдаче экзаменов «Разделы биологии» и «Решение задач по биологии разного уровня сложности». Разработала программу и учебно-методическое обеспечение этих занятий.

Для повышения мотивации в обучении биологии во внеурочное время провожу викторины, учащиеся принимают участие в днях науки, ежегодных предметных неделях, с большим интересом готовят презентации и сообщения.

Ребята с удовольствием  участвуют в конкурсах, организованных Смоленским зоопарком и парком «Смоленское Поозерье». Учащиеся награждены ценными призами и благодарностями за участие.

Осуществляется взаимодействие с начальной школой: проводятся  мини-лекции  старшеклассниками в ГПД по темам – комнатное цветоводство, животные и растения Красной книги, биологические открытия и т.п.

        Учащиеся 9-х классов готовят к школьному дню науки рефераты, работая над которыми ребята выполняют задания исследовательского характера, получая дипломы 1 и 2 степени.

          Учащиеся всех классов школы принимают участие в Молодежном биологическом чемпионате, Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа» на протяжении последних четырех лет.

РЕЗЮМЕ.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Д. А. Медведевым, ставит как одну из важнейших задач обновления содержания образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В связи с этим  необходимо совершенствовать свое педагогическое мастерство, создавая оптимальные условия для получения результата – формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и  социализации обучающихся.

Раздел 4.   «Приложения»

№ приложения

Содержание

1

Копии награждений

2

Рабочая программа по биологии 5 класс

3

Участие в олимпиадах

4

Экскурсии

5

Проверочные работы

6

Текст опроса

7

Анкета для учащихся

8

Анкета для учащихся

9

Программа «Решение биологических задач»

10

 Копии дипломов и грамот учащихся

11

Неделя биологии

12

День птиц

13

Анкета  для учащихся

14

Синквейн

15

Игра

16

Модуль урока

17

Разноуровневое тестирование

18

Конспект с исп.ЭОР, презентации

19

Цветик-семицветик

20

Тесты для самоконтроля

21

7класс. Дождевой червь

22

Основы генетики

23

Лабораторные работы

24

Решение задач

25

Координационный план

26

Из опыта работы

27

Отзыв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио учителя математики Монгуш Натальи Шыыраповны

портфолио учителя математики Монгуш Натальи Шыыраповны...

Портфолио учителя биологии и химии МБОУ г. Мурманска ООШ №6 Чеховской Ирины Ивановны

Портфолио профессиональной деятельности  состоит из пояснительной записки, инвариантной, вариативной частей, а также приложений....

Портфолио учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 51 Лоскутовой Натальи Валентиновны

Данная работа представляет собой портфолио учителя, в котором указаны профессиональные достижения педагога, а также достижения учащихся....

Портфолио учителя-логопеда, Небыта Натальи Рифкатовны

Основной целью моей работы, как учителя-логопеда, является обеспечение качественного начального образования согласно ФГОС НОО, коррекция нарушений устной и письменной речи, своевременное предупреждени...

Портфолио учителя – логопеда Киреевой Натальи Анатольевны

Портфолиоучителя – логопеда Киреевой Натальи Анатольевны...

Муниципальный проект «Цифровое наставничество» Авторы: муниципальная команда Большеберезниковского района учитель биологии Кудашева Светлана Николаевна МБОУ «Марьяновская СОШ», учитель информатики Смоланова Елена Николаевна МБОУ «Большеберезниковская СО

Для чего? Что мы хотим получить в итоге муниципальной практики?Обеспечить взаимодействие субъектов наставничества в вопросах использования возможностей цифровой образовательной среды в урочной и внеур...