План-конспект урока Факторы среды
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Морозова Наталья Владимировна

Крнспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект урока54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

План – конспект урока

« Биотические факторы среды»

1 Ф.И. О  Морозова Наталья Владимировна

2 Место работы: ПКЛ

3 Должность: учитель биологии

4 Предмет биология

5 Касс :11

Тема урока «Биотические факторы среды»

Используемые ЭОР и ЦОР:

1. Модуль1.»Основные типы биотических взаимодействий». Информационный.

http://www.fcior.edu.ruhttp://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=биотические факторы

2. Модуль2.» Основные типы биотических взаимодействий» Контрольный.

http://www.fcior.edu.ruhttp://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase

Цель урока: ознакомить обучающихся с различными видами биотических взаимодействий

Задачи урока: 

  • Создать условия для формирования новых знаний о многообразии в природе биотических факторов, их воздействие на живой организм
  • Способствовать развитию проблемного мышления через решение проблемных задач.
  • Формирование у учащихся экологического мышления: осторожности вмешательства человека в отношении между живыми организмами

Тип урока: урок изучение нового материала и первичного закрепления знаний

Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, набор ЭОР и ЦОР по биологии, видеофильмы « Паразиты», « Природное сообщество»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.

Организационный момент

2 минуты

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Учащиеся готовятся к уроку

Учитель приветствует учащихся

2.

Актуализация опорных знаний и их коррекция.

8 минут

Проводиться «мозговой штурм»

Основные понятия темы:

-экология

-экологические факторы

-зона оптимума

- диапазон выносливости

- ограничивающий фактор

- среда обитания

Дайте ответы на вопросы

1Какие приспособления к изменению температуры окружающей среды существуют у растений?

2 Какие приспособления к недостатку влаги имеют животные

3 Какое значение имеют свет для организмов

Учащиеся отвечают на вопросы

Учитель оценивает ответы учащихся

3.

Целеполагание, мотивация.

2минуты

Учитель приводит пример о значении рыжих муравьёв в жизни леса (проблемная задача)

Цель сегодняшнего задания познакомиться с многообразием взаимоотношений между живыми организмами.

Записывают тему урока в тетрадь.

« Биотическое взаимоотношение»

Сообщает тему урока.

4.

Изучение нового материала

17 минут

Учитель ставит проблемную задачу.

№1Учёные полагают, что полное уничтожение хищников в природе ведёт к массовой гибели жертв. Объясните, чему?

(видеофрагмент» Природное сообщество»

№2 Известно, что в природе существует паразиты во всех таксономических группах, начиная от внутриклеточного и кончая высшими животными. Почему же их существование не приводит к сокращению видового состава.? Модуль№1 И-типа

№3 Учитель предлагает работу с учебником (стр 245 -246)

№4 Учитель приводит примеры взаимовыгодных отношений в природе

Обучающиеся записывают вывод в тетрадь. «Нередко полное уничтожение хищников вызывало сначала увеличение численности популяции жертвы. Однако в дальнейшем это приводит к подрыву кормовой базы, развитию заболевании и к массовой гибели организмов»

Обучающиеся читают материал, рассматривают слайды, отвечают на проблемные вопросы

Обучающиеся составляют проблемные вопросы, предлагая на обсуждения

Учитель даёт информацию о хищничестве - самом распространённом типе взаимоотношений.

Модуль №1И-типа

5.

Закрепление знаний.

8 минут

Модуль2 К -типа по теме «Основные типы биотических взаимоотношений»

Выполняют контрольное задание. Проверяют правильность определения

Формулирует и комментирует задание.

6.

Рефлексия

4минуты

Учитель задаёт вопросы учащимся

1. Достигли ли вы цели урока?

2. Что было главным на уроке?

3.Что нового вы узнали?

4. Что было интересным?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Формулирует выводы по теме урока.

«Все разнообразные формы биологических взаимоотношений между видами служат регуляторами численности организмов, обеспечивая  устойчивое состояние экосистем»

7.

Домашнее задание

4 минуты

Прочитать текст параграфа 68.

Задания с выбором вариантов:

  1. Подобрать примеры из дополнительного материала по данной теме.

2. Создать презентацию по теме домашнего задания.

3. Составить кроссворд ( 15 слов)

Записывают домашнее задание.

Формулирует домашнее задание. Предлагает различные варианты выполнения  заданий

 Рекомендации учителю биологии по подбору ЭОР для проведения урока «Биотические факторы среды»

        Данный урок предполагает, что учащиеся имеют первоначальные знания по данной теме, поэтому при его проведении целесообразно использование поискового и проблемного методов. В качестве источника ЭОР можно воспользоваться банком данных Федерального центра информационных ресурсов. В качестве фильтров при поиске в образовательной области «Биология» задаем, тему «Биотический факторы среды».

Для данного типа урока можно использовать модули типов И, П из банка ФЦИОР http://www.fcior.edu.ruhttp://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=биотические факторы, http://www.fcior.edu.ruhttp://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase

Основные функции ЭОР при проведении урока данного типа - организация самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и организация самоконтроля по теме с целью коррекции знаний и подготовки к обобщающему контролю.

Использование данных ЭОР целесообразно, так как они предполагают не только изучение нового материала, но и отработку навыков закрепления знаний и умений по решению задач. Отобранные ресурсы позволяют организовать самостоятельное изучение материала, и при необходимости - скорректировать знания учащихся. Использование данных ресурсов направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект к уроку "Климатообразующие факторы". География Природа России. 8 класс.

Данный план - конспект используется мной на уроках географии и обучающимися при дистанционном изучении материала....

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе по теме "Проблемы окружающей среды" (УМК 5, авторы И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева)

На уроке использован метод проектной технологии, направленный на развитие коммуникативной компетенции учащихся....

План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".

Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...

Технологическая карта урока: "Факторы среды и их влияние на биоценозы".

Предмет, класс: Биология,7 классУчитель: Подгорнова Наталья Ивановна...

План- конспект "Приспособленность организмов к среде обитания"

Тема урока: "Приспособленность организмов к среде обитания"(СЛАЙД 1)Цель  урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.Задачи:...

задания к уроку "Факторы среды"

Задания групповые. Рассчитаны на 2 команды....