Урок биологии "Строение и функции зрительного анализатора"
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Балашова Татьяна Викторовна

Урок биологии в 8 классе  "Строение и функции зрительного анализатора". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zritelnyy_analizator.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе:

Строение и функции  зрительного анализатора

Цель урока:

 показать значимость зрительного анализатора. Изучить его строение.

Задачи:

1. Научить учащихся в ходе эксперимента делать выводы о строении и физиологии глаза.

2. Развитие навыков работы с учебником (рис. 100- 102).

3. Доказать связь между строением частей глаза и их функциями.

4. Формировать умение провести самоконтроль усвоенных на уроке знаний.

ХОД УРОКА.

1. Что такое анализатор? Как он устроен?

 На доске по порядку выстроить схему. (Делает ученик из заготовок с магнитами).

2. Как анализатор связан с органами чувств? ( В органах чувств есть рецепторы).

3. В чем выражена специализация рецепторов? ( Только на звук, свет, или прикосновение).

4. Какого цвета трава, крокодил? Как вы это узнали?

5. Вызывается к доске ученик, которому предлагается пройти по классу с завязанными глазами.

   Что ты испытал при этом?     -  Неуверенность.  А разве могло быть иначе? Ведь 90% всей информации мы получаем с помощью зрения. Не зря говорят: «Не верь ушам - верь глазам!».

 

Учащиеся получили схему зрительного анализатора и изучают её.

  Подписывают ,что обозначают цифры на рисунке 151:

1. Глаз.

2. Зрительный нерв.

3. Зрительная зона коры головного мозга.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ:

1. Для чего нужны ресницы? брови? веки?

 Рассмотрите рисунок 101? Объясните, почему мы хлюпаем носом во время плача? стр. 245

СТРОЕНИЕ ГЛАЗА.

1. Расположен в глазнице.

2. Вращается с помощью мышц.

3. Пусть ваш сосед по парте закроет глаза и «поводит глазами». Вы увидите движение роговицы, т. к. она выпуклая. Рассмотрите склеру и роговицу глаза соседа по парте. ( Можно рассказать о коротком сне, во время которого человек водит глазами).

4. Сосудистая оболочка, роговица, зрачок.

  Предлагается учащимся  проделать опыт с чёрным квадратом.

На черной картонке ( 4 на4 см) иглой делается отверстие посередине. Испытуемому предлагают непрерывно смотреть правым глазом через отверстие на яркий источник света. Левый глаз закрыт, после его открытия отверстие кажется человеку более узким. Когда левый глаз снова закрывают отверстие «расширяется». На самом деле расширяется и суживается зрачок правого глаза под влиянием света и темноты, воздействующих на левый глаз. Зрачки обоих глаз расширяются и сужаются одновременно благодаря рефлексам среднего мозга

Объяснение: средний мозг меняет диаметр зрачка, создаётся иллюзия (ошибочное изображение).

5. Хрусталик, ресничное тело.

Аккомодация - возможность видеть далеко и близко из-за изменения кривизны хрусталика.   Опыт с квадратом с буквами.    

Учащимся раздают листы плотной бумаги с отверстием посередине с диаметром 1 см. По краям отверстия по радиусу пишут буквы. Лист держат на расстоянии 10-15 см так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие была бы видна и доска с  с рисунком на ней. Второй  глаз лучше закрыть.

Испытуемому предлагается прочесть  надпись на доске и ответить хорошо ли  видит в это время буквы на листе. Они кажутся размытыми  (человек рассматривает далекий предмет, хрусталик стал более плоским и близкие предметы, проецируясь на сетчатку, оказываются вне фокуса)

Затем испытуемый смотрит на буквы, окружающие отверстие на листе бумаги. Теперь они видны четко, а изображение на доске «стало» расплывчатым. Результаты этого опыта можно связать с гигиеническими правилами, задав вопросы: «Почему нельзя читать в транспорте или лежа на спине?»

6. Стекловидное тело. Опыт с «мушками». ( Каждый хоть раз в жизни наблюдал, как перед глазами движется полупрозрачные «мушки», это объясняется опусканием под силой тяжести частичек в вязком веществе стекловидного тела).Если бы стекловидное тело было жидким, то находящиеся на нижней стенке частицы отслоившейся ткани взмучивались бы при каждом движении; если бы оно было твердым, взмучивание было бы не возможно.. Если резко встряхнуть головой и посмотреть на ярко освещенный фон (лист бумаги, чистое небо) удается  заметить появление теней движущихся медленно  вниз. Это оседают взмученные частицы. Из факта, что оседание происходит медленно, следует, что стекловидное тело обладает высокой вязкостью, оно полужидко и в норме прозрачно.

7. Сетчатка. Рисунок 102 .

    Опыт с цветными предметами (ручками), показывающий расположение палочек и колбочек на сетчатке.

Испытуемого сажают на стул лицом к классу и просят смотреть прямо перед собой. ,Двигать головой и глазами на предмет, который ему будут показывать запрещается. После ему подносят сзади медленно предметы разного цвета с расчетом, чтобы они проектировались на боковую часть сетчатки. На вопрос: что вы видите?  все отвечают правильно. Но  ответить правильного какого цвета предмет учащиеся не могут, так  как колбочки, воспринимающие цвет предмета, находятся преимущественно в центральной части сетчатки.

 Выясните из текста учебника, чем отличаются эти рецепторы.

   Рисунок 102 б. (слепое пятно). Опыт на рис. 103 .

 Найдите в тексте учебника, что такое жёлтое пятно. Почему мы стремимся повернуть глаз.

БИНОКУЛЯРНОЕ  ЗРЕНИЕ.

Опыт  с рыбкой и человеком.

На листе бумаги нарисовано озеро, а рядом с ним рыбка. Между озером и рыбкой располагают лист картона 10 на 10 см или просто ладонь прилагают к переносице и наблюдают, как рыбка «заплывает в озеро». Это происходит из-за борьбы полей зрения.    

Опыт с «дыркой в ладони»,доказывающий бинокулярное зрение.

ПОЧЕМУ МЫ ВИДИМ РЕАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ?

             Рассмотрите рисунок пограничник (связь с глазодвигательными мышцами).

   

ВЫВОД:

ЗРЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ВПРОСРАНСТВЕ, СУДИТЬ ОРАЗМЕРАХ ПРЕДМЕТА, ЕГО УДАЛЕННОСТИ, ЦВЕТЕ И ОБЪЁМЕ.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Задание №1.

Рассмотрите рисунок на карточке и ответе с помощью цифр на вопросы:

1. Проводит импульс в мозг.

2. Меняет свою кривизну.

3. Регулирует поток света, поступающий в глаза.

4. Поворачивает глаз.

5. Слепое пятно.

6. Склера (белочная оболочка).

7. Сетчатка.

8. Сосудистая оболочка.

9. Заполняет все глазное яблоко внутри, имеет коллоидное состояние.

10. Прозрачная передняя часть склеры.

11. Мышцы, изменяющие кривизну хрусталика.

Правильные ответы: 11, 2, 3, 5, 10,

Задание №1.

7, 9, 8, 6, 12, 4.

 

 

Задание №2.

Какие части глаза прозрачны?         (12,  2,  6.)

Задание №3.

Какой раздражитель возбуждает сетчатку глаза?        (Свет).

Задание №4.

Из чего состоит зрительный анализатор?

Пословицы о глазах:

Свой глаз зорок, не надо и сорок.

Глаза ушей вернее.

Не верь ушам, верь глазам.

Интересные факты:

Человеческий глаз может различить 10 млн. цветовых оттенков  при хорошем освещении.

7,5 % мужчин и 0,1% женщин не различают цвета.

Вероника Сайдер ,1951г.р., из Германии различает людей на расстоянии 1,6 км.

Диаметр зрачка 2,5 -4,5 мм. У взрослого человека зрачок может увеличиться в 17 раз.

Сетчатка содержит 130 млн. палочек, 7 млн. колбочек. В жёлтом пятне одни колбочки, а на периферии только палочки.

Аккомодация – чёткое видение разноудаленных предметов.

Возбудимость колбочек в темноте возрастает в 20- 60 раз, а палочек в 200-400 раз.

Палочки воспринимают форму, а колбочки цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Слуховой анализатор"

Разработка урока по теме: "Слуховой анализатор" 8 класс с использованием ИКТ....

Урок по теме "Слуховой анализатор"

рабочая программа по биологии 8 класс...

урок биологии по теме "Анализаторы обоняния, осизания, вкуса" 8 класс

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением технологии проектоного обучения....

План-конспект урока на тему "Слуховой анализатор с использованием сингапурской системы обучения"

Класс: 8АДата: 8.12.14 Тема урока: "Анализатор слуха».Тип урока и его структура: изучение новых знаний. 1. Знания этой темы, тесно связаны с последующими (понятия анализато...

Методическая разработка урока по теме: "Зрительный анализатор". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с содержанием понятия "анализатор", с особенностями строения и функционирования глаза как органа зрения, показывает взаимосвязь строения и функций органа....