Тема: Опыление. Способы опыления у цветковых
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ахметшина Алсиня Булатовна

Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособ­ленностью цветков к опылению насекомыми, ветром.

Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и его применение в сельском хозяйстве.

Воспитательные. Научить любви и бережному отношению к дикой природе. Раскрыть о значении Красной книги, сохранности видов и популяций.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opilenie.zip13.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Опыление. Способы опыления у цветковых 

Тип урока: урок с компьютерной поддержкой с использованием презентации.

Средства обучения:

  1. учебник В.В. Пасечникова «Биология» 6 класс;
  2. презентация к уроку.

Цели урока: (Слайд 2)

Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром. 

Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и его применение в сельском хозяйстве.

Воспитательные. Научить любви и бережному отношению к дикой природе. Раскрыть о значении Красной книги, сохранности видов и популяций.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- что опыление - обязательное условие для оплодотворения;

- что опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика;

- отличие перекрестного опыления от самоопыления;

- особенности перекрестного опыления;

- признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений;

-  значение искусственного опыления в сельскохозяйственной практике;

-  значение терминов опыление, двойное оплодотворение, центральная клетка, пыльцевход, пыльцевая трубка, зародышевый мешок, пыльцевое зерно, перекрестноопыляемые растения, насе-комоопыляемые растения,  ветроопыляемые растения,  искусственное опыление.

Учащиеся должны уметь:

- различать насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, цветущие комнатные растения, коллекция семян и плодов.

План урока: (Слайд 3)

  1. Самоопыляемые;
  2. Перекрестноопыляемые:

а) насекомоопыляемые;

б) ветроопыляемые.

Ход урока

Проверка домашнего задания.  (Слайд 4)Учитель задает вопросы по прошедшему уроку:

1) Что такое оплодотворение?

2) Из чего образуются семя и плод?

3) Из чего развивается зародыш семени?

4) Какое строение имеют пыльцевые зерна?

5)  Как пыльца различных растений приспособлена к разным способам опыления?

6) Как осуществляется двойное оплодотворение?

Изучение нового материала.

1.Объяснение учителя. (Слайд 5)

Опыление - важный процесс, без которого не происходит образования плодов и семян. Опыление может происходить различными способами, а именно самоопылением и перекрестноопылением.

1)  Самоопыление. (Слайд 5,6) При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка.

На модели цветка гороха показать механизм самоопыления еще в закрытых бутонах. Самоопыляемые растения могут опыляться и перекрестно.

У насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений при длительных дождях, сильных ветрах также может происходить самоопыление.

2) Перекрестное опыление. (Слайд 7)

Раскрыть биологическое значение перекрестного опыления, его преимущества перед самоопылением.

- Как пыльца переносится с одного цветка на другой?

-  Почему в холодную дождливую погоду бывают низкие урожаи плодово-ягодных культур?

Около 150 культурных растений нуждаются в перекрестном опылении, многие из них опыляются насекомыми, в основном пчелами.

а) Насекомоопыляемые растения. (Слайд 7)

Доказано, что опыление пчелами повышает урожайность вишни и черешни в 7 раз, малины и крыжовника - в 2 раза, огурцов - в 10 раз.

Признаки цветков насекомоопыляемых растений:

1) одиночные цветки крупные, мелкие собраны в соцветия; (Слайд 8)

2) яркая окраска околоцветника (каждый вид насекомых-опылителей предпочитает определенную окраску цветков); (Слайд 9)

3) наличие нектара и аромата; (Слайд 10)

4) особое строение пыльцевых зерен.

Ботаники сравнивают яркие краски цветков с зазывающими вывесками ресторанов.

И это сравнение не случайно.

У насекомоопыляемых растений эволюция цветков шла в направлении усиления их сигнальных свойств, привлекающих опылителей. Венчик, пыльца и тычинки не только интенсивно окрашены, но и контрастируют по окраске друг с другом. Многие растения скрывают тычинки внутри венчика, защищая пыльцу от дождя. Часто такие цветки выглядят как сигнальные копии настоящих тычинок, что также служит для привлечения насекомых.

Многие цветки, у которых тычинки прячутся в лепестках и потому являются невидимыми, имитируют их на месте расположения лепестков цветка. Так, тычинки льнянки обыкновенной полностью спрятаны в трубке венчика. (Слайд 11)Маска, которая завершает трубку, представляет имитацию единичной тычинки. Шмель садится на такую маску-«тычинку» и открывает цветок своим весом, получая доступ к тычинкам настоящим. Зверобой привлекает опылителей большим количеством тычинок, каждая из которых продуцирует небольшое количество пыльцы. (Слайд 12) Цветки коровяка имеют нити, напоминающие тычинки. (Слайд 13)Три верхние тычинки у этого растения более выразительны, чем две нижние. Посетители цветков обращают внимание на верхние тычинки и принимают такое положение, когда пыльца с невзрачных тычинок прилипает к ним. У рододендронов части цветка, имитирующие тычинки, показывают посетителям цветков путь к нектару. (Слайд 14)

Нектар растений - сахаристый сок. Пчелы перерабатывают его в пчелиный мёд. Основные углеводные компоненты нектара - глюкоза, фруктоза, сахароза. Их соотношение может быть различным у разных видов растений. У некоторых растений в состав нектара входят другие сахара, а также аминокислоты, белки, витамины, эфирные масла. Чемерица, багульник, рододендрон выделяют ядовитый нектар. (Слайд 14)

Растения, чей нектар содержит глюкозу и фруктозу, посещаются пчёлами интенсивнее, чем те, в нектаре которых преобладают дисахариды. Каждому сорту мёда присущи свой цвет, вкус, аромат. В зависимости от красящих веществ, входящих в состав нектара, цвет мёда может быть от бесцветного до почти чёрного. В светлых цветочных медах преобладает фруктоза, в тёмных - глюкоза. Чем больше в мёде фруктозы, тем дольше он остается жидким. У тёмных медов выше амилазная активность и общая кислотность, а также содержание белка. Мёд содержит в среднем 300 ккал в 100 г, или 1250 кДж усваиваемой энергии. В состав мёда входят протеины, органические кислоты, многие микроэлементы и витамины (С, РР, К, Н, каротин, витамины группы В).

Мёд повышает функциональное состояние центральной нервной системы, улучшает питание тканей, обеспечивает нормальную проницаемость кровеносных сосудов, повышает устойчивость организма к инфекциям, стимулирует выработку антител, нормализует обмен веществ. Мёд обладает бактерицидным и фуницидным действием.

Противопоказанием для употребления мёда может служить только индивидуальная непереносимость.

Растения, с которых пчёлы собирают нектар, называются медоносными. Таких насчитывается более 1000 видов. Нектар вырабатывают особые органы цветка - нектарники. Нектарники могут развиваться из клеток околоцветника, цветоложа, тычинок и плодолистиков. У лютика они имеют вид углублений - «медовых ямок». У барбариса на лепестках образуется по два мешковидных вздутия ярко-жёлтого цвета. (Слайд 15)           У растений, околоцветник которых изменился в шпорец, нектарник располагается внутри этого шпорца (живокость, борец). У растений семейства мальвовых и липовых нектарник образуется на внутренней стороне чашелистиков. У капустных - у основания тычиночных нитей. У Иван-чая - в углублении в виде чаши вокруг столбика пестика. Закладываются нектарники в период образования бутонов, а полного развития достигают в момент раскрытия пыльников. После опыления количество выделяемого нектара значительно уменьшается.

б) Ветроопыляемые растения.

У ветроопыляемых растений цветки мелкие, невзрачные, часто с редуцированным околоцветником, но дающие массу сухой, легкой пыльцы. Такие цветки называют анемофильными - «любящими ветер». Ольха, осина. (Слайд 16,17)

Для того чтобы пыльца попала на рыльца пестиков женских цветков, её должно быть очень много. У лещины, дуба, сосны, кукурузы, ржи, конопли (Слайд 18, 19) целые облака пыльцы взлетают вверх, подхватываются порывами ветра и разносятся во все стороны. Большая часть пыльцы не попадает на рыльце. Её сбивают капли дождя, она оседает на почву, траву, листья и кору деревьев, серовато-жёлтой пленкой покрывает лужи, пруды. Лишь очень малое её количество прилипает к рыльцам, покрытым клейкой массой. Диаметр отдельной пылинки ветроопыляемых растений не превышает нескольких тысячных долей миллиметра.

Признаки цветков ветроопыляемых растений: (Слайд 20)          

1)  цветки не имеют крупных ярких лепестков (они мешали бы переносу пыльцы ветром);

2) не имеют нектарников, большинство лишены запаха;

3) образуют много пыльцы. Пыльца легкая, так как пыльцевые зерна мелкие, сухие;                                  4) тычинки располагаются открыто, высовываясь из цветка наружу, где их обдувает ветер;

5) рыльца крупные и пушистые; как и тычинки, высовываются из цветка.

Ветроопыляемые растения растут группами, образуя заросли или рощи. Как правило, зацветают раньше, чем развернутся почки и распустятся листья.

III. Закрепление изученного. (Слайд 21)          

1) Каким образом переносится пыльца с одного цветка на другой?

2) Какие насекомые являются опылителями культурных растений?

3) Что привлекает насекомых?

4) Почему клевер опыляется только пчелами и шмелями?

5)  Чем цветки ветроопыляемых растений отличаются от насекомоопыляемых?

6)  В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром?

Домашнее задание: § 44 учебника; подготовить сообщения на темы: «Насекомоопыляемые растения», «Ветроопыляемые растения». (Слайд 22)          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"

Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен...

Опыление. Способы опыления у цветковых

Презентация к уроку биологии на тему: Опыление. Способы опыления у цветковых....

Урок биологии по теме "Цветение и опыление"

Сформировать на уроке понятие о цветении и опылении; познакомить с различными типами опыления цветков и факторами, их определяющими; раскрыть преимущество перекрестного опыления по сравнен...

урок на тему "Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм" биология – 6 класс

раскрыть значение опыления; познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений; познаком...

Тест по теме "Рост, развитие и размножение цветковых растений"

Тест составлен по материалам учебника Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. "Биология, 6 класс"....