Конспект урока – экскурсии на тему: « Зимняя фантазия» (проблемное обучение)
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Целевая аудитория: учащиеся 7 класса специальной коррекционной школы (VIII вида)  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: Познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи наблюдения, опытов, самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_7kl_zimnyaya_fantaziya.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Быстрова Елена  Ивановна, учитель естествознания школы – интерната №16

Г. Пушкин СПб 

Конспект урока – экскурсии на тему: « Зимняя фантазия»

(проблемное обучение)

Целевая аудитория: учащиеся 7 класса специальной коррекционной школы (VIII вида)  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: Познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи наблюдения, опытов, самостоятельной работы.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

  1. Закрепить у учащихся знания о взаимосвязи растений с почвой, животных с растениями,  о единстве живой и неживой природы в естественных условиях..
  2. Дать знания о свойствах снега и льда.
  3. Формировать у учащихся умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы о том, что происходит в процессе проведения экскурсии.

Коррекционно – развивающие:

  1. Активизировать познавательную деятельность.
  2. Развивать психические процессы: мышление, память, внимание, связную речь.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся умение видеть красоту родной природы зимой и беречь ее.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в подгруппе и самостоятельно.

Форма организации учебной деятельности:

Комбинированный урок – экскурсия

Методические приемы деятельности учителя:

  • Активизация умственной деятельности учащихся;
  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту Учеников;
  • задания, предполагающие самостоятельную работу;
  • задания, помогающие обогатить опыт учащихся;
  • проблемные задания;
  • познавательные задания, вопросы.

     

Методы обучения:

  • словесные ( стихи, загадки, пословицы, экологическая беседа)
  • наглядные (натуральные объекты природы);
  • практические (опыты со снегом и льдом)

Наглядность:

  • иллюстрации  для обобщающих выводов о свойствах снега и  льда;
  • дидактические таблицы о хвойных деревьях;
  • загадки в картинках.

Дидактические материалы:

  • Компас;
  • карточки с заданиями;
  • детская лопатка;
  • баночка с мыльной смесью;
  • термос с горячей водой;
  • кормушки для птиц и корм

Основные понятия урока:

  • ледяной кристалл;
  • симметрия;
  • экология;
  • хлопья;
  • иней;
  • оттепель;
  • наст;
  • снегопад.

Интеграция:

  • география;
  • физическая культура;
  • чтение.

Ожидаемый результат:

Учащиеся углубят и расширят знания о снеге(снежинках),  научатся наблюдать живую природу в естественных условиях, понимать  взаимосвязь живой и неживой природы.

       

Предварительная работа учителя:

  • Составление маршрута следования в парк;
  • ознакомление с планом местности, с отдельными элементами природы по намеченному маршруту;
  • разработка индивидуальных заданий для учащихся, обратив особое внимание на самостоятельную работу во время экскурсии.
  • наметить содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений;
  • последовательность проведения отдельных частей экскурсии;
  • установить места для коллективных и самостоятельных наблюдений, отдыха детей.

Предварительная работа учащихся:

  • Ученики заранее узнают тему экскурсии,  куда пойдут и зачем;
  • повторяют правила поведения на улице и на природе;
  • должны выучить стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о зиме;
  • должны правильно одеться в удобную одежду по сезону и в зависимости от погоды.

 Маршрут экскурсии:

            Улица  Московская;

            Улица Набережная;

            Софийский бульвар

             Колонистский пруд

            Отдельный (Нижний) парк.

Содержание урока

Действие педагога

Действие обучающихся

1.

Организационный момент

Учитель предлагает детям остановиться, и посмотреть вокруг. Затем просит прислушаться к лесной тишине, полюбоваться красотой зимнего пейзажа, а природа взамен наградит их своими волшебными силами, поднимет настроение, укрепит здоровье.

Дети осматриваются в окружающей обстановке.

2.

Вводная беседа.

Сообщение темы урока: «Зимняя фантазия»

Учитель спрашивает об ощущениях детей от зимнего леса, о наблюдениях.

Учитель говорит о том, что многие поэты, писатели, художники любили зиму и в произведениях  отображали ее красоту. Читает стихотворение C.Державина «Снег летает и сверкает…» Учитель предлагает детям вспомнить стихи  и загадки, пословицы, поговорки о зиме, выученные заранее.

 

Дети делятся впечатлениями, своими ощущениями и наблюдениями; читают стихи, загадывают загадки.

3.

Основная часть

Коллективное наблюдение

Учитель читает выдержку из прозы Ю. Куранова  «Как опускаются на сугроб снежинки?..» Затем предлагает отгадать загадки, рассказывает об образовании снежинок, Лопаткой берет снег и просит учащихся рассмотреть снежинки, обращая внимание на их форму, симметричность расположения лучей, на их красоту и неповторимость. Затем учитель раскапывает сугроб (делает лопаткой отвесный срез). Предлагает детям определить, как часто зимой были снегопады и оттепели (по чередованию плотных и рыхлых слоев). Учитель помогает подметить и осознать характерные признаки явлений, поясняет.

 Дети отгадывают загадки, рассматривают снежинки, сравнивают, находят отличия и сходство, устанавливают связь между явлениями природы и делятся своими впечатлениями о наблюдениях, отвечают на вопросы и  делают выводы.

3.1

Беседа.

Демонстрация опытов, создающих проблемную ситуацию.

Учитель рассказывает о взаимосвязях в природе, называет народные приметы о зиме, проводит опыты:

Опыт№1 «Образование кристаллов»,

Опыт№2 «Образование инея»

Дети слушают рассказ учителя, Высказывают предположения и делают вывод с помощью учителя, что пары влаги кристаллизуются на морозе.

3.2

Игра «Я знаю»

Учитель просит детей рассказать:

знаю о снеге (снежинке)… свойства снега,

 умею…, наблюдаю…, рисую…

Дети рассказывают, используя личный опыт, о том, что они знают о

снеге, о зимних развлечениях,  о наблюдениях за сосульками, за снегопадом и т, д.

4.

Физминутка

Учитель делает дыхательные упражнения, просит детей попрыгать и побегать для согревания.

Учащиеся выполняют упражнения.

5.

Самостоятельная индивидуальная деятельность детей (опытно – исследовательская).

Учитель загадывает загадки, стимулирует детей, предлагая им стать исследователями в лаборатории. Выдает карточки с заданиями каждой подгруппе.

1 группа: рассмотреть сугробы, где их намело и почему? Какие деревья остались на зиму с листьями (хвоинками)? Найдите и укажите эти деревья.

2 группа: найдите ель и сосну, чем сосна отличается от ели? Учитель оценивает выполненные задания по баллам.

Дети делятся на 2 подгруппы и выполняют самостоятельно задания, указанные в карточках. Определяют хвойные деревья по алгоритму №1:

1. по хвоинкам. 2.по коре. 3. по плодам. 4. по веткам. Отличие ели от сосны по алгоритму №2:

1. по хвоинкам

 2. по шишкам

 3. по нижним веткам.

В случае затруднения, учитель в помощь дает иллюстрации с дидактическим материалом. Дети делают вывод на основе полученной информации, используя свои знания и опыт. Представители групп докладывают о выполненной работе.

6.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Учитель просит учеников объяснить название темы экскурсии: «Зимняя фантазия»; подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания.

Учитель напоминает ,что природу необходимо беречь, заботиться об обитателях леса, и предлагает развесить принесенные кормушки для птиц.

Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями от экскурсии; развешивают кормушки и насыпают в них корм.

7.

Домашнее задание

Рассказать родителям  о том, что видели на экскурсии интересного и чем занимались.

Нарисовать зимний пейзаж или снежинки к следующему уроку.

Содержание урока

Действие педагога

Действие обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Содержание урока

Действие педагога

Действие обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Содержание урока

Действие педагога

Действие обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Содержание урока

Действие педагога

Действие обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

конспект урока изо по теме "Зимний парк".

Конспект  обобщающего урока по темам: "Парки, скверы, бульвары", "Ажурные ограды", "Фонари на улицах и в парках". На уроке дети обобщают знания по двум первым темам и продолжают знакомиться с рол...

Конспект урока английского языка в 9 классе Проблемно-диалоговое обучение Тема: «Матери и дети»

Цель урока: развитие творческих способностей, активизация процесса мышленияЗадачи урока: повторить образование степеней сравнения прилагательных, посмотреть эпизод фильма на английском языке, проанали...

План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).

В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....

Конспект урока в 9 классе с использованием проблемного метода обучения на тему« Знакомство с неофициальной лексикой. Правила составления отзыва на книгу, фильм» .

Цели урока:ознакомить учащихся c правилами составления отзыва на книгу, фильм, пьесу.ознакомить с выражениями неофициального стиля, используемого при написании отзыва.ввести новую лексику (прилагатель...

Конспект урока английского языка с применением технологии проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельно...