Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.
учебно-методический материал по биологии по теме

Власова Елена Геннадьевна

Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деятельность человека по созданию новых ценностей, имеющих общественное значение. «Самореализация» в психолого – педагогической литературе рассматривается как максимальное раскрытие творческой способности. «Творческая способность», так же, как и «творческий потенциал» - характеристики личности. Процесс развития творческого потенциала, раскрытия творческих возможностей учащихся требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо на протяжении всего обучения в школе создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на полученных, добытых самостоятельно и усвоенных знаниях. На это и ориентирует программа предмета внеучебная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

ТЕМА  ОПЫТА

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

(на примере внеучебной деятельности).

АВТОР  ОПЫТА

Власова Елена Геннадьевна, учитель биологии

МЕСТО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЫТА

404033  Волгоградская область

             Николаевский район

             МКОУ «СОШ №2»

             Г.Николаевска

НОВИЗНА ОПЫТА

Эвристический

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЫТА

с 2008года

Опыт представлен предлагаемым описанием и следующими приложениям

I. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деятельность человека по созданию новых ценностей, имеющих общественное значение. «Самореализация» в психолого – педагогической литературе рассматривается как максимальное раскрытие творческой способности. «Творческая способность», так же, как и «творческий потенциал» - характеристики личности. Процесс развития творческого потенциала, раскрытия творческих возможностей учащихся требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо на протяжении всего обучения в школе создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на полученных, добытых самостоятельно и усвоенных знаниях. На это и ориентирует программа предмета внеучебная деятельность. Считаю, что преимущественная и исключительная особенность образовательной области «Биология» заключается в том, что, во-первых, она охватывает весь процесс обучения в школе с 1 по 11 класс, а во-вторых, это образовательная область, где наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится предметно – практической созидательной деятельности учащихся.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

Выбор моей темы самообразования не случаен.

Став учителем, я столкнулась с рядом проблем. Большая часть учащихся оказалась не способной анализировать, обобщать и делать самостоятельно выводы. Количество приобретённого знания не переходит в качество.

Ученики не умеют применять полученные знания в проблемных ситуациях. Классно – урочная предметная форма образования ориентирована на запоминание большого количества знаний и их воспроизведение (репродуктивная), имеет односложную систему оценивания и поэтому ученики не способны мыслить творчески, оригинально, аналитически.  Чтобы этому учеников  научить, надо не просто изменить урочные позиции учителя и ученика, не только уйти от предметности обучения, надо перейти к разнообразным творческим работам по выбору и проектам. Над учителем «висит» количественный контроль образования, который  заключается в «стандартах», учебном плане и отметках за выполненную работу. Это и мешает раскрыть творческий потенциал школьника и самого педагога. Анализ практики в направлении как формируется творческая деятельность учащихся, за счёт каких занятий и заданий, у кого именно, показал, что традиционное школьное обучение не ставит задачи обеспечить творческую деятельность ребёнка. Наш опыт предлагает конкретное решение данной задачи, показывая, как проектная деятельность учащихся влияет на развитие креативных способностей старшеклассников

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

Проектная деятельность учащихся по предмету «Ьиология», способствует раскрытию и развитию их творческого потенциала и помогает им стать успешными в современной жизни.

 

3. ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ОПЫТЕ

Данный опыт направлен на решение следующих задач:

1. Достичь устойчивого интереса к предмету «Биология» через включение учащихся в проектную деятельность;

2. Формирование знаний, а на их основе практических умений учащихся, направленных на развитие творческих способностей, необходимых для выполнения проектных работ.

3. Создание банка данных  «Моя проектная деятельность»

(диагностики, тематика занятий, разработки занятий, проекты).

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

 1. Вовлечение учащихся в разнообразные внеучебные занятия: кружки, факультативы, курсы по выборам, спецкурсы ,  выставки, заседания клуба  «Эйкос» или  «Юный эколог» и т. д.

2. Использование разнообразных форм и методов организации внеурочной  деятельности, способствующих активизации познавательной деятельности и творческой инициативы учащихся.

Круглый стол «Природный материал: мастерство и фантазия»; пресс – конференция «Отходы в доходы»; занятие – презентация «Рациональное питание»; вечер вопросов и ответов «Жить ддраво – это здорово»; брейн – ринг «Чтобы жить»; просмотр и обсуждение видеофрагментов «Особенности растений тропиков», «Животные пустыни»; диагностика по выявлению творческой активности учащихся; инструкционные карты, схемы, вопросники, таблицы, памятки; слайд – лекции, занятия с видеоподдержкой. Различные приёмы педагогической деятельности: алгоритм, инструкция, упражнения, работа по образцу, беседа, рассказ, проблемные задачи и вопросы, приёмы стимулирования, приёмы оценивания и контроля.

II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

  1. «Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощённое повторение уже созданного наукой – суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников»

«Школа и производство», 2002, №1.   Переверзев Л. Б.

Начав преподавать свой предмет, я столкнулась с проблемой:

 какое место отводится  биологии в списке школьных предметов? 

Школьный рейтинг показал, что далеко не первое. А как сделать так, чтобы предельно загруженные учащиеся с удовольствием шли на мои уроки и выполняли свои задания с интересом и творчески?  

Перевести свой предмет из разряда второстепенных -  в число любимых.  

Как будущий психолог знаю, что креативность -  способность к творческому выполнению любой деятельности, не является исключительным врождённым даром. Каждый человек в той или иной мере обладает творческим потенциалом, который поддаётся развитию.

Зачем в школе обучать творчеству и развивать творчество?

Каждый ученик в будущем хозяин в доме, семье, селе, государстве

и т.д., и должен знать и уметь очень многое. Но школа не может физически дать всё, а может выделить только алгоритм, технологию изготовления, анализа, поиска и выбора решения. И только творческая личность может справиться с такой задачей. Поэтому, в работе по данной теме ставлю перед собой следующие приоритеты – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование у них эстетического мировоззрения и технологической культуры, способности к самовыражению и самоопределению; воспитание ребёнка с акцентом на развитие его природных задатков, возможностей и способностей. То есть: творческое развитие учащихся есть требование времени, позволяющее успешно выстроить жизненную траекторию каждой личности.

Проблема развития творческой деятельности учащихся можно считать на современном этапе одной из важных проблем в образовательной области «Биологии». Специфика внеучебной деятельности позволяет учителю успешно развивать творческую деятельность обучающихся методом проектирования. Проектная деятельность, с одной стороны, не возможна без наличия у школьников определённого уровня природных задатков. С другой стороны, проектная деятельность является эффективным педагогическим средством развития творческой активности обучающихся. В своей практике я использую средства развития творческой активности, методы её диагностики. Диагностика  творческой деятельности может опираться на выделенные педагогами – исследователями её основные компоненты: деятельностно – практический   и эмоционально – волевой. На основании этих структурных компонентов можно выделить критерии её сформированности и определить соответствующие показатели, которые учитель может наблюдать, фиксировать и оценивать.  (Приложение №1) 

С помощью этой таблицы можно оценить уровень проявления показателей творческой активности, использую такую шкалу:

0 – проявляется очень слабо;

1 – недостаточно выражен компонент;

2 – проявляется часто и достаточно выражен;

3 – проявляется всегда, ярко выражен.

Затем подсчитать средний балл по каждому компоненту. Диагностика сформированности творческой активности позволяет организовать целенаправленную работу с учащимися по её развитию во внеурочной деятельности.

С учащимися в начале обучения провожу диагностику уровня творческой активности, чтобы определить уровень развития творческих способностей.  (Приложение №2)

Это позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Учащиеся с низким уровнем творческой активности могут выбирать из меньшего количества идей и изготавливать менее сложные изделия. Они могут сами планировать для себя конечный результат. Для более сильных учеников проектная деятельность может усложняться за счёт углубления материала и выполнения заданий, для которых допускаются несколько правильных решений. Используя методы проектного обучения важно знать возможности каждого ученика, уметь подвести его к принятию собственного решения.

Развитие творческой активности зависит от позиции и стиля работы педагога, способствующего самореализации и самовыражению участников проектной деятельности.

По нашему убеждению, проектная форма обучения преобразует содержание, способы, среду образования, меняет деятельность ученика и учителя. Цель школы – это не сумма знаний, а способность учиться и действовать самостоятельно. Поэтому важно наличие у учеников таких качеств как инициатива, выбор, заинтересованность, творческая самореализация.

Преимущество проектного обучения в образовательной области «Биология» в том, что проект – практико–ориентированная работа, интегративного, межпредметного, творческого содержания. В этой деятельности ученик решает учебные задачи прикладного характера с новым содержанием и смыслом.

При разработке тематического планирования в учебной   и внеучебной деятельности использую объяснение о  проектной технологии по нарастающей. В планировании уделяю внимание применению учебно – познавательных задач, чтобы

развить творческое воображение, умение конструировать. Иногда, возможно единое задание для разной группы учащихся, так как оно создаёт условия для устойчивой мотивации и обеспечивает конкурентоспособность проектов. Элемент неопределённости стимулирует творческую активность. Проект

 «Предложите проект озеленения школьной рекреации, используя соответственно подходящие для этой цели растения».

Урочная и внеурочная деятельность по предмету биология тесно переплетаются между собой.  

Работы педагогов – новаторов показывают, что в любой творческой деятельности человека можно выделить определённые закономерности и этапы. Основным алгоритмом выполнения проектной деятельности по технологии является алгоритм, предложенный и сформулированный В.Д. Симоненко. При выполнении проекта здесь существует  4  основных этапа: организационный, конструкционный, технологический и презентационный.

При использовании метода проектов меняется роль учителя, причём на разных этапах по – разному.

При создании условий для развития творческой деятельности большое внимание уделяю созданию благоприятного микроклимата на занятиях, создаю атмосферу эмоционального подъёма, чтобы дать выход творческой энергии учащихся. В результате такого взаимодействия у учащихся появляется мотивация к последующей работе, формируется продуктивный подход к разрешению задачи, снимается страх перед неправильным высказыванием или решением (так как даже ошибка в решении не влечёт за собой отрицательной оценки) и закрепляются доверительные отношения с учителем, который поощряет к нестандартному, оригинальному мышлению.

Развиваю творческую деятельность учащихся также через беседы

эвристического характера. При работе над проблемными заданиями:

«Разработайте способы очистки водного бассейна для малышей» , «Энергетика и экология», «Хочу дыщать чистым воздухом!».

В системе провожу тематические познавательные мероприятия. Это позволяет формировать устойчивый интерес к предмету   и развивать творческий потенциал учащихся.

Во время проведения предметной недели в каждом классе проходят тематические вечера, активно применяю волонтёрство для пропаганды знаний  и информирования учащихся.

Проектное обучение с  использованием компьютера.

Итак, на уроках биологии возможно использование  ИКТ:

Презентации на уроках изучения нового материала;

Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе  изучения нового материала;

     Проведение практических работ.

     При подготовке учащихся  к ЕГЭ;

Подготовка  разноуровневых контрольных работ, тестов.

   Выполнение  наглядного материала при оформлении класса.

       Онлайн уроки.

Однако многое можно сделать своими руками, например, я предлагаю использовать постеры (от англ. poster  – большого размера объявления, картинка или фотография, напечатанные на бумажном носителе). Это может быть наглядный материал для урока, пейзаж, натюрморт, жанровая сцена и т. д. Поскольку большинство учащихся не обладают большими художественными способностями, то я предлагаю им выполнить такое задание, чтобы облегчить свою работу. В данном случае можно наглядно проследить, как внеурочная деятельность плавно вытекает из урочной.

Более подготовленным и сильным учащимся  11 класса при изучении темы «Загрязнения атмосферы», «Загрязнения гидросферы», «Глобальные проблемы человечества» предлагаю выполнить проектную работу - выборочно изготовить постеры, обработав собственные рисунки, фотографии, картинки из иллюстрированных журналов и книг.

Чтобы закрепить умение самостоятельной работы, использую на уроках и во внеурочной деятельности технологические карты

(готовые, либо те, которые составляют сами учащиеся). При самостоятельном составлении технологических карт, учащиеся учатся выбирать наиболее оптимальные способы выполнения технологических операций, их рациональную последовательность. Я предлагаю учащимся технологическую карту, состоящую из трёх основных разделов

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

На протяжении пяти лет я использовала эти и другие приёмы активизации творческой деятельности школьников, которые применяла на разных этапах обучения, старалась согласовывать с тематикой разделов изучаемого курса. Я заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, что уже свидетельствует об умении переносить полученные теоретические знания в самые разнообразные ситуации.По моему предмету нет неуспевающих учащихся.  Из года в год, увеличивается количество хорошистов, что подтверждает гистограмма успеваемости и качества знаний за последние 3 года. Количество учащихся, избирающих биологию экзаменом по выбору при итоговой аттестации, увеличилось учащихся . Качество знаний учащихся по итогам сдачи экзаменов  выросло. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Улучшился и общий психологический климат на уроке: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

Ребята с  удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном, областном уровне и часто занимают при этом призовые места,

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в районном

конкурсе проектных работ по технологии и становятся призёрами и лауреатами конкурса.

Для учеников нашей школы создан банк проектов по предмету «Биология» с целью популяризации предмета и создания ситуации успеха у учащихся, что приводит к развитию творческой инициативы и конкурентоспособности проектов.

В результате занятий учащиеся научились ставить цель, выдвигать гипотезы по решению задачи, определять содержание работы.

Таким образом, широко используя различные приёмы активизации творческой деятельности и применяя их во  внеурочном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании.Технологическое творчество стало доступно практически всем учащимся.

ΙΙΙ. Сведения об условиях эффективного использования опыта.

  1. Теоретические основы опыта.

В основе разработки и внедрения данного опыта в практику педагогической деятельности я опираюсь на теорию личностно – ориентированного обучения.  В соответствии с теорией ЛОО в процессе работы ориентируюсь на свойства личности, её формирование, её развитие в соответствии с природными способностями. В отечественной дидактике  хорошо разработан метод проектов доктором педагогических наук, профессором Е. С.  

Технологическое образование ориентировано на компетентностный подход, так как вырабатывает у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией; учит размышлять, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения; формирует умения  работать в команде, выполняя разные социальные роли. Именно на это ориентирован метод проектов. В этом смысле внеучебная деятельность по биологии позволяет учителю создавать условия для самореализации школьнику с любыми способностями.

Условия эффективного применения:А) особенности учащихся, на которых ориентирован этот опыт: опыт применим как к учащимся, имеющим определённые творческие задатки, так и к учащимся  с низким уровнем творческой активности. Более результативен опыт при использовании в средней и старшей возрастной группе.Б) предметно – развивающие среды:  данный опыт не требует наличия специального учебного оборудования или оснащения, но для более быстрой и доступной работы желательно иметь в качестве программного обеспечения различные схемы, алгоритмы работы, вопросники, описания особенностей выполнения различных техник и операций. В) особенности педагога: для педагога необходима дополнительная подготовка в плане владения  различными технологическими операциями. Важно, чтобы учитель имел представление о креативной деятельности, ориентировался в особенностях проектной методики обучения, являлся заинтересованной личностью, способной увлечь за собой учащихся. Учитель перестаёт быть предметником, а выступает в роли разностороннего консультанта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы

Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

Обобщение педагогического опыта Занятия спортивным туризмом, как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников

Обобщение педагогического опыта работы учителя по физической культуре, где раскрыта актуальность, преспективность, ведущая педагогическая идея пименения спортивного туризма в урочной и внеурочной рабо...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества. Основные требования к использованию метода проектов....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

Обобщение педагогического опыта работы "Решение занимательных задач – один из путей активизации творческой деятельности учащихся"

«Основная задача обучения математики в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности к...

Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.

Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться....

«Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»

В работе представлена система преподавания с использованием технолонии исследовательской деятельности. Считаю целесообразным  применение исследовательской  технологии, которая способствует б...