ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
статья по биологии по теме

Пономарёва Татьяна Михайловна

Материал раскрывает вопросы использование  метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ponomaryovoy.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

Пономарёва Татьяна Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа№4»

«Надо учить не содержанию науки ,

а деятельности по ее усвоению»

В.Г.Белинский

Сегодня в лексикон учителя все больше входит понятие «метапредмет», «метапредметные связи и обучение». Каждый современный учитель идет в ногу со временем, а метопредметный подход- это подход новых образовательных стандартов.

Биология это та учебная дисциплина, которая является одной из ведущих в естественнонаучном направлении. Биология тесно взаимосвязана с химией (химические реакции клетки), физикой (давление в теле), географией (расы и районы распространения) и т.д. Организация среды обитания человека роднят биологию с гуманитарными  науками: историей и обществознанием, философией и диалектикой, социологией и этнографией .

Использование в биологии знаний и умений наук естественнонаучного цикла создают условия для развития предметных, а главное метепредметных связей, результаты освоения которых, является основным фундаментом новых Федеральных образовательных стандартов обучения школьников.

Я, стараюсь выявить основные межпредметные связи и взаимодействие биологии с другими дисциплинами, что позволяет обеспечить формирование положительных метапредметных результатов на основе лабораторных работ по биологии.

Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  2.  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  3. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  4. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  5. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др.[1]

Введение метапредметного подхода не означает ненадобность предметного подхода в образовании. Необходимо только перестроить подачу предметного материала. Никто не говорит о том, что необходимо соединить пение и технологию, а осваиваться знания будут за счет освоения универсальных принципов. 

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. С этим сталкивались многие учителя. Ученик уходит после звонка  на  другой урок, и мы практически о нем забываем до следующего урока с ним. И подчас имеем слабое представление о том, как  там дальше будет проходить его  развитие. Мы не задумываемся, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Для нас главное хорошо знать свой предмет, его тонкости. При этом мы очень слабо ориентируемся в других дисциплинах, если с ними сталкиваемся. Особо тяжело нам даются такие «переходы» между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами. Мы, учителя, часто не задумываемся на развитие каких способностей направлены наши усилия. Решение этих проблем требует введение метапредметного подхода.

Метопредметы- это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание метаспособы, метадеятельность.[2]

Метопредметный подход я, как учитель пытаюсь использовать на уроках и в частности при проведении лабораторных и практических работ. В результате лабораторных работ происходит овладение целой системой базовых знаний, навыками лабораторной работы, формирование понятийного аппарата.

В ходе проведения лабораторных работ я стараюсь расширить область распространения знаний биологии. Уже  в 5 классе при проведении практической работы учащиеся знакомятся с лабораторным оборудование и признаками химических реакций, эти знания им пригодятся как на последующих уроках природоведения, так и на уроках химии. Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» наглядно показывают действие химических реакций, учит превращению веществ. Наблюдая суточное движение звезд и погоду, учащиеся приобретают знания по географии и осваивают метод наблюдения.

Лабораторная работа  «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» в 8 классе и «Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи» в 5 классе пересекаются с медициной. Лабораторная работа    «Решение генетических задач и составление родословных» и   « Построение вариационной кривой (размеры листьев растений)» показывают связь биологии с математикой, учат логике, сопоставлению.

И все-таки что же является результатом метапредметного обучения? Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания. Более того. Оно формирует представление об учебном предмете не как о закрытой дисциплине, в которой всем все известно, а как о науке развивающейся.[3]

Определив результат мы можем вывести главные особенности метапредметов:

1.Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы;

2. Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания;

3. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей;

4. Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.[3]

Особенность метапредметного занятия

1.Это интегрированное занятие;

2.Деятельность учащихся организуется не с целью передачи знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием;

3.Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи. Проблемы и т. Д.;

4.Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель дает ему решение задачи этого типа. Но из химии или физики;

5.Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

В выполнение лабораторных работ по биологии можно и нужно использовать традиционные подходы вобравшие в себя лучшие дидактические традиции, так и метапредметный подход , открывающий новые перспективы развития.

Литература

  1. http://standart.edu.ru/
  2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г.
  3. http://krylowaew.ucoz.ru/publ/metapredmetnyj_podkhod_chto_ehto_takoe_perekhodim_ot_teorii_k_praktike/1-1-0-7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)

Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....

Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии

Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии.     Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....

Статья "Особенности проведения лабораторных работ по биологии для 5-7 классов в школе"

Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью обучающего процесса по предмету биология, что подтверждает федеральный государственный стандарт. Такой тип работы имеет ряд особенностей в реализации....

Организация практико-ориентированной деятельности при проведении лабораторных работ по биологии.

Лабораторные работы являются важной частью  формирования универсальных учебных действий учащихся и именно на таких занятиях необходимо применять практико-ориентированные задания.В процессе выполн...