Организация практико-ориентированной деятельности при проведении лабораторных работ по биологии.
статья по биологии

Кузьмина Ольга Владимировна

Лабораторные работы являются важной частью  формирования универсальных учебных действий учащихся и именно на таких занятиях необходимо применять практико-ориентированные задания.

В процессе выполнения  лабораторных  работ внимание направлено на:

  • обобщение и систематизацию, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам .
  • формирование умений применять полученные знания на практике;
  • развитие общих компетенций;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_praktiko.docx118.26 КБ

Предварительный просмотр:

Организация практико-ориентированной деятельности при проведении лабораторных  работ по биологии.

В основе успешности обучения лежит включение ученика в учебную деятельность и неразрывная связь обучения с жизнью. На уроках биологии нельзя обойтись без практических примеров из жизни, которые позволяют перенести абстрактные факты в реальную действительность. Задача учителя – показать, как глубоко связана биология с жизнью человека, как можно, имея даже минимальный запас знаний, облегчить решение многих проблем. Современная концепция образования рассматривает прикладную направленность как важное требование обновления содержания.

Эта концепция нашла отражение в технологии практико-ориентированного обучения.

Практико-ориентированная технология – это технология, результатом которой является овладение учащимися определенным набором способов деятельности. Основные цели практико-ориентированного обучения – подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности. Практико-ориентированной является задача, направленная на развитие ключевых компетенций учащегося и выявление биологической сущности объектов природы, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности. Данное определение технологии практико-ориентированного обучения позволило разработать методические требования, предъявляемые к задачам:

– содержание задачи должно опираться на программу соответствующего класса; искомые и заданные величины (если они указаны) должны быть реальными;

– задача должна нести познавательную нагрузку;

– содержание и результат решения задачи должны демонстрировать применение биологических  знаний в различных сферах деятельности человека.

Использование практико-ориентированных задач направлено на развитие ключевых компетентностей обучающихся.

Лабораторные работы являются важной частью  формирования универсальных учебных действий учащихся и именно на таких занятиях необходимо применять практико-ориентированные задания.

В процессе выполнения  лабораторных  работ внимание направлено на:

  • обобщение и систематизацию, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам .
  • формирование умений применять полученные знания на практике;
  • развитие общих компетенций;

На лаборатоных работах учащиеся   овладевают первоначальными практическими  умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются, обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность их использования на практике, развиваются интеллектуальные умения.

С целью формирования творческого отношения применяю так же проблемно-развивающие технологии, которые повышают уровень заинтересованности  учащихся использую такие активные методы обучения, как анализ ситуаций, решение ситуационных задач.

Использование практико-ориентированных  заданий способствует прогнозированию ситуаций, отработке умения применять теоретические знания на практике.

Тема урока: «Брюхоногие и двустворчатые моллюски». На данном уроке осуществляется выполнение практической работы через программу виртуального эксперимента с помощью электронного образовательного ресурса «Приложение к учебнику «Биология, 7 класс» (под ред. Пасечника В.В.)». Данное приложение содержит около двадцати виртуальных лабораторных работ, имеющих четкий алгоритм выполнения задания, имитирующих работу с лабораторным инструментарием, позволяющих провести наблюдение за натуральными объектами. Лабораторная работа «Изучение образа жизни, внешнего строение и передвижения моллюсков» содержит в себе два задания: 1) рассмотрев три видеофрагмента, заполнить таблицу «Среда обитания и способ передвижения моллюсков»; 2) предлагается с помощью виртуальной лупы рассмотреть объект, отметить характеристики внешнего строения (окраска, размер, количество завитков), определить систематическое положение.)

Планируемые результаты .

Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

Метапредметные: Познавательные УУД: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение наблюдать, делать выводы; умение работать с разными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования, информационнокоммуникационных технологий.

Предметные: выделять существенные признаки биологических объектов (организмов животных) и процессов, характерных для живых организмов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты.

 Практико-ориентированная направленность: пример иллюстрирует то, как информационные технологии могут обеспечить изучение натуральных объектов, позволяют провести наблюдение за объектами исследования, что восполняет дефицит натуральных объектов в условиях образовательного учреждения

Предлагаю несколько примеров заданий используемых на лабораторных работах.

 « Клеточное строение организмов» Лабораторная работа № 1 « Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

 В инструкции к лабораторной работе перепутан порядок действий. Восстановите последовательность хода  работы и запишите правильный порядок пунктов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Как работать с микроскопом

Цель: изучить приёмы работы с микроскопом.

Оборудование: а) микроскоп, б) салфетки, в) готовый микропрепарат, г) тетрадь, д) учебник.

Ход работы

1)Открыть диафрагму.

2)Определить увеличение окуляра и объектива микроскопа.

3) Установить микроскоп в удобное положение перед собой на расстояние ширины ладони от края парты.

4)Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до предметного столика было не более 1 см.

5)Чистой салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный футляр.

6)Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.

7)Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта

8)Глядя в окуляр, поворачивать зеркало, чтобы  добиться равномерного максимального освещения поля зрения.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло

2)рассмотрите препарат с помощью лупы

3)протрите салфеткой предметное и покровное стёкла

4)разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом

5)пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло

Учащиеся  должны использовать знания в новых условиях

Л.Р.№8 «Действие  ферментов слюны

на крахмал»

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по изучению действия ферментов слюны на крахмал. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)в две пробирки добавьте по 1 мл слюны, а в третью – столько же воды

2)пометьте пробирки и налейте в каждую по 2–3 мл клейстера

3)сделайте вывод

4)через 10 мин. во все пробирки добавьте по две капли йодного раствора

5)возьмите три чистые пробирки

6)первую пробирку поместите на лёд, а вторую и третью – в тёплую воду

 « Значение листа в жизни растений»

Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2)опустите лист хлорофитума в раствор йода

3)прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4)расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5)прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

Практическая работа « Пульс и движение крови»

Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

2)приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

3)освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4)после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

5)подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

6)слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

 « Внешнее строение листа»

Рассмотрите фотографию листа берёзы. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-17-1391504025/repr-0.jpg

А. Тип листа

 

Б. Жилкование листа

1) черешковый

2) сидячий

 

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

В. Форма листа

1) перисто-лопастный

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-1-1391504025/repr-0.gif

2) перисто-раздельный

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-2-1391504025/repr-0.gif

3) перисто-рассечённый

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-3-1391504025/repr-0.gif

4) цельный

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-4-1391504025/repr-0.gif

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее

широкой части

Длина превышает ширину в 1,5–2 раза.

1) яйцевидный

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-5-1391504025/repr-0.gif

2) овальный

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-6-1391504025/repr-0.gif

3) обратно-яйцевидный

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-7-1391504025/repr-0.gif

Длина превышает ширину в 3–4 раза.

1) ланцетный

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-8-1391504025/repr-0.gif

2) продолговатый

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-9-1391504025/repr-0.gif

3) обратно-ланцетный

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-10-1391504025/repr-0.gif

Д. Форма края листа

1) цельнокрайный http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-11-1391504025/repr-0.gif

2) волнистый

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-12-1391504025/repr-0.gif

3) пильчатый

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-13-1391504025/repr-0.gif

4) двояко-пильчатый

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-14-1391504025/repr-0.gif

5) лопастной

http://opengia.ru/resources/002131e1e560e311af61001fc68344c9-BIO2012VII9B502-copy1--002131e1e560e311af61001fc68344c9-15-1391504025/repr-0.gif

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Биология 8 класс

Лабораторная работа « Клетки ткани под микроскопом»

Какая ткань изображена на рисунке?

http://opengia.ru/resources/0B4B9C5E2311937F4A2E70450C75CE8C-G12A908-0B4B9C5E2311937F4A2E70450C75CE8C-2-1331652768/repr-0.jpg

1)эпителиальная

2)мышечная

3)нервная

4)соединительная

Самостоятельная работа с рисунками научит детей брать информацию не только  с изображенного рисунка, но поможет научиться работать с графиками и таблицами.

 « Строение  плодовых тел шляпочных грибов»

Рассмотрите рисунок гриба. Какой цифрой на нем обозначено плодовое тело?

http://opengia.ru/resources/21676BD347C6B9E74E7F91B8C013986D-GIABIORep2011var4A3-21676BD347C6B9E74E7F91B8C013986D-2-1396507553/repr-0.jpg

1)1

2)2

3)3

4)4

Лабораторная работа « Строение костной ткани под микроскопом»

Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СТРОЕНИЕ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ

Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном скелет (А). Тело трубчатой кости состоит из (Б). В головке кости оно переходит в (В), состоящее из перемычек, образующих ячейки, в которых находится (Г), выполняющий кроветворную функцию.

1)губчатое вещество

2)надкостница

3)компактное вещество

4)жёлтый костный мозг

5)грудная клетка

6)свободная верхняя конечность

7)хрящ

8)красный костный мозг

Использование практико-ориентированных задач всегда направлено на достижение результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применяемых в разных видах деятельности. Практико-ориентированные задачи открывают широкие возможности для развития творческого потенциала личности, способствуют формированию навыков решения реальных практических проблем и функциональных умений, овладения биологической  компетентностью.

Практико-ориентированные задачи, реализуемые в учебном процессе , направлены на формирование общих и предметных компетенций обучающихся: формируемые умения и навыки:

  • общеучебные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе и быту; устанавливать причинно-следственные связи; выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (схемы); создавать собственный интеллектуальный продукт; работать с различными источниками информации, в т. ч. Интернетом; обрабатывать текстовую информацию.

Используемая литература

  1. Г. М. Муртазин, Москва, “Просвещение”, 1989 г. “Активные формы и методы обучения биологии”

      2.З. С. Марагаева, « Практико-ориентированный подход в обучении»

3. Зацепина Г.Д «Технология выполнения практических работ на основе практико-ориентированного подхода»

4. https://multiurok.ru/files/laboratorno-prakticheskie-zaniatiia-kak-sredstvo-f.html

5. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6985/2/03Protasov.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».

Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....

Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися

Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации  исследовательской деятельности с учащимися  1-11 классов...

Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики

Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к реш...

Презентация Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики

Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.Цель этих задач &ndash...

Отчет о работе академической площадки АСОУ МБОУ СОШ №10 г.о. Королев по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обучения биологии» 2019 – 2020 гг.

Отчет о работе академической площадки АСОУ МБОУ СОШ №10 г.о. Королев по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обу...

Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы в образовательных организациях различного типа.

Использование метода проектной технологии для формирования профессионального   самоопределения, повышения социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда учащихся с ОВЗ....