Организация практико-ориентированной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ
методическая разработка по обж (5 класс)

Мавричева Ольга Викторовна

Урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ

Урок обобщения и систематизации знаний

Алгоритм урока:

  • подготовка обучающихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;
  • обеспечение обучающихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;
  • обобщение единичных знаний в систему (самими обучающимися);
  • подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Раздел -  «Основы комплексной безопасности»

Тема урока – «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнём»

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока – освоение учащимися компетенций по теме «Пожарная безопасность» в их системе.

Задачи урока:

  • обучающие: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по изучаемой теме, обобщить материал как систему знаний,закрепить знания детей по безопасному поведению и действиям в условиях пожара;
  • развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности; развивать умения анализировать различные ситуации и самостоятельно принимать решение, навыки осторожного обращения с огнем, творчество учащихся; расширение кругозора учащихся;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью,  уважительное отношение к партнёру по учебной деятельности, культуру безопасного и ответственного поведения,  умение работать, думать в коллективе.

Оборудование: мультимедийное обеспечение, компьютер, презентация,  буклеты (на каждого ребенка), карточки с цифрами, смайлики (на каждого ребенка), карта настроения (на каждого ребенка), фломастеры (маркеры) – на каждую группу по 2 экз., листы формата А4 – 7 шт.

ПЛАН УРОКА

1. Вступительное слово – 2 мин.

        - Я попрошу каждого из вас взять карточку с цифрой. Каждой цифре соответствует номер парты. Например, если вы вытащили цифру один, значит, вам нужно занять место за партой под номером 1.

2. Организационный момент- 2 мин.

 - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, поэтому и парты поставлены не как обычно. Мы будем работать командами. В каждой команде по 4 человека. Команд получилось 7.

- Обратите внимание на таблицу, которая на доске. В таблице отмечены семь команд. Каждой команде за правильные ответы будут начисляться баллы в виде плюсов. Ниже – ещё один критерий – дисциплина. За шум в кабинете, выкрики с места команды будут штрафоваться. И штрафные баллы будут представлять собой минусы. В конце нашей работы мы подведем итог – подсчитаем все минусы и плюсы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, считается победителем и соответственно получает положительные оценки.

- Отмечаю отсутствующих детей.

3. Рефлексия эмоционального состояния обучающихся в начале урока – 1 мин.

        - На каждой парте лежит смайлик. Смайликов -  по количеству человек за партой, т.е. 4. Я попрошу каждого из вас взять смайлик и «нарисовать» настроение, т.е. ваше внутреннее состояние в данный момент.

        Если у вас хорошее настроение – УЛЫБКА.

        Если обычное настроение – ПОЛОСКА

        Если вам грустно, скучно – НАРИСОВАТЬ ОПУЩЕННЫЕ УГОЛКИ ГУБ.

- Поделитесь своим настроением! Прекрасно, у всех  хорошее настроение, начинаем урок!

        

4. Актуализация опорных знаний – 5 мин.

- На прошлом уроке мы говорили о ЧС техногенного характера. Называли их виды, причины и последствия. Внимательно прослушайте музыкальный фрагмент. Звучит песня из мультфильма “Кошкин дом” (диск с песней).

– Скажите, дети, откуда эта песня? (“Кошкин дом”).

 – Ребята, а о каком опасном событии вы услышали? (пожар дома).

– А почему у кошки начался пожар? (т.к. гости развеселились и стали невнимательными, уголёк выскочил и разгорелся…).

- Пожар относится к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Как вы догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о пожарах.

- Запишем тему урока – «УТРОМ, ВЕЧЕРОМ И ДНЕМ ОСТОРОЖЕН БУДЬ С ОГНЁМ».

- Мы сегодня с вами закрепим и подытожим знания, умения и навыки по правилам пожарной безопасности.

- Итогом урока будет издание персонального буклета на тему «Детям о правилах пожарной безопасности» для младших школьников (может быть, для ваших братьев и сестёр).

- Буклет – это печатное издание на одном листе, складывающимся тетрадкой или ширмочкой.

- В своем буклете каждый из вас отразит ту информацию, которую он получит на уроке. Записи и рисунки в буклете можно делать фломастерами или карандашами разного цвета, чтобы получилось красочно, не скучно.

- Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.  Нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, может привести к беде.

– А что мы можем сделать, чтобы не было пожара? (предупредить пожар, знать и соблюдать правила пожарной безопасности).

5. Закрепление и обобщение материала – 33 мин.

- Давайте вспомним правила пожарной безопасности (как себя нужно вести, чтобы не допустить пожара в квартире).

- Молодцы!

- Команды разгадывают ребусы. А сейчас я каждой команде предлагаю отгадать ребусы. Ребус – это загадка, отгадка на которую зашифрована в цифрах, буквах, рисунках и т.п. Представленные ребусы содержат зашифрованные слова по теме «ПОЖАР». Обратите на них внимание! Команда, которая первой угадает ответ, поднимает руку. Внимание на экран!

В ребусах  - КОСТЕР, ОГОНЬ, СВЕЧА, ПОЖАР, ДЫМ, СПИЧКИ.

- Молодцы! Справились с заданием! А сейчас давайте перечислим все слова – отгадки из ребусов и запишем их в ваш буклет напротив цифры 1. Время – 30 сек. Записываем! Проверим! Должно получиться 6 слов. Группа, которая вспомнила 6 слов, получает балл.

- Буклеты отложили на край стола.

- Следующее задание. Каждой команде предлагается одинаковый набор пословиц, разрезанных на две части. Первая часть – начало пословицы, вторая часть – её окончание. Начало пословицы выделено заглавной буквой жирным шрифтом. Вам необходимо найти продолжение известной русской пословицы. Кто быстрее правильно сложит пословицы? Поднимаем руку. Остальные проверяют, исправляют, дополняют ответ.

Вода и огонь – хорошие слуги…

…беду отводи до удара.

Огонь маслом заливать…

…большой пожар бывает.

Искру туши до пожара…

…охватит – не выплывешь.

Кто огня не бережётся…

…но и страшные господа.

От маленькой искры…

…тот скоро обожжётся.

Огонь – не вода…

…лишь огня добавлять.

- Молодцы! Вы правильно сопоставили начало и конец пословиц. Все пословицы отгаданы. А сейчас любую пословицу на ваше усмотрение запишем в буклет напротив цифры 2! Время – 30 сек. Записываем!

- Проверим, что вы записали. – По одной пословице от каждой команды (не оцениваем).

- Буклеты отложили на край стола.

- Следующий этап работы не менее важен. Вам будут предложены различные ситуации и  варианты ответа к ним. У вас на парте в каждой команде находятся сигнальные карточки с номерами от 1 до 3. Необходимо быстро поднять карточку с номером  правильного ответа. Кто быстрее примет правильное решение в опасной ситуации, тот получает балл. Внимание! Старайтесь правила поведения в каждой ситуации запомнить! (ПОСЛЕДНЯЯ СИТУАЦИЯ – ПОЖАРНЫМ НЕОБХОДИМО СООБЩИТЬ)

- А сейчас мы с вами посмотрим короткий видеофрагмент, перекликающийся с теми ситуациями, которые мы только что разобрали. ДЕТИ СМОТРЯТ.

- Возьмите ручки и запишите в буклет напротив цифры 3 все, что нужно знать о пожаре в квартире, опираясь на видеоролик и ситуации, которые проговорили ранее.

- В помощь вам -  материал на экране. (ЗАПОМНИ!). Проверим, исправим неточности. Кто готов?

- Далее я вам предлагаю поработать с текстом. Представьте, что вы являетесь разработчиками инструкции по ПБ. Перед вами текст из 26 предложений. Вам необходимо прочитать и исключить из текста те предложения, в которых содержится информация, не соответствующая правилам пожарной безопасности. Номера предложений, не соответствующих правилам пожарной безопасности, посовещавшись, выпишите на лист формата А4. Найдите текст  у себя на парте.  Прочитайте задание и ответьте на вопросы. У вас есть три минуты. Работаем!

Задание. Прочитать рассказ. Отметить предложения, где говорится о нарушении противопожарной безопасности. Дописать рассказ одним предложением.

1. Я пришел в гости к Косте.

2. У его родителей  отличная квартира, и у Кости есть отдельная комната.

  1. В прихожей был ремонт.
  2. Папа приятеля решил установить там новый красивый светильник.
  3. А пока он временно прикрутил патрон с лампочкой прямо к торчавшим из стены проводам.
  4. В гостиной была красивая новая мебель: новые кресла, диван, мебельная стенка.
  5. Только старый громоздкий телевизор еле помещался в стенке, но показывал вполне прилично.
  6. Мы посмотрели мультики и решили поиграть в шашки, пока до следующего фильма оставался целый час.
  7. Не выключая телевизор, мы пошли в комнату Кости.
  1.   Костя зашел в кухню, поставил чайник на газ - решил угостить меня чаем с пирогом, который испекла его мама, и мы начали играть.
  2.   Я очень увлекся шашками после того, как Костя победил всех в классном турнире.
  3.  Это задело мое самолюбие, и я решил поучиться играть в шашки.
  4.  Всю неделю я тренировался с папой и вот решил проверить свои успехи.
  5.  Чтобы не ошибиться, я долго обдумывал ходы.
  1.  Ведь папа говорил, что шашки - это игра для головы, а не для рук.
  2.  Игра получилась напряженной.
  3.  Я чувствовал, что совсем не уступаю Косте.
  4.  Он это тоже понимал.
  5.  Мы забыли про фильм по телевизору и про чайник па кухне.
  6.  Стало смеркаться.
  7.  Вдруг мы почувствовали запах газа.
  8.  Костя вспомнил про чайник на плите.
  9.  Мы побежали на кухню.
  10.  Там запах газа был уже очень сильным.
  11.  Костя протянул руку к выключателю, чтобы включить свет.
  12.  Но  я...

- Проверим, как вы справились с заданием. Учитель выбирает ученика. Маша зачитывает номера предложений, в которых нарушены правила пожарной безопасности. Ребята, все согласны? (В зависимости от ответа – корректировка учителя).

 - Правильные ответы - ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5, 7, 9, 10, 19, 25.

 - Ближе всех к правильному ответу была команда №____.

- Вторая часть задания – продолжи предложение. Кто готов?

- Молодцы!

- Запишем основную мысль текста в буклет напротив цифры 4! Время – 30 сек. Проверим, что записали.

 - Ваши буклеты готовы. Не забудьте их подписать!

- Сегодня мы вспомнили… (причины пожаров),

повторили …(ППБ)

повторили правила пожарной безопасности,

закрепили правильность действий в различных пожароопасных ситуациях, а буклет, который мы сделали, будет напоминать вам о пожарной безопасности. Буклеты вы получите на следующем уроке ОБЖ.

– Вот теперь я спокойна, вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности. Далее – обращаю внимание детей на карту настроения.

6. Рефлексия «Остров» - 1 мин.

На доске и у каждого ученика карта настроения.

- Поставьте знак в виде галочки, на каком из островов вы сегодня пребывали: о. Страха, о. Познания, о. Уверенности, о. Скуки, о. Мечты, о. Будущего, о. Радости.

7. Домашнее задание – 1 мин.

– После нашего урока, я думаю, у вас масса впечатлений. Поэтому предлагаю вам следующее домашнее  задание:

- подобрать известные вам произведения детской художественной литературы, в которых встречается пожароопасная ситуация. Названия произведений записать в тетрадь.  (С.МАРШАК. «ПОЖАР», С.МАРШАК «РАССКАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ГЕРОЕ», С.МАРШАК «КОШКИН ДОМ», К.ЧУКОВСКИЙ «ПУТАНИЦА», С.МИХАЛКОВ «ДЯДЯ СТЕПА», Л.ТОЛСТОЙ «ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ»).

- принести иллюстрации или картинки по пожарной безопасности.

 – Урок закончен, до свидания! Спасибо за урок! Здоровья вам и не растеряться в опасных для жизни ситуациях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»

В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...

Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики

Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики...

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС

В статье описаны формы организации  учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой  исследовательской задачи с заранее неизвестным ...