Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС
статья на тему

Забудская Мария Яковлевна

В статье описаны формы организации  учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой  исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ  В УСЛОВИЯХ ФГОС

          Сегодня ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ».

Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

       Поэтому возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.  Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

         Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.

         Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.  Исследовательская работа  – это лишь этап проектной работы.

      Проектная и исследовательская деятельность ведется, практически во всех общеобразовательных учреждениях, но делается это в основном через творческие объединения дополнительного образования – школьные научные общества, ведутся и элективные курсы по данному направлению, занятия внеурочной деятельности. Но на сегодняшний день этого недостаточно. Анализ требований, которые  предъявляются ФГОС  к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся и, если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей.

         В современных условиях  реализации стандартов нового поколения  значение терминов  «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. На данный момент  речь должна идти о проектной и исследовательской деятельности как об образовательной деятельности.  Учебное исследование отличается от научного исследования тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Цель учебного исследования  -   приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Однако способствует самостоятельной поисковой,  познавательной деятельности учащихся. В современных условиях реализации ФГОС нового поколения задача учителя организовать проектную и исследовательскую деятельность на уроке.  Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.

            Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или проекта. Это может быть урок - исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательского проекта и т.д..

             К реализации ФГОС второго поколения по биологии  МБОУ СОШ №31 приступила в 2013 – 2014 учебном году. Я работаю по программе  В.В. Пасечника, которая рассчитана на преподавание биологии 1ч в неделю в 5 – 6 классах и 2ч в неделю в 7 – 9 классах. Содержание нового учебника биологии  практически не изменилось, за  исключением нескольких тем.  

          Исследовательская работа школьников на уроке – это выполнение ими лабораторных  и практических работ. Выполняя лабораторную работу,  ученик получает субъективно новые знания. В основе учебно - исследовательской деятельности по биологии  в 5- 6 классах лежит овладение учащимися техникой проведения опытов, практических работ. При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы. Для организации этого вида деятельности я использую  рабочую тетрадь на печатной основе к учебнику.  С помощью тетради экономится  время необходимое  для оформления работы. Например,  изучая устройство лупы и светового микроскопа, достаточно сделать подписи к рисункам, а рассматривая чешую кожицы лука,  клетки  необходимо зарисовать в отведенном поле тетради. В тетради имеется напоминание о необходимости сделать вывод по результатам работы. Для проведения лабораторных работ организую работу в группах или в парах, но требую самостоятельного оформления результатов и формулирования выводов.

        Проектную работу на уроке  я организую, используя рубрики учебника, выделенные крупным, цветным шрифтом. Они называются «Подумайте», «Задания», «Задания для любознательных».

         Например, после §1 рубрика «Задания» имеет следующее содержание: «Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека». Рубрика «Подумайте» включает вопрос: «Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?». Из этих рубрик я предложила пятиклассникам несколько  тем для создания проекта: «Зачем нужна биология?», «Использование биологических знаний в повседневной жизни человека», «Роль биологии в жизни человека» (задание, поддающееся быстрому решению дома). Защиту работ провожу на следующем уроке.

         Изучая тему «Среды обитания организмов»,  я организовала  на уроке групповой мини – проект «Где могут жить организмы?».  Цель проекта совпадала с целью урока, которую учащиеся старались сформулировать самостоятельно.  Цель:  узнать о средах обитания организмов. Я разделила класс на группы по четыре человека и дала задания подготовить характеристику сред обитания организмов. У различных групп детей задания могли повторяться. Здесь на выручку мне также пришла рабочая тетрадь. Работая в группах, заполняя таблицу в печатных тетрадях, формулируя выводы, обсуждая результаты, дополняя друг друга, учащиеся достигли  цели урока, узнали особенности каждой среды обитания, выявили связь организмов со средой обитания  (задание, требующее целого урока).

          Используя рубрику «Задания для любознательных» и текст задания к лабораторной работе в учебнике, пятиклассники выполнили учебный проект «Мой дневник наблюдений за жизнью растений осенью» и оформили его в рабочей тетради. Выполняя  это задания, учащиеся не только проводили фенологические наблюдения, но и должны были объяснить наблюдаемые явления (домашнее задание на определенный срок).

         Также дети делали  и другие проектные работы:  «Моё любимое животное», «Вегетативное размножение комнатных растений».                                  

           Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию у обучающихся исследовательских умений и навыков; формированию умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникновению положительной мотивации к учебе.  По мере взросления школьники будут совершенствовать свои навыки по данному виду деятельности.

                В федеральном государственном образовательном стандарте общего  образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

                Среди всех предметов естественнонаучного цикла биология как учебный предмет располагает возможностью наиболее полно показать учащимся процесс познания: от наблюдаемых биологических явлений к формулировке проблемы и далее выдвижению гипотезы, логическое развитие гипотезы и построение теории, вывод из нее теоретических следствий, их экспериментальная проверка и практическое применение. 

ОРГАНИЗАЦИЯ                                        ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ  В УСЛОВИЯХ ФГОС

                                                                                         Подготовила

                                                                         учитель химии и биологии

                                                           МБОУ СОШ №31

                                                            с. Экономического

                                                       Забудская М.Я.

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»

В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

в данной статье изложены возможности исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики...