Экскурсия "Трутовые грибы лиственных пород деревьев урочища Горняшка"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Экскурсия направлена на ознакомление учащихся с лесным фондом района,  историей создания данного насаждения, изучение санитарного состояния лесного массива.

Экскурсия расчитана на учащихся 8-9 классов. По результатам экскурсии была оформлена исследовательская работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формирование у обучающихся знаний о грибах – паразитах  лиственных пород деревьев Старооскольского района и отношения к проблеме старения лесов.

Задачи-ознакомить обучающихся с разнообразием видов                                    паразитических грибов деревьев родного края;

              -развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

               -воспитывать экологически бережное отношение к           растениям.

Методы и приемы проведения учебного занятия:

Рассказ, беседа, практическая работа, демонстрация.

Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие: 12-14 лет.

Условия для проведения: 

Экскурсия проводится в лесном массиве – урочище Горняшка, где проводятся исследования членами школьного лесничества с 1994 года.

Оборудование: 1.линейки, 2.мерные ленты, 3.мерная вилка,4.лупы, 5. Журавлев Н.И., Селиванова Т.Н., Черемисинов Н.А. Определитель грибных болезней деревьев и кустарников. М.: Лесная промышленность. 1979г. с.246

Методические советы на подготовительный период:

Необходимо заранее провести обследование пути следования, изучить объекты на месте проведения экскурсии, осуществить заранее   знакомство с лесным фондом, почвенно-гидрологическими условиями, историей создания насаждений, обследованием санитарного состояния в прежние годы.

План экскурсии:

         1.Инструктаж по технике безопасности.

2.Передвижение к месту проведения экскурсии.

3.Теоритическая часть.

4.Практическая часть.

5.Деятельность по результатам экскурсии.


                            ХОД ЭКСКУРСИИ:

1.ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

           Лес в жизни человека и природы имеет огромное значение. Он- важная составная часть окружающей среды. Как территориальная экологическая система, лес выполняет различные функции и является природным ресурсом. Влияние леса на окружающую природную среду многообразно:

- лес является основным поставщиком кислорода на планете,

- влияет на водный режим территории, пополняет запасы подземных вод,

- снижает влияние засух и суховеев,

- смягчает климат и способствует повышению урожаев,

- поглощает часть атмосферных загрязнений,

- защищает почвы от разрушения водой и ветром,

- испаряет в атмосферу влагу и благотворно влияет на климат,

-создает условия для отдыха человека, влияет на его настроение

Россия богата лесом: он занимает 75 % от площади земельных угодий.

Размещение лесов в стране неравномерное. У нас, в Белгородской области, в лесостепной провинции, леса сейчас занимают 8,7 %, площадь их уменьшается. Связано это с длительным освоением территории, с благоприятным климатом и плодородными почвами. Это привело к сведению лесов под пашни, под дороги, город, карьеры. Частые лесные пожары по вине человека так же заметно уменьшают площади лесов, а на безлесной территории возникают овраги, господствует ветровая эрозия.

Большой вред лесу наносит захламление бытовым мусором и древесными остатками. Отдыхающие осуществляют массовый сбор цветов, оставляют кострища.   Мы обратили внимание на раннюю гибель деревьев, возможно, связанную с поражением трутовыми грибами.

2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МЕСТОМ  ПРОВЕДЕНИЯ  ЭКСКУРСИИ

2.1.  Задание: описать физико – географическое положение места проведения экскурсии .

Старооскольский район расположен на севере Белгородской области, в южной части Среднерусской возвышенности.

Исследуемая территория леса находится к югу от села Федосеевка, занимает 478 га.

Пригородный лес относится к дубово-широколиственному, где произрастают: дуб черешчатый, береза бородавчатая, клен ясенелистный, рябина обыкновенная, лещина обыкновенная, дикие яблони и т.д.

Таксационная характеристика.

Возраст – 63года

Высота -  19м.

Диаметр-  26см.

Тип леса-  ДСН

Тип условий места произрастания – вспашка борозд, посадка ручная (предполагаемый ответ, составленный с помощью учителя географии)

2.2.Задание:дать  климато-географическую характеристику места проведения экскурсии

Урочище «Горняшка» находится в северо-западной части горда, на правом берегу реки Оскол, в 2-х км. от центра села Федосеевка, в 200-х м. от шоссе Белгород - Воронеж.

В рельефе леса преобладает возвышенность, на которой выделяются балки, а в восточной части глиняный карьер.

Климат района умеренно-континентальный.

Преобладающие ветры западные, юго-западные и восточные.

Почвенный покров представлен выщелочными черноземами и темно-серыми лесными почвами. (предполагаемый ответ)

2.3 Задание: дать  экологическую характеристику места проведения экскурсии.

В изучаемом районе урочища на юге, в зоне заселения, опушка замусорена бытовыми и строительными отходами, осуществляется выпас скота. В восточной части леса расположен карьер, где добывали глину для кирпичного завода. Карьер заброшен, частично занят построенными там продовольственными складами. Склоны картера зарастают подлеском (тополем, кленом).На севере урочища проходит федеральная трасса Москва-Симферополь с интенсивным движением транспорта. Западная опушка примыкает к сельскохозяйственным угодьям и аэропорту. Вдоль неё тянется просёлочная дорога, по обочинам которой свален строительный мусор,

Разбросаны пластиковые пакеты, бутылки.

В лесу встречаются заросли крапивы и чистотела. (предполагаемый ответ)

3.Ознакомление с биологией и экологией трутовых дереворазрушающих грибов на конкретных объектах.

3.1 В водное слово учителя:

Среди инфекционных заболеваний грибные заболевания распространены шире и причиняют наибольший ущерб. Они составляют 97 процентов всех болезней.

Грибы – обширная группа организмов, насчитывающая около 100 тыс. видов.

Вопрос: почему грибы занимают особое положение в системе органического мира, представляя особое царство, наряду с царствами животных и растений? (Предполагаемый ответ:Они лишены хлорофилла и поэтому требуют  для питания готовое органическое вещество. Питательные вещества всасывают как растения, а также имеют неограниченный рост

Грибы разнообразны по внешнему виду, местам обитания и физиологическим функциям.

Вопрос: что является основой вегетативного тела грибов ( Предполагаемый ответ: мицелий, состоящий из гиф. Обычно грибница бывает с большой поверхностью, через нее осмотическим путем  происходит всасывание пищи ).

Анатомическое строение плодовых тел трутовых грибов  довольно просто, так как они целиком состоят из гиф и не имеют других типов дифференциации в строении и расположении гиф.

Вопрос: определить тип гименофора трутовиков .( Предполагаемый ответ:чаще всего трубчатый, может образовывать  ежегодно новые слои у многолетних видов.)

По форме плодовые тела трутовых грибов можно разделить на категории: распростертые, сидячие  и дифференцированные на шляпку и ножку.

Плодовые тела трутовиков могут быть пленчатой, восковидной, мясистой ,кожистой, пробковой, деревянистой, губчатой или волокнистой консистенции.

Поверхность плодовых тел может быть покрыта плотной коркой  или пергаментообразной кожицей. Поверхность может быть морщинистой, концентрически –бороздчатой ,бархатистой, войлочной, грубощетинистой

4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭКСКУРСИИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕВЫХ РАБОТ.

4.1Рекогносцировочное обследование включает подготовительный этап.

(Подготовительный этап включал  знакомство с лесным фондом, почвенно-гидрологическими условиями, историей создания насаждений, обследование санитарного состояния в прежние годы.)

4.2Полевой этап включает  рекогносцировочное обследование намеченных площадок. Обследование имело целью выявить степень заражённости насаждений трутовыми грибами, изучить экологию заболевания

ЗАДАНИЕ: 1. Заложить 5 пробных площадок размером 10 х 10 метров с ориентированием по сторонам света:

             -1 площадка с северной стороны на расстоянии200м от  автодороги с. Федосеевка – г. Старый Оскол, на 100 м от опушки.

-2 площадка с южной стороны на расстоянии 170 м от жилой застройки, 100 м от опушки леса.

-3 площадка с западной стороны на расстоянии120 м от проселочной дороги .100 метров от опушки леса.

-4площадка с восточной стороны на расстоянии 220 м от карьера, 100 м от опушки леса,

-5 площадка в центре лесного массива, на расстоянии 300 м вдоль дороги от северной опушки леса.

ЗАДАНИЕ 2. Определить видовой состав деревьев на каждой площадке, изучить санитарное состояние деревьев, выделив при этом  следующие степени заражённости:

-слабая- заражённые и усыхающие деревья встречаются единично; заражённые деревья составляют менее 10% от общего числа деревьев на площадке;

-средняя- заражённые деревья составляют от 10 до 25%.

-сильная- заражённые деревья составляют более 25%.

Помимо степени заражённости отмечали характер развития очагов.

Дать оценку деревьев по следующим категориям состояния:

Здоровые- деревья без видимых признаков повреждения, имеют высокопирамидальную крону.

Ослабленные- с притупленным ростом в высоту, крона слабоажурная, листья с жёлтым оттенком , кора выглядит старой с продольными трещинами; впадины, деформации, бугры, смоляные желваки на стволе свидетельствуют о скрытой стволовой гнили. Сухобочины, механические  повреждения свидетельствуют о смешанной или периферийной  гнили в начальных стадиях. Ходы насекомых- гниль 1 стадии; углубляющиеся в центральную часть ствола- гниль 2 или 3 стадии. Сучья нижние гнилые свидетельствуют о центральной гнили ствола; усохшая вершина- гниль дерева 2-3стадии.

Валежные-  усохшие, луб мёртвый, крона опала.

ЗАДАНИЕ 3. Определить   деревья, на, которых встречаются грибы – трутовики.

ЗАДАНИЕ 4. Снять плодовые тела грибов с поверхности субстрата, прикрепить этикетку, где указать: - вид дерева

        -санитарное состояние дерева

         -способ прикрепления к субстрату плодового тела гриба

ЗАДАНИЕ 5. Изучить внешний вид  плодовых тел грибов ,данные занести на этикетку, заполнение которой было начато при выполнении предыдущего задания. Указать:

-форму плодового тела,

-консистенцию плодового тела,

-окраску поверхности плодового тела,

-характер гименофора.

ЗАДАНИЕ 6. Собранные плодовые тела поместить в картонные коробки, снабдив каждое отдельно заполненной этикеткой. По возвращению с экскурсии составить коллекцию.

               5    РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСКУРСИИ:

5.1 Результаты полевых исследований:

- произвели описание древостоя. Данные занесли в таблицу № 1.[Приложение  ] Из анализа таблицы следует, что в данном урочище произрастают лиственные породы 8 семейств. Преобладают дуб черешчатый (37%), клен ясенелистный (16%). Высота деревьев варьирует от 19 метров у дуба, до двух метров у лещины; диаметр стволов от 25,5 см. у дуба, до 4см. у лещины.

- дали оценку состояния древостоя, данные занесли в таблицу № 2.[Приложение   ] Из сводной таблици №3  [Приложение   ] видно, что на пробных площадках  преобладают здоровые деревья -71%,  ослабленных деревьев 29%, имеются валежные стволы, пни . Выделили из общего количества ослабленных деревьев пораженные трутовыми грибами: 29%,  валежных стволов-80% и 75% пней.

- дали характеристику ослабленных деревьев  (№4) [Приложение   ] и сделали вывод об имеющихся механических повреждениях антропогенного характера (52%)

- произвели описание видового состава паразитических грибов на деревьях, валежных стволах и пнях. Данные занесли в таблицу № 5.[Приложение   ] Из видового состава грибов преобладает  ложный дубовый трутовик (19%), настоящий трутовик (19%), дубовая губка (21).  В период экспедиций на территории Обуховского, Старооскольского, Городищенского участков Старооскольского лесхоза были найдены  в единичном количестве  печеночница , вешенка , стереум дубовый , трутовик окаймлённый , трутовик плоский.

-  данные по описанию паразитических грибов занесли в таблицу № 6. [Приложение   ] Из таблицы следует, что на период исследования преобладают многолетние виды грибов паразитов (57%).

  1.  Выводы: -Выявлено,что трутовые грибы встречаются на лиственных породах: дубе,            липе, клёне, акации, вязе. В основном это ложный дубовый трутовик, дубовый трутовик, дубовая губка, серно-желтый трутовик.

                      -Заражённые деревья имеют в большинстве своём механические повреждения  антропогенного характера: зарубки, сломанные ветки, ободранную и обожженную кору.

                  -Плодовые тела располагаются преимущественно в нижней и средней части ствола, на валежных стволах и пнях.

                      -Поражение деревьев паразитическими грибами связана с тем, что данный лес расположен близко к автотрассе и населённому пункту.

                      -Молодого подроста мало, так как его вырубают люди для своих целей и повреждает домашний скот.

                   

                     6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛЕ ЭКСКУРСИИ:

6.1 Рекомендации, разработанные по результатам экскурсии:

       -Проводить пропаганду знаний о правилах поведения в лесу. В связи с тем, что заражение деревьев трутовиками происходит через морозобойные трещины, ожоги, механические повреждения необходимо вести разъяснительную работу о том, что  нельзя ломать ветки, бросать в стволы деревьев ножи, топорики, отмечать дорогу, делая затёсы коры или обрубая сучья.

         -Проводить пропаганду знаний о вредоносности болезней леса, о путях их распространения и факторах, способствующих заболеваниям деревьев, о методах и средствах борьбы с ними.

         -Обратиться в администрацию Федосеевского сельского поселения с рекомендацией: ограничить пастьбу домашнего скота на лесных площадях, особенно в насаждениях подверженных поражению корневыми гнилями.

         -Способствовать созданию экологической обстановки, благоприятной для роста и развития древесных культур и не благоприятной для накопления, распространения и развития возбудителей болезни. С этой целью провести санитарную рубку деревьев, очистку лесного массива от валежных стволов, корчевание и удаление пней и корней.

          -Обеспечить лесокультурные работы жизнеспособным посадочным материалом.

6.2.Практическая деятельность учащихся по результатам экскурсии:

  -Члены школьного лесничества «Зелёный друг» произвели очистку опушки лесного урочища Горняшка от бытового мусора.

  -В весенне - летний период на площади 2 га под руководством работников Старооскольского лесхоза был убран валежник. Крупные механические повреждения на стволах деревьев были замазаны масляной краской.

   -Под руководством лесника оборудовали место для отдыха людей: расчистили и ограничили камнями место для костра, завезли песок, поставили треногу для котелка.

   -Для учащихся школы провели цикл бесед о правилах поведения в лесу.

Список литературы, используемой при проведении экскурсии

1. «Биология в школе»  1997г. №5 с. 46-48

2. Воронцов А.И., Семенкова И.Г. Лесозащита. Изд.2, испр. и доп. М.: Лесная  промышленность 1980г. с.328

3. География Белгородской области. Учебное пособие. Часть 1. М.: изд. МГУ. 2006г. с. 72

4. Журавлев Н.И., Селиванова Т.Н., Черемисинов Н.А. Определитель грибных болезней деревьев и кустарников. М.: Лесная промышленность. 1979г. с.246

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология  Ростов-на – Дону: Феникс 2001г. с.576

6. Миркин В.М., Наумова В.Г. Экология России. Уч-к из Федерального комплекта для классов общеобразовательных школ. М.: АО МДС 1996г. с. 272

7.Рульков В. В.  Основы ботаники, лесоводства и лесных культур. М.: Высшая школа. 1981. с. 359

7. Тахтаджян А.Л. Мир растений том 2. М. Просвещение 1991 г. с.479


Приложение

Таблица №1

№ площадки

Вид дерева

Число особей на 100 м2

Высота (метры)

Диаметр (см)

Жизнеспособность

Наибольшая

Наименьшая

Наибольшая

Наименьшая

1

Дуб черешчатый

6

18

10

25,5

15,6

Жизнеспособен

Липа мелколистная

4

16

8

24

16

Жизнеспособен

Клён ясенелистный

3

15

12

22

15,6

Жизнеспособен

Яблоня дикая

1

5

-

18,5

-

Жизнеспособен

2

Дуб черешчатый

3

19

10

22,6

14,7

Жизнеспособен

Берёза бородавчатая

4

10

-

21

-

Жизнеспособен

Клён ясенелистный

3

14

-

21

-

Жизнеспособен

Рябина обыкновенная

3

7

4

16

11

Жизнеспособен

Яблоня дикая

2

6

4

19

15

Жизнеспособен

3

Дуб черешчатый

6

17

10

22

17

Жизнеспособен

Осина(тополь дрожащий)

2

15

8

20,7

12

Жизнеспособен

Клён ясенелистный

3

14

7

20

14

Жизнеспособен

Липа мелколистная

3

17

8,5

23,5

14

Жизнеспособен

4

Дуб черешчатый

4

15

10

23

20

Жизнеспособен

Акация белая

1

9

-

11

-

Жизнеспособен

Лещина обыкновенная

6

3

2

8

4

Жизнеспособен

Вяз обыкновенный

3

17

15

25,2

19,4

Жизнеспособен

5

Дуб черешчатый

8

18

16

20

18

Жизнеспособен

Лещина обыкновенная

4

3

2

6

4

Жизнеспособен

Клен ясенелистный

4

14

12

23

20

Жизнеспособен


Приложение     Таблица №2

№ площадки

Наименование деревьев

Здоровых

Ослабленных

Валежных стволов

Пней

Всего

Из них пораженных грибами

Всего

Из них пораженных грибами

Всего

Из них пораженных грибами

Всего

Из них пораженных грибами

1площадка

Дуб черешчатый

3

-

3

1

1

1

1

1

Липа мелколистная

2

-

2

-

-

-

1

1

Клен ясенелистный

2

-

1

1

-

-

-

-

Яблоня дикая

1

-

-

-

-

-

-

-

Всего:

8

-

6

2

1

1

2

2

2площадка

дуб

3

-

-

-

2

1

1

1

Береза бородавчатая

1

-

3

-

1

1

1

1

Клен ясенелистный

1

-

2

-

-

-

1

-

Рябина обыкновенная

3

-

-

-

-

-

-

-

Яблоня дикая

2

-

-

-

-

-

-

-

Всего:

10

-

5

-

3

2

3

2

3площадка

Дуб черешчатый

4

-

2

1

1

1

2

2

Осина

2

-

-

-

1

1

-

-

Клен ясенелистный

2

-

1

1

-

-

-

-

Липа мелколистная

1

-

2

-

-

-

1

1

Всего:

9

-

5

2

2

2

3

3

4площадка

Дуб черешчатый

3

-

1

1

-

-

1

-

Акация белая

1

-

-

-

-

-

1

1

Лещина обыкновенная

6

-

-

-

-

-

-

-

Вяз обыкновенный

2

-

1

1

-

-

-

-

Всего:

12

-

2

2

-

-

2

1

5площадка

Дуб черешчатый

7

-

1

-

1

1

1

1

Лещина обыкновенная

2

-

2

-

-

-

-

-

Клен ясенелистный

4

-

-

-

-

-

1

-

Всего:

13

-

3

-

1

1

2

1

итого

52

-

21

6

7

6

12

9


Приложение      Таблица №5

Наименование деревьев

Санитарное состояние

Наименование грибов

Высота расположения плодовых тел грибов (м)

Размеры

Диаметр

(см)

Толщина

(см)

1площадка

Дуб черешчатый

ослаблено

Ложный дубовый трутовик

1,53

8,5

4,7

Дуб черешчатый

Валежный ствол

Ложный дубовый трутовик

0,85

12,5

6,9

Дуб черешчатый

пень

Серно–желтый трутовик

0,38

15,4

2,4

Клен ясенелистный

ослаблено

Трутовик чешуйчатый

0,91

5,2

1,9

Липа мелколистная

пень

Трутовик настоящий

1,27

8,3

4,4

2площадка

Дуб черешчатый

Валежный ствол

Дубовая губка

0,58

12х17

3

Дуб черешчатый

Пень

Дубовый трутовик

0,42

5,3

3,4

Берёза бородавчатая

Валежный ствол

Настоящий трутовик

0,42

6,2

4,8

Берёза бородавчатая

Пень

Настоящий трутовик

1,75

2,4

1,8

3 площадка

Дуб  черешчатый

Ослаблено

Ложно дубовый трутовик

1,47

18,6

9,4

Дуб черешчатый

Валежный ствол

Дубовая губка

0,53

10х8

2,6

Дуб черешчатый

Пень

Дубовая губка

0,56

13х8

2,8

Дуб черешчатый

Пень

Дубовая губка

0,31

8х6

2,3

Осина

Валежный ствол

Трутовик настоящий

0,27

13,2

10,6

Липа мелколистная

Пень

Ложный дубовый трутовик

0,85

5,3

3,6

Клен ясенелистный

Ослаблено

Ложный трутовик

1,62

16,3

8,4

4 площадка

Дуб черешчатый

Ослаблено

Серно-желтый трутовик

1,85

18,5

1,2

Акация белая

Пень

Ложный трутовик

0,42

4,3

2,2

Вяз обыкновенный

Ослаблено

Чешуйчатый трутовик

0,83

4,7

0,7

5 площадка

Дуб черешчатый

Валежный ствол

Серно-желтый трутовик

0,45

12,1

1,3

Дуб черешчатый

Пень

Дубовая губка

0,39

7,1х3

1,5


Приложение     Таблица №6

Наименование грибов

Способ прикрепления плодового тела

Форма плодового тела

Продолжительность жизни плодового тела

Консистенция плодового тела

Окраска поверхности плодового тела

Тип гименофора

Трутовик настоящий

Распростертый по субстрату

Копытообразная с широким основанием

многолетний

Твердая, деревянистая

Бледно-серая

трубчатый

Ложный трутовик

Распростертый по субстрату

копытообразная  с широким основанием

многолетний

Плотная, твердая

Буроватая, с концентрическими бороздками, растрескивающимися продольно

трубчатый

Трутовик дубовый

Распростерто отогнутый

Копытообразная

однолетний

Мягкая, затем твердеющая

Коричневатая, поверхность шероховатая

трубчатый

Трутовик ложный дубовый

Распростерто отогнутый

Копытообразная

многолетний

Твердая, деревенистая

Коричневатая, бугорчатая

трубчатый

Трутовик чешуйчатый

Дифференцированный на шляпку и ножку

Шляпки сидящие на боковых ножках

однолетний

Плотно-мясистые с временем деревенеющие

Желтоватая с коричневыми чешуйками

трубчатый

Трутовик  - серножелтый

Распростерто – отогнутый, прикрепленные общим основанием

Плоская, веерообразные шляпки собраны в группы, которые располагаются черепитчато на общем основании

однолетний

Вначале мягкие, мясистые, затем твердеют и становятся ломкими

Светло - желтая

трубчатый

Дубовая губка

Распростертый по субстрату

Плоская, верхняя поверхность неровная, шероховатая

многолетний

Пробковая, эластичная, при разрыве волокнистая

буроватая

Гименофор из лабиринтообразных пластинок


Приложение    Таблица  №3

Показатели состояния насаждений

Номера пробных площадок

Средний показатель

№1

№2

№3

№4

№5

Возраст

Размер пробы

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Всего деревьев на площадке

14

15

14

14

16

15

Здоровых деревьев

8

10

9

12

13

10,4

Ослабленных деревьев

Ослабленных, пораженных грибами

2

2

5

-

5

2

2

2

3

-

3,4

1,2

Валежных стволов

Валежных стволов, пораженных грибами

1

1

3

2

2

2

-

-

1

1

1,4

1,2

Пней

Пней, пораженных грибами

2

2

3

2

3

3

2

1

2

1

2,4

1,8

Приложение   Таблица №4

№площадки

Наименование деревьев

Признаки ослабленных

деревьев

Предполагаемые стадии наличия гнили

1

Дуб черешчатый

Кора выглядит старой, с продольными глубокими трещинами, местами легко отделяется

Сильно развита стволовая гниль

Дуб черешчатый

Обугленная кора в нижней части ствола, глубокие трещины,

Наличие периферической гнили в начальных стадиях

Дуб черешчатый

Наличие плодового тела

Стволовая гниль 2 стадии

Липа мелколистная

Обугленная кора в нижней части ствола, глубокие трещины, искривление ствола

Стволовая гниль 1-2 стадии

Липа мелколистная

Обугленная кора в нижней части ствола, глубокие трещины, нижние сучья сухие

Стволовая гниль 1-2 стадии

Клен ясенелистный

Наличие плодового тела

Стволовая гниль 2 стадии

2

Береза бородавчатая

Бугры на стволе, на высоте 1 метра ободрана кора

Скрытая стволовая гниль

Береза бородавчатая

Ободрана кора, порубы в нижней части ствола

Береза бородавчатая

Ободрана кора, порубы в нижней части ствола, усыхающая вершина

Развивающаяся стволовая гниль

Клен ясенелистный

Механические повреждения, деформации и бугры на стволе

Скрытая стволовая гниль на начальных стадиях

Клен ясенелистный

Механические повреждения, деформации и бугры на стволе

Скрытая стволовая гниль на начальных стадиях

3

Дуб черешчатый

Наличие плодового тела

Стволовая гниль 2 стадии

Дуб черешчатый

Старая кора, глубокие трещины в коре, наклон и искривление  ствола

Стволовая гниль 2 стадии

Клен ясенелистный

Наличие плодового тела

Стволовая гниль 2 стадии

Липа мелколистная

Необычно светлые листья, старая кора, ходы насекомых под корой

Гниль 1 стадии

Липа мелколистная

Кора ободрана с одной стороны на высоту до 3 метров

4

Дуб черешчатый

Наличие плодового тела

Стволовая гниль 2 стадии

Вяз обыкновенный

Наличие плодового тела

Стволовая гниль 2 стадии

5

Дуб черешчатый

Механические повреждения ствола

Лещина обыкновенная

Механические повреждения, пятнистость листьев

Лещина обыкновенная

Механические повреждения,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев.

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев....

Урок с элементами театрализованных игр по предмету окружающий мир на тему «Деревья. Лиственные, хвойные породы деревьев»

Урок закреплание изученного материала по теме "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных  учащимся. Подобные игры интересны детям и положительно влияют на развити...

Внешний вид разных пород деревьев с листвой.

Деревья разных пород картинка для общего развития...

"Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях мебели, архитектуре, народных промыслах".

Знакомство с особенностями основных пород деревьев, применяемые в деревянных конструкциях мебели, архитектуре, народных промыслах. Предназначена для воспитанников 11-13 лет....

презентация ""Породы деревьев произрастающие на Шаимской территории

презентация сделана для учащихся 5 класса, которые изучали на экологии деревья своей местности...

Конспект урока №4 " Породы деревьев"

Содержит конспект урока №4 " Породы деревьев" 5класс....