Программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» для 5 класса
статья (биология, 5 класс) по теме

Светлана Владимировна Казакова

В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе.

Программа курса «Основы экологии» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.

Обучающиеся будут вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность, научатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

Программа усиливается  краеведческим аспектом за счет экскурсий на местность. Изучение экологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatenosti_po_biologii_5_klass.docx54.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «УТВЕРЖДАЮ»                     «СОГЛАСОВАНО»                      Рабочая программа

к использованию в                         «___  « ___________2013 г.         рассмотрена на заседании                                                

образовательном процессе            Зам. директора по УВР                кафедры учителей

школы          ___________/_________               химии и биологии

Директор школы                                                                                    «____»__________2013г.          

____________/Плотников Ю.А./           Заведующий кафедрой

«_____» __________ 2013г.            _________/Казакова С.В./

                 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»

для 5 класса

ГБОУ СОШ №2 с углубленным изучением

отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский

на 2013-2014 учебный год

учителя химии и биологии

Казаковой С.В.

п.г.т. Усть-Кинельский, 2013г.

Пояснительная записка.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

 В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в  школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

Настоящая рабочая программа по экологии разработана как нормативно-правовой документ для организации внеурочной деятельности  в  ГБОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский.

  Она определяет минимальный объем содержания курса экологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по экологии согласно учебному ГБОУ СОШ №2 с углубленным изучением  отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский.

Программа курса «Экология» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.

Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний по живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных предметов.

Предпочтительным является структурирование новых знаний в ключе основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и природы.

 Срок реализации программы внеурочной деятельности  «Основы экологии»   – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).

Цель экологического  образования: становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природо, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических закономерностей понимание причин противоречий в системе природа-общество как несоответствие природных и социальных законов осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов осознание моральной ответственности выбора способа целесообразной деятельности, согласующейся с экологическим императивом познание себя и отношение к себе и окружающему миру как частям единого целого.

Экологическое образование призвано обеспечить:

  • овладение ключевыми экологическими  компетентностями;
  • формирование у обучающихся экологического сознания;
  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно  логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объёмом знаний о живой природе, тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных дисциплин. Программа усиливается  краеведческим аспектом за счет экскурсий на местность.

Общая характеристика курса

Предлагаемая программа предусматривает формирование общих экологических понятий уже с 5-го класса общеобразовательной школы: дать «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частностям». Курс даст обобщенные представления о жизни на Земле, о ее разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле через установление общих признаков жизни пятиклассники войдут в мир общих биологических и экологических понятий. За основу взята информация о живой и неживой природе, полученная в курсе «Окружающий мир».

Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в контексте общей характеристики жизни на планете, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Такой экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения биологии и в том, что жизнь человека на Земле зависит от того, как он распорядится биологическими знаниями.

Изучение экологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать школьников приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Реализация программы подкрепляется проектной и исследовательской деятельностью учащихся,  а также  летней практикой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

К личностным результатам относится:

  1. способствовать формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у  пятиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

 К метапредметным результатам обучения относится:

  1. создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у пятиклассников слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
  2. эстетических эмоций,
  3. положительного отношения к учёбе,
  4. умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных
  5. пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Предметными результатами обучения являются:

  1. привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала
  2. способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические  объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе
  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у пятиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

Основное содержание программы

внеурочной деятельности  «Основы экологии»

Введение(1ч)

Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.

Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по экологии.

Общие сведения о биосфере (2 ч)

Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые организмы Земли и их распределение по сферам.

Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых организмов на границах контактирующих сфер. Горизонтальное и вертикальное (зональность) распределение живых организмов на Земле в зависимости от температуры и других климатических условий.

Демонстрация и работа с таблицами по геосферам Земли, по биосфере, справочниками.

Среды жизни и приспособления к ним живых организмов (6 ч.)

Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Вода как среда жизни: вода пресная и соленая, проточная и стоячая, различная степень нагретости воды, отсутствие резких колебаний температуры, плотность и особенности теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины водоема. Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.

Наземно-воздушная среда обитания и ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха). Перемещение воздушных потоков. Наличие влаги как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды.

Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.

Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые организмы — обитатели почвы и их приспособительные особенности.

Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности.

Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции).

Взаимоотношения живых организмов (6 ч)

Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.

Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах.

Естественные и искусственные экосистемы (11 ч)

Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмы- производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических веществ на каждом звене цепи питания.

Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.

Луг как сообщество живых организмов. Поле и плодово-ягодный сад как искусственные сообщества живых организмов. Болото как природный биоценоз.

Широколиственный лес и сосновый бор как природные биоценозы. Лесопарк как искусственный биоценоз.

Сезонные изменения в биоценозах. Смена биоценозов. Влияние человека на смену биоценозов. Город как искусственный биоценоз.

Человек как часть природы (6 ч)

Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком-охотником и человеком-землепашцем и пастухом, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди). Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения.

Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в сохранении природы.

Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды.

Защита проектов (1 час).

Тематический план

№ п/п

Раздел

Содержание

Кол-во часов

1.

    Введение

Экология как наука. Значение экологии

1

2.

Общие сведения о биосфере

Сферы Земли литосфера гидросфера биосфера атмосфера. Распределение организмов по сферам

2

3.

Среды жизни

Приспособления организмов к основным средам жизни. Характеристики воздуха воды состав свойства. Факторы водной среды. Характеристика почвенной среды. Приспособительные особенности живых организмов к среде обитания на других организмах

6

4.

Взаимоотношения живых организмов

Основные типы взаимоотношений живых организмов.Взаимовыгодные отношения. Отношения  выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения организмов типа  хищник- жертва,  паразит- хозяин. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.

6

5.

Естественные и искусственные экосистемы    

Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества или биоценозы. Цепи питания и сети питания в сообществе живых организмов Потеря органических веществ на каждом звене цепи питания. Характеристика природных и искусственных сообществ. Сезонные изменения в биоценозе. Город как искусственный биоценоз.

11

6.

Человек как часть природы

Природа как источник жизни человека.

Загрязнения окружающей среды в связи с развитием промышленности и ростом городов. Потеря почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений лесные пожары Красная книга Самарской области. Воздействие человека на животный мир и его охрана Значение заповедников. Редкие и исчезающие животные Самарской области. Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения.

6

Защита проектов

1

Учебно-тематический план

Раздел програм-мы. Количест-во часов.

Дата прове-дения заня-тия

№ заня-тия

Тема занятия

Содержание

Характерис-тика видов деятельности учащихся

Введение

 (1 час)

1

Введение. Знакомство с предметом.

Экология как наука. Значение экологии

Дают оценку экологии в жизни человека. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы.  Определяют понятие экология

Общие сведения о биосфере (3часа)

2

Биосфера

Экскурсия №1

Давать оценку населенности биосферы . Ставят учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Готовят отчет об экскурсии.

3

Сферы земли

Сферы Земли литосфера гидросфера биосфера атмосфера

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний.

4

Живые организмы Земли и их распределение по сферам: зональное вертикальное

Распределение организмов по сферам

Определяют распространение организмов по сферам: зональное и вертикальное.

Среды жизни

(6 часов)

5

Основные среды жизни

Приспособления организмов к основным средам жизни

Выявляют приспособления живых организмов к средам в тексте предложенном    учителем.        

6

Наземно-воздушная среда и ее характеристики вода температура

Характеристики воздуха воды состав свойства

Работают с тетрадью и учебником

7

Вода как среда жизни Факторы водной среды

Факторы водной среды

Даютоценку загрязнению гидросферы, Выявлять живые организмы и влияние среды на их жизнедеятельность

8

Почвенная среда жизни и ее характеристики

Характеристика почвенной среды

Выполняют лабораторную работу. Дают оценку представителей почвенной фауны.

9

Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности

Приспособительные особенности живых организмов к среде обитания на других организмах

Выявляют приспособления приводят примеры после работы в группах

10

Обобщающий урок Среды жизни

Обобщение Основные среды жизни

Рецензируют сообщения учащихся Сравнивают экологические факторы

Взаимоотношения живых организмов (6 часов)

11

Основные типы взаимоотношений живых организмов Взаимовыгодные взаимоотношения

Взаимовыгодные отношения

Составляют схему взаимовыгодных отношений.

12

Отношения  выгодные одним и безразличные другим организмам

Примеры выгодные одним организмам и безразличные другим

Отрабатывают навыки работы с учебником. Составляют план текста. Дают оценку экологических групп животных.

13

Взаимоотношения организмов типа  хищник- жертва,  паразит- хозяин

Хищник-жертва паразит-хозяин

Выявляют суть отношений хищник-жертва паразит –хозяин.

14

Отношения живых организмов при которых одни вытесняются другими.

Взаимоотношения живых организмов

Дают оценку экологических групп животных.

15

Сложность отношений живых организмов и их использование человеком

Использование человеком сложных отношений организмов.

Анализируют использование человеком сложных взаимоотношений живых организмов.

16

Обобщающий урок Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов

Обобщение изученного материала

Делают сообщения рецензируют доклады.

    Естественные и искусственные экосистемы    (11 часов)

117

Совместное обитание живых организмов в природе Сообщества или биоценозы

Характеристика биоценозов Взаимосвязь организмов в биоценозе.

Выделяют существенные признаки биоценозов

2

18

Цепи питания и сети питания в сообществе живых организмов Потеря органических веществ на каждом звене цепи питания

Сети питания и цепи питания в сообществах. Потеря органических веществ на каждом звене цепи питания.

Составляют цепи питания характерные для сообществ

3

119

Природные и искусственные сообщества пруд озеро как искусственные сообщества Аквариум- искусственный водоем. Естественные и искусственные водоемы

Характеристика природных и искусственных сообществ на примере пруд озеро аквариум водоем  Водоемы Самарской области

Выделяют составляющие сообществ. Взаимодействуютсо сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний.

4

020

Луг поле- искусственные сообщества Растения и животные обитатели лугов Самарской области

Характеристика поля и луга

Дают оценку фауне родного края. Работают  с тетрадью по итогам презентации.

5

221

Лесопарк как искусственный биоценоз

Лесопарк, его характеристика. Экскурсия №2 в лесопарк.

Выделяют существенные признаки лесопарка

6

22

Широколиственный лес- естественный биоценоз. Флора и фауна Самарской области.

Характеристика естественных сообществ. Флора и фауна Самарской области

       Взаимодействуютсо сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний.

7

223

Болото как природный биоценоз

Характеристика болота

Отрабатывают навыки работы с учебником.

8

24

Сезонные изменения в биоценозе

Изменения в биоценозах

Дискуссия. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний.

9

25

Смена биоценозов

Смена биоценозов и причины

Анализируют причины смены биоценозов.

10

226

Город как искусственный биоценоз

Город искусственный биоценоз

Выделяют признаки биоценоза.

11

227

Обобщающее занятие. Что мы узнали о сообществах.

Семинар

Работают в группах,  готовят отчеты.

Человек как часть природы

(6 ч)

   

28

Природа как источник жизни человека.

Зависимость жизнедеятельности человека от состояния окружающей среды

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний.

Приводят примеры из повседневной жизни

2

229

Загрязнения окружающей среды связи с развитием промышленности и ростом городов.  

Семинар с сообщениями учащихся

Дают оценку охраны природы в России.

3

30

Загрязнения и охрана водных богатств Земли. Потеря почвы и ее охрана.

Охрана водных богатств почвы

Отрабатывают навыки работы с учебником

4

31

Влияние человека на растительный мир. Охрана растений, лесные пожары Красная книга Самарской области.

Лесные пожары и борьба с ними. Охрана растений

Дают оценку памятникам природы.

5

32

Воздействие человека на животный мир и его охрана Значение заповедников. Редкие и исчезающие животные Самарской области

Заповедники и заказники

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний. Определяют исчезающих животных.

6

33

Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения

Просмотр видеофильма   с последующим обсуждением в группах

 Защита проектов

34

Защита проектов

Применяют подбор информации для составления портфолио. Рецензируют сообщения учащихся.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

•        Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы).

•        изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.

  • экранно-звуковые средства. Наряду с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения биологии целесообразно использовать DVD, для которых созданы фильмы на основе лучших учебных фильмов прошлых лет. Использование видеофрагментов, анимаций, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес к биологии.
  • Мультимедиа-ресурсы.
  • Итоговая оценка достижений учащихся проводится в виде защиты проектов на последнем занятии.

Планируемые результаты изучения курса

  • составлять план текста;
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
  • под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  • получать биологическую информацию из разных источников;
  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
  • находить информацию  в научно-популярной литературе,  словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией для составления портфолио;
  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;
  • характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;;
  • знать взаимоотношения живых организмов
  • виды сообществ
  • взаимодействие человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие
  • уметь сотрудничать в достижении цели
  • рецензировать сообщения учащихся

Список литературы:

  1. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2008 г.
  2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М. Наука, 2009 г.
  3. А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов «Экология», Москва, «Устойчивый мир», 2008 г.
  4. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник, М., Мысль, 2010 г.
  5. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М. Дрофа, 2008 г.
  6. Экология для школьников; атлас под ред. А.Т. Зверева, М. АСТ-ПРЕСС, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"

Рабочая программа внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности по экологии в 6 классе

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы экологии» для 5 классов на 2013-2014 учебный год

Цель программы -  формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.Задачи:·        Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях ...

Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.

Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс

   Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности»     составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 класса (17 часов)

Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется вып...