Рабочая программа по биологии для 5 класса
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Ушакова Ирина Васильевна

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 5 класса  2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_rab_progr.doc105.5 КБ
Microsoft Office document icon kalend_tem_planir_new_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фединская средняя общеобразовательная школа»

                      утверждаю

Директор МОУ «Фединская СОШ»

_________/ Мишина Т.В. /                                    

 «___»________2013г.

Рабочая программа

учебного предмета « Биология»

для 5 класса

Составитель

Ушакова И. В. ,учитель химии и биологии

второй квалификационной категории

г. Воскресенск

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Авторы: А.А.Плешаков, Н.И. Сонин Курс рассчитан на 2 ч. в неделю. всего70 часов.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное  забегание  вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

   Цели изучения предмета:

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  Освоение  знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ.

Роль учебного предмета в формировании компетенций;

Реальным объектом в сфере формирования компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии.

1. Ценностно-смысловые компетенции- обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной  деятельности. От этого зависит индивидуальная образовательная траектория ученика.

2. Общекультурные компетенции- обеспечить механизм освоения учеником культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции- обеспечить совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,  общеучебной  деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

4. Информационные компетенции- при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,  сохранять и передавать ее; учить умению ориентироваться в потоке информации и способах поиска информации, находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать

5. Коммуникативные компетенции– включение  необходимых  способов взаимодействия с окружающими  людьми и событиями, навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Компетенции личностного самосовершенствования- умение применять полученные знания в отношении собственного здоровья, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Тема 1. Изучение природы

3

Тема 2. Вселенная

14

Тема 3. Земля

18

Тема 4. Жизнь на Земле

14

Тема 5. Человек на Земле

16

ИТОГО

65 + 5 резерв

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

   Практические работы

1.Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Тема 2. Вселенная {14 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею1.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIVXVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

    Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

    Практические работы

2.Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3. Земля (18 часов) Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюф-фон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

1 Курсивом в данной программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

   Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

   Практические работы

3.Описание и сравнение признаков 2—3 веществ.4. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

5.Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

   Практические работы

6.Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей,    чучел,    гербариев    и    др.).

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.7. 7.Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (16 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

   Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

   Практические работы

8.Измерение своего роста и массы тела 9. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время — 5 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

• строение живой клетки (главные части);

• царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

• среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

• природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

• изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

• важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

• основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

• узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

• приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

• указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

• находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

• сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;

• описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

• находить значение указанных терминов в справочной литературе;

•  кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);

• пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

• следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

• измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

• определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

• составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

• оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "1":

 Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

 1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

 2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

 3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

 1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

 3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Реализация курса возможна при наличии учебно-методического комплекса. В нашей школе мы выбрали УМК  авторов А.А.Плешаков и Н.И.Сонин (М.: Дрофа ,учебник для 5 класса и рабочая тетрадь. Данный УМК позволяет работать на базовом уровне, профильном и с учетом выбранных модулей.

Учебник:

 Природоведение 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / А.А. Плешаков, Н.И.Сонин./

 Дрофа, 2005 г.;

 Рабочая тетрадь 5 класс./ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин./ 2008год.

I) Учебные издания, которые обеспечивают федеральный компонент базисного учебного плана

Дополнительная литература для учителя:

1 .Методическое пособие. Природоведение 5 класс/А.А. Плешаков, Н.И. Сонин./ — М.: - Дрофа, 2005г.

 2.Контрольные и проверочные работы. Природоведение 5 класс к учебнику /А.А. Плешаков, Н.И. Сонин./ М.:

 Дрофа, 2005г.

 Программа «Природоведение. 5 кл.». Сетка часов 2 ч. в неделю. Авторы: Плешаков А.А., Сонин Н.И.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение». 5 кл.– М.: Дрофа, 2002-2003.

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. Методичекое пособие. – М.: Дрофа, 1998-2002.

Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. 5 кл. Рабочая тетрадь для учителя – М.: Дрофа, 2001.

Плешаков А.А., Сонин Н.И., Природоведение. 5 кл. рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 1998-2002.

Плешаков А.А., Сонин Н.И., Твои открытия. 5 кл. Альбом-задачник –М.: Дрофа, 1998-2002.

Материально-техническое обеспечение кабинета биологии

1. Оборудование передней стены и рабочего места учителя:

  1) доска

  2) магнитная доска

  3) подиум

  4) демонстрационный стол

  5) подсвет над доской

2. План работы кабинета: уроки химии и биологии.

3. Технические средства ____

4. Библиотека:

  1) учебники и учебные пособия

  2) журналы  «Биология в школе»

  3) научно-популярная литература

  4) программы по биологии

  5) занимательная литература

  6) методическая литература

5. Раздаточный  материал и оборудование по биологии:

1) коллекции: «Горные породы и минералы», «Семена и плоды»,   «Голосеменные растения», «Аналогичные органы», «Примеры защитных приспособлений у животных», «Гомология плечевого и тазового поясов позвоночных», «Примеры конвергенции», «Рудиментарные органы позвоночных», «Гомология строения конечностей позвоночных», «Виды защитных окрасок», «Агроценоз», «Биоценоз пресного водоема»,

«Сталь», «Пластмассы», «Алюминий», «Волокна»;

2)модель-аппликация «Деление клетки», «Перекрест хромосом», «Размножение папоротника»;

3)набор муляжей «Дикая форма и культурные сорта картофеля», «Расы  человека», «Виды грибов», «Конечности овцы», «Эволюция головного мозга позвоночных», «Цветок вишни», «Цветок пшеницы», «Цветок Крестоцветных»

4)гербарии: «Основные группы растений», «Гербарий для 6 класса с определительными карточками», по курсу «Общей биологии», «Культурные растения»;

5)раздаточный материал по скелету лягушки, птиц ,рыбы;

6)микроскопы;

7)готовые микропрепараты листа камелии, растительной клетки, циклопа ,плесени мукора, бактериальной клетки, пыльника, дробления яйцеклетки, соруса папоротника, дрозофилы, гидры, кожицы лука, митоза в корешке лука, пыльцы сосны, хвои сосны, корневого чехлика, зерновки ржи, спирогиры, конечности пчелы, инфузории-туфельки, вольвокса;

8)прибор для демонстрации всасывания воды корнями, термоскоп по ботанике, лотки для микропрепаратов, прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений;

9)предметные стекла;

10)карточки с заданиями по основным темам ботаники. зоологии, анатомии и физиологии, общей биологии 6-11 классы.

Таблицы и плакаты:

 «виды гибридизации», по основным семействам растений, «Распространение семян»,  «Виды плодов», набор таблиц по общей биологии, зоологии, по гигиене человека;

6.Методические фонды:

1)олимпиады по биологии,

2)доклады учащихся,

3)тематическое планирование,

4)тематические мероприятия.

7. Дидактические материалы по классам и темам.

согласовано

Зам. директора по УВР

-------------(Лысова Л.Н.)

«-----»------------------2013 г.

согласовано

на заседании РМО

протокол №----от «----»---------2013 г.

Руководитель РМО

---------------------(Киселева Л.Э.)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

по биологии 5 класса

на 2012-2013 учебный год.

Номера уроков по порядку

урока в раз-деле, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректи-рованные сроки изучения учебного материала

1. Изучение природы. (3ч.)

1

1

Изучение природы человеком

02.09-06.09

2

2

Методы изучения природы

02.09-06.09

3

3

Оборудование для научных исследований. Практ раб. №1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

09.09-13.09

.

2. Представление о Вселенной. (14ч.)

4

1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

09.09-13.09

5

2

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье.

16.09-20.09

6-7

3-4

Система мира по Копернику.

16.09-20.09

23.09-27.09

8

5

Солнечная система.

23.09-27.09

9

6

Планеты – гиганты. Плутон.

30.09-04.10

10

7

Спутники планет.

30.09-04.10

11

8

Астероиды. Кометы.

07.10-11.10

12

9

Метеоры. Метеориты.

07.10-11.10

13

10

Звезды.

14.10-18.10

14

11

Многообразие звезд.

14.10-18.10

15

12

Созвездия

21.10-25.10

16

13

Солнце как ближайшая к нам звезда. Практ. раб. №2. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд

21.10-25.10

.

17

14

Обобщение по теме «Вселенная».

28.10-01.11

3. Земля. (18ч.)

18

1

Гипотезы о возникновении Земли.

28.11-01.11

19

2

Внутреннее строение Земли.

11.11-15.11

20-21

3-4

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

11.11-15.11

18.11-22.11

22

5

Вещества в окружающем мире. Практ раб. №3.

Описание и сравнение признаков двух веществ.

18.11-22.11

.

23

6

Физические явления природы.

25.11-29.11

24

7

Химические явления природы. Практ раб. №4. Наблюдение признаков хим. реакций.

25.11-29.11

25

8

Землетрясения.

02.12-06.12

26

9

Вулканы.

02.12-06.12

27-28

10-11

Суша.

09.12-13.12

29

12

Атмосфера Земли.

09.12-13.12

30

13

Воздушная оболочка Земли.

16.12-20.12

31

14

Климат. Погода. Практ раб. №5.

Наблюдение погоды

16.12-20.12

.

32

15

Беспокойная атмосфера.

23.12-27.12

33

16

Вода на Земле.

23.12-27.12

34

17

Неповторимая планета.

13.01-17.01

35

18

Обобщение по теме «Земля».

13.01-17.01

4. Жизнь на Земле. (14ч.)

36

1

Как развивалась жизнь на Земле.

20.01-24.01

37

2

Живые клетки.

20.01-24.01

38

3

Большой мир маленьких клеток.

27.01-31.01

39

4

Разнообразие живого. Практ раб. №6. Определение наиболее распространенных растений с помощью гербария

27.01-31.01

.

40

5

Одноклеточные организмы.

03.02-07.02

41

6

Многоклеточные организмы.

03.02-07.02

42

7

Животные.

10.02-14.02

43-44

8-9

Среды обитания животных. Практ раб. №7. Приспособленность растений и животных к среде обитания

10.02-14.02

.

45

10

Жизнь на разных материках.

17.02-21.02

46-47

11-12

Природные зоны Земли.

17.02-21.02

48

13

Жизнь в морях и океанах.

24.02-28.02

49

14

Обобщение по теме «Жизнь на Земле».

24.02-28.02

5. Человек на Земле. (16ч.)

50

1

Происхождение человека. Древние предки человека.

03.03-07.03

51

2

Человек разумный.

03.03-07.03

52

3

Открытие Америки.

53

4

Открытие Австралии и Антарктиды.

54

5

Великие путешественники.

55

6

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

56

7

Биологическое разнообразие.

57

8

Важнейшие экологические проблемы.

58

9

Опустынивание, его причины.

59

10

Защита планета от загрязнений.

60

11

Здоровье человека и безопасность жизни. Практ раб.№8. Определение своего роста и массы тела.

61

12

Взаимосвязь здоровья и безопасности жизни.

62

13

Вредные привычки и их профилактика.

63

14

Ядовитые животные и растения.

64

15

Простейшие способы оказания первой помощи. Практ раб. №9.

Оказание первой доврачебной помощи.

.

65

16

Обобщение по теме: «Человек на Земле»

66-70

Резервное время.

Итого

часов

В том числе

Уроков повторения

Контрольных работ

Практических(лабораторных работ)

По програм-ме

70

4

0

9

Выполне-но

согласовано

Зам. директора по УВР

-------------(Лысова Л.Н.)

«-----»------------------2013 г.

согласовано

на заседании РМО

протокол №----от «----»---------2013 г.

Руководитель РМО

---------------------(Киселева Л.Э.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....