типовые тестовые задания
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) по теме

Шевлякова Татьяна Ивановна

Уважаевые учащиеся! Вы здесь можете познакомиться с рекомендациями по заполнению бланков на экзамене и выполнению заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_gia.doc209.5 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_gia.doc1.35 МБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые школьники! Это учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА) по биологии. Экзамен по биологии выбирают учащиеся, которые интересуются предметом и хотят связать с ним свою будущую профессию. Тогда эта книга поможет подготовиться к этому серьезному шагу в жизни.

Итак, что же собой представляет этот экзамен? Экзаменационная работа состоит из трех частей

Первая часть содержит 24 задания типа А (с выбором одного правильного ответа), вторая часть содержит 4 задания типа В (1 с выбором трех правильных ответов из шести, 1 — на соответствие, 1 — на нахождение правильной последовательности событий, процессов и

  1. — на работу по заполнению пропусков в тексте. Третья часть С содержит три задания: 1 — вопрос со свободным ответом, 1 — на умение извлекать из текста необходимую информацию и отвечать на поставленные вопросы к нему и 1 — на умение работать с таблицей и делать определенные выводы из статистических данных.

По уровню сложности все задания распределены следующим образом: (Б) базовый уровень — 22 задания, (П) повышенный уровень — 7 заданий, (В) высокий уровень — 2.

Общее время выполнения работы — 140 минут. Всего заданий — 31. В содержание экзамена входит ряд блоков, которые предстоит повторить при подготовке.

Первый блок «Биология как наука» проверяет знания о научных методах, применяемых в биологий (наблюдение, моделирование, эксперимент, описание, измерение), о роли биологии в жизни общества, о понимании биологической картины мира. Нужно знать и о том, чем занимается каждая из биологических наук. Например, анатомия — это наука о строении организма, а генетика — наука, изучающая законы наследственности. Также надо знать о предметах изучения ботаники, зоологии, экологии, эволюционного учения и т.д.

Второй блок «Признаки живых организмов» проверяет знание материала о клеточном строении организмов, функциях клеток и тканей, о строении органов и систем органов. В этом же блоке проверяется знание таких понятий, как наследственность и изменчивость, размножение. Некоторые задания этого блока проверяют ваши знания о приемах выращивания и разведения растений и животных.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, требующие от учащегося знаний об отличительных признаках основных царств живой природы. Вы должны уметь сравнивать эти царства друг с другом, давать их общую характе

5


ристику, классифицировать таксономические группы растений и животных в соответствии с правилами систематики. В этом же разделе проверяются знания о процессе эволюции органического мира и биологическом разнообразии, которое является основой устойчивости биосферы и результатом эволюции.

Четвертый блок «Человек и его здоровье» включает задания, проверяющие знания о происхождении человека, его биосоциальной природе, строении и функциях его органов и систем органов. В этот блок входит практически все содержание учебника «Биология человека».

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы. В этих заданиях проверяется усвоение таких понятий, как экосистема, популяция, вид, функциональные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты), экологические факторы, экологические проблемы человечества, современная естественнонаучная картина мира.

6


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

Итак, вы решили сдавать экзамен по биологии. Естественно сразу возникает несколько вопросов: Когда начать подготовку? С чего начать подготовку? По каким учебным пособиям заниматься? Как заниматься?

Будем отвечать по порядку. Начинать подготовку к экзамену рекомендуется с 1 сентября нового учебного года. Ведь вам предстоит повторить курсы 6-8 классов и хорошенько усвоить курс 9 класса. Это достаточно серьезная работа. Начать нужно с правильного подбора учебников и учебных пособий. Но для этого необходимо точно понимать, что именно спрашивается в экзаменационных работах. Это важно потому, что некоторые учебники могут содержать намного больше материала, чем необходимо для экзамена, некоторые — меньше. Поэтому сначала приобретите пособие, содержащее несколько вариантов ГИА, и познакомьтесь внимательно с учебным материалом, который подвергается проверке. На многих сайтах Интернета есть материалы ГИА по биологии, в которых отражено все проверяемое содержание. Стоит набрать в поисковике «ГИА по биологии — спецификация», и вы найдете необходимый материал. Далее нужно выбрать понятное учебное пособие, в котором содержится и теоретическая часть учебного материала, и тематические тренировочные задания. Сейчас таких пособий достаточно много, и каждый может выбрать себе то, которое его больше устраивает. Ни в коем случае не следует забывать про школьные учебники, ибо, как правило, только в них вы сумеете найти и основные сведения по каждой теме, и, что главное, хорошие цветные рисунки.

Теперь мы попытаемся ответить на вопрос «Как заниматься?». Прежде всего составьте с помощью учителя или родителей собственный план занятий. Имейте в виду, что времени на подготовку всегда не хватает, поэтому не откладывайте эту работу. Распределите учебный материал таким образом, чтобы вы могли повторить его в течение года не менее 2 раз, а лучше 3-4 раза. План этот может выглядеть примерно так: Сентябрь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Октябрь — биология животных и решение тематических заданий Ноябрь — биология человека и решение тематических заданий Декабрь — общие закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий.

Январь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.

Февраль — биология животных и решение тематических заданий. Март — биология человека и решение тематических заданий. Апрель — общие закономерности и решение тематических заданий.

7


Май — повторение и решение вариантов ГИА по самым разным изданиям.

Теперь ответим на вопрос «Как работать с учебными материалами?».

Любая учебная работа начинается с чтения и осмысления читаемого текста. Подавляющее большинство школьников читают учебный текст, пытаясь его запомнить. Повторим — не понять, а запомнить. Это обычное явление, связанное со спешкой. Однако вспомните — много ли у вас остается информации в памяти после объяснения учителем нового материала? В лучшем случае 2-3% . То же самое происходит и при чтении учебника. Еще А.С. Грибоедов сказал: «...Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой...». Для вас это означает, что читать надо медленно, стараясь понять смысл текста. После прочтения материала необходимо поставить к нему вопросы, ответы на которые позволят вам лучше усвоить прочитанное. Совсем не лишним будет и пересказ прочитанного текста вслух товарищу и кому-нибудь из родителей. Вообще одним из наиболее эффективных способов подготовки к экзамену является работа вдвоем. Такой прием в работе позволяет и объяснить материал, и проверить друг друга, и поспорить, и посоревноваться в скорости выполнения заданий, и т.д.

Прочитав и усвоив текст, необходимо выполнить задания к нему.

Выполнение любого задания начинается с осмысления вопроса, будь то вопрос в экзаменационном билете или в тестовом задании. От правильного понимания смысла вопроса зависит правильность вашего ответа. Точное понимание вопроса избавит вас от неверной трактовки вариантов ответов в тех случаях, когда необходимо выбрать один правильный ответ из четырех или соотнести понятия и термины друг с другом. Тем более важным становится это умение при решении заданий из частей В и С. Именно поэтому следует убедиться в том, насколько точно понят вами вопрос задания. В дальнейших комментариях будет показано, как это важно. Для того чтобы правильно отвечать на задания с выбором одного ответа, надо:

  • внимательно читать учебник;
  • понимать смысл вопроса;
  • доказывать правильность единственного ответа;
  • объяснять, почему остальные ответы неправильны;
  • сразу исключать заведомо неверные ответы.

Если вы встретили вопрос, на который не можете сразу ответить, то сначала поищите ответ в учебнике. Если этот вопрос попался вам на контрольной работе или на экзамене, то вам придется применить алгоритм, который называется ДА/НЕТ. Этот алгоритм означает, что, выбирая ответ, вы должны спросить себя «Почему ДА или почему НЕТ?». Иными словами каждый раз необходимо выбирать тот ответ, правильность выбора которого вы можете доказать.

8


ВАРИАНТ 1 (С РАЗБОРОМ ОТВЕТОВ)

Часть 1 (А)

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1-А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. В природе существуют мухи похожие на ос. Каким методом можно точнее доказать, что это сходство спасает мух от хищников?

  1. наблюдения
  2. экспериментальным
  3. описательным
  4. сравнительным

Комментарий: В данном задании нужно сравнить возможности использования того или иного метода. Методы наблюдения, описания и сравнения не помогут доказать гипотезу, подтверждающую, что мимикрия — это приспособление к защите от хищников. Эксперимент может это доказать, для чего необходимо мысленно создать определенные условия.

А2. Химические соединения, хранящие и передающие наследственную информацию — это

  1. белки
  2. жиры
  3. углеводы
  4. нуклеиновые кислоты

Комментарий: При решении этого задания необходимо помнить, что функцию хранения и передачи наследственной информации выполняют нуклеиновые кислоты. ДНК или РНК у вирусов хранят и воспроизводят информацию, иРНК и тРНК в ходе реакций матричного синтеза обеспечивают ее перевод в белки и в итоге — в признаки организма.

АЗ. Не имеет клеточного строения

  1. эвглена зеленая
  2. в
  3. вирус кори
  4. спора папоротника

Комментарий: В задании перечислены объекты, имеющие клеточное строение: простейшее, бактерия и спора. Вирус не имеет клеточного строения.

9


А4. Даже в электронный микроскоп в клетке бактерии Кишечная палочка нельзя увидеть

  1. оформленное ядро
  2. рибосомы
  3. жгутик
  4. кольцевую хромосому

Комментарий: Отвечая на этот вопрос, нужно иметь в виду, что у бактерий нет оформленного ядра. Все остальные названные структуры у них есть.

А5. На рисунке показан представитель отдела

  1. покрытосеменных
  2. папоротникообразных
  3. водорослей
  4. мохообразных

Комментарий: Это простое задание, т.к. на рисунке показан цветок картофеля и его плод. Все цветковые растения относятся к покрытосеменным растениям.

А6. Определите правильную последовательность стадий развития насекомого, показанного на рисунке, при условии, что у него внутреннее оплодотворение.

  1. откладывание яиц —> оплодотворение —> формирование куколки —> развитие личинки —» развитие взрослой стрекозы
  2. оплодотворение —» откладывание яиц —» появление личинки —» —► формирование взрослой стрекозы
  3. оплодотворение —» откладывание яиц —> развитие личинки —» —» развитие куколки —»развитие стрекозы
  4. откладывание яиц —» оплодотворение —> развитие личинки —» —> развитие стрекозы

10


Комментарий: Этот вопрос проверяет знание циклов развития насекомых. Поэтому необходимо помнить, что представители отряда Стрекозы развиваются без метаморфоза. После этого вы находите правильный ответ, понимая, что у насекомых внутреннее оплодотворение, за которым следует откладывание яиц, из которых выходят личинки. Через некоторое время они превращаются во взрослых летающих насекомых.

А7. Впервые нервная система появилась у

  1. земноводных
  2. пресмыкающихся
  3. кишечнополостных
  4. моллюсков

Комментарий: Первыми многоклеточными животными были кишечнополостные. Именно у них впервые возникла диффузная нервная система. Ответ на этот вопрос может быть получен в итоге следующих рассуждений: нервные клетки связаны с мышечными. Мышечные клетки впервые появились у кишечнополостных и были названы эпителиально-мышечными. Все остальные указанные в задании животные появились гораздо позже кишечнополостных.

А8. Орган, выполняющий барьерную функцию в организме человека, обозначен на рисунке цифрой

  1. 1        3) 3
  2. 2        4) 4

Комментарий: Задание проверяет знание строения пищеварительной системы и функций ее отдельных органов. Кроме того, необходимо научиться узнавать на рисунках отдельные органы пищеварительной системы.

11


А9. Укажите среди перечисленных ниже признаков тот, который не передается по наследству.

  1. цвет волос ребенка
  2. вес
  3. количество пальцев на руках
  4. цвет кожи

Комментарий: Проанализируйте все указанные признаки и примените имеющиеся у вас знания. Из собственного опыта вы, наверное, знаете, что три признака, указанных в задании, наследуются. И только вес человека зависит в основном от условий среды, в которых он живет и режима его питания.

А10. Современный человек — это прямой потомок древних

  1. неандертальцев
  2. синантропов
  3. кроманьонцев
  4. питекантропов

Комментарий: Задание проверяет знание этапов развития человека.

All. Какова роль части сустава, которая обозначена на рисунке цифрой 1? Она

1

  1. содержит жидкость, уменьшающую трение
  2. заполнена воздухом
  3. заполнена хрящом
  4. обеспечивает прочность сустава

Комментарий: Вопрос предполагает ваше знание строения сустава. На рисунке указана цифрой 1 суставная сумка. Сумка заполнена жидкостью, уменьшающей трение при движениях в суставе. Если бы она была заполнена воздухом или хрящом, то движения в суставе были бы сильно затруднены или невозможны. Прочность суставу обеспечивают связки и мышцы вокруг него.

12


А12. Кровь выполняет все перечисленные функции, кроме

  1. транспортной
  2. защитной
  3. питательной
  4. рефлекторной

Комментарий: Кровь относится к жидкой соединительной ткани. Поэтому она выполняет все указанные функции, кроме рефлекторной. Правильный ответ на этот вопрос предполагает знание функций крови: транспорт газов, защита, транспорт питательных веществ. Помочь в ответе могут знания о лейкоцитах и лимфоцитах, гемоглобине, всасывании питательных веществ в тонкой кишке и т.д.

А13. В каком из перечисленных сосудов значение величины давления крови максимально?

  1. в верхней полой вене
  2. в плечевой артерии
  3. в капиллярах
  4. в аорте

Комментарий-. Отвечая на этот вопрос, следует вспомнить о движении крови по кругам кровообращения, строении сосудов. Если вы знаете, что кровь начинает свой большой круг из левого желудочка и сначала попадает в аорту, то задание вас не затруднит. Именно там давление крови максимально. Поможет правильному выбору ответа и знание того, что в полых венах давление крови минимально. Плечевая артерия расположена дальше от сердца, чем аорта, и, следовательно, давление в ней меньше. В капиллярах оно вовсе невелико, что можно заметить, уколов палец. Кровь вытекает после укола по каплям.

А14. Какой из перечисленных процессов способствует согреванию организма человека?

  1. окисление жира
  2. синтез белков
  3. растворение минеральных солей в жидкой среде
  4. всасывание аминокислот в кровь

Комментарий'. Согревание требует выделения энергии. В данном случае энергия выделяется при окислении жира. Остальные указанные в задании процессы идут либо с поглощением энергии, либо с выделением ее в небольших количествах.

13


А15. К какому царству относятся организмы, показанные на рисунке?

  1. растения        3) грибы
  2. животные        4) бактерии

Комментарий: Задание требует от вас уметь узнавать объект по рисунку. В данном случае показаны дрожжи, которые относятся к царству Грибы. Узнать их можно по характеру почкования. А

о        принадлежности дрожжей к определенному царству нужно просто помнить.

А16. В продолговатом мозге находится центр регуляции

  1. координации движений
  2. дыхания
  3. слуха
  4. зрения

Комментарий: Вопросы подобного типа требуют точного знания учебного материала.

А17. Рассмотрите рисунок. Какой цифрой обозначен орган, воспринимающий изменение положения тела в пространстве?

  1. 2        4) 4

Комментарий: Задание требует узнавания объекта. Поэтому внимательно рассматривайте рисунки в учебниках, работайте с ними.

14


А18. К инстинктам людей относится

  1. желание читать и писать
  2. потребность сочинять новые произведения
  3. выхаживание и охрана потомства
  4. проектирование дома

Комментарий: В данном задании названы потребности, реализация которых связана с условными рефлексами, они не наследуются. И только одно действие из названных передается по наследству — это инстинкт охраны потомства.

А19. Какова роль надпочечников в организме человека?

  1. синтезируют витамины
  2. в них образуется моча
  3. выделяют гормоны
  4. выделяют соки и секреты

Комментарий: Это задание проверяет понимание роли надпочечников в организме. Вы должны знать, что соки и секреты выделяются железами внешней и смешанной секреции. Надпочечники к ним не относятся. Моча образуется в почках. Витамины в основном поступают с пищей.

А20. Функцию потребителей в биоценозе леса выполняют

  1. дуб и береза
  2. дятлы
  3. почвенные грибы
  4. почвенные бактерии

Комментарий: Дуб и береза — продуценты, т.к. это растения. Грибы и бактерии выполняют в экосистемах функции редуцентов. Следовательно, ответ: дятлы.

А21. Из приведенных примеров пищевых цепей укажите ту, которая относится к цепи разложения.

  1. растения —► овца —► человек
  2. растения —► кузнечики —► ящерицы —► ястреб
  3. фитопланктон —+ рыбы —► хищные птицы
  4. силос —► дождевые черви —► бактерии

Комментарий: Цепи питания начинаются с зеленых растений, а цепи разложения с органических остатков. Силос — это перегнившие растения.

15


А22. К высшим споровым растениям относится

  1. ель голубая
  2. водоросль порфира
  3. сыроежка
  4. папоротник страусник

Комментарий'. Сложность этого задания заключается в том,
что и грибы, и папоротники, и водоросли могут размножаться
спорами. Но сыроежка не растение, водоросль относится к низ-
шим растениям, ель размножается семенами. Следовательно, от-
вет — папоротник страусник.

А23. Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от концентра-
ции углекислого газа. (По оси
х — отложена концентрация угле-
кислого газа, а по оси
у — относительная скорость фотосинтеза.)
Что происходит со скоростью фотосинтеза в диапазоне концентра-
ций углекислого газа от ОД до 0,18% ?

100

Л
ь-

о
о

Q.

§ СП 75

(9 £
л |

5 Р 50

в-

о

0,02 0.04 0,06 0,08 0.1 0.12 0.14 0.16 0.18 0.2

Концентрация углекислого газа (% об.)

  1. увеличивается
  2. уменьшается
  3. не изменяется
  4. колеблется в разных пределах

Комментарий'. Эти задания проверяют умение читать графики. В данном случае кривая в указанном диапазоне значений не изменяется. Следовательно, и скорость фотосинтеза после значения 0,1 не изменяется с увеличением концентрации углекислого газа.

А24. Между биологическими объектами и процессами, происходящими в них, существует определенная связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведенной таблице?

Объект

Процесс

желудок

начало расщепления белков

тонкая кишка

?

16


  1. начало расщепления клетчатки
  2. начато расщепления углеводов
  3. всасывание аминокислот
  4. выделение пепсина

Комментарий: Отвечая на задания по соотнесению понятий, нужно уметь устанавливать логические взаимосвязи между разными понятиями. Для этого необходимо уметь находить общее и различное между понятиями. В данном случае показано, что определенный орган выполняет определенную функцию. Необходимо найти функцию, которую выполняет тонкая кишка. Правильный ответ 3.

Часть 2 (В)

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В задании В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В1. Выберите три признака эпителиальной ткани.

  1. выстилает слизистые оболочки желудка, ротовой полости
  2. представлена костями, кровью, жиром
  3. бывает плоской, кубической, цилиндрической
  4. обладает возбудимостью и сократимостью
  5. межклеточное вещество хорошо выражено
  6. одна из выполняемых функций — защитная

Комментарий: В заданиях этого типа необходимо сопоставлять признаки объектов. Для этого внимательно прочитайте вопрос, затем проанализируйте варианты ответов и отберите те, которые отвечают на вопрос. В данном случае это номера 136. Следует иметь в виду, что даже, если вы не помните всех признаков указанного объекта, то правильный ответ можно вывести, зная некоторые из них или признаки других объектов. Так, отвечая на этот вопрос, вы можете выбрать правильные ответы, зная, например, признаки соединительной и нервной тканей.

17


При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы животных, относящихся к разным классам.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ        КЛАСС

  1. В сердце венозная кровь        1) Рыбы Б) В сердце 4 камеры 2) Птицы
  2. Два круга кровообращения Г) Один круг кровообращения

Д) Венозная кровь из сердца поступает к легким Е) В сердце две камеры

А

Б

В

Г

Д

Е

Комментарий: Это задание по смыслу такое же, как и предыдущее. Вы должны выбрать признаки рыб и птиц и соответствующим образом расставить цифры в ответе. Рассуждать следует так: сначала отбираем те признаки, которые точно помним. Например: вы наверняка помните, что у птиц в сердце находится, как артериальная, так и венозная кровь. Или вы помните, что в сердце у птиц 4 камеры. А может быть отправной идеей окажется мысль о том, что птицы эволюционно более сложно организованы, чем рыбы. В любом из этих случаев решение задание окажется достаточно простым. Ответ: 122121.

При выполнении задания ВЗ установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов.

ВЗ. Определите последовательность фаз жизненного цикла клетки, начиная с интерфазы.

  1. метафаза Б) профаза
  2. интерфаза Г) телофаза Д) анафаза

18


Комментарий: Вопросы на установление последовательности трудны тем, что к ним необходимо относиться предельно внимательно. Поэтому сначала выполнять их лучше на черновике. Вспомните все, что необходимо для правильного ответа. Напишите его и тщательно проверьте. При подготовке к экзамену постарайтесь больше выполнить подобных заданий. В данном вопросе есть небольшая подсказка — «начните с интерфазы». Затем следует вспомнить все, что вы знаете о митотическом делении клетки. Ответить поможет как знание того, что телофаза в этом списке будет последней, а профаза следует за интерфазой, так и то, что метафаза — это середина митоза, а анафаза в данном случае предпоследняя стадия деления. Размышляя таким образом можно вывести правильный ответ на экзамене.

При выполнении задания В4 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) выпишите в таблицу.

В4. В природе существует два основных типа размножения. Это         (А) и        (Б). Первый осуществляется с помощью половых клеток — гамет. Процесс их образования называется         (В). Второй способ направлен на сохранение

материнской наследственной информации. При нем увеличение потомства достигается в результате деления клеточных ядер, а

процесс их деления называется        (Г).

Перечень терминов:

  1. — бесполое
  2. — амитоз
  3. — половое
  4. — почкование 5— митоз
  1. —мейоз
  2. — партеногенез

А

Б

В

Г

Комментарий: В заданиях этого типа необходимо выбрать из списка терминов, те, которые следует вставить вместо прочерков. В ряде заданий термины могут быть даны в том падеже, в котором они вставляются в текст. Однако в некоторых случаях вам придется из

19


менить падеж и вставить термин в соответствующем логике текста падеже. Обратите на это внимание. В данном задании в тексте есть подсказка, помогающая правильно расставить цифры 1 и 2.

Часть 3 (С)

Для ответов на задания С1-СЗ используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Почему йодированная соль полезнее обыкновенной поваренной соли?

Задания С1 наиболее сложные для ответа. Они требует применения знаний в необычной ситуации. Отвечая на подобные вопросы, необходимо соотнести то, что вы знаете, с тем, о чем вас спрашивают. Поэтому сначала внимательно читайте вопросы (это относится к любому заданию). Затем вспомните, зачем нужен йод в организме. Вспомнив, что он входит в состав гормона щитовидной железы — тироксина, вы сможете сделать вывод о том, что соль йодируют для профилактики заболеваний этой железы.

j Прочитайте текст и выполните задание С2.        

Подцарство многоклеточные

У многоклеточных животных клетки дифференцированы по форме и функциям. Среди современных многоклеточных животных выделяют две большие группы — двухслойные и трехслойные животные. Двухслойные животные имеют лучевую или радиальную симметрию. В их теле одна главная ось симметрии, вокруг которой в радиальном направлении располагаются органы животного. Через тело, например, пресноводной гидры или медузы можно провести несколько плоскостей симметрии. В процессе индивидуального развития у них образуется два зародышевых листка или слоя клеток — эктодерма и энтодерма. Двустороннесимметричные животные обладают одной плоскостью симметрии, по обе стороны которой располагаются различные органы. Кроме эктодермы и энтодермы у них появляется третий зародышевый листок — мезодерма, из которого развивается значительная часть внутренних органов. Двусторонней симметрией обладают почти все многоклеточные представители царства Животные, кроме кишечнополостных и иглокожих.

С2. Используя содержание текста «Подцарство Многоклеточные», назовите по 3 представителя животных с лучевой и двусторонней симметрией. Как располагаются органы у животных с лучевой симметрией по сравнению с двустороннесимметричными животными?

20


Комментарий: Отвечая на эти вопросы, нужно воспользоваться текстом и одновременно привлечь имеющиеся у вас знания. Животные с лучевой симметрией относятся к типам Кишечнополостные и Иглокожие. В школе иглокожих не проходят, но они известны многим из вас. Это морские ежи и морские звезды. К кишечнополостным относятся гидры, медузы, актинии, коралловые полипы. Этого списка достаточно для ответа. К двустороннесимметричным животным относится большинство из известных вам видов.

СЗ. Проанализируйте таблицу*, в которой отражен экологический след (количество гектаров Земли, необходимое для поддержания жизни одного человека. Эта величина включает территорию и акваторию, необходимую для производства продуктов питания, товаров, энергии). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

Страна

Численность населения на 1997 г.

Экологический след (количество используемых гектаров на человека)

Реальное наличие территории (гектары на человека)

Различия между необходимой и имеющейся территорией (гектары на человека)

Австралия

18 550 ООО

9,0

14,0

5,0

Эфиопия

58 414 000

0,7

0,5

-0,3

Германия

81 845 000

5,3

1,9

-3,4

Индия

790 230 000

0,8

0,5

-0,3

Индонезия

203 631 000

1,4

2,6

1,2

Япония

125 672 000

4,3

0,9

-3,4

Норвегия

4 375 000

6,2

6,3

0,1

Россия

146 381 000

6,0

3,7

  1. Оцените дефицит земли в России.
  2. Чем объясняется дефицит земли в России?
  3. Чем объясняется дефицит земли в Японии?

Комментарий к заданию: Эти задания достаточно необычны для учащихся 9 классов. Однако подобные задания уже давно даются во всем мире, и так как они показывают практическое значение биологических знаний, то имеет смысл учить школьников решать такие задания. Задание достаточно сложное и выходит за

* Данные взяты из [Source: The Earth Council, Ranking the Ecological Impact of Nations,

http://www.ecouncil.ac. cr/rio/focus/report/english/footprint/ranking.htm]

21


рамки школьной программы с точки зрения деятельности школьников. Однако оно помогает понять значение роли человека в окружающей среде, причины разрушения этой среды и сделать определенные выводы о том, что потребности следует соотносить с возможностями, хотя иногда это очень трудно сделать. Иными словами, в разных странах существуют различия между тем, что нужно для обеспечения жизни человека, и тем, что реально есть.

22



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ 2015. Математика. Экзаменационные тесты. Профильный уровень. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/ Л. Д. Лаппо, М. А. Попов

Практикум ЕГЭ по математике предназначен как для работы в классе, так и для самостоятельного контроля знаний....

Типовые тестовые задания. ЕГЭ по русскому языку 2015

Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса....

Типовые тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по биологии издательство"Экзамен" автор КалиноваГ.С., 2015.

Типовые тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по биологии издательство"Экзамен" автор КалиноваГ.С., 2015....

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...