Конспект урока" Тип черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Чуенкова Нина Владимировна

Урок "Тип черви" является обобщающим повторением, проводится в форме иргы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация Тип черви24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 7 класс

План – конспект урока

Обобщающее повторение по теме: «Типы червей».

Учитель биологии Чуенкова Нина Владимировна

 МОУ «Урусовская СОШ»

Цель урока: Обобщить и проверить знания по темам «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви» .

Задачи:

- Обучающие: обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей, их значении в природе и жизни человека, проверить умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания;

- Развивающие: развивать интерес к природе, ее изучению, умение приобретать знания самостоятельно, работать в коллективе, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд; 

- Воспитательные: способствовать санитарно- гигиеническому и экологическому воспитанию учащихся. (Слайд 2)

Тип урока: повторительно – обобщающий, форма проведения: урок- игра.

Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа

Оборудование: ПК -презентация

Ход урока:

I. Орг. момент.  знакомство с содержанием урока, запись домашнего задания. Учитель обращает внимание обучающихся на необходимость подписать конверты, в которые они на протяжении всего урока помещают карточки с баллами, полученные за правильные ответы, в конце урока по баллам подводится итог.

II. Урок- игра

1.Конкурс «Аукцион терминов» (слайд3)

Паренхима – рыхлая соединительная ткань

Мезодерма- промежуточный слой- неклеточный (мезоглея)

Фасциолез- заболевание ,вызванное печеночным сосальщиком

Трематоды- сосальщики имеющие присоски

Регенерация –восстановление утраченных частей тела

2. Конкурс «Викторина»( Слайд4)

1. Почему систематические категории имеют названия: Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви, назовите представителей.
Ответ: Тип Плоские черви - тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении. Тип Круглые черви - тело круглое в поперечном разрезе .Тип Кольчатые черви-тело поделено на сегменты, или кольца.

2. Малоподвижные кишечнополостные животные имеют лучевую симметрию тела. Какую симметрию имеет тело червей? Чем это объяснить?
Ответ: двустороннюю, зеркальную. Более сложной организацией, появлением систем органов.

3. Среди плоских червей есть паразиты. Что такое паразитизм?
Ответ .Паразитизм-это взаимоотношения между животными, когда один организм живет за счет другого, принося ему вред

4. Назовите представителей круглых червей?
Ответ: Аскарида, острица, нематоды и др.
5. Среди свободно живущих плоских червей встречаются виды, не имеющие органов пищеварения, например морской червь конволюга. В паренхиме его тела встречаются микроскопические одноклеточные водоросли зоохлореллы. Чем объясняется отсутствие органов пищеварения у таких червей?
Ответ: они способны фотосинтезировать органические вещества.

6. В 19 веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого в организме солитеры? Объясните почему?
Ответ: заражение происходило через сырое мясо, так как животные являются промежуточными хозяевами этих паразитов.

7. Что собой представляют органы чувств у кольчатых червей?
Ответ: Глаза, Органы осязания и химического чувства расположены на антеннах, пальпах, усиках и параподиях. У многощетинковых органы равновесия-статоцисты

8. Есть ли у круглых червей кровеносная система? Если есть, то какое она имеет строение?
Ответ: нет

9. Какое строение у круглых червей имеет дыхательная система?
Ответ: У свободноживущих круглых червей газообмен происходит через покровы тела, а у паразитических нематод - за счет расщепления накопленного в теле органического вещества- гликогена.
10. На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусе палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?
Ответ: Сложноустроенные органы чувств
3. Конкурс «А ну-ка ,отгадай!» (слайд 5)

а) Третий лишний   Бычий цепень, острица, аскарида.

б) Дано несколько слов .Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова  - названия животных

САР, ДА ,ИАК

ЖИЛ, КО ,ПЕС

НАР,ПЛА,ЯИ

Ответ: аскарида, пескожил, планария.

4. Конкурс «Немой рисунок» (слайд 6) Вызывается учащийся, который должен рассказать цикл развития аскариды.
«Рекламная пауза» Физминутка  (Все встаньте. Выйдите из-за парт) (Слайд 7)

Мы рекламируем красивые фигуры: Ноги на ширине плеч, руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо, вперёд, назад.

Мы рекламируем красивые руки: Руки вытянули перед собой, вверх, в стороны, опустили.

Мы рекламируем красивую голову: Наклоны головой влево, вправо, вперёд, назад.

Мы рекламируем свои красивые глаза.
5.         Конкурс « Составьте пары»(слайд 8)

Капилляр                                                                 кожно-мускульный мешок

Желудок                                                                     половая система

Кольцевые мышцы                                                     пищеварительная система

Яичник                                                                           нервная система

Брюшная нервная цепочка                                         кровеносная система

6. Конкурс «СЭС предупреждает!»  (слайд 9)

 Выпишите цифры, обозначающие меры борьбы с паразитическими червями и профилактики заражения ими

1.Острица

2.Печеночный сосальщик

3.Бычий цепень

4.Человеческая аскарида

Меры:


         1. Не есть сырое, плохо проваренное или плохо прожаренное мясо

2. Не пить сырую, некипяченую воду, взятую из водоема

3.  Не есть немытые овощи и фрукты

  1. Не есть немытый щавель, дикий лук, не жевать травинки на лугу
  2. Менять пастбища сельскохозяйственных животных
  3. Систематически мыть руки перед едой
  4. Защищать продукты питания от мух, тараканов
  5. Не грызть ногти

7. Конкурс « Решение творческих биологических задач» (слайд10)

1)Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна его стадия, именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу- ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охраняют его, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечит себе попадание «по месту –назначения»?

Ответ: Поскольку паразит живет в мозге, он в состоянии влиять на поведение овцы. Зараженные овцы теряют способность двигаться по прямой. Они идут только по дуге, вскоре отбиваются от стада и попадают волку на обед, а паразит по месту назначения. Эта болезнь называется «овечья вертячка»

2)Есть паразит ,который обитает в теле муравьев. Промежуточным его хозяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание «своего»  муравья-хозяина в пищеварительную систему коровы?

Ответ: паразит изменяет поведение муравья: муравей стремиться заползти на самый верх травинки. Корова захватывает его языком вместе с зеленью. Вместе с муравьем попадает и паразит.
8.Тестирование  «Строение и жизнедеятельность червей» (слайд11)

1.Какая симметрия тела присуща плоским червям?

А) радикальная  б)двусторонняя +

2. Дождевой червь относиться к классу

А) многощетинковых;

Б   малощетинковых;

В) пиявки;

3. Все ткани и органы кольчатых червей размножаются из

А) эктодермы;

Б) эктодермы, эндодермы, мезодермы;

В) эндодермы и мезодермы;

4.Многощетинковые черви

А)  гермафродиты;

Б)  раздельнополые;

В) бесполое размножение;

5.Кровеносная система дождевого червя

А)  замкнутого типа;

В) незамкнутого типа;

В)  нет;

6.Медицинские пиявки используются человеком

А  для снижения кровяного давления;

Б) для повышения кровяного давления;

В) для  повышения свёртываемости крови.

7.Параподии характерны для

 А)многощетинковых;

Б) малощетинковых;

В) пиявок;

8.Кольчатые черви размножаются:

А) только половым путём;

Б) только бесполым путём;

В)  половым и бесполым путём.
 Ответы:1Б,2Б,3Б,4Г,5А,6А,7А,8В.

Подведение итогов

Рефлексия

Сегодня на уроке я могу себя похвалить

себя за             ----------------------

Моих одноклассников---------------------

Учителя-------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Черви-паразиты" в 8 классе специальной (коррекционной) школы

Данный урок дает возможность учащимся получить в доступной форме знания о червях - паразитах и мерах профилактики заболеваний, вызываемых различными паразитами....

Конспект урока с использованием лабораторной работы по теме "Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей"

Конспект урока можно использовать в 7 классе при изучении темы "Тип кольчатые черви. Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей." Для лабораторной работы используются натуральные объекты-дождевые ...

Конспект урока "Круглые и плоские черви"

Конспект урока для работы по теме "Круглые и плоские черви" в 7 классе....

Конспект урока "Плоские черви"

-Познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;-выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;-составить общие призна...

Конспект урока "Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые". Биология. 7 класс

Конспект урока "Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые". Биология. 7 класс...

Конспект урока по биологии на тему "Круглые черви" 7 класс

Конспект урока составлен таким образом, чтобы при необходимости, ребенок сам мог изучить данную тему. Он краткий, не нагружен лишней информацией, и в то же время, позволяет выйти за рамки учебника....

Конспект урока по биологии 7 класс Тип Плоские черви

Материала предназначены для учителей биологии и учеников 7 класса для изучения темы "Плоские черви". Дана общая характеристика класса, а также характеристика классов данного типа. Данный уро...