Конспект урока "Плоские черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
-Познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;
-выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;
-составить общие признаки типа Плоские черви;
-познакомиться с новыми терминами: мезодерма, паренхима, двусторонняя симметрия; развивать понятия: ткань и орган, система органов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploskie_chervi.doc | 81 КБ |
tip_ploskie_chervi.ppt | 2.48 МБ |
samostoyatelnaya_kishechnopolostnye.doc | 283.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип «Плоские черви»
Цель урока :Изучить особенности строения плоских червей.
Обучающие: Раскрывать особенности строения типа кишечнополостные; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки типа кишечнополостные; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
Продолжить формирование понятий многоклеточные животные на примере плоские черви, лестничная нервная система, выделительная система, гермафродиты, протонефридии
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; умение работать с информацией, кратко передающие содержание прослушанной и прочитанной информации; межтемные и межпредметных связи.
Воспитывающие: Содействовать формированию научного мировоззрения, культуры речи, уважения к труду; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка Д/з
Мы с вами на прошлом уроке изучали тип Кишечнополостные, на этом уроке пишем проверочную работу по этой теме, для этого на листочках напишите фамилия, класс, вариант, на выполнение работы у вас 5-7 минут.
3. Мотивация.
На сегодняшнем уроке мы начинаем изучать тип Плоские черви. Представителей этого типа я могла бы назвать «Пионерами» в подцарстве многоклеточные организмы. Эти организмы не могут не вызвать удивления, как может один и тот же тип сочетать в себе изящных животных подобных листикам скользящих в воде, и ужасных глистов вызывающих отвращение. Наша задача: изучить строение плоских червей на примере белой планарии. В конце урока вы должны знать: - каковы особенности строения плоских червей на основе строения белой планарии. - что нового появилось у плоских червей по сравнению с кишечнополостными.
Откройте тетрадь запишите число, тему урока. Напишите в столбик 9 цифр. Я сейчас вам предлагаю утверждения, с которыми вы можете согласиться или нет, и вы на против этих цифр, + если вы согласны, и – если не согласны.
- Работа с утверждением (учитель диктует, а ученики работают в тетради)
- А сейчас вы полученную информацию должны проверить с помощью информационного источника – книги, откройте пожалуйста учебник на стр – 116 – 117. И проанализируйте эти утверждения. Если вы найдете противоречия, то вам сделайте соответствующие записи. Для экономии времени с
1-3 утверждение работает ряд у окна
4-6 работает средний ряд
7-9 работает ряд у двери на работу вам 5 минут
А теперь по результатам работы с учебником давайте подтвердим или опровергнем еще раз эти утверждения. Если вы ответили в начале урока на некоторые утверждения не правильно, исправьте себя, напишите правильный ответ в тетрадке.
- Все плоские черви – паразиты. (нет, ресничные - не являются паразитами, а сосальщики и ленточные – паразиты) Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении – проанализируйте.
- У плоских червей трехслойное тело. (да) Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении - ……………………………………………………………….
- Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела. Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении - ……………………………………………………………….
- Промежутки между органами заполнены жидкостью. (полости тела нет, пространство между органами заполнено – паренхимой) Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении - ……………………………………………………………….
- Все плоские черви имеют одинаковую пищеварительную систему. (у ленточных червей отсутствует пищеварительная система, чем более паразитический образ ведет червь тем менее развита пищеварительная система, и если сравнить пищеварительную систему белой планарии - представителя ресничных червей и представителя класса сосальщики, то мы можем увидеть как постепенно упрощается строение кишечника)
- Плоские черви дышат всей поверхностью тела. Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении - ……………………………………………………………….
- Выделительная система плоских червей представлена почками. (протонефридиями) Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении - ……………………………………………………………….
- Нервная система плоских червей - диффузная. (лестничная) Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении - ……………………………………………………………….
- В основном плоские черви – гермафродиты. Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении - ……………………………………………………………….
Работа с утверждениями – 10 -15 мин
Д/з стр-116 – 117, утверждения аналогичные которые были сейчас, письменно продолжите фразу: Плоских червей можно назвать первыми, потому что…
А теперь давайте отметим главные признаки типа кишечнополостные, заполнив таблицу в тетради «Характеристика беспозвоночных животных»
Заполняют с помощью учебника и учителя
Что нового появилось у плоских червей по сравнению с кишечнополостными.
Каково строение плоских червей.
Вам нужно обобщить перечень слов одной фразой или словом.
- Ресничные, сосальщики, ленточные (типы плоских червей, классы)
- Рот, глотка, кишка. (пищеварительная система)
- Семенники, яичники, протоки. (половая система)
- Выделительные отверстия, система канальцев, звездчатые клетки. (выделительная ситема, протонефридии)
- Паренхима, кожно-мускульный мешок.(внутреннее строение плоских червей)
- Светочувствительные глазки, органы равновесия. (органы равновесия)
- Дыхательная, кровеносная, опорно-двигательная. (отсутствует)
- Мозговые ганглии, стволы, перемычки. (нервная система)
Что нового мы узнали на уроке
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Учащиеся подводят итог.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все плоские черви – паразиты. У плоских червей трехслойное тело. Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела. Промежутки между органами у плоских червей заполнены жидкостью. Все плоские черви имеют одинаковую пищеварительную систему. Плоские черви дышат всей поверхностью тела. Выделительная система плоских червей представлена почками. Нервная система плоских червей - диффузная. В основном плоские черви – гермафродиты.
Класс сосальщики Класс ленточные паразиты Класс ресничные хищники
Действительно у плоских червей трехслойное тело. 1 2 3
У плоских червей впервые появилась двусторонняя симметрия тела.
Тело плоских червей заполнено паренхимой (рыхлая соединительная ткань) 1
Наиболее развитая пищеварительная система у свободноживущих червей, у некоторых (ленточных) – она отсутствует.
Органов дыхание у червей нет, они дышат всей поверхностью тела.
Выделительная система представлена системой разветвленных канальцев, с звездчатыми клетками (протонефридии)
У плоских червей новый вид нервной системы – лестничная.
Все плоские черви – гермафродиты. 1 2
Признаки Тип плоские черви Количество видов Симметрия Строение тела Пищеварительная с. Дыхательная система Кровеносная система Выделительная с. Нервная система Органы чувств Половая система Регенерация 12,5 тысяч видов двусторонняя 3-х слойное, уплощенное, кожно-мускульный мешок, паренхима. Рот-глотка-кишечник (у ленточных отсутствует) ______ ______ Разветвленные канальцы, звездчатые клетки. лестничная Светочувств. глазки, органы равновесия Гермафродиты (семенники, яичники, сеть протоков) +
Ресничные, сосальщики, ленточные. Рот, глотка, кишка. Семенники, яичники, протоки. Выделительные отверстия, система канальцев, звездчатые клетки. Паренхима, кожно-мускульный мешок. Светочувствительные глазки, органы равновесия. Дыхательная, кровеносная, опорно-двигательная. Мозговые ганглии, стволы, перемычки.
Предварительный просмотр:
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ В - 1
Выберите один правильный ответ
1. Тип кишечнополостных насчитывает: А) 1 тыс. видов; Б) около 9 тыс. видов В) более 15 тыс. видов; Г) 100 тыс. вид.
2. Кишечнополостные имеют симметрию:
А) лучевую Б) двустороннею В) солнечную Г) повторную
3. К типу кишечнополостных относятся: А) медузы; Б) пескожилы; В) слизни; Г) дождевые черви.
4. Тело кишечнополостных состоит из: А) одного слоя клеток и развитого межклеточного вещества между ними;
Б) двух слоев плотно прилегающих друг к другу клеток и опорной неклеточной пластинки (базальная мембрана) между ними;
В) трех слоев клеток; Г) многих слоев клеток.
5. Эпителиально-мускульные клетки с выростами и жгутиками на поверхности располагаются в:
А) эктодерме Б) энтодерме В) мезодерме Г) базальной мембране
6. Восстановление утраченных частей организма кишечнополостных называется:
А) рефлекс; Б) регенерация; В) диффузия. Г) почкование
7. У пресноводные гидры питание:
А) внутриклеточное Б) внутриполостное В) внутриклеточное и внутриполостное
8. Пресноводные гидры стрекательными клетками дафний и циклопов:
А) парализуют; Б) убивают; В) отпугивают; Г) привлекают.
9. Гидры размножаются половым путем: А) летом Б) осенью В) зимой Г) весной
10. Нервная система кишечнополостных называется: А) узловая; Б) диффузная; В) центральная; Г) мелкая
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ В - 2
Выберите один правильный ответ
1. Наибольшее число видов кишечнополостных обитает в: А) морях; Б) прудах; В) реках Г) болотах.
2. К типу кишечнополостных из названных животных относятся: А) актиния; Б) прудовик; В) нереида; Г) пиявка.
3. Кишечнополостные имеют тело, состоящее из: А) одного слоя клеток и ограничиваемой ими полости;
Б) двух слоев клеток и полости с одним отверстием;
В) двух слоев клеток и полости с двумя отверстиями;
Г) трех слоев клеток и полости с одним отверстием.
4. К классу коралловым полипам относятся:
А) актиния Б) пресноводная гидра В) крестовичок Г) аурелия
5. У кишечнополостных имеется: А) дыхательная система; В) нервная система; Б) пищеварительная система; Г) половая система.
6. Нервные клетки у гидры располагаются: А) эктодерме Б) энтодерме В) мезодерме Г) базальной мембране
7. К кишечнополостным, проходящим в индивидуальном развитии кратковременную стадию полипа, относятся: А) класс гидроидные Б) класс сцифоидные В) коралловые полипы
8.Недифференцированные клетки которые дают начало другим типам клетки: А) стрекательные; Б) нервные; В) промежуточные; Г) половые;
9. Гидры размножаются бесполым (почкованием) путем: А) летом Б) осенью В) зимой Г) весной
10. Какой цифрой на рисунке изображены клетки выполняющие сократительную (двигательную) функцию:
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ В - 3
Выберите один правильный ответ
1. Наибольшее число видов кишечнополостных обитает в: А) морях; Б) прудах; В) реках Г) болотах.
2. К типу кишечнополостных из названных животных относятся: А) актиния; Б) прудовик; В) нереида; Г) пиявка.
3. Кишечнополостные имеют тело, состоящее из: А) одного слоя клеток и ограничиваемой ими полости;
Б) двух слоев клеток и полости с одним отверстием;
В) двух слоев клеток и полости с двумя отверстиями;
Г) трех слоев клеток и полости с одним отверстием.
4. К классу коралловым полипам относятся:
А) актиния Б) пресноводная гидра В) крестовичок Г) аурелия
5. У кишечнополостных имеется: А) дыхательная система; В) нервная система; Б) пищеварительная система; Г) половая система.
6. Нервные клетки у гидры располагаются: А) эктодерме Б) энтодерме В) мезодерме Г) базальной мембране 7. У пресноводные гидры питание:
А) внутриклеточное Б) внутриполостное В) внутриклеточное и внутриполостное 8. Пресноводные гидры стрекательными клетками дафний и циклопов: А) парализуют; Б) убивают; В) отпугивают; Г) привлекают.
9. Гидры размножаются половым путем: А) летом Б) осенью В) зимой Г) весной
10. Какой цифрой на рисунке изображены клетки помогающие переваривать пищу: А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ В - 4
Выберите один правильный ответ
1. Тип кишечнополостных насчитывает: А) 1 тыс. видов; Б) около 9 тыс. видов В) более 15 тыс. видов; Г) 100 тыс. вид.
2. Кишечнополостные имеют симметрию:
А) лучевую Б) двустороннею В) зеркальную Г) повторную
3. К типу кишечнополостных относятся: А) гидр; Б) пескожилы; В) слизни; Г) дождевые черви.
4. Тело кишечнополостных состоит из: А) одного слоя клеток и развитого межклеточного вещества между ними;
Б) двух слоев плотно прилегающих друг к другу клеток и опорной неклеточной пластинки (базальная мембрана) между ними;
В) трех слоев клеток; Г) многих слоев клеток.
5. Эпителиально-мускульные клетки с выростами и жгутиками располагаются в:
А) эктодерме Б) энтодерме В) мезодерме Г) базальной мембране
6. Восстановление утраченных частей организма кишечнополостных называется:
А) рефлекс; Б) регенерация; В) диффузия. Г) почкование 7. К кишечнополостным, проходящим в индивидуальном развитии кратковременную стадию полипа, относятся: А) класс гидроидные Б) класс сцифоидные В) коралловые полипы
8. Недифференцированные клетки которые дают начало другим типам клетки: А) стрекательные; Б) нервные; В) промежуточные; Г) половые;
9. Гидры размножаются бесполым (почкованием) путем: А) летом Б) осенью В) зимой Г) весной
10. Нервная система кишечнополостных называется: А) узловая; Б) диффузная; В) центральная; Г) мелкая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)
Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....
Проверочные задания. "Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви"
Проверочные задания...
Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)
Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються....
презентация к уроку "Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно про...
Карточки по зоологии по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви "
Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви"....
Тема урока: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.
Конспект урока по биологии по теме: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.7 класс (по концентрическому принципу ФГОС)Учебник «Биология:Многообразие жи...
Контрольная работа по темам: "Тип: плоские черви, тип: круглые черви, тип: кольчатые черви"
Контрольная работа предназначена для класса с углубленным изучением биологии....