СБОРНИК ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И ТРИЗ
учебно-методическое пособие по биологии (7 класс) по теме

Сборник предназначен для учащихся и учителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik.doc929 КБ

Предварительный просмотр:

   - литературный текст;

         -    научная информация;

                 - содержание задачи, вопроса;

              - место для ответа;

           - это интересно;

- домашнее задание.

Тема: Царство прокариоты.

Подцарство настоящие бактерии.

 Роль бактерий в жизни человека велика. Находясь все в том же кишечнике, бактерии расщепляют непереваримые в желудке остатки пищи на органические и неорганические соединения. В процессе извлекаются аминокислоты и некоторые витамины, которые тут же всасываются в кровь.

Бактерии также находятся в молочных продуктах – йогуртах, кефирах, ряженке. Вместе с этими продуктами микроорганизмы попадают в желудочный тракт, где помогают самому желудку справиться с его основной задачей – тщательное переваривание пищи. Именно по этой причине мы всегда ощущаем легкость после приема молочных продуктов и не чувствуем дискомфорт в желудке, вызванный болью, коликами или тошнотой.

       Внимательно изучите материал учебника стр. 11- 17, материал, предложенный выше и решите задачу: «Микробы и рахит».

                                            

Могут ли научные открытия бить по здоровью людей? Оказывается — да! Узнав о существовании микробов, образованные люди стали принимать слишком суровые меры по их уничтожению. Вот цитата из книги К. Лоренца: «Моя мать принадлежала к поколению, которое только что открыло для себя микробов. Тогда в зажиточных семьях большинство детей болело рахитом, потому что…»
Почему дети из богатых семей гораздо чаще, чем дети бедняков, болели рахитом?

          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Бактерии — это очень простая форма растительной жизни, которая состоит из одной живой клетки. Размножение осуществляется делением клетки. Скорость роста и размножения бактерий и других микроорганизмов зависит от условий окружающей среды. Температура, свет, наличие кислорода, влажность и рН-фактор (уровень кислотности или щелочности) наряду с наличием питания влияют на скорость развития бактерий. Существуют термогенные бактерии, которые выделяют  в процессе своей жизнедеятельности большое количество тепла и нагревают  окружающую их среду (до +70-80°С). Размножаются в богатых органическими веществами торфе, навозе, сене, причем наиболее интенсивный рост их популяции происходит при 50°С и выше. Иногда вызывают «самовозгорание» органических веществ.

   Внимательно изучите материал, предложенный выше и решите биологическую  задачу:

      «Пожар на

              пароходе»

Однажды большой

океанский

пароход шел с грузом

хлопка

из Египта в Англию.

В плохо проветриваемых трюмах влажный хлопок стал постепенно нагреваться, а затем воспламенился. На пароходе возник пожар. Объясните причину самовозгорания хлопка. 

     ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________

1. Составьте мини проект на тему:

 «Если б не было бактерий».

Тема:

Царство грибы.

 Грибы

относятся к

 семейству

 микроорганизмов,

 в которые входит

плесень. Раньше биологи считали грибы растениями, сейчас они признали, что грибы сильно от них отличаются. К примеру, грибы не вырабатывают для себя питательные вещества за счет фотосинтеза, как почти все растения. Они    могут расти в темноте. Их плодовое тело выделяет пищеварительные ферменты, превращающие органические материалы в питательные вещества, которые они всасывают. Такой уникальный пищеварительный процесс отличает грибы от животных. Поэтому грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Сегодня биологи классифицируют их в отдельную группу – царство грибов.

 Почему  дикие грибы в основном растут в прохладных, влажных и затененных лесистых местах? Предложите способы использования этой способности грибов для пользы человека.  Используйте приемы ТРИЗ.

            ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «Война грибов» 

В старые - стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
 
Отказалися белянки:
Мы — столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
 
Приходите, вы, рыжики, ко мне на войну!
 
Отказались рыжики:
Мы — богаты мужики! Не пойдем на войну!
 
Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!
 
Отказалися волнушки:
Мы, волнушки, — старушки! Не пойдем на войну!
 
Приходите вы, опенки, ко мне на войну! 
Отказалися опенки:
У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
 
Приходите, грузди, ко мне на войну!
 
Мы, грузди, — ребятушки дружны! Пойдем на войну!
 

      Какие особенности грибов вы узнали из старой сказки?

         _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Изучите текст учебника стр. 20 – 27, найдите определения биологическим терминам:

мицелий -  __________________________________________________________________________________

спора -  __________________________________________________________________________________

решите задачу:

      «Грибники» 

Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте?
           ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                  «Рост грибов ».                            Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе”, называли их "ведьмины кольца”. Ведь в середине круга даже трава не растет, как бы вытоптана. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните, с чем связаны эти факты? (мозговой штурм).

      _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         В мире опят…

Опятам свойственна одна особенность, которую следует знать, — сильно заселенные ими пни в темноте светятся. Постарайтесь хоть однажды ночью подойти к пню с массой опят, и перед вами предстанет прекрасное видение: как будто вдалеке стоит старинная крепость, сияющая множеством неярких мерцающих огней. Эта картина запомнится вам на всю жизнь!

 «Соседство грибов»

Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “доброжелательное соседство” грибов и деревьев. ( «Мозговой     штурм»)

   _________________________________________________________________________________________________________________________________

           « Поэтический гриб» 

Самый удивительный гриб планеты носит, можно сказать, поэтическое название «плазмодий», проживает он и у нас, в России, в средней полосе. Плазмодий умеет ходить! Перемещается, конечно, медленней улитки, но за несколько дней может взобраться на пень и притаиться на нем. Живет он буквально у нас под ногами, но сразу его не заметишь, он чем-то напоминает медузу, такая же студенистая масса, такое же полупрозрачное слизистое тело грибов-миксомицетов. По лесу ходит, перекатываясь-переваливаясь с боку на бок.                                  

Нарисуйте в квадрате грибы, которые Вы чаще всего собираете в лесу:

 

1.  Напишите рассказ от имени одного из грибов. Представьте себя, например, груздем. Что мог  бы груздь рассказать о себе, что он мог бы сказать или посоветовать людям.

2. Согласны ли вы с мыслью, что всякий гриб чем-нибудь полезен? Нарисуйте рисунок  о том, какую пользу приносят грибы людям и разным обитателям леса.

Тема: Подцарство низшие растения.

   Группа отделов Водоросли.

 «Водоросли на снегу»

       Однажды, это было в 1818 году, капитан Джон Росс проплывал на корабле вблизи скалистых берегов Гренландии. Белый снег ослепительно искрился на солнце. И вдруг в одном из ущелий между прибрежными скалами все увидели удивительное зрелище: снег был ярко-красным. Полоска красного цвета тянулась на несколько десятков метров.
       Зрелище было настолько потрясающим, что Д. Росс назвал это место Кармазиновой Скалой.
    Как Вы думаете,  почему у берегов Гренландии снег окрашен в ярко-красный цвет?

        ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            Долгое время свечение моря в тёмное время суток было одной из самых загадочных морских тайн для учёных. Оказалось, что оно вызвано люминесцентными свойствами некоторых морских организмов. В Чёрном море, например, иногда светящемся в осеннее время, таким организмом является водоросль под названием ночесветка.

             

Тема: Подцарство высшие растения. Отдел моховидные.

Внимательно прочитайте стихотворение В. Рождественского «Мох»:

Меж клюквы и морошки

Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь растет.

Он снизу – беловатый.

 Повыше  - зеленей. 

Коль нужно будет ваты,

 Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

 Лечил в глуши лесной.

     

Как вы считаете: выражения – «без ножки», «снизу беловатый», «лечил» - это выдумка поэта или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение». Ответ аргументируйте.

«без ножки» -

________________________________________

« снизу беловатый» -

________________________________________

«лечил» -

 «Мох – верная примета…»    

У северных народов есть примета: если ты заблудился в лесу, то можно определить стороны света с помощью мха, растущего на деревьях — он растет с северной стороны. 
Почему мох растет именно с северной стороны деревьев? 

         ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Необычные сферы применения мхов.

- В Финляндии во время голода торфяной мох использовался для приготовления хлеба.

- В Мексике мох используется в качестве                          

рождественского украшения.

- Во время Второй мировой войны мох сфагнум накладывали на ранения солдат в качестве первой медицинской помощи.

- Некоторые разновидности мхов семейства сфагнум используются для приготовления шотландского виски.

Предложите способы использования мхов?

           ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     «Сохранность древних находок»

Бывали случаи, когда в болотах находили остатки бревенчатых дорог, проложенных еще древними людьми, останки доисторических людей, средневековых рыцарей в доспехах.

   Как можно объяснить сохранность этих и других находок?

         _________________________________________________________________________________________________________________________________

       

«Голубые столбы» 

 Мох колыхался под ногами, как пружинный матрас. Видно было, как подо мхом кругами расходились волны. Раскачивались кривые и хилые сосенки.
Когда-то тут было озеро.
Оно и сейчас было тут, только сверху его затянуло мхом. Во мху там и тут дыры — «окна». И вода в этих окнах как чёрное стекло. Подойти к окну трудно: моховая дернина прогибается и тонет…
Я лёг на живот, растопырил широко руки и ноги — и пополз. Дополз до «окна», надел на лицо маску, вдохнул через трубку воздух и, как тюлень в прорубь, скользнул в окно вниз головой. День сразу сменился ночью. Я опускался в глубину, и светлое окно надо мной становилось всё меньше.
Вот и дно, вязкое и холодное. Я по пояс утонул в нём, а под ногами всё ещё была какая-то жидкая каша.
Высоко над головой — чёрный моховой потолок с голубыми дырами. В каждую дыру врывается свет и, как голубой столб, упирается в дно. И кажется, что вся чёрная моховая крыша держится на этих голубых столбах.
На одном вдохе долго под водой не просидишь. Я рванулся вверх и угодил в соседнее окно. Это было даже не окно, а скорее форточка: только-только просунуть плечи и голову. Я протиснулся в неё, и лягушки, сидевшие вокруг форточки, в ужасе запрыгали в сторону от воды.
Жутко было торчать в моховой дыре, свесив ноги в чёрную глубину. Но уж очень заманчив был этот чёрный мир на голубых столбах, мир умирающего озера. …..

                                                                                                    (Сладков Н.И.)

 Определите стиль и тип речи.  Назовите средства выразительности, которые использует автор для передачи своих чувств.      

Что нового вы узнали о мхах? Какую информацию о мхах вы могли бы использовать в задачах ТРИЗ?

               ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Отдел папоротниковидные.   

 «Тайна Цветка папоротника»

Как-то, будучи уже постарше, со мной был случай.
Тайга. Жаркий солнечный день. Вышел на поляну, поросшую папоротником. 
Зачарованно засмотрелся на гущу древних растений, словно попал в другой мир. 
Впечатление было такое, что кто-то специально оформил эту красоту. 
Центр поляны возвышался, растения вымахали в половину человеческого роста. 
Ближе к краю поляны они плавно переходили в более низкие заросли, - по колено. 
Помня впечатления детства, и предупреждения стариков, улыбнулся, -
Ну, что может случиться с взрослым парнем. Сказки всё это.
Любопытство потянуло в центр поляны. 
Пролезая вглубь, ощутил чувство вины, как кто-то подсказывал, - не ломай, то что не тобой сотворено…
Долго рассматривал листья папоротников, они были разные, более взрослые растения отличались формой и цветом листа. Молодые растения менее пахли, чем взрослые…
Но, это нельзя назвать запахом, это скорее…(трудно найти определение)… дух что - ли.
Вся поляна, казалось, была наполнена духом, смесью папоротника с духами леса.
Это особый запах - древний, тяжелый, тревожно дурманящий…   
После нескольких минут исследований, пребывания на поляне, по спине заструились ручейки пота. Появилась непонятная истома, вялость в движениях, в глазах легкая дымка, как в жаркую погоду наблюдается марево, и окружающий мир как будь-то плывет, окружающее теряет резкость.  
Голова слегка кружится, тяжелеет, хочется уйти в сон, прилечь, отдохнуть.
Рюкзак - под ноги (так путники снимают усталость ног), расслабился, и уснул под листьями папоротника, на краю поляны. 
Сколько спал - непонятно. Солнце ещё не садилось.  
Усталости не было, вернее о ней и мысли не было, как и бодрости после сна, - её тоже не было, не ощутил. 
А, наоборот: Голова - несвежая, окутана  каким-то отягощающим туманом. 
Расплывчатость сознания… 
Голубая дымка, окружала кусты, деревья, сквозь которую проглядывали мягкие лучи солнца…  Интереса ни к чему нет, только к центру света…
Но, невольно опускаешь голову, - не хочется смотреть на марево из солнечных лучей, кружится голова…
Неприятное полупьяное состояние, ноги ватные, ощущение замкнутости в себе, неосознанная какая-то дымчатая задумчивость. 
Невозможно сосредоточиться ни на чём, ни на том что делаешь, куда идёшь, до простого понятия - зачем… 
Тянет вбок, уйти в тень от размытого источника света, углубится в тень чащи… 
Толи инстинкт самосохранения, толи какая-то неведомая сила воздействуя на вялое сознание, уводит тебя все дальше и дальше…от поляны. 
Опустив голову, ни о чем не думая (осознаёшь, что движешься) без ощущения усталости (ощущений вообще никаких нет), идёшь, как во сне…без времени …из одного марева в другое… а, впереди тебя, как в тумане деревья, деревья, заросли, буреломы,…и каким-то чудом ты обходишь их только одним боком… почему-то левым. 
Тропы или что-то напоминающее … нет…, есть пространство, в котором ты передвигаешься… 
Иногда, поднимая голову, осознаёшь, что есть только узкий сектор пространства впереди, остальное – подразумевается… 
Сергей Атмож

 Что вы узнали о папоротнике из рассказа? Как появляются легенды о папоротнике?

           ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Тема: Отдел голосеменные растения.


 « Дом для лесника». 

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома.

Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору?

 ( ответ обведите ручкой). Почему? Нарисуйте схему участка лесника.  

?

                     ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       « Ревизор».

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
- «Это хвойный лес?»
- Хвойный.
- А где хвоя?
- Опала.
- По чьей вине?
- Природы.
- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!
Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Ответ аргументируйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте стихотворение И.С. Бунина « Детство»:

Чем жарче день, тем сладостней в бору,
Дышать сухим смолистым ароматом
И весело мне было поутру,
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок как шёлк… Прильну к сосне корявой,
И чувствую: мне только десять лет,
И ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

О каком дереве отдела голосеменных рассказывает  автор стихотворения?  ( ответ нарисуйте).  По каким признакам Вы определили?

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ.

Подцарство одноклеточные.

Среди простейших много паразитов. Например, дизентерийная амеба вызывает у человека опасное заболевание – изъявление слизистой оболочки толстой кишки. Лямблии, поселившись в верхних отделах тонкого кишечника, приводят к кишечным расстройствам у человека, кроликов, мышей.

Во время Кавказской войны ХIX в. в крепости Адлер, окружённой болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели солдат была иная. Как вы думаете какая?

         _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Балантидий – один из видов паразитических инфузорий. Случаи заражения редки. Паразитирование балантидия в кишечнике человека обычно вызывает тяжело протекающий колит. Коварство его действий очень схоже с действиями амебы дизентерийной. Но поскольку паразит внедряется в самую толщу тканей кишечника, лечение балантидиоза очень затруднительно.

 «Инфузория балантидия»

 В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Как Вы думаете  почему?

        __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ǃПрочтите текст учебника на с. 98 и  убедитесь в правильности своего ответа.

«Инфузории в жизни жвачных млекопитающих».

В желудке жвачных млекопитающих – коров, овец, оленей, – питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы достигает 3 кг. Как Вы думаете, какова роль этих инфузорий в жизни жвачных млекопитающих?

          __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 1 см3 содержимого рубца желудка жвачного животного (коровы) содержится до миллиона инфузорий, которые помогают переварить пищу.

_________________  

1. Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными», используя знания, полученные самостоятельно из дополнительной литературы и из повседневной жизни.

         Подцарство многоклеточные.

Тип Моллюски.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, ведущих начало от древних неспециализированных многощетинковых кольчатых червей.

БАЙКАЛ Глубоководный моллюск Бенедикция .

 «ОСЬМИНОГ-ЗАВОЕВАТЕЛЬ»

Небольшие осьминоги придумали себе прекрасные домики — они поселяются внутри раковин устриц и живут в них, открывая или закрывая «домик» своими щупальцами, присосавшимися к створкам. Но для того, чтобы заполучить такой дом, осьминогу нужно сначала разделаться с хозяином раковины — съесть моллюска. Устрицы очень осторожны и чувствительны — тут же захлопывают створки при малейшей опасности, а раскрыть створки захлопнувшейся раковины у осьминога не хватает силы.
Как же осьминоги открывают закрытые раковины устриц? 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 « Большой аппетит головоногих».

 Осьминоги, кальмары и каракатицы, несмотря на большие аппетиты, не могут проглотить добычу крупнее лесного муравья. Почему? ( Рисунок в учебнике стр. 141 содержит подсказку).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «Сердце двустворчатых моллюсков».

Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов. Как Вы думаете, почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений? 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «Цвет моллюсков»

Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску. Объясните, зачем осьминоги меняют окраску? (предложите не менее одной версии ответа).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________

1. Придумайте 3 задачи по теме «тип моллюски». 

Тип

членистоногие.

Класс насекомые.

 «ЧЕРНОЙ НОЧЬЮ ЧЕРНА СТРЕКОЗА»…»

В Австралии живут необычные синие стрекозы. Днем они окрашены в ярко-синий цвет, но когда начинает смеркаться, их тело медленно темнеет, темнеет, и под утро насекомые становятся почти черными. После восхода солнца стрекозы вновь «одеваются» в свою роскошную дневную одежду, причем цвет тела изменяется постепенно: сначала в передней части тела, а затем добирается до кончика брюшка. Зачем стрекозы «переодеваются» и почему смена наряда происходит неравномерно?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отряд чешуекрылые.

 «Бабочки-геликониды»

Вот уже полторы сотни лет учёные знают о странном поведении бабочек-геликонид: с заходом солнца они отправляются на ночлег группами от 4 до 15 особей. При этом каждая занимает собственное место на ветке, так что состав групп не меняется. Это особенно удивительно, если учесть, что бабочки вообще крайне редко демонстрируют социальное поведение. И до сих пор такие коллективные ночёвки оставались для зоологов загадкой. Почему Бабочки-геликониды отправляются на ночлег группами? Ответ нарисуйте. 

 «Бабочка – однодневка».

Бабочка-однодневка проснулась ранним утром и поняла, что в жизни ей крупно не повезло: всё небо было в тучах, шел грустный затяжной дождик… Дождь не очень сильный (птицы летают), но бабочка летать не может.
Похоже, что дождь будет идти весь день, всю её жизнь!…А как хочется полетать, мир посмотреть, прожить жизнь ярко и радостно!…Крылья намокнут, станут тяжёлыми и ей не хватит сил ими махать. Да ещё красивый узор пыльцы на крыльях дождь смоет…  
Как же ей выйти из безнадежного положения?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «Окраска бабочек»

Почему крылья бабочек  так окрашены? Не является ли такая окраска следствием пигментации? У некоторых бабочек это действительно так, но у других, как, например, у бабочки вида Морфо, объяснить окраску пигментацией нельзя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «Бабочка и солнце»
 
Жила-была на лесной поляне бабочка. Крылышки у бабочки яркие, как цветочные лепестки. Все любовались ими. Умела бабочка себя показать: крылышки всегда держала вразлёт.
Но появилась в лесу птица мухоловка. Она села на сухой сучок и стала высматривать.
Бабочку мухоловка не трогала. Это была простая серая мухоловка, которая ловит только мух. Но бабочка на всякий случай перестала раскрывать яркие крылышки. Она стала складывать их так, что из двух ярких крылышек получался один бурый листик.
Подолгу сидела бабочка неподвижно, изо всех сил стараясь быть похожей на простой привялый листок.
Так бабочка стала бояться самой
 себя.
Но однажды, к своему ужасу, бабочка заметила, что от её сложенных крылышек на земле видна тень. У бабочки задрожали усики-сяжки. Бочком, бочком стала она поворачиваться головой к солнцу, чтобы тень свою спрятать под брюшко. С этого дня бабочка стала бояться не только своей красоты, но и собственной тени. И солнце ей не в радость. Бабочка стала самым пугливым существом на свете.
Замечали вы это? Только когда вокруг нет никого, бабочки становятся сами собой, раскрывают крылышки и радуются солнцу. А чуть что - нет их. Одни сухие листики.
Сладков.

Какую информацию о бабочках можно узнать из художественного текста?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 « Бабочка медведица»

Бабочка медведица  — единственное известное в природе животное, способное защищаться от летучих мышей путем глушения их локационных сигналов.  Как это происходит? ( ответ нарисуйте) .

 «МОТЫЛЕК НА НОСУ».
В кинофильме «Маленький принц говорит» требовалось, чтобы стая мотыльков послушно уселась на нос героини. Мультипликация — по ряду причин — недопустима.
Как это сделать с не дрессируемыми мотыльками?

______________________________________________________________________________________________________

         - За свою короткую жизнь самка бабочки м      может отложить более 1000 яиц.

- Самая крупная ночная бабочка в мире — это павлиноглазка Атлас (Attacus Atlas). Размах ее крыльев более 30 см, и ее часто принимают за птицу.

___________________

1. Придумайте сказку для малышей на тему: «ЛЕТНИЕ СКАЗКИ О БАБОЧКАХ».

Класс ракообразные.

 « Линька раков»

Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6–10 раз, на втором – 5 раз, на третьем – 3–4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка – 1 раз. Дафнии линяют 8 раз в течение 17 суток. С чем связано большое количество линек у молодых раков?

                      

______________________________________________________________________________________

  «Коллекция раков»

Засушенные для коллекции раки сохраняют свою форму и размеры тела. Засушенные пауки и насекомые сморщиваются, уменьшаются в размере. Чем это можно объяснить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   «Лиса и рак» Лиса и рак стоят вместе и говорят себя. Лиса говорит раку: «Давай перегоняться». Рак: «Что ж, лиса, ну давай!» Зачали перегоняться. Лишь лиса побегла, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добегла, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился и говорит: «А я давно уж жду тебя тут». Придумайте окончание русской народной сказки из трех предложений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Класс паукообразные.

 «Муха на обед» 

Большая муха на обед. Это так прекрасно! Для паука. Однако, пауки насекомые небольшие. От других членистоногих пауки отличаются тем, что их тело как бы разделено на две части. Голова срослась с грудью и с помощью тоненькой части соединяется с животиком. В этой части тела у паука находятся легкие, печень, сердце, яичники и пищеварительный тракт. Но последний совсем мал, а муха большая. Интересно, каким способом паук съедает муху, которая никак не поместилась бы у паука внутри?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 « Пауки – альпинисты»

Из всех членистоногих выше других в горах встречаются маленькие черные паучки, принадлежащие к семейству пауков-скакунов. В Гималаях их обнаружили на высоте 6600 м, т.е. на 1500 м выше снеговой линии – выше, чем могут жить самые нетребовательные растения. Как вы думаете каким образом пауки-«альпинисты» поддерживают свое существование в этих экстремальных условиях?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Решите задачу: « Величина жертвы»

Наблюдение за поведением паука показывает, что он выскакивает из своего укрытия и стремительно направляется к мухе, запутавшейся в паутине, только в том случае, если муха средней величины. Если же муха попадается маленькая, то паук часто не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

ТИП ХОРДОВЫЕ.

Надкласс рыбы. 

Внимательно  прочитайте текст и выполните задания.

 «ВОТ ТАК ШТУКА»

Когда я научился совсем прилично плавать под водой, то решил, что пора приступать к охоте.

Ружьё у меня было самодельное. Оно стреляло маленьким гарпунчиком. На шнуре.

Но охотиться — значит, заплывать далеко от берега.

И прежде чем отважиться на это, я спросил у приятелей:

— А акул в Чёрном море нет?

— Как же, — говорят, — есть! Катранами называются. Их тут видимо-невидимо.

Вот так штука!

Я много читал про акул и легко представил себе такую картину: вот один катран подплывает ко мне сзади, переворачивается на бок и — хрусь! — перекусывает меня пополам.

Брр-р-р! Может быть, и не охотиться?

Долго думал и наконец решился. А, была не была! Авось не съедят!

И пошёл в море.

Больше всего мне хотелось застрелить морского петуха — триглу, большую красно-бурую рыбу с огромными тёмно-синими грудными плавниками.

Однако под водой меня ждало разочарование.

Во-первых, плавать с ружьём оказалось не так-то просто. Оно занимало руки, мешало нырять и делать повороты.

Во-вторых, найти морского петуха было очень и очень трудно.

Прямо ко мне подплывали чёрные рыбки с раздвоенными хвостиками — ласточки.

Из водорослей то и дело показывались пёстрые зеленушки.

Головастые ерши не мигая смотрели из-под камней.

Все, казалось, говорили: ну, стреляй! Но я выдерживал характер и не стрелял.

Дважды пришлось вылезать из воды, чтобы согреться. Наконец повезло.

Я только отплыл от берега, как заметил на песчаной осыпке под фиолетовой тенистой скалой характерный силуэт рыбы с широкими, как веер, плавниками и большой головой.

Это был петух.

Распуская и свёртывая плавники, он переходил с места на место, роясь в песке.

Я стал подплывать.

Медленно-медленно поднимаю к глазам ружьё, навожу прицел на пятнистый рыбий бок… Ближе… ближе…

Ш-ш-ш-шу! — сорвался гарпун.

Он надвое рассёк левый плавник триглы и, дрогнув, вонзился в песок.

Рыба метнулась вбок и, размахивая обрывками плавника, скрылась за скалой.

Какая досада!

Перезарядив ружьё, я вплавь обошёл скалу. Ничего.

Покараулил у осыпки. Безрезультатно.

На этом охоту пришлось закончить.

Уже возвращаясь к берегу, я заметил на глубине небольшую серебристо-серую рыбу с острым собачьим рыльцем и хвостовым плавником в виде полумесяца.

Выстрел оказался удачным. Положив рыбу в мешок, я вернулся в город.

— Ну, как дела? — спросили меня приятели. — О, да ты совсем молодец! Гляди-ка, акулу привёз. Ничего катранчик — полметра будет!

Я смотрел на серую рыбу и не верил своим глазам.

Так вот какая она — черноморская акула!

А я-то боялся.

  1. Определите стиль речи. Докажите.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Найдите предложения с деепричастным оборотом, выпишите, произведите синтаксический разбор любого из предложений ( на выбор).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «Кислород для рыб»

Зимой пруды в рыбных хозяйствах покрываются толстым слоем льда, и рыба может погибнуть от недостатка кислорода.

Как быть? Можно, конечно, делать проруби, но они постоянно замерзают. Можно придумать установку, которая будет растапливать лёд, но это дорогостоящее решение.
Предложите простое и дешёвое решение проблемы. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Почему рыбы «пускают пузыри»?

Одни рыбы заглатывают атмосферный воздух и затем выпускают пузыри воздуха из жабр. Такое явление можно наблюдать, например, у аквариумной рыбки сомика коридораса (Corydoras). Другие рыбы (с большим ртом) иногда заглатывают воздух вместе с плывущей по поверхности пищей и после этого начинают «выдувать» пузыри воздуха изо рта и жабр. Многие лабиринтовые рыбы строят гнездо из пузырей, в котором хранят свою икру. Все эти случаи сопровождаются редкими и кратковременными пузырями. Но часто можно наблюдать целые потоки пузырьков, поднимающихся к поверхности водоёма — рыбы «пускают пузыри» серией.
Как вы думаете, почему рыбы пускают пузыри?

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

           

            - Четырехкрылая летучая рыба способна совершать самые дальние перелеты. Дальность такого рекордного полета — 1109 м, высота — 11м, а продолжительность — 90 секунд.

На фото летучая рыба.

Рыба плещется к дождю...

Рыбы иногда выпрыгивают из воды. Для некоторых видов рыб это характерное поведение — таким образом они спасаются от хищников. Ещё рыбы выпрыгивают, чтобы схватить насекомых, сидящих на растениях близко от поверхности воды, а копеллы Арнольда, например, выпрыгивают из воды, чтобы отложить икру. Но перед дождём рыбы настолько часто выпрыгивают, что даже примета появилась: «Рыба плещется к дождю»…
Объясните, почему рыбы так часто выпрыгивают из воды перед дождём?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________

Разведение рыбы — перспективное направление рыбного хозяйства. В настоящее время широко развивается прудовое хозяйство. Рыбоводам хотелось бы научиться выращивать и морских рыб.
Но как разводить рыбу в океане? Предложите проект «рыбофермы» в океане.

Класс земноводные, или амфибии.

 «Прыжки лягушки»

Лягушка на суше передвигается

прыжками. Почему тритон не

может так передвигаться?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        «Стеклянные лягушки – опыты без жертв»

   Стеклянные лягушки вполне оправдывают свое название. Несмотря на то, что сами лягушки обычно светло-зеленые, их брюшная полость практически прозрачна, что делает их самыми прозрачными земноводными. Через их прозрачное брюхо вполне можно разглядеть и сердце, и печень, и пищевод. 

              «Древняя боль»

Живые существа  на земле страдали зубной болью еще 275 млн. лет назад. Ученые из Университета Торонто обнаружили следы кариеса в челюстях древних рептилий. Оказывается, когда рептилии вышли на сушу, для пережевывания твердой пищи им понадобились постоянные зубы (у более древних рептилий зубы часто менялись). А постоянные зубы рептилий, как и зубы человека, чаще были подвержены инфекции.

 «Экспорт лягушек»

   Индия в 1970г. экспортировала 25 млн. лягушек, Италия с 1968г. по 1970г. продала в другие страны 47 млн. лягушек и ежегодно экспортирует свыше 30 тыс. хвостатых земноводных. Почему земноводные составляют предмет международного экспорта? (укажите не менее трех причин).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 « Опыт»

В акватеррариум перед “носом” голодных лягушек положили умерщвленных мух. Лягушки не реагировали на них. Когда же этих мух поместили на кончик проволоки и привели в движение, то лягушки хватали предлагаемый им корм. Как Вы можете объяснить результаты опыта.

________________________

1. Составьте кроссворд на тему земноводные или рептилии.

2. Придумайте три задачи о лягушках.

Класс пресмыкающиеся, или рептилии.

1.  «КРОКОДИЛЯТА»

Длинные, закрытые частой сеткой вольеры.

Эрнандо подвёл нас к одному, снял замок и распахнул дверь. Внутри узкого, с проточной водой посередине вольера произошло какое-то движение. Сперва я даже не понял, что случилось. Просто шевельнулся и подвинулся в сторону воды чёрный волнистый пол.

Затем я присмотрелся и даже присвистнул от удивления. Пол был покрыт сплошной шевелящейся массой маленьких крокодильчиков. Каждый — длиной чуть больше авторучки. При виде нас они дружно кинулись к воде. Самые проворные успели прыгнуть и притаиться на дне.

Один крокодилёнок отстал. Он замер, прижавшись пузечком к песку, подняв вверх острую мордочку и настороженно глядя на нас. Губы бантиком… Выпуклые бисерные глазки… Крокодилёнок с минуту смотрел на Эрнандо, который возился с дверью, потом перевёл взгляд на мои ботинки. Должно быть, он принял их за живые существа (я переминался с ноги на ногу). Крокодилёнок вздрогнул и стремглав бросился догонять товарищей. Не рассчитав, он промчался по их спинам и — шлёп! — плюхнулся в воду.

Мы вышли из вольера, Эрнандо запер его.

В соседних сидели крокодилята побольше.

— Здесь — двухмесячные… Здесь — четырёхмесячные… — объяснял он. — Больших нельзя держать вместе с маленькими — маленькие останутся голодными. И в озеро пускать нельзя — съедят.

Я вспомнил, как зубастые папаши этих крокодилят рвут на куски жилистое мясо.

Конечно, пускай подрастут, пускай сперва сами станут зубастыми.

 2. «ХРАБРЕЦЫ, ТРУСЫ И ЛЕЖЕБОКИ…»

У крокодилов оказались совершенно разные характеры.

Были крокодилы-лежебоки. Эти проводили время, греясь на низком, покрытом болотной грязью берегу. Они ленились сползти в воду, даже когда становилось очень жарко, — лишь открывали, как собаки, огромные пасти и шумно дышали.

Были шустрые. Они носились взад-вперёд среди лежащих, как колоды, собратьев, разыскивая обглоданные кости. Стоило на другом конце озера плеснуть рыбе или проквакать лягушке — такой неуёмный крокодил тотчас бросался в воду и устремлялся за добычей.

Были храбрецы, и были трусы. Однажды у меня упал за ограду фотоаппарат. Крокодилы это заметили. Штук шесть тотчас подбежало к нему. Мы принесли шест и стали их отгонять. Огрызаясь, они отступали. Но два крокодила оказались храбрыми. Эти дружно вцепились в палку.

Крак! — крепкий, в руку толщиной, шест переломился, как спичка…

Аппарат надо было спасать.

Обломками шеста мы стали отталкивать крокодилов.

Они ворчали, скалили зубы, но не отступали.

Тогда переводчик сбегал на кухню и принёс оттуда ящик рыбьих хвостов.

Мы вынесли его за ограду. Хрипя и толкая друг друга, крокодилы бросились за рыбой.

Я, как пушинка, перемахнул через забор, схватил аппарат и снова взлетел на ограду.

Занятые рыбьими хвостами, два храбреца не обратили на мои манёвры никакого внимания. Зато под самой лестницей, уставясь на меня, уже сидел другой — один из тех, кого мы прогнали палкой.

Я замахнулся на него аппаратом. Крокодил испуганно отвернул голову и пополз назад.

 3. «ДРАЧУНЫ» 

Были среди них настоящие забияки.

Лежит по грудь в воде большое сильное животное. В пасти здоровенная кость с обрывками коричневого мяса. Крокодил её грызёт. Погрызёт, подбросит вверх — клац! — поймал на лету и снова грызёт.

Вдруг, откуда ни возьмись, — второй, поменьше. Он долго лежал в стороне и наблюдал, как уплетает добычу здоровяк. Наблюдал, наблюдал — и решился. Осторожно подкрался, высунулся из воды, уставился на кость. Лежат крокодилы морда к морде, смотрят друг на друга.

Большой, вероятно, думает: «Ну, куда ты, пигалица, лезешь? Захочу — хвостом, как плетью, перешибу!»

А маленький уставился на кость и прикидывает — как бы её стянуть половчее.

Выбрал момент, рванулся вперёд. И полетели во все стороны грязь, вода, куски тины! Хрипят крокодилы, ворчат, тянут кость каждый к себе. Большому бы отпустить её да тяпнуть обидчика зубами — кость жалко! Меньшему бы тоже отпустить да убираться восвояси, пока не попало, — характер не позволяет.

Пока дрались, сползли с мелководья на глубокое место. Поплыли, кость то у одного, то у другого. Рвут её каждый к себе, торопятся. До берега доплыли, вылезли, улеглись в грязи. Опять морда к морде, один за один конец кость держит, второй — за другой.

Уж до того устали — лежат бок о бок, похрюкивают, грызут кость. Тот, что побольше, видно, смирился: кость большая, хватит на двоих. А забияка доволен: не уступил силачу!

Выполните задания, относящиеся к трем текстам:

  1. Определите  главную мысль текстов.
  2. Что из рассказов вы узнали о крокодилах?
  3. Обозначьте изученные орфограммы.

Текст 1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 3. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «Голова и хвост змеи»

Змеиный хвост заспорил с змеиной головой о том, кому ходить впереди? Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю; если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!»

И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Л.Н. Толстой

  1. Определите жанр произведения.
  2. Что из басни Л.Н.Толстого дети узнают о змее?
  3. А что вы можете рассказать малышам интересного об этом виде пресмыкающихся?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 « Несколько слов о змеях»

Большинство людей боятся и ненавидят змей, считая их опасными врагами. Сотни легенд и историй создано о коварстве, злобе и жестокости этих существ. Может быть, поэтому встреча человека со змеёй почти всегда оканчивается трагически... для змеи.

Учёные считают, что возраст человечества - около миллиона лет. Змеи живут на земле более двадцати миллионов лет. Они обживали нашу планету ещё тогда, когда разум на ней только зарождался, и отлично приспособились к самым различным условиям существования.

Много врагов у змей, но самый страшный из них - человек.

Непрерывная и беспощадная борьба, которую издавна ведут люди со змеями, сильно сократила их количество, а в некоторых местах они и вовсе исчезли. “Они вредны”,- говорят люди и уничтожают ядовитых змей, неядовитых и даже безобидных ящериц.

А между тем, в природе нет ничего ненужного или вредного. Всё живое существует в тесной взаимосвязи; и когда мы говорим о “вредных” или “полезных” животных, речь идёт только об относительной пользе или вреде, которые приносят они человеку.

Северные народы заметили давно, что там, где были истреблены волки, поголовье оленей сокращалось, животные болели, вспыхивали эпидемии. В чём же дело? Оказалось, что волк, уничтожая больных и слабых оленей, служил замечательным санитаром для здоровых и помогал стаду расти и крепнуть.

Повыбили уссурийских тигров - непомерно расплодились дикие свиньи и стали настоящим бичом для сельского хозяйства Дальнего Востока.

Немалую роль в этом жизненном равновесии играют и змеи. Основная их пища - грызуны. Огромное количество этих полевых вредителей и переносчиков заразных болезней уничтожают именно змеи.

С древних времён люди знали о целебной силе змеиного яда. Недаром же медики избрали своей эмблемой змею, обвившуюся вокруг чаши.

Спорен вопрос, насколько змея опасна для человека. При соблюдении осторожности змея ничуть не опаснее льва, тигра, буйвола, носорога...

Многие считают внешность змеи отвратительной. Но присмотритесь к змеям. Сколько изящества и грации в их движениях. А расцветка! Некоторых представительниц змеиного царства можно без преувеличения назвать красавицами.

Древние греки богиню мудрости Афину изображали со змеей. Индусы объявили змею священным животным. Египетские фараоны украшали свои короны изображением змеи. Культ змеи широко развит в Индии, Центральной Америке, в Африке.

Учёных, посвятивших свою жизнь изучению змей, называют герпетологами. И хотя многие из них страдали и даже гибли от змеиных укусов, уничтожение змей они объявили преступлением.

Сейчас у нас, как и в ряде других стран, даже приняты строгие законы, запрещающие убивать змей; созданы змеиные заповедники и серпентарии - специальные питомники, - где сотни учёных наблюдают за змеями, изучают их, добывают яд.

Трудная у них профессия. Трудная и опасная. Но интересная.

Об одном таком учёном мне рассказал ещё в детстве старый змеелов.

Он был зоологом, изучал змей. Им он посвятил свою жизнь. Учёный написал много книг о змеях. Его знали, ценили, уважали, но считали мечтателем. А он действительно был мечтателем. Он хотел поймать одну очень редкую змею. Много лет учёный ездил в экспедиции, ходил по горам, терпел лишения, рисковал жизнью, но змею эту не встретил ни разу. Его друзья говорили, что змеи нет, что она существует лишь в легендах и сказках. Но учёный верил в свою мечту.

Он уехал из города и поселился в горах, чтобы каждый день можно было посвятить поискам.

Однажды он зашёл в горы дальше обычного и в пустынном ущелье наконец встретил эту змею. Кроме записной книжки, у него с собой ничего не было. И учёный стал описывать и зарисовывать свою находку. Весь день неотступно следовал он за змеёй и вёл свои наблюдения. А когда змея скрылась в норе, то решил дождаться её, чтобы поймать.

Прошла ночь, а змея не появлялась.

Весь следующий день он сидел неподвижно, боясь спугнуть змею. Но она, вероятно, чувствовала присутствие человека и не выползала.

Снова настала ночь. Учёный очень устал, хотелось есть, пить, спать, но он сидел и ждал.

И только утром на третий день он дождался своего...

Человек и большая сильная змея долго боролись в предрассветных сумерках. Но человек победил.

Когда змея перестала сопротивляться, он пошёл, неся её в вытянутой руке.

Очень скоро измученный и ослабевший человек понял, что ему не донести свою ценную находку. Но он упрямо шёл вперёд и вперёд...

Наконец змея выскользнула из дрожащих пальцев человека, который был не в состоянии ни отскочить, ни быстро отдёрнуть руку.

Змея ударила его ядоносными зубами и уползла прочь.

Учёный посмотрел на две тонкие струйки крови и понял, что минуты его сочтены.

И он достал свою записную книжку и стал записывать всё, что с ним происходило, подробно и обстоятельно, пока был в сознании.

Сергей Артюшенко.  

  1. Определите стиль речи.
  2. Обозначьте изученные орфограммы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________

1. Составьте сказку для младшего школьного возраста, используя материалы статей о змеях. Используйте приемы фантазирования  ТРИЗ ( дробление- объединение, инверсия,

другая точка зрения и др.)  

 «Сон»

Желтопузик спит с закрытыми глазами, а ужи и гадюки – с открытыми. Как Вы можете это объяснить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            - Гадюки бросаются на добычу, кусают, впрыскивают яд и возвращаются в исходное положение за 70 миллисекунд.

- При нападении змеи могут, раскрывают рот на 180 градусов.

- Анаконда сдавливает жертву с силой более 360 кг на грудную клетку.

- При угрозе пятиметровая королевская кобра приподнимает треть тела и смотрит взрослому человеку в глаза.

- В США 8000 человек в год страдают от укусов ядовитых змей.

- Чёрная мамба - самая быстрая змея. Она может развивать скорость свыше 20 км/ч.

Класс птицы. 

Ласточка, жук и змея

Бог распределял между животными, кому чем питаться. Сначала он вызвал змею и спросил: «Что дать тебе на прокормление?» Змея не смогла сразу ответить, а попросила несколько дней на размышление. Бог согласился.

Тем временем змея попробовала разную пищу и нашла, что самая вкусная – это мясо человека. Она послала жука сообщить о своем выборе богу. Летит жук, а навстречу ему – ласточка.

–  Куда летишь? – спросила она.

–  Лечу по поручению змеи к богу сообщить, что она выбрала себе в пищу мясо человека, – ответил жук.

Ужаснулась ласточка такому выбору змеи и решила спасти людей.

–  А ну, покажи язык, – попросила ласточка.

Только жук высунул язык, ласточка – раз и отщипнула его. Потом она сама полетела к богу и говорит:

–  Змея выбрала себе в пищу лягушек.

Бог так и повелел. Узнала об этом змея и вознегодовала на ласточку. Однажды змея решила поймать ласточку и расправиться с ней, но та вырвалась, только из хвоста её злодейка успела выдрать средние перья. Вот почему с тех пор жук не может говорить, а только жужжит, змея питается лягушками, а у ласточки в хвосте не хватает средних перьев. Но зато человек почитает ласточку и не разоряет её гнезда.

Абхазская народная сказка

  1. Определите жанр произведения.
  2. Что  Вы узнали из сказки?
  3. А что вы можете рассказать своим товарищам о птицах?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Подберите к загадке птицу:

А. 

Класс млекопитающие, или звери.

   Трудно поверить, что дельфин не рыба, а млекопитающее. Тем не менее, он — такое же млекопитающее, как, например, корова, пасущаяся на лужайке. Дельфины и киты относятся к китообразным, или к группе морских млекопитающих. 

  Внимательно прочитайте тексты и выполните задания:

1. БЕЛАЯ ШЛЯПА
      
Поев, дельфины собрались около меня. Они высовывались из воды и стояли как столбики, сильно работая хвостами.
      - Это они на вас смотрят, - сказал Валерий.
      - Почему?
      - А вы не такой, как надо. Ведь мы тут все одинаковые: в коротких штанах, загорелые, с непокрытыми головами. А вы...
      Я посмотрел на своё отражение в воде. Брюки до пола. Кожа белая. На голове шляпа. М-да! На голове у меня была прекрасная широкополая шляпа из белого войлока, с кисточками по краям.
      - Пожалуй, с точки зрения дельфинов, я действительно выгляжу чучелом, - сказал я. - Ладно, штаны я сменю, загар ко мне липнет быстро, но шляпа... Простите, я человек северный, мне надо беречь голову от солнца. Я не могу одеваться так, как хочется этим зверюгам. Пусть привыкают.
      Дельфины продолжали смотреть на меня.
      Так началась моя жизнь на острове.

2. МАКС В УПРЯЖКЕ
      Около домика, где жил главный учёный, висел кусок рельса на проволоке.
      Каждое утро, ровно в девять часов, дежурный ударял по рельсу железной палкой: донг!
      Начинался рабочий день.
      К рельсу сходились учёные. У них был очень озабоченный вид. Я тоже приходил и смотрел, что они делают.
      Учёные изучали дельфинов.
      - Как вы думаете, - спросил меня однажды Валерий, - кто быстрее: пароход или дельфин?
      - Наверное, пароход, - осторожно ответил я.
      - Вот и нет. Дельфин запросто обгоняет судно. А кто сильнее?
      - Странный вопрос. Конечно, судно.
      - Правильно. Так как же может слабый дельфин плавать быстрее сильного корабля?
      Этого я не знал.
      - Этого не знает никто, - сказал Валерий. - Конечно, дельфины обтекаемые: они воду как ножом режут, но всё-таки...

3. МАЛЕНЬКИЙ НАЕЗДНИК
      Малыш появился в вольере за месяц до моего приезда.
      Он родился под водой. Поддев слабое тельце мордой, мать вытолкнула новорождённого на поверхность. Дельфиненок сделал первых вдох и, дёрнув хвостом, поплыл.
      - Но умный был с первого дня! - рассказывал Валерий. - Вы обратили внимание, как он плавает?
      Я стал наблюдать за дельфинёнком.
      Малыш не отставал от матери. Он то преследовал её по пятам, то вертелся перед самым носом, но когда уставал, то всегда подплывал сверху, становился около спинного плавника и, почти не двигая телом, мчался вместе с Русалкой, словно привязанный к ней верёвочкой.
      - Ишь уселся! - говорил Валерий.
      Малыш мчался, будто в седле. Он летел, увлекаемый движением матери, держась на невидимых глазу струях воды.

Сахарнов Святослав Владимирович

  1. Определите стиль и тип речи.
  2. Какие особенности текстов помогли вам правильно определить стиль текста? Тип речи?
  3. Что из данных текстов вы узнали о дельфинах?
  4. Можно ли сказать, что это научная информация? Почему?

Текст 1 ______________________________________________________________________________________

Текст 2 ______________________________________________________________________________________

Текст 3 ______________________________________________________________________________________

 Здесь живет Кролик!
Дикие кролики-самцы обозначают границы своих владений пахучими метками. Пахучий секрет выделяется из железок, расположенных под подбородком, а ставит метки кролик передними лапками, предварительно натирая секретом их подошвы. Но тогда возникает опасность привести в свою норку хищника по пахучему следу. А это кролику совсем не нужно!
Как же он избегает этой опасности?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 КАК БОБРАМ С ЗАКРЫТЫМ РТОМ ПОД ВОДОЙ ПОСТРОИТЬ ДОМ?

Бобры орудуют резцами с необычайной производительностью. Работая под водой, они могут не дышать до 15 минут. Как Вы думаете почему удается бобрам грызть дерево под водой и при этом не захлебываться? 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 ЧЕГО ЗАЙЦУ НЕ ЖАЛКО?

В процессе эволюции у многих животных выработалось средство спасения от врагов. Ящерица легко расстается с хвостом, а кузнечик — с ногой. Осьминог предлагает врагам щупальце, как плату за жизнь. У зайца на вооружении тоже есть похожее средство страхования жизни. Как Вы думаете, какое?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 КАК БЫТЬ ВСЕГДА НА ВИДУ

Длиннохвостые полосатые кошачьи лемуры, обитающие на Мадагаскаре, держатся тесными стаями и никогда не выпускают друг друга из вида. Иногда они спускаются с деревьев на лесные поляны, поросшие густой высокой травой, в которой легко затеряться, но они не должны терять друг друга из вида, а подавать звуковые сигналы небезопасно. Как не потеряться и не выпустить из вида соседа, если заросли травы выше головы? 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Используя дополнительную литературу составьте 3 биологические задачи.

ОТВЕТЫ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование творческих задач на уроках биологии.

творческие задачи на уроках биологии способствуют развитию познавательного интереса обучающихся к предмету, учит выделять проблему и находить пути ее решения....

СБОРНИК ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ» Пособие для учителей биологии и обучающихся

Проблемное обучение открывает широчайшие педагогические возможности формирования личности ребенка. Школьник в проблемном обучении – активный исследователь, а потому знания, обретенные на таком п...

Сборник задач по биологии для учеников 9-11 классов

Дорогой друг!  У тебя в руках сборник задач по генетике.  Тебе предлагаются разные виды задач:    Задачи по школьной программе  Занимательные задачи...

Сборник задач по биологии для учителя

Уважаемые коллеги! У Вас в руках сборник из 65 задач по генетике с решениями и ответамина разные типы скрещиваний ипроверочные работыв виде тестового контроля и игры «Бег с барьерами»...

Творческие задачи по биологии

Данные задачи помогут учащимся заинтересоватся дополнительной литературой, а также развить логическое мышление....

Творческий проект "Сборник математических задач - загадок"

Зачем нам нужна математика? Теперь я понимаю, что если бы не математика, мы не ездили бы в автомобилях, не летали бы на самолетах, не пользовались бы телефонами, не слушали бы музыку. Появив...

Сборник проблемных задач по биологии / для учащихся, учителей, студентов педагогических ВУЗов (автор - Сорокин Ю.П., учитель биологии СОШ №6 с углубленным изучением предметов г.Надым )

Сборник проблемных задач по биологии / для учащихся, учителей, студентов педагогических ВУЗов (автор - Сорокин Ю.П., учитель биологии СОШ №6 с углубленным изучением предметов г.Надым )...