Рабочая программа элективного курса "Основы гигиены"
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Редченко Ольга Ярославовна

Рабочая програма элективного курса предназначена для обучающихся 7 класса как программа предпрофильной подготовки, расширяющая кругозор обучающихся в области гигиены и экологии организации пространства где живет человек. Программа позволяет развитвать проектные и исследовательские умения у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Эдучанская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

Элективного курса «Основы гигиены»

7 класс

2012-13 учебный год

Учитель: О.Я. Редченко, учитель биологии высшей квалификационной категории

Эдучанка 2012


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса разработана для предоставления обучающимся возможности выбора будущей профессии, помочь сориентироваться в мире профессий. Курс позволяет оказать на практике конкретную помощь  с целью выявления профессиональных интересов и предпрофильной подготовки.

Актуальность данного курса подтверждается тем, что знание основ гигиены важно в любом возрасте как основа соблюдения здорового образа жизни.

Цель курса: расширение и углубление знаний обучающихся о факторах, влияющих на здоровье человека, изучение зависимости здоровья от состояния окружающей среды.

Рабочая программа составлена на основе элективного авторского курса «Основы гигиены» О.Е. Аверченковой и основной образовательной программы школы, направленной на сохранение здоровья обучающихся. Курс дополнен теоретическим знаниям основ экологии человека. Рабочая программа разработана для обучающихся 7 класса, так как именно в этом возрасте  активизируются процессы личностного проявления. Подросток стремится самоутвердиться, в данный период очень важно не растерять теоретические знания, полученные в курсе биологии и подтвердить их на практике, что окружающая среда – это среда обитания человека, ее сохранение и правильное поведение человека, позволит сориентировать молодых людей на приоритеты здоровья.

Курс рассчитан на 36 часов в год, 1 час занятий в неделю.

Основными подходами к организации занятий является деятельностный подход позволяющий организовать практические и лабораторные работы, семинары для конкретного изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.  Виды работы при изучении курса: П.Р. – практическая работа, Л.Р. – лабораторная работа, экскурсия, микроисследование, исследовательская работа. Результатом освоения курса является самооценка и взаимооценка, полученная на основе выполненной исследовательской работы, представленной на НПК школьников.


Основные требования к обучающимся

Выпускники должны знать:

- основы здорового образа жизни,

- значение гигиенических знаний для сохранения здоровья человека,

- основные гигиенические требования к воздуху, воде, почве в населенных пунктах,

- правила здорового питания,

- особенности утилизации отходов в населенных пунктах,

- основы гигиены труда и правила отдыха.

Выпускники должны уметь:

- охарактеризовать основные источники загрязнения воды, воздуха, почвы;

- объяснять причины нарушения здоровья человека при нарушении гигиенических правил;

- проводить лабораторные исследования качества воды, продуктов питания, воздуха;

- составлять итоговые заключения на основе выявленных фактов;

Метапредметные результаты:

- уметь выделять главное и систематизировать представленный научный материал;

- работать с различными источниками информации;

- обобщать и делать вывода на основе полученных знаний;

- решать практические задачи;

- проводить исследования окружающей среды на предмет соответствия установленным нормам.

Личностные результаты:

- расширение кругозора знаний в области гигиены и основ здорового образа жизни;

- предпрофильная  ориентация при дальнейшем выборе професии;

- личное отношение к гигиеническому состоянию окружающей среды и изменение поведение в направлении соблюдения правил гигиены;

- забота о соблюдении здорового образа жизни;

- понимание значения науки гигиены, как важнейшего фактора в сохранении здоровья человека.


Календарно-тематическое планирование курса

«Основы гигиены»

№ п/п (в теме)

Тема

Основные элементы содержания,

вид деятельности обучающихся

Дата

план

факт

Введение (2 часа)

1 (1)

Гигиена как наука

Основы гигиены. История развития. Основные цели, задачи, методы.

1 неделя сентября

2 (2)

Значение гигиенических знаний

Практика лечащего врача и значение знаний основ гигиены. (Интервью)

2 неделя сентября

Раздел 1. Гигиена воздуха и климата населенных пунктов (6 часов)

3 (1)

Загрязнения атмосферного воздуха

Состав атмосферного воздуха. Источники загрязнения воздуха: пары, газы.

3 неделя сентября

4 (2)

Автомобильный транспорт как источник загрязнения атмосферы

Состав выхлопных газов автомобиля. Сравнение значений содержания окислов азота в атмосферном воздухе в регионах России

4 неделя сентября

5 (3)

Влияние загрязнений на климат Земли

Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры.

1 неделя октября

6 (4)

Гигиенические характеристики пылевого и бактериального загрязнения

Л.Р. «Исследование запыленности воздуха школьного помещения»

2 неделя октября

7 (5)

Лучистая энергия

Гигиеническое значение солнечной радиации

3 неделя октября

8 (6)

Семинар «Гигиена воздуха»

Представление микроисследований «Исследование запыленности домашних помещений»

4 неделя октября

Раздел 2. Гигиена водоснабжения населенных мест (6 часов)

9 (1)

Значение воды в жизни человека

Строение и значение воды. Использование воды человеком.

2 неделя ноября

10 (2)

Основные источники загрязнения воды

Тепловое загрязнение воды. Химические вещества загрязнители

3 неделя ноября

11 (3)

Источники водоснабжения в населенных пунктах

П.Р. «Вода привозная, вода бутилированная, вода минеральная».

4 неделя ноября

12 (4)

Исследование чистоты воды

Л.Р. «Органолептические показатели воды»

1 неделя декабря

13 (5)

Экскурсия «Источники водоснабжения поселка»

Экскурсия на водозаборные скважины поселка.

2 неделя декабря

14 (6)

Исследование чистоты воды»

Л.Р. Обнаружение хлоридов в минеральной и проточной воде»

3 неделя декабря

Раздел 3. Гигиена почвы и очистка населенных мест от нечистот и отбросов (4 часа)

15 (1)

Почва, как особая оболочка Земли

Состав и свойства почвы. Механизм образования почвы

4 неделя декабря

16 (2)

Органические вещества в почве

Л.Р. «Определение органических веществ в почве»

5 неделя декабря

17 (3)

Канализация и очистка населенных пунктов

Свалки, канализационные системы, способы очистки. Захоронение твердых и жидких отходов.

П.Р. «Способы переработки отходов»

3 неделя января

18 (4)

Деградация почв

Семинар: «Влияние человека на почвы»

4 неделя января

Раздел 4. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест (6 часов)

19 (1)

Планировка городов и населенных пунктов

Планирование расположения населенных пунктов. Архитектурные предпочтения. Геологические особенности.

5 неделя января

20 (2)

Благоустройство жилых районов

Зонирование городов: промышленные районы, спальные районы.

1 неделя февраля

21 (3)

Озеленение территорий в населенных пунктах

Проектирование территорий для отдыха, службы озеленения населенных пунктов. Значение озеленения для гигиенического благополучия

2 неделя февраля

22 (4)

Пылевое загрязнение в населенных пунктах

Л.Р. «Исследование запыленности пришкольной территории»

3 неделя февраля

23 (5)

Гигиенические требования к жилищу

Учебный проект «Учебный кабинет с учетом санитарно-гигиенических требований

4 неделя февраля

24 (6)

1 неделя марта

Раздел 5. Гигиена питания (8 часов)

25 (1)

Рациональное питание и здоровье

Здоровое питание, сбалансированный рацион. Правила здорового питания.

2 неделя марта

26 (2)

Энергетическая оценка пищевого рациона

П.Р. «Расчет энергетической ценности питания»

3 неделя марта

27 (3)

Гигиеническое значение питательных веществ

Белки, жиры и углеводы, минеральные соли, витамины.

4 неделя марта

28 (4)

Особенности сохранения полезных веществ

Л.Р. «Изучение устойчивости витамина С»

1 неделя апреля

29 (5)

Качество пищи человека

Л.Р. «Определение качества коровьего молока»

2 неделя апреля

30 (6)

Качество продуктов питания

Л.Р. «Определение качества мяса»

Л.Р. «Определение свойств натурального меда»

3 неделя апреля

31 (7)

Питание школьника

П.Р. «Оценка рациона питания школьников»

4 неделя апреля

32 (8)

Пищевые отравления различной природы

Деловая игра «Действия врача при пищевых отравления»

1 неделя мая

Раздел 6. Гигиена труда (2 часа)

33 (1)

Труд – как основной вид деятельности человека

Система труда и отдыха. Профилактика утомления. Профессиональные болезни, связанные с положением тела во время работы и напряжением отдельных органов.

2 неделя мая

34 (2)

Гигиена рабочего места

П.Р. «Определение гигиенических требований к рабочему месту ученика»

3 неделя мая

Раздел 7. Заключение

35 (1)

Гигиена- наука о здоровье

НПК , защита исследований, проведенных по одной из тем курса

4 неделя мая

36 (2)

Основная литература

  1. Аверчинкова О.Е. Биология. Элективные курсы. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. – 9-11 классы / О. Е. Аверчинкова, - М.: Айрис-пресс, 2007.
  2. Экология человека. С.В. Алексеев, Ю.П. Пивоваров, О.И. Янушанец, учебник для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений и лечебно-профидактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы и органов социальной защиты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочая программа по предмету "Гигиена и самообслуживание", 1 класс

Рабочая программа создана для работы с  детьми с выраженным недоразвитием интеллекта...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса "Анатомия, физиология и гигиена организма человека"

Данная программа предназначена для поддержки естественнонаучного профиля в 10 или 11 классе и рассчитана на 34 часа....

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...