Методическая разработка "Использование элементов ролевой игры на уроках биологии"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Бутылкина Наталия Николаевна

Методическая разработка "Давление крови в сосудах. Пульс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davlenie_puls.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Гимназия № 1591

Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин

                                                                             из опыта работы

Методическая разработка

«Использование элементов ролевой

Игры на уроках биологии»

Урок биологии по теме

«Давление крови в сосудах. Пульс»

8 класс

                         Автор: учитель биологии Н.Н.Бутылкина

Использование элементов ролевой игры на уроках биологии

Как известно, именно на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических  особенностей. Это - прежде всего воображение и символическая функции сознания, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие.  На этой основе у ребенка возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях и их обобщение, формируются навыки их культурного  выражения, что позволяет эффективно включаться в  коллективную и индивидуальную деятельность. Кроме того, ролевая игра позволяет создать проблемную ситуацию на уроке, увлекающую всех участников.

  Основная цель применения игровых форм ведения занятий – создание предпосылки готовности к учебной деятельности, мотивации (достижение) в совместной деятельности. Подобная форма урока позволяет применять во всей полноте и многообразии проблемно-поисковые методы, а также логические методы обучения:  выделение главного, сравнение, обобщение, конкретизация, метод доказательства, анализа. Наиболее эффективным, на мой взгляд, является использование элементов ролей игры на уроках биологии, предусматривающих практическую часть. В  предлагаемом мною уроке «Давление крови в сосудах. Пульс» для выполнения практической части класс разбивается на группы по 5 человек.  При этом один из учащихся этой группы «врач терапевт», осуществляющий измерение показаний  сердечной деятельности – давления, параметров пульса при нагрузке и в состоянии покоя. Снятые показатели обрабатываются и  сравниваются со среднестатистическими для данного возраста. Такой анализ позволяет дать заключение о состоянии здоровья в классе, после чего экспертная группа «врачей терапевтов» может дать рекомендации по профилактике заболеваний сердечнососудистой системы, как одной из составляющей  здоровья человека.

Тема урока: Давление крови в сосудах. Пульс

Цель урока:  Закрепить знания по теме «строение и работа сердца». Дать понятие – систолическое и диастолическое давление, пульс. Показать изменение кровяного давления в кровеносных сосудах  по мере удаления их от сердца. Рассмотреть зависимость кровяного давления и  пульса от возраста, от физической нагрузки, физиологического состояния и пола человека.

Предполагаемые результаты:Учащиеся научатся  определять состояние индивидуальных параметров сердечнососудистой системы и анализировать возрастные особенности сердечнососудистой системы.

Оборудование: фонендоскоп, тонометр, кодоскоп, компьютер, проектор.

Наглядные пособия: рельефные таблицы  сердца (можно муляж);приложение: таблица №1 Возрастные и половые изменения средних показателей артериального давления, мм рт. рт. (С И Гальперин, 1965) Таблица№2.Зависимость частоты пульса от возраста. График №1«Изменения кровяного давления по мере удаления от сердца», График№2«Изменение ЧСС у тренированных и нетренированных людей в зависимости от физической нагрузки».

Раздаточный материал: пояснительная карточка №1 к практической работе «Измерение кровяного давления».

Пояснительная карточка №2 к лабораторной работе «Измерение пульса при различной мышечной работе».

Пояснительная карточка №3 «Статистическое исследование состояния здоровья учащихся класс по параметрам изменения ЧСС». Проверочная карточка «Строение сердца. Ритм работы сердца».

План урока

  1. Темы и цель урока

II.Проверка знаний учащихся

1) Строение сердца. (учащиеся заполняют проверочные карточки)

Карточка №1

Напишите названия отделов сердца и сосудов, входящих и выходящих из него.

2) ритм работы сердца (учащиеся заполняют проверочные карточки)

                                    Карточка №2.

                                    Заполните таблицу «сердечный цикл»

Фазы сердечного цикла

Длительность фазы (в секундах)

Перемещение крови

Систола предсердий

Систола желудочков

Диастола сердца

Правильные ответы выводятся на экран. Учащиеся проводят взаимопроверку с выставлением оценки.

 III.Объяснение нового материала на тему «Давление крови в сосудах. Пульс»

   1) кровяное давление в сосудах

  • изменение кровяного давления по мере удаления кровеносных сосудов от сердца. Беседа с учащимися (график№1(приложение))
  • зависимость кровяного давления от физического состояния человека (доклад учащихся «детей кардиологов»)
  • возрастные особенности изменения кровяного давления, поисковая беседа с учащимися (таблица №1(приложение)). Практическая работа на тему «Изменения кровяного давления (пояснительная карточка №1)

2) Частота сердечных сокращений – пульс.

  • Зависимость ЧСС от физического состояния человека. Объяснение учителя (График№2 (приложение)).
  • Возрастные и половые особенности изменения ЧСС (таблица №2(приложение)).
  • 3) Изменение ЧСС в зависимости от физической нагрузки, Л/р «Изменение пульса при различной нагрузке(пояснительные карточки №3 и 4, график№2(приложение))».

1У. Закрепление нового материала (таблицы №1,2,графики1,2). Беседы с учащимися.

У. Выводы: Кровяное давление и пульс – физические параметры сердечно-сосудистой системы. Они зависят от возраста, пола, физического состояния человека и физической нагрузки.

Домашнее задание:

Выписать в тетрадь основные термины:

  • Кровяное давление
  • Гипертония
  • Гепатит
  • Систолическое давление
  • Диастолическое давление
  • Пульс

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

К УРОКУ

«ДАВЛЕНИЕ КРОВИ В СОСУДАХ. ПУЛЬС»

Пояснительная карточка №1

Практическая работа №1 «Изменение параметров кровяного давления» (уч. Рис. 43 стр. 67)

Оборудование:тонометр, фонендоскоп

Этапы работы:

  1. Испытуемому надеть на плечо камеру-манжетку
  2. Накачать воздух в камеру-манжетку, создавая давление на сосуды до тех пор, пока не исчезнет пульс.
  3. Выпуская воздух, определить появление пульсирующих шумов в фонендоскопе (так устанавливается максимальное кровяное давление)
  4. Продолжая спускать воздух, устанавливаем исчезновение шумов ( этот момент соответствует минимальному кровяному давлению). Норма давления в возрасте от 13-15 лет – 110/70 мм. рт. ст.

Вопросы для обоснования полученных данных:

  1. Что означают полученные вами результаты?
  • На что указывает число в знаменателе?
  • На что указывает число в числителе?

      2) Сравните полученный результат со средними параметрами кровяного давления для вашего возраста (110/70 мм.рт.ст.)

 3) Если вы обнаружили отклонения в сторону увеличения или уменьшения кровяного давления от среднестатестической величины, объясните, чем это могло быть вызвано.

Пояснительная карточка №2

К лабораторной работе №3 «Изменение пульса при разной мышечной нагрузке».

Оценка результатов при стандартных нагрузках:

1-Измерение пульса в положении сидя.

2- Измерение пульса в положении стоя.

3- Измерение пульса после 10-ти приседаний.

 Результаты считаются в пределах нормы, если после 10-ти приседаний, частота сердечных сокращений увеличивается не намного по сравнению с состоянием покоя и восстанавливается в течение 2-3 минут.

Вопросы для обоснования полученных результатов:

  1. Почему в положении стоя пульс учащается незначительно?
  2. Почему при приседании происходит учащение пульса?

Запишите в тетрадь для л/р полученные обоснования в виде выводов.

Пояснительная карточка №3

Статистическое исследование состояния здоровья учащихся 8 «б» класса ГБОУ гимназия№1591по группам (группа из 5 человек).

Задачи:  Выяснить, в какой из групп параметры здоровья выше, какая из групп более тренирована.

Ход работы:

  1. Выяснить разницу частоты сердечных сокращений  (ЧСС), между ЧСС в покое и после физической нагрузки.
  2. Сложить вместе полученные результаты всех участников группы.
  3. Полученную сумму разделить на кол-во членов в группе.
  4. Сравнить средние результаты групп.
  • Наименьшая средняя разница ЧСС в покое и после нагрузки указывает на хорошую физ. подготовку группы.

Приложение.

Таблица№1. Возрастные и половые изменения средних показателей артериального давления, мм рт. ст.  (С И Гальперин, 1965).

Возраст

Мальчики (мужчины)

Девушки (женщины)

АОс

АОд

ПТ

АОс

АОд

ПТ

младенцы

70

34

36

70

34

36

1

90

39

51

90

40

50

3 -5

96

58

38

98

61

37

6

90

48

42

91

50

41

7

98

53

45

94

51

43

8

102

60

42

100

55

45

9

104

61

43

103

60

43

10

106

62

44

108

61

47

11

104

61

43

110

61

49

12

108

66

42

113

66

47

13

112

65

47

112

66

46

14

116

66

50

114

67

47

15

120

69

51

115

67

48

16

125

73

52

120

70

50

17

126

73

53

121

70

51

18 и болеее

110-135

60-85

50-60

110-135

60-85

55-60

Таблица№2.Зависимость частоты пульса от возраста

Возраст, годы

Характерная частота пульса, удары в мин.

Новорожденный

120-140

1

120

3

105

5

100

8

90

10

85

12

80

14

72-80

График №1«Изменения кровяного давления по мере удаления от сердца»

Примечание:

Значения оценок давления крови в норме показаны в таблице Показатели гемадинамики.


График№2 «Изменение ЧСС у тренированных и нетренированных людей в зависимости от физической нагрузки».





тренированный организм

нетренированный организм

1 – покой

2 – быстрая ходьба

3 – быстрый бег

Интернет ресурсы:

1.http://www.tryphonov.ru/tryphonov2/terms2/prsbld.htm

2.http://uchebnikionline.ru/medecina/anatomiya_fiziologiya_ditey_z_osnovami_gigiyeni_ta_fizkulturi_-_antonik_vi/vikovi_osoblivosti_sertsevo_sudinnoyi_sistemi_imunnogo_zahistu_organizmu.htm

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

.

Литература:

1.Абросимова Л.И. Физическое развитие детей Кировской области /Л.И.Абросимова, Е.В.Кабирова, Т.А. Симакова //Гигиена и санитария. -1998.-№ 2.-С. 31-32. 

2.Амосов Н.М. Физическая активность и сердце /Н.М.Амосов, Я.А.Бендет.- Киев: Здоров'я, 1989. 215 с.

3.Анатомо-физиологические особенности в периодах развития детей и подростков /С.Б.Тихвинский, И.А.Архангельская, З.С.Миронова и др. //Детская спортивная медицина /Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева.- М.: Медицина, 1991. С. 25-44.

4.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М., 2001. – С. 284–295.

  5.Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 1990. – С. 144–164. 

6.Гальперин С.И. Физиология человека и животных. – М., 1977. – С. 3–27.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Методическая разработка классного часа «Прощать – значит любить» (диалог с элементами ролевой игры)

Посмотрев сценку, разыгранную одноклассниками на основе   стиха Э. Асадова  "Трусиха",  ребята легко выходят на обсуждение таких понятия как любовь, прощение, обида, самоуважение, самоо...

Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры.

Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры. «Их имена в истории Тавриды».(Русско-турецкие войны 18 века)...

Урок с элементами ролевой игры по УМК "Spotlight 11" по теме:"Опасность"

Урок повторения и закрепления изученного по теме лексико-грамматического материала. Традиционный урок с элементами ролевой игры.Урок нацелен на совершенствование у суворовцев умения вести дискуссию с ...

Разработка классного часа с элементами ролевой игры "За здоровый образ жизни".

Классный час расчитан на проведение в среднем звене. Заставляет задуматься какую роль в жизни может сыграть отношение к своему здоровью....

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....

Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».

Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету &l...