Программа кружка "Юный натуралист"
учебно-методический материал по биологии (6 класс) по теме

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни?  Главная цель учителя помочь обучающемуся и подготовить его, завтрашнего граж­данина,  к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв­ляют повышенные требования к человеку.   Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_naturalist.docx57.49 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение

Смирновская средняя общеобразовательная  школа

.

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»

Возраст участников:11-12 лет

Программу разработала: Захаренкова Н.И.,учитель биологии

Срок реализации программы: 1 год

                                                      2013 г

                       

                    Пояснительная записка

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни?  Главная цель учителя помочь обучающемуся и подготовить его, завтрашнего гражданина,  к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку.   Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития обучающихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленная на формирование учебных исследовательских умений.

Занятия кружка помогут ребятам  повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют  профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.

Одной из целей предлагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков обучающихся в области исследовательской деятельности.

Школа работает над организацией экологического образования школьников в интересах личностного развития. Программа кружка способствует решению определенных вопросов экологического воспитания ребят.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Цель:         

  • формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала обучающегося

Задачи:

Познавательные: 

  • Расширить знания обучающихся по биологии и экологии;
  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности -  анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
  • Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
  • Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
  • Развить умение проектирования своей деятельности;
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;
  • Развивать умение оценивать состояние окружающей среды и местных экосистем;
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • Продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
  • Совершенствовать навыки коллективной работы;
  • Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
  • Усиление контактов обучающихся с природой.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни обучающегося.
  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Обучающиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование,  или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 6 класса (11 – 12 лет) средней общеобразовательной школы, руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.

Количество обучающихся в коллективе: 12 человек.

Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные. 

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Программа кружка «Юный натуралист» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 68  часов учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинетов-лабораторий.

                                     Условия реализации программы.

Что необходимо

Что есть в наличии

Санитарно – гигиенические условия

  1. Уровень освещения кабинета;
  2. Температурный режим

Соответствует санитарно – гигиеническим нормам и требованиям

Материально – технические условия

Мебель:

  • Шкаф для хранения оборудования и инструментов;
  • Парты, стулья;
  • Школьная доска;
  • Стенды для выставок

Все необходимое для работы

имеется в наличии

Оборудование и материалы

  • Тетради, ручки, бумага;
  • 16 микроскопов;
  • Секундомер, тонометр, приборы для исследований
  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор

Приносят дети

Имеется

Имеется

Имеется

Имеется

Дидактические и методические условия

  • Книжные издания;
  • Наглядные пособия;
  • Методики для исследовательской деятельности

Имеются

Имеются или изготавливаются детьми

Частично имеются или находятся детьми через Интернет

 

Содержание программы

Раздел 1. Природа своей местности (6 часов)

Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение местности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.

Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности. Охраняемые территории и объекты своей местности.

Уход за ландшафтом.

Изучение литературы о родном крае - книг, журналов, газет. Посещение краеведческого музея, других достопримечательностей. Встреча с интересными людьми своего края. Изучение картосхемы своего края. Оформление материалов наблюдений.

Раздел 2. Растительный организм (22 часа)

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Внешнее и внутреннее строение семени, типы семян. Значение семян в природе и жизни человека

Внутреннее строение корня. Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги. Внешнее и внутреннее строение листа

Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения подземных побегов

Строение, функции и типы цветков. Соцветия. Многообразие и значение плодов

Корневое питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез

Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде. Вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

Раздел 3 «Окружающая среда и здоровье человека» (22 часа)

Тема 1. Здоровье и окружающая среда человека.

Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека.

Практическая работа. Соматометрические измерения человека

Тема2. Учитесь быть здоровыми!

Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе

Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Учитесь быть здоровым!

Гигиена питания. Режим и правила питания. Сервировка и оформление обеденного стола. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире

Практическая работа. Сервировка и оформление обеденного стола. Подвижные игры на свежем воздухе

Тема 3. Медицина против болезней

Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями. Гиподинамия. Движение – это твоё лекарство. Красивая походка. Изучение физического развития и функционального состояния организма.

Практическая работа. Правила хранения лекарств и обращение с ними.

            Раздел 4. Человек, вода, водоем (16 часов)

Тема 1. Вода и водоем в жизни человека.

Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемом: потребности в пресной воде для питья и хозяйства.

Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы. Источники снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений и исследования.

Практическая работа. Ведение наблюдений и исследования.

Тема 2. Виды водопользования на исследуемой территории.

Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень населения, густота гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и загрязнения.

Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод. Воздействие их на организм. Минеральные источники своей местности. Оценка их состояния. Использование местным населением. Оборудование источника. Составление плана расположения водных источников исследуемой территории.

Практическая работа Химический состав некоторых минеральных вод

Тема 3. Исследование прилегающей к водоему местности.

Связь водоема  с другими компонентами территории.  Зависимость его состояния от состояния исследуемой территории. Особенности рельефа. Поверхностный сток  воды в  водоем.  Загрязнение водоема поверхностными водами.  Причины и меры предупреждения. Тип грунта исследуемой территории (глинистый, песчаный, торфяной и т. д.). Зависимость состояния грунтовых и поверхностных вод.

Практическая работа Исследование прилегающей к водоему местности

Тема 4. Свойства и качества воды.

План описания водоема. Условия, необходимые для жизнедеятельности обитателей водоемов; температура, прозрачность золы, наличие течений, концентрация кислорода, углекислого газа, биогенных веществ.

Физические свойства воды (теплоемкость, скрытая теплота плавления, парообразование, плотность воды). Зависимость температуры воды в водоеме от климата местности, характера водоема, свойств воды.

Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет). Различение запахов: естественного и искусственного происхождения. Норма на запах. Способы определения запахов.

Зависимость вкуса воды от ее химического состава.. Жесткость воды. Способы определения и устранения жесткости воды.

Практическая работа Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет).

                                           

                                       

                                              Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ 1 «Природа своей местности» (6 часов)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Факт

1

Введение

1

2.

Наша область  на карте нашей России

1

3.

Горные породы и геологические процессы своей местности

1

4.

Вот моя деревня

1

5.

Хозяйственная деятельность и быт населения

1

6.

Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.

1

РАЗДЕЛ 2 «Растительный организм» (22 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Факт

1

Строение растительной клетки.

1

2

Практическая работа «Строение клеток различных частей растения»

1

3

Внешнее и внутреннее строение семени, типы семян.

1

4

Приспособленность семян к распространению

1

5

Значение семян в природе и жизни человека

1

6

Внутреннее строение корня

1

7

Строение и значение побегов у растений.

1

8

Видоизмененные побеги

1

9

Внешнее строение листа

1

10

Внутреннее строение листа

1

11

Строение, функции и типы цветков.

1

12

Соцветия

1

13-14

Защита творческих работ: «Многообразие и значение плодов»

2

15

Корневое питание растений

1

16

Видоизменения подземных побегов

1

17

Космическая роль зеленых растений.

1

18

Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде.

1

19

Вегетативное размножение растений

1

20

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений

1

21

Экскурсия «Жизнь растений в зимний период»

1

22

Оформление и выпуск листовок «Обрати внимание!» ( о помощи в зимнее время птицам и животным)

1

РАЗДЕЛ 3 «Окружающая среда и здоровье человека» (22 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Факт

1

Окружающая среда и здоровье человека

1

2

Представление о здоровье

1

3

Воспитание культуры здоровья

1

4

Здоровье человека

1

5

Соматометрические измерения человека

1

6

Изучение физического развития и функционального состояния организма

1

7

Движение и красота человека

1

.

8

Физическая культура в жизни человека. Активный отдых

1

9

Закаливание и его роль в укреплении здоровья

1

10

Простудные заболевания и их предупреждения

1

11

Гигиена питания

1

12

Режим и правила питания

1

13

Сервировка и оформление обеденного стола

1

14

Гигиена твоего жилища

1

15

Чистота в доме и квартире

1

16

Химия в быту. Польза и вред.

1

17

Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями

1

18

Правила хранения лекарств и обращение с ними.

1

19

Гиподинамия. Движение – это твоё лекарство.

1

20

Красивая походка

1

21-22

Защита творческих работ: «Окружающая среда и здоровье человека»

2

                          РАЗДЕЛ 4. « Человек, вода, водоем» (16 часов)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Факт

1

Вода в моём доме и в природе

1

2

Стихи, рассказы о воде и природе

1

3

Экскурсия к водоёму

1

4

Исследование прилегающей к водоему местности.

1

5

Поверхностный сток  воды в  водоем.  

1

6

Источники снабжения водой местного населения.

1

7

Виды вод местности, водные ресурсы.

1

8

Жесткость воды.

1

9

Минеральные источники своей местности.

1

10

Вода в жизни растений

1

11

Вода в жизни животного мира

1

12

Вода и здоровье человека

1

13

Загрязнение водоема

1

14

Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет).

1

15-16

Защита творческих работ «Вода – источник жизни на Земле»

2

РАЗДЕЛ 5. «Подведение итогов работы кружка» (2 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Факт

1-2

Защита проектных работ

2

Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы обучающихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Прогнозируемые результаты

 Обучающиеся должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
  • Методики проведения исследований по темам;
  • Основные экологические понятия и термины;
  • Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории села;
  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
  • Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
  • Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;
  • Критерии выделения сапробности водоемов
  • Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
  • Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в селе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
  • Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

   

    Обучающиеся должны уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
  • Оценивать состояние местных экосистем;
  • Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
  • Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
  • Проводить анкетирования, социологические опросы.
  • Работать с определителями растений и животных;
  • Работать с различными источниками информации.
  • Оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
  • Применять коммуникативные навыки;

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Литература:

Р. М. Евдокимова.

Внеклассная работа по биологии.- Саратов: Лицей, 2010.

Журнал «Биология в школе».

Словарь юного натуралиста.

Словарь юного биолога.

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

  • www. bio.1septеmber.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
  • www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  • www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  • www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Список обучающихся, посещающих кружок

« Юный натуралист»

п.п.

Фамилия, имя

Дата  рождения

Время проведения

1.

Габрикевич Дарья

03.03.2002

Четверг,

6 урок

2.

Говорков Иван

02.08.2001

3.

Долгов Денис

16.02.2001

4.

Друганов Антон

30.08.2001

5.

Дюдьков Илья

29.07.2001

6.

Елизаров Кирилл

20.09.2001

7.

Инжутов Дмитрий

24.06.2002

8.

Малышев Александр

26.09.2001

9.

Моисеев Сергей

10.04.2001

10.

Новикова Светлана

16.03.2001

11.

Силюкова Оксана

29.12.2001

12.

Ефимова Евгения

22.03.2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"

Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов....

Программа кружка "Юный натуралист"

Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"

Дополнительная общеобразовательная    программа   «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...

Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"

Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист" разработана для детей в возрасте 10 - 12 лет, проявляющих инетерес к изучению природы. Программа может быть использована для организации заня...

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...

Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу «Юный натуралист»"

Как заинтересовать, привлечь ребёнка в объединение дополнительного образования - проведите с ним  другое, отличное от школы занятие. На этом занятии не ставят привычных оценок, можно  свобод...

План-конспект занятия по программе "Юный натуралист" Тема: "Деревья -первоцветы"

Люди привыкли называть первоцветами травянистые  растения, которые распускаются первыми. Но мало кто знает, что настоящие первоцветы — это деревья....