Рабочая программа по биологии 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм"
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм" . Программа расчитана на 2 часа в неделю т.е. на 70 часов в год. В програме представленны контрольные и практические работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_gotovaya.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:
Концентрический курс:
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Сфера жизни»).
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Сфера жизни»).
Линейный курс:
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
Цели курса
Целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы*.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, Царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных .
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе основной школы выделяется 70 часов (2 час в неделю, 35 учебных недель).
Программа по биологии адресована учащимся 5 класса Ново-Горхонской средней общеобразовательной школы Заиграевского района республики Бурятия, ориентирована для работы по учебнику для 5-го класса (авторы Н.И. Сонин, А.А. Плешаков).
Цели обучения биологии в 5 классе:
- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле
- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Изучение биологии в 5 классе предусматривает решение следующих задач:
обучения:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развития:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитания:
- убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
валеологические:
- создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);
- адаптировать личность к жизни в обществе.
- правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
- включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
- соблюдать комфортный психологический климат на уроке.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению навыков самостоятельного пополнения знаний соблюдаются дидактические принципы:
- принцип научности обучения
- принцип воспитывающего обучения
- принцип наглядности обучения
- принцип систематичности обучения
- принцип связи теории с практикой
- принцип сознательности и активности, учащихся в обучении
- принцип доступности обучения
- принцип развивающего обучения
- единство и оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Обучение биологии необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10 -11- летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им обратно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия. Содержание программы определенно с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологической науки. Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюции, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся.
Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02), кабинет биологии, температурный и световой режим в соответствии с нормами Сан ПиН, материально-техническое обеспечение программы, личностно-ориентированный подход к учащимся.
Для реализации программы используются разные типы уроков, формы и виды работ, разнообразные средства обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.)
3. Технологии развивающего обучения (общие основы технологий развивающего обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение.
4. Традиционная технология.
В методике обучения биологии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.
Усвоение учащимися биологической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения.
Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный, использования технических средств (телеурок, киноурок).
При обучении общей биологии применяются лабораторные уроки; экскурсии (на учебно-опытный участок, в природу, на производство, в музей).
Программа составлена на 2013-2014 учебный год для учащихся 5 класса Ново-Горхонской средней общеобразовательной школы и рассчитана на 2 час в неделю (всего 70 часа за учебный год).
СВЯЗЬ ПРОГРАММЫ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
- Неорганическая химия. O, H, C, N, S, P и другие элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева, их основные свойства. ПСХЭ. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации. Строение веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
- Органическая химия. Основные группы органических соединений, принципы их органических функций.
- Физическая география. История континентов. Климат Земли, климатическая зональность.
- Экономическая география. Население мира. География населения мира.
- Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. Электромагнитное поле. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение.
- Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля.
Содержание программы
Раздел 1. Живой организм. (19 ч).
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».
Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа №4. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (28 ч).
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (15 ч).
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
Практическая работа 1. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
Раздел 4. Человек на Земле (6 ч).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа №5. «Измерение своего роста и массы тела».
Практическая работа 2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время — 2 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Всего часов | Из них | |
практические и лабораторные работы | контрольные работы | ||
Живой организм: строение и изучение | 19 | Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований». Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.» Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука» Лабораторная работа №4. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. | Тестовая контрольная работа по теме «Живой организм» |
Многообразие живых организмов | 28 | Тестовая контрольная работа е по теме «Многообразие живых организмов» | |
Среда обитания живых организмов | 15 | Практическая работа 1 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных». | Тестовая контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» |
Человек на Земле | 6 | Лабораторная работа №5 «Измерение своего роста и массы тела». Практическая работа 2 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | Тестовая контрольная работа по теме «Человек на Земле» |
Резервное время | 2 | Лаб/работ – 5, Практ/работ - 2 | |
Всего | 70 | 4 |
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№ | Содержание (Раздел, тема) | Кол-во часов | Дата | Виды и формы контроля | примечание |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | |||||
1 | Введение | 1 | 03.09 | Фронтальный опрос | |
2 | Живой организм | 1 | 05.09 | Фронтальный опрос | |
3 | Наука о живой природе | 1 | 10.09 | Фронтальный опрос | |
4 | Семья биологических наук | 1 | 12.09 | Фронтальный опрос | |
5 | Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | 1 | 17.09 | Письменный отчет о проделанной работе | |
6 | Методы изучения природы | 1 | 19.09 | Терминологический диктант | |
7 | Оборудование для научных исследований | 1 | 24.09 | Работа с таблицей | |
8 | Лабораторная работа №2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.» | 1 | 26.09 | Письменный отчет о проделанной работе | Рабочая тетрадь стр. 14-15 |
9 | Химический состав клетки | 1 | 01.10 | Фронтальный опрос | |
10 | Живые клетки | 1 | 03.10 | Фронтальный опрос | |
11 | Увеличительные приборы | 1 | 08.10 | Фронтальный опрос | |
12 | Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | 10.10 | Письменный отчет о проделанной работе | Рабочая тетрадь стр. 19-20 |
13 | Органические вещества клетки | 1 | 15.10 | ||
14 | Лабораторная работа №4. Определение органических веществ в продуктах питания | 1 | 17.10 | Письменный отчет о проделанной работе | |
15 | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | 22.10 | Терминологический диктант | |
16 | Физические явления в природе | 1 | 24.10 | Терминологический диктант | |
17 | Химические явления в природе | 1 | 29.10 | Терминологический диктант | |
18 | Великие естествоиспытатели | 1 | 31.10 | Фронтальный опрос | |
19 | Тестовая контрольная работа по теме «Живой организм» | 1 | 12.11 | Фронтальный опрос | Рабочая тетрадь стр. 26-27 |
Раздел 2. Многообразие живых организмов. | |||||
20 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | 14.11 | Фронтальный опрос | |
21 | Эра динозавров | 1 | 19.11 | Фронтальный опрос | |
22 | Разнообразие живого | 1 | 21.11 | Фронтальный опрос | |
23 | Царства живой природы | 1 | 26.11 | Фронтальный опрос | |
24 | Бактерии | 1 | 28.11 | Фронтальный опрос | |
25 | Грибы и их строение | 1 | 03.12 | Фронтальный опрос | |
26 | Многообразие грибов | 1 | 06.12 | Фронтальный опрос | |
27 | Царство растений | 1 | 10.12 | Фронтальный опрос | |
28 | Водоросли | 1 | 12.10 | Индивидуальный опрос | |
29 | Мхи и папоротники, их разнообразие | 1 | 17.12 | Фронтальный опрос | |
30 | Строение мхов и папоротников, их сходство и различие | 1 | 19.12 | Фронтальный опрос | |
31 | Голосеменные растения | 1 | 24.12 | Индивидуальный опрос | |
32 | Разнообразие голосеменных растений | 1 | 26.12 | Работа с таблицей | |
33 | Покрытосеменные (цветковые) растения | 1 | 14.01 | Индивидуальный опрос | |
34 | Многообразие цветковых растений | 1 | 16.01 | Индивидуальный опрос | |
35 | Значение растений в природе | 1 | 21.01 | Сообщение | |
36 | Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения Бурятии | 1 | 23.01 | Работа с таблицей | |
37 | Царство Животные | 1 | 28.01 | Работа с таблицей | |
38 | Простейшие | 1 | 30.01 | Индивидуальный опрос | |
39 | Беспозвоночные. Иглокожие и кишечнополостные. | 1 | 04.02 | Индивидуальный опрос | |
40 | Беспозвоночные. Моллюски и членистоногие. | 1 | 06.02 | Индивидуальный опрос | |
41 | Позвоночные. Рыбы и земноводные. Обитатели Байкала | 1 | 11.02 | Индивидуальный опрос | |
42 | Позвоночные. Пресмыкающиеся. | 1 | 13.02 | Индивидуальный опрос | |
43 | Позвоночные. Птицы. Птицы Бурятии. | 1 | 18.02 | Индивидуальный опрос | |
44 | Позвоночные. Млекопитающие. Звери Бурятии. | 1 | 20.02 | Индивидуальный опрос | |
45 | Значение животных в природе. | 1 | 25.02 | Сообщения | |
46 | Значение животных в жизни человека. | 1 | 27.02 | Сообщения | |
47 | Тестовая контрольная работа е по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | 04.03 | Рабочая тетрадь стр. 70 | |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов | |||||
48 | Наземная среда обитания. | 1 | 06.03 | Фронтальный опрос | |
49 | Водная среда обитания. | 1 | 11.03 | Фронтальный опрос | |
50 | Почвенная среда обитания. | 1 | 13.03 | Фронтальный опрос | |
51 | Жизнь на разных материках | 1 | 18.03 | Индивидуальный опрос | |
52 | Флора и фауна Северной и Южной Америки, Австралии. | 1 | 20.03 | Фронтальный опрос | |
53 | Флора и фауна Африки и Евразии | 1 | 01.04 | Фронтальный опрос | |
54 | Есть ли жизнь на полюсах? | 1 | 03.04 | Индивидуальный опрос | |
55 | Природные зоны Земли. Тундра, тайга. | 1 | 08.04 | Работа с таблицей | |
56 | Смешанные и широколиственные леса. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
57 | Травянистые равнины, степи | 1 | 10.04 | Индивидуальный опрос | |
58 | Пустыни и влажные леса | 1 | 15.04 | Сообщение | |
59 | Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности воды, донное сообщество. | 1 | 17.04 | Работа с таблицей | |
60 | Сообщество коралловых рифов и глубоководное сообщество. | 1 | 22.04 | Работа с таблицей | |
61 | Практическая работа №1 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных». | 1 | 24.04 | Письменный отчет о проделанной работе | |
62 | Тестовая контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» | 1 | 29.04 | Индивидуальный опрос | Рабочая тетрадь стр. 87 |
Раздел 4. Человек на Земле | |||||
63 | Как человек появился на Земле/ | 1 | 06.05 | Индивидуальный опрос | |
64 | Лабораторная работа №5 «Измерение своего роста и массы тела». | 08.05 | Письменный отчет о проделанной работе | ||
65 | Как человек изменил Землю | 1 | 13.05 | Фронтальный опрос | |
66 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | 15.05 | Фронтальный опрос | |
67 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа 2 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | 1 | 20.05 | Письменный отчет о проделанной работе | |
68 | Тестовая контрольная работа по теме «Человек на Земле» | 1 | 22.05 | Рабочая тетрадь стр. 101 | |
69 | Обобщение и повторение | 1 | 27.05 | ||
70 | Обобщение и повторение | 1 | 29.05 |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
1.ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА:
«5» - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен
логично, последовательно, литературным языком;
«4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в
определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3
несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;
«3» - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ
неполный, не имеет логической последовательности;
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания
учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся
не может исправить при наводящих вопросах учителя.
2.ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
«5» - работа выполнена полностью и правильно, сделаны верные наблюдения и
выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и
правил работы с веществами и оборудованием, проявлены организационно-
трудовые умения ( поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе,
экономно используются реактивы);
«4» - правильно выполнена работа, сделаны верные наблюдения и выводы, но при
этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные
ошибки в работе с веществом и оборудованием;
«3» - правильно выполнена работа не менее 50% или допущена существенная
ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя;
«2» - допущены 2 и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении
и оформлении работы, в соблюдении правил по технике безопасности при
работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить
по требованию учителя.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Печатные пособия:
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
2. Интернет-ресурсы:
- Программа по биологии. - Режим доступа: http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/ programms
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Электронные приложения к учебникам. - Режим доступа: http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biology
Литература для учащихся
- Основная литература
• Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных уч-реждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
• Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Со¬нина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
2. Дополнительная литература
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. -М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./Сост. А.А. Воротников. -Мн.: Валев, 1995. -528с.: ил.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. -М.: Просвещение, 1994. - 218с.
- Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. - 556с.
- Энциклопедия для детей. Т3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. -М.: Аванта +, 2001.
- Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. - Гл. ред. М.Д. Аксенова. -М.: Аванта +, 2001.
- «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
- «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; - М.: Аванта +, 2001.
3.Научно-популярная литература
- Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
Лабораторная работа №1
ЦЕЛЬ: 1. Знакомство с лабораторным оборудованием и физическими приборами для научных исследований.
Научиться пользоваться штативом.
Научиться определять цену деления измерительного прибора.
ОБОРУДОВАНИЕ: штатив, спиртовка, колбы, мензурка, пробирки с водой, линейка 25 см, карточки с изображением измерительных приборов.
1. Изобрази и подпиши название лабораторного оборудования. | 1. Штатив 2. Колба 3. Пробирка 4. Спиртовка |
2. Установи лапку штатива на высоте 25 см от поверхности стола. В лапке укрепи пробирку с водой. | |
3. Экспериментальные методы получения научных знаний - метод измерений. Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями. Измерительными приборами мы пользуемся в повседневной жизни. Отгадайте загадки про измерительные приборы и укажите какую физическую величину они измеряю 1. Весь век идёт Ерёмушка, Ни сна ему, ни дрёмушки Шагам он точный счет ведет, А с места все же не сойдет. 2. Я под мышкой посижу И что делать укажу Или уложу в кровать Или разрешу гулять. Отгадки можно также зарисовать. | 1. прибор, который измеряет 2. прибор, который измеряет |
4. Внимательно рассмотри шкалу измерительного прибора. Найди и запиши верхний предел измерения этого прибора. | предел измерения измерительного прибора |
Найди и запиши цену деления этого прибора, для этого: • найди два ближайших штриха с цифрами • из большего числа вычитай меньшее • подели на количество делений между ними • вычисления и результат запишите. | цена деления - |
Лабораторная работа №4.
«Определение свойств органических веществ»
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со свойствами органических веществ находящихся в продуктах питания.
ОБОРУДОВАНИЕ: семена подсолнечника, клубень картофеля, кусочки марли и бумаги, штатив с пробирками (3 шт.), растительное масло, раствор йода, пипетка, шпатель, салфетка.
Задание:
1. Наличие крахмала в клубнях картофеля.
- Капните 1-2 капли йода на срез клубня картофеля. Что изменилось?
- Сделайте вывод.
3. Наличие жира в семенах подсолнечника
- Очистите семянку подсолнечника от околоплодника.
- Положите ее на бумагу и раздавите.
- Что появилось на бумаге?
- Какое вещество выделилось?
Лабораторная работа №5
«Измерение роста и массы тела»
ЦЕЛЬ: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.
ОБОРУДОВАНИЕ: Ростомер, медицинские весы, (работа проводится на базе врачебной амбулатории)
Задание:
| Цена деления = ____________г. |
Если равновесие нет, то сдвинь большую гирю вправо - в сторону больших, значений. | |
не получишь равновесие. Запиши полученный результат: | 1. Большая гиря показывает __________кг 2. Малая показывает _________г Значит мой вес _______кг ____г |
5. Встань спиной к ростомеру. Плотно прижми пятки к линейке, распрями плечи. Опусти планку до касания головы. Зафиксируй результат в тетрадь. | Мой рост |
Практическая работа 1
«Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации».
ЦЕЛЬ: научить узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Бурятии.
ОБОРУДОВАНИЕ: гербарий, иллюстрации растений, животных и грибов.
№ п/п | Задания | Ответы |
1. | Перед вами иллюстрации грибов. Запишите названия грибов в два столбца: - съедобные - ядовитые. | |
2. | Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены красочные картинки жуков, у каждого жука свой номер). - под каким номером изображён жук, который является вредителем с/х культур; - как называется этот жук? - какой культуре он приносит вред? | |
3. | Рассмотрите растения в гербариях. Определите, к каким группам они относятся? |
Практическая работа 2
«Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»
ЦЕЛЬ: отработать навыки оказания первой медицинской помощи.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки «Виды ран», «Типы повязок», бинт, зеленка, йод, перекись водорода.
1. Определите тип ранения по виду раны. | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
2. Укажите, с какой целью используют данные повязки: | Укрепляющие | Давящие | Фиксирующие |
3. Выберите необходимый перевязочный материал для наложения круговой повязки, если: вид раны - колотая область ранения - кисть | |||
4. Наложите повязку на область предплечья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии "Многообразие живых организмов" 7 класс
Рабочая программа для 7 класса по биологии по линии Н.И.Сонина (УМК)Рабочая программа по биологии линии УМК Н.И.Сонина составлена на основе Федерального государственного образовательного ...
Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс
Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс (линия Н.И.Сонина)...
Рабочая программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс» (Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин)
Рабочая программа и тематическое планирование. Биология 6 класс...
Рабочая программа по биологии. УМК "Биология - Сферы". Живой организм. 5 класс
Программа составлена на основе базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандарт...
Рабочая программа курса Биология. Живой организм. 5-6 классы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения. Содержание курса. Тематический план....
Рабочая программа по биологии для 7 класса, УМК "Живой организм", линейный курс, Н.И. Сонин, В.Б. Захаров
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения
Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения...