Экологическое воспитание на уроках биологии
статья по биологии по теме

Гарипова Роза Халилевна

Экологическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс. Значение основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремиться сохранить дикую природу, проявится тем самым любовь к миру природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_na_urokakh_biologii.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание на уроках биологии

Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслять все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами  личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдельные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает  развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Экологическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс. Значение основ экологии – это важнейший  компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

        Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный  словарь. Обычно под «экологическим воспитанием»  понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто  в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрелку и других насекомых. Такие  занятия становятся постоянной летней забавой  ребятишек. Не имея спорителей, которые нельзя давать маленьким детям, ребенку ничего не остается, как оторвать крылья, затем ноги, наконец, голову  своей жертве или живьем  накопать её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

        Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Это забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать правилам поведения человека, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, с просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что для ребенка в процессе формирования личности влияет:

  • природа и родной язык;
  • общение в семье, в школе, окружающая среда;
  • его деятельность;
  • средства массовой  информации;
  • искусство, литература;
  • образ жизни самого ребенка, его стремление, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия экологической деятельности.

        Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов.

        Поведение экологически культурной личности включает соблюдение  и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное и или несознательное отношение к природе.

        Экологически культурная личность при познании природы и общении  с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремиться сохранить дикую природу, проявится тем самым любовь к миру природы.

        Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы  с обратной получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие  на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.

        Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.

        Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутреннее более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существования невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявления чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Важное место  в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, поняты.

Изучение законов биологического разнообразия – очень важный этап в развитии экологического воспитания. Основой его должен быть прочный фундамент биологических знаний. Между тем в современной школе выражены тенденции оттеснения биологии в разряд второстепенных предметов и сворачивания ее содержания. Эти тенденции особенно прослеживаются в обличенных программах интегрированного курса естествознания V- VII классов. Биологическое образование в школах не может быть редуцировано. Для общества представляет серьезную опасность недостаточность опоры на биологические знания в экологической подготовке молодежи.

Экология обманчива, своей кажущейся простотой на деле она требует системного мышления, которое создается лишь постепенно, хорошо продуманной системой воспитания.

В программе средней школы центром экологической подготовки учащихся должна стать биология на задачи экологического воспитания работают все фундаментальные законы науки о жизни. Невозможно представить современного экологически грамотного человека без знания основ строения клетки, законов наследственности и изменчивости, не имеющего представление об эволюции и незнакомого с азами классификации видового и экологического разнообразия жизни, принципами ее упорядоченности.

Естественно, что экологическое воспитание не может заниматься только в рамках биологической науки. Однако при построении действенной систем экологических знаний должны быть выявлены приоритеты и создана иерархия  главного, важного и дополнительного. Несомненно, что экологическое воспитание должно охватить разные сферы знаний: законы живой природы, науки о внешней среде и социальные науки.

Очень важны нравственные аспекты экологического знания, привитие обществу новой морали. Весь смысл экологической культуры человек – уважение к законам живой природы, умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность.

Гуманистическое воспитание не сможет строиться только на базе гуманитарных наук. Оно должно воспитывать уважение к жизни в целом, этим во многом определяется сейчас и забота о будущих поколениях. Одна из глубинных методологических причин слабой эффективности современного экологического воспитания – антропоцентризм в воспитании окружающей действительности. В мире еще господствует старая традиция человека как венца природы, и распорядиться ею, утверждения примата социального над биологическим. Хотя на наших глазах совершается воспевание другого, системного мышления, методология школьного образования еще  не восприняла глубоко эту новую парад  у. Следует признать,  что развитие экологии как науки намного обогнало развитие методов преподавания этого раздела знаний.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В создании целостности личности, культуры окружающего мира  огромную роль  играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизма, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности  за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

     Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ей действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных.

      В нравственном обществе сформирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Литература.

 1.Бобылева Л.Д. Практика экологического воспитания в школе // Биология в школе 1994, №3 с. 55-58.

 2.Дежникова Н.С. «Экологическое воспитание детей и подростков в России на рубеже столетий // Вестник экологического образования в России-2004г. №1 с. 11.

3.Добрицова А.В. «Игра как средство экологического воспитания»

// Биология в школе 1989 №3 с. 64-67.

4.Егорова Н.В.»Наш подход к экологическому воспитанию учащихся» //Химия в школе 2002 №5 с. 40-43.

5.Ершов  экологическое образование в школе: о проблеме дефицита времени, средство и внимания» //Народное образование 2002 №6 с. 102-111.

 6.Калмыков А.А. Экологическое воспитание //Школа №4 2003 с. 67-74.

7.Кобылянский В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования //Педагогика 2001 №1 с. 32-41.

8.Озеров А.Г. Экологическая культура учащихся и экологическое воспитание //Внешкольник 2003 №6 с. 5-6.

9.Попова А. Экологическое воспитание //Воспитание школьников 2002 №8 с. 30-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках биологии

Я работаю по этой проблеме,ведь сегодня экологическое состояние окружающей среды очень актуально.Предлагаю этапы уроков ,где я заостряю внимание учащихся на экологических проблемах нашего села,района,...

«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"

Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды,  физическое и духовное ...

Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отнош...

Метод. рекомен. Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание на уроках биологииЛ.А. Лопсан, учитель биологии, МБОУ СОШ с. Эрзин Эрзинского района РТНа современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является эколог...

Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отнош...

Экологическое воспитание на уроках биологии

Современному обществу нужны граждане, умеющие на практике анализировать экологическую обстановку, выявлять экологическую ситуацию, определять пути решения  и прогнозировать последствия воздействи...

Экологическое воспитание на уроках биологии

  На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давл...