Экологическое воспитание на уроках биологии
статья по биологии на тему

Панина

Современному обществу нужны граждане, умеющие на практике анализировать экологическую обстановку, выявлять экологическую ситуацию, определять пути решения  и прогнозировать последствия воздействия на природу. 

Через краеведческий принцип, через акцентирование внимания обучающихся на вопросах из рубрики «Человек – Экология» я способствую формированию экологического сознания моих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_na_urokah_biologii.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание на уроках биологии

С момента появления человеческого общества человек всегда находился в тесной взаимосвязи с природой, при этом всегда воздействуя на нее негативно. Истребляя животных и растения, человек долгое время не задумывался о последствиях. В ходе развития общества и развитии промышленности воздействие человека на природу усилилось. В настоящее время  не осталось места на планете, не измененное человеком. Но современное общество старается снизить воздействие на природу и улучшить экологическое состояние планеты. Поэтому экологическое воспитание достаточно актуально в настоящее время.

Современному обществу нужны граждане, обладающие не только определенным багажом экологических знаний, но и умеющие на практике анализировать экологическую обстановку, выявлять экологическую ситуацию, определять пути решения  и прогнозировать последствия воздействия на природу.  

Воспитание экологически грамотного гражданина осуществляется мной на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание должно быть связано с природой и отражать жизнедеятельность учеников. Поэтому многие темы мы изучаем на уроках-экскурсиях, например: «Многообразие цветковых растений», «Биоценоз» и так далее. Эти темы мы рассматриваем на примере совокупностей растений своей местности. Тему «Многообразие позвоночных», «Многообразие насекомых» рассматриваем так же на примере представителей своей местности.

К сожалению, предмета «Экология» в нашей школе нет. Поэтому приходится расширять экологические знания ребят на уроках биологии при изучении тем. Например, при изучении тем «Бактерии, грибы, животные», делаю акцент на экологическое значение данных организмов в природе.

Во внеклассной деятельности ученики должны эффективно использовать экологические знания при предотвращении и устранении отрицательных последствий человеческой деятельности. Во внеурочной деятельности  использую разные методы работы:

  1. Исследовательский метод. Ученики  изучают состояние окружающей среды, выявляют причины загрязнений, определяют маршрут дальнейших действий.
  2. Метод проектов. Обучающиеся на основе проведенных исследований, создают проекты, которые затем реализуют, и с ними ученики участвуют в конкурсах. Например, был разработан проект: «Наше село должно быть чистым», который начали  реализовывать с исследования берегов пруда с. Пионер, обнаружения экологических проблем, затем ребята разработали пути решения возникшей проблемы. Решать проблему начали с разработки и проведения экологических акций, создания информационных листовок, проведения тематических бесед.   Затем ребята участвовали в конкурсе экологических проектов и заняли второе место на муниципальном уровне.  

Экологическое воспитание невозможно без использования технических  средств обучения. Теоретический  материал в совокупности с презентацией, отражающей, например, взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой, дает возможность получить полноценную естественнонаучную картину мира, а так же выявить причинно-следственные связи при возникновении экологической ситуации и затем определить пути их решения.

Для повышения интереса к экологии мы проводим разные школьные конкурсы: листовок, экологических плакатов, марафон стихов, посвященных экологическим проблемам.  Кроме этого проводим экологические акции по очистке родников, берегов пруда и улиц села,  а так же традиционными стали часы общения, на которых проводятся дискуссии   о правильном поведении на   природе.

Охотно проводим всероссийские эко-уроки, например: «Мобильные технологии для экологии», «Хранители воды» и т.д.

В своей работе использую элементы ТРИЗ - педагогики, даю  ребятам экологические задачи и проблемы, на которые они должны дать нестандартный ответ и придумать оригинальные пути решения экологических задач.

Таким образом, я считаю необходимым экологизацию тех уроков в программе, в рамках которых это можно  сделать. Через краеведческий принцип, через акцентирование внимания обучающихся на вопросы из рубрики «Человек – Экология» я способствую формированию экологического сознания моих учеников.

Использованная литература:

  1. Мамедов Н.М. Основы экологического образования, /Н.М. Мамедов// Экологическое образование, 2001
  2. Новиков Ю.В., окружающая среда и человек/Ю.В. Новиков –М.: Просвещение, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках биологии

Я работаю по этой проблеме,ведь сегодня экологическое состояние окружающей среды очень актуально.Предлагаю этапы уроков ,где я заостряю внимание учащихся на экологических проблемах нашего села,района,...

«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"

Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды,  физическое и духовное ...

Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отнош...

Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс. Значение основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.Слово «экология» и его произво...

Метод. рекомен. Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание на уроках биологииЛ.А. Лопсан, учитель биологии, МБОУ СОШ с. Эрзин Эрзинского района РТНа современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является эколог...

Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отнош...

Экологическое воспитание на уроках биологии

  На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давл...