Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла.
статья по биологии на тему

Гущина Любовь Дмитриевна

В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период  школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию, особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi.doc70.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_gushchinoy_l.d.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шугаровская  средняя общеобразовательная школа»

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ БИОЛОГИИ С ПРЕДМЕТАМИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Выполнила учитель биологии и химии

МБОУ «Шугаровская СОШ»

Гущина Любовь Дмитриевна

ШУГАРОВО

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Межпредметные связи в обучении биологией, понятие о межпредметных связях……………………………………………………..5

§1.1. Функции межпредметных связей……………………………………5

§1.2. Виды межпредметных связей………………………………………...5

§1.3. Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении биологией………………………………………………………….5

Глава 2. Межпредметные связи в курсе биологии……………………....8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..12

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….13

ВВЕДЕНИЕ

Видишь – вот нить. Незатейливая вещь,

 не так ли? А вот обычный узел.

Ты ведь видел уже такие?

А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами.

 И получится сеть.

С ней мы можем ловить рыбу или сделать ограду,

 изготовить гамак или придумать что-нибудь  еще.

 Видишь, какая польза от того,

 что каждая нить теперь не просто сама по себе?...

Они поддерживают друг друга,

складываясь в нечто целое, в систему.

                                                                                                        Анатолий Гин.  

Одна из важнейших задач современного образования – показать ребятам единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

Межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся).

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Актуальность межпредметных связей заключается в том, что с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Глава 1. Межпредметные связи в обучении биологии.

§1.1. Функции межпредметных связей

Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии, Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

§1.2. Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией) и межцикловые (связи биологии с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации) : содержательно-информационные и организационно-методические.

Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские.

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии учителя могут использовать данные о химическом составе человеческого тела.

Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются, конкретизируются на биологическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.

Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками - биофизикой и биохимией.

Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.

§1.3. Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении биологии

Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя биологии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя биологии с учителями химии, физики, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д. Учитель биологии с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в биологических курсах.

Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:

1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому биологическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;

 2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;

 3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;

 5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Таким образом, чтобы формировать межпредметные связи в обучении биологии, необходимо ознакомиться с теоретической частью, хорошо ориентироваться в функциях и видах межпредметных связей и только тогда использовать данную методику.

ГЛАВА 2. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В КУРСЕ БИОЛОГИИ

В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.

В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся. [ 6]

Попробуем рассмотреть несколько тем уроков, которые имеют связь с биологией, литературой, географией, искусством, музыкой.

 1. Урок в 6 классе на тему: «Состав семян однодольных и двудольных растений»

Цель урока: изучить химический состав семян  однодольных и двудольных растений.

   Задачи:

а) общеобразовательные:

  • дать представление о необходимости минеральных и органических веществ для формирования и роста растения;
  • повторить особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
  • углубить и расширить знания материала о химическом составе клетки;
  • проверить знания биологической терминологии;

б) развивающие:

     -   развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

  • развивать умение работать с учебником;
  • уметь применять полученные знания на практике;
  • прививать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
  • содействовать развитию воли и настойчивости в учении;
  • формировать умения обобщать и делать выводы;
  • развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету;

в) воспитательные:

  • продолжить формирование научного мировоззрения;
  • научить приемам активного общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
  • Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока;
  • воспитывать культуру общения.

Изучение нового материала можно начать с загадок:

1. В малой хатке, в спаленке, спит ребенок маленький,
В кладовой еда лежит, как проснется будет сыт.

(семя с зародышем и питательными веществами)

2. Цветок – крылатка, а плод – лопатка
Плод зелен и молод. Но сладок, как солод.

(горох)

3. Даже в день укоса, кустик ниже проса,
Зато семя одно – ста просинкам равно

(бобы)

4. Из растений, чей портрет выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет на земной планете?

(пшеница)

При проведении лабораторной работы, выясняя химический состав семян, во время беседы о  минеральных солях и воде, уместно рассказать  об охрана почв: из почвы доступны корням растений только в виде растворов, поэтому важно сохранить влагу в почве.

«… Остановись! Одумайся!

Шепчут человеку леса.

Не оголяй землю.

Не превращай ее в пустыню.

Пощади! – вторит земля.

Ты вырубаешь деревья, это лишает меня влаги.

Я иссыхаю… Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка».

2. Урок по биологии в 6 классе на тему: «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений» сопровождается музыкой Н. А. Римского – Корсакова –  «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

 

Природы милое творенье,

Цветок, долины украшенье,

На миг взлелеянный весной,

Безвестен ты в степи глухой!

Скажи: зачем ты так алеешь,

Росой заискрясь, пламенеешь

И дышишь чем – то, как живым,

Благоуханным и святым?

Ты для кого в степи широкой,

Ты для кого от сел далеко?…

                                     (Алексей Кольцов)

Межпредметные связи на уроке:

География – распространение растений на разных материках

Экология – охрана цветущих растений

Музыка – прослушивание музыки

Литература – стихотворения  о цветах

3. Урок по биологии в 7 классе на тему: «Класс Костные рыбы».

Во время актуализации знаний, можно прочитать отрывок стихотворения Ф.И.Тютчева

«Иным достался от природы

Инстинкт пророчески – слепой –

Они им чуют, слышат воды»

Используются отрывки из сказок А.С. Пушкина  о царе Салтане, о Золотой рыбке,  стихотворение Валентина Берестова  «Почему у лягушки нет хвоста», басня Крылова «Демьянова уха», картины  Виктора Маторина «Пять хлебов и две рыбы», «Семь хлебов»,    В. Перова «Рыболов», картина Анри Матисса «Красные рыбки».

Во время проведения урока звучит музыка из кинофильма «Человек-амфибия», А Камиль Сен – Санса музыкальное  произведение «Карнавал животных» -этюд «Аквариум».

4. Урок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и работа сердца»

Новый материал начинается стихотворением Эдуардаса Межелайтиса «Что такое сердце?»
Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.

Много произведений посвящено «сердцу», например: М. Горький – «Старуха Изергиль», в котором говорится о смелом сердце Данко, Вильгем Гауф – «Холодное сердце», Булгаков «Собачье сердце».

«Сердцу» посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и музыканты.  Музыка не только может поднять настроение, взбодрить или успокоить, она способна лечить серьезные заболевания. Например,

сердечно-сосудистую систему приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. 

В знак верности и любви к удивительному органу человеческому сердцу был поставлен памятник. Огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны – символ жизни - украшает двор "Института сердца" в Перми. Открытие первого в России памятника человеческому сердцу состоялось 12 июня 2001 года. Гранитное изваяние представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа. Автор: скульптор Н.Хромов.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. И реализация межпредметных связей является важным средством повышения эффективности познавательной деятельности школьников, так как глубокое и разностороннее раскрытие содержания всех учебных предметов во взаимосвязи и взаимообусловленности способствует:

1.Более прочному системному усвоению учебной информации;

2.Формированию у обучающихся способностей оперативно использовать знания различных дисциплин в усвоении новых знаний;              

 3. Развитию ключевых компетенций у обучающихся.рровеоеннононроао

4.Широкому применению полученных знаний на практике.

5.Подготовке к итоговой аттестации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межпредметные связи в обучении биологии рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.

Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании биологии, и, наоборот, идущие от биологии в другие учебные предметы.

Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы общества - человека.

В этих условиях укрепляются связи биологии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.


ЛИТЕРАТУРА

1. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение, 1985.

2. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985.

3. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987.

5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.

6. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.

7.Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения - М.: Просвещение, 1988 - 192 с.

8.Тихомирова С.А. Загадки с физическим содержанием // Физика в школе, 1999 г., № 6, с. 39-40.

9.Сорокин Т.С. История медицины. - М., 1992.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Интегрированные уроки биологии с предметами естественнонаучного цикла»

Предлагаю вашему вниманию теоретический материал по интеграции в современной школе....

Педагогический проект«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности»

Тема проекта актуальна, т.к.ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.Культурный человек не может счит...

Развитие межпредметной связи английского языка с естественнонаучными дисциплинами в рамках системно-деятельностного подхода

В настоящее время иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», ...

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла.

Данная статья раскрывает особенности межпредметной интергации естественно- научного цикла .В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой е...

Межпредметные связи в изучении предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», «Литература» и «Русский язык»

Эксперимент по введению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», проводимый в нашей школе, стал для нас интересным опытом, которым мы хотим поделиться с ...

Бинарный урок одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов

Статья о использовании бинарных уроков в преподавании различных дисциплин....