Урок по биологии: "Органы и системы органов. Целостность организма"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Кирман Татьяна Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organy_i_sistemy_organov._tselostnost_organizma.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии: "Органы и системы органов. Целостность организма"

Цели урока: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения,                 топографии внутренних органов и полостях тела, системах органом. Провести анализ конкретных связей         между структурами и функциями органов и частей тела. Формировать у учащихся навыки умения работать с

анатомическими таблицами, схемами и проводить наблюдения, функциональные пробы.

Оборудование: торс человека, таблицы с изображением внутренних органов человека, схема организма

человека как единой целостной системы.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Изучение новой темы

1.        Активизация познавательной деятельности

► Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что мы редко                          задумываемcя над его сущностью. И на вопрос: «Что же это все-таки такое?» - каждый ответит, очевидно, по-своему. А как?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно, индивидуально определить понятие «организм», сделав  записи на листе. Через 2-3 минуты учащиеся обмениваются мнениями в паре, а затем в четверке, обсуждают и записывают одно обобщенное понятие.

 Организм - это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта относительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани - из клеток, клетки - из молекул.

Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов - все эти «этажи» или разные «уровни» живого               объединены в организме человека в единое и нераздельное целое. Как устроен и что может каждый «этаж»    сам по себе, каким образом достигается четкая согласованная их деятельность?

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи урока.

2.        Рассказ учителя с использованием схемы «Организм человека как единая целостная система»

► 1. Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую. К первой относятся            животные и растительные организмы, а также неклеточные формы жизни - вирусы, ко второй - минералы.

2. Химический анализ показывает, что любой живой организм состоит из тех элементов, которые часто встречаются и в неживой природе, в неорганическом мире. 96 % веса тела составляют кислород, углерод,            водород, азот. Еще 3 % приходится на долю кальция, фосфора, калия, серы. Прочие химические                 элементы имеются в организме в совсем небольших количествах.

Французский химик Г. Бертран подсчитал, что тело человека, весящего около 100 кг, содержит кислорода       63 кг, углерода - 19 кг, водорода - 9 кг, азота - 5 кг, кальция — 1 кг, фосфора — 700 г, серы — 640 г,              натрия — 250 г, калия — 220 г, хрома — 180 г, магния — 40 г, железа - 3 г, йода - 0,03 г. Фтора, брома,         марганца, меди - еще меньше.

3.        Живое и неживое построено из одних и тех же элементов. Но в живых организмах они объединены в особые химические соединения - органические вещества (молекулы). Можно выделить четыре большие группы этих веществ — белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Они входят в состав любой живой           клетки. Эти крупные молекулы играют роль строительных блоков, из которых создаются сложные                 надмолекулярные комплексы. Вещества клетки расположены не хаотично, а образуют упорядоченные       структуры-органоиды, которые обеспечивают все процессы жизнедеятельности клетки.

4.        Организм человека — огромное «многоклеточное государство». Клетки, из которых построено тело человека, неодинаковы и отличаются своей специализацией, т. е. приспособлены к выполнению определенных функций. Например, главная функция клеток мышц - сокращение, нервных - выработка электрических       сигналов, железистых — выделение секрета. Есть клетки, выполняющие опорную функцию, функцию         размножения и многие другие. Клетка - структурная и функциональная единица всех живых организмов и все клетки имеют единый план строения.

5.        Клетки «одной специальности» объединяются в группы. Вместе с расположенными между этими клетками межклеточным веществом такие специализированные системы клеток получили название тканей. Все       разнообразие тканей человека условно подразделяют на эпителиальную (покровную) ткань,                          соединительные, мышечные ткани и нервную.

6.        Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально ведущее значение, складываются            органы, совместная и координированная работа которых обеспечивает возможность нашего                         существования.

  • Схема. Организм человека как единая целостная сиcтема:

Геноти

 

Органы, выполняющие единую функцию, имеющие общий план строения и развития, объединяются в

систему органов.

А Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, половая,        кровеносная (сердечно-сосудистая), покровная, эндокринная и нервная. Все системы органов взаимосвязаны и составляют единый организм. 7. Определяющим началом всего является генотип.

Генотип — совокупность всех наследственных задатков клетки или организма. Генотип контролирует         развитие, строение и жизнедеятельность организма, то есть совокупность всех его признаков.

Опыт. На следующем этапе урока учитель предлагает учащимся выполнить функциональную пробу.          Учащиеся задерживают дыхания на возможно больший срок в состоянии выдоха. Учитель смотрит на               секундомер и объявляет время через каждые 5 с.

Результат опыта: 1. Учащиеся задерживают дыхание на разное время, следовательно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова. 2. У большинства участников опыта лицо покраснело, заметно пульсирование сонных артерий.

Вывод: изменение функции дыхательной системы ведет за собой изменение в функциях кровеносной        системы. Следовательно, между органами, системами органов имеется связь.

  • Взаимодействие всех подсистем организма направлено в основном на поддержание постоянства             внутренней среды организма, основой которой является кровь.

I        Іостоянно происходящие изменения в окружающей среде, тотчас же компенсируются и уравновешиваются    организмом, т. е. не влияют существенно на работу его внутренних органов.

Например. И летом, в жару, и зимой, в холод, температура нашего тела не меняется. Высоко в горах и глубоко под землей, то есть при значительных колебаниях атмосферного давления насыщение нашей крови        кислородом и другими газами постоянно.

Большое количество съеденных шоколадных конфет не изменит существенно и надолго уровень сахара в вашей крови.

Для нормальной работы всех органов необходимо определенное количество циркулируемой крови и          постоянный уровень артериального давления. А если кровопотеря? Ранение, порез, открытый перелом,           сопровождающийся разрывом кровеносных сосудов? В большинстве случаев организм справляется с такими испытаниями.

Наш организм - система саморегулирующаяся.

Саморегуляция достигается взаимодействием всех клеток, тканей, органов, взаимосвязью и                             взаимоподчиненностью всех процессов, в них происходящих. Нарушение работы одного органа в той или       иной степени нарушает деятельность и других органов.

- Каким же образом обеспечиваются подобные «цепные реакции» нашего организма?

Путей таких несколько и наиболее изученными являются два: гуморальный и нервный.

 Гуморальный, или химический. В различных клетках и органах в ходе жизнедеятельности образуются           различные по своей химической природе и физиологическому действию вещества. Большинство из них           обладает огромной биологической активностью, то есть способностью в очень небольших концентрациях        вызывать значительные изменения в работе органов. Основными представителями гуморальных регуляторов являются гормоны, которые вырабатываются в железах эндокринной системы.

 Нервный. Согласует и регулирует деятельность различных клеток, тканей и органов, приспосабливая ее к разным условиям жизни.

Для нервной системы характерно многообразие функций и почти неограниченная власть над                       физиологическими процессами. Даже гуморальная регуляция в известной мере подчиняется ей. Так,                образование и выделение большинства гормонов осуществляется под контролирующим влиянием нервной     системы. Действие нервной системы происходит всегда в тесной согласованности с гуморальными                      процессами.

Оба этих механизма, дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма —           саморегуляцию физиологических функций, приводящую к автоматическому  поддержанию необходимых             организму условий существования.

  • Если нервный и гуморальный механизм регулируют лишь интенсивность функций клеток, органов и тканей, то какая же причина (или сила) формирует организм, предопределяет развитие и существование    его?
  • Как вы      понимаете выражение «Организм — единое целое»? Подумайте и объясните, могут ли                 органы осуществлять функции вне организма?
  • Объясните, почему над суставами пальцев руки кожа собрана в складки.

Учитель просит учащихся положить руки на парты ладонной стороной вниз и рассмотреть свои пальцы.           Учащиеся замечают, что над суставами кожа собрана в с к пилки. Сколько их? Учитель предлагает                     самостоятельно объяснить значение этих структурных образований. (Структура — от лат. строение,                     устройство). Учащиеся отмечают, что благодаря складкам кожи над суставами пальцы можно сгибать.               Такое строение позволяет совершать различные хватательные движения, а это и есть функция этого органа.

-        Придумайте опыт, который бы доказал, что складки кожи, над суставами необходимы для                         функционирования пальцев. (Для доказательства достаточно второй рукой захватить складку кожи указательного пальца и попытаться его согнуть. Это не получается. Если убрать кожные складки, нарушается функция     пальца: его нельзя согнуть в суставе. Нарушение структуры (складок) делает невозможной функцию кисти       (схватывание вещи)).

Вывод: между структурой (строением) и функцией органов и частей тела существует тесная связь.

-Напишите, как можно больше, названий органов человеческого тела за 2-3 мин. У учащихся закономерно возникают вопросы типа «А (зуб, мозг, нос и т. д.) - это орган?»

Учитель предлагает учащимся выяснить это, используя материал учебника  

На следующем этапе урока учитель кратко рассказывает о внешнем и внутреннем строении человеческого     организма: называет части тела, показывает на таблице полости тела.

Формирование навыка работы с анатомическими таблицами, рисунками, нахождение проекции внутренних     органов на своем теле организуется в ходе выполнения следующего задания:

Пользуясь рисунками в учебнике, таблицами, научитесь распознавать на себе место расположения                   важнейших органов в своем теле (гортани, легких, сердца, диафрагмы, печени, желудка, кишечника,                     селезенки и др.)  

Определите, какой орган помещается:

а)        под диафрагмой в правом боку и по средней линии тела;

б)        под диафрагмой левее от средней линии;

в)        в левом боку чуть ниже диафрагмы;

г)        выше диафрагмы под грудной костью;

д)        в брюшной полости по обе стороны поясничного отдела позвоночника.

Учитель подчеркивает, что в строении и расположении органов человеческого тела имеются

определенные закономерности:

Таблица. Средняя относительная масса различных органов и тканей взрослого человека (% к массе всего        тела)

Мускулатура

44

Почки

0,5

Скелет

17

Сердце

0,5

Кожа (все слои)

18

Поджелудочная железа

0,4

Головной мозг

2,2

Прочие железы

0,2

Спинной мозг

0,06

Кровь

7,0

Глаза

0,02

Кровеносные сосуды, нервные стволы и мелкие органы

2,0

Желудочно-кишечный тракт

2,1

Легкие

1,5

Печень

2,8

1)        длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), т. е. ладонью можно      закрыть лицо;

2)        длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака (следовательно,    узнать, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак, а подобрать нужный   размер тапочка или валенка можно, если сравнить длину подошвы обуви с длиной предплечья);

3)        расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин                                                          обеих ног (определить, подходят ли брюки по длине можно, если растянуть их в разведенных руках);

4) длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины.

Перечисленные закономерности лучше проверить дома, но при наличии времени на уроке такие измерения    могут быть сделаны и в классе. Их анализ показывает, что они верны лишь приблизительно, причем у одних   несоответствия будут большими, у других меньшими. Эти отклонения являются вариантами нормы и не           являются недостатками фигуры.

  • Закрепление изученного материала

Сформулируйте основные выводы темы.

1.        Организм — биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.

2.        Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани - органы, органы - системы       органов, а те - организм в целом.

3.        Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиологических функций                  организма.

4.        Орган - часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию.

5.        Функции - реакции организма, направленные на удовлетворение возникших в нем потребностей,             защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ней.

6.        Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.

7.        Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, эндокринная, нервная.

IV.        Домашнее задание

  § 9

Заполните таблицу в тетради. Таблица. Строение и функции систем органов

Название системы

Органы, из которых она состоит

Функции

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»

МОДУЛЬНЫЙ УРОК  «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»...

Урок-игра по теме "Органы. Системы органов"

Данная игра проводится на обобщение и закрепление знаний по теме "Общий обзор строения человека". Игра позволяет проверить знания учащихся по следующим темам : "Органы и системы органов животных", "Тк...

Презентация "Системы органов в организме" биология 8 класс

С помощью данной презентации раскрываются понятия об уровнях человеческого организма, плане его строения....

Конспект урока право в 10 классе "Система органов государственной власти в РФ"

Урок разработан для обучающихся 10 классов, изучающих право на профильном уровне (2 часа), по технологии развития критического мышления на основе системно-деятельностного подхода....

Контрольная работа. Органы и системы органов живых организмов. 6 класс

Данная контрольная работа содержит разноуровневые задания по вариантам для обобщения и систематизации знаний об органах и системах органов растений и животных. Количество заданий рассчитано на 30 мину...