Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Кондрашова Наталья Владимировна
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология.6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.odt38.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласованно» Руководитель ШМО

______________/______________________/

 Пр. №___ от_________________________

«Согласованно»

Зам. директора по УВР

_____________/_______________________/

«____»_______________20____г.

«Утверждаю»

Приказ   № ____   от________

Директор школы

_______________    /___________________/

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.СоцземледельскийБалашовского района Саратовской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО БИОЛОГИИ

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от ____

Класс:   7

Учитель: Кондрашова Наталья Владимировна

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы  основного общего образования «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» автор В. Б. Захаров. (Программа основного общего образования по биологии  5—9 классы. Концентрический курс).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Б. Захарова, Н.И. Сонина, А.А.  Биология. Многообразие живых организмов.7 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2012

Цели обучения:

  1. Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Задачи обучения:

  1. Формирование целостной научной картины мира;
  2. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
  3. Овладение научным подходом к решению различных задач;
  4. Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 ч  в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  2. воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
  3. признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
  4. развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  1. Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  2. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  3. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
  4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  5. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  6. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  7. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  8. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  2. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
  3. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  4. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  5. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  1. Понимать смысл биологических терминов;
  2. Знать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  3. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  4. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;  
  5. уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
  6. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  7. распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  8. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  9. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  10. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  11. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  12. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
  4. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
  5. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 ч  в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

Содержание учебного предмета

Введение (3 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.

Раздел 1. Царство Прокариоты (2 ч)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (2 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

— методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям;

— характеризовать формы бактериальных клеток;

— отличать бактерии от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 2. Царство Грибы (5 ч)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Лабораторные и практические работы:

1. Л.р. «Строение плесневого гриба мукора».

2. П.р. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

Тема 2.2. Лишайники (2 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;

— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

— особенности организации шляпочного гриба;

— меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактерий и грибов;

— объяснять строение грибов и лишайников;

— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

— определять несъедобные шляпочные грибы;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 3. Царство Растения (18 ч)

Тема 3.1. Общая характеристика растений (1 ч)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Тема 3.2. Подцарство Низшие растения (2 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Лабораторные  и практические работы

1.  Л.р.  «Строение спирогиры».

2. П.р. « Распознавание отделов водорослей»

Тема 3.3. Подцарство Высшие растения (4 ч)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Лабораторные и практические работы:

1. Л.р. «Строение мха кукушкина льна»

2. Л.р. «Строение сфагнума»

3. Л.р. «Строение плауна булавовидного»

4. Л.р. «Строение хвоща»

5. Л.р. «Строение папоротника»

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (3 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Лабораторные и практические работы:

1. Л.р. «Строение мужских и женских шишек, пыльцы, семян сосны».

Тема 3.5.Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (8 ч.)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 5 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные и практические работы:

1. Л.р. «Изучение строения корня, стебля, листьев у цветковых растений».

2. Л.р. «Строение цветков, плодов и семян у покрытосеменных растений»

1. П.р. «Распознавание класса Однодольные растения»

2. П.р. «Распознавание класса Двудольные растения»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений в биосфере;

— давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Раздел 4. Царство Животные (37 ч)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Лабораторные и практические работы:

1. П.р. «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки организма как целостной системы;

— основные свойства животных организмов;

— сходство и различия между растительным и животным организмами;

— что такое зоология, какова её структура.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

— представлять эволюционный путь развития животного мира;

— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Практические работы:

1. Л.р. «Строение амёбы»

2. Л.р. «Строение инфузории-туфельки»

3. Л.р. «Строение эвглены зелёной»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки одноклеточного организма;

— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

— значение одноклеточных животных в экологических системах;

— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

Учащиеся должны уметь:

— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

— применять полученные знания в повседневной жизни.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные (1 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Тема 4.4. Двухслойные животные.Тип Кишечнополостные (2 ч)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

Тема 4.5. Трёхслойные животные Тип Плоские черви (2 ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Лабораторные и практические работа:

  1. П.р. «Жизненные циклы печёночного сосальщика»
  2. П.р. «Жизненный цикл бычьего цепня».

Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч)

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза

Лабораторные и практические работа:

1. П.р. «Жизненный цикл человеческой аскариды».

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Лабораторные и практические работа:

1. Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8. Тип Моллюски (2 ч)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные и практические работа:

1. Л.р. «Внешнее строение моллюсков».

2. П.р. «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания».

Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Лабораторные и практические работы:

1. Л.р. «Внешнее строение речного рака».

2. Л.р. «Внешнее строение паука-крестовика».

3. Л.р.  «Внешнее строение насекомых».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении многоклеточных животных;

— общую характеристику типа Кишечнополостные;

— общую характеристику типа Плоские черви;

— общую характеристику типа Круглые черви;

— общую характеристику типа Кольчатые черви;

— общую характеристику типа Членистоногие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 ч)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Лабораторная работа:

1. Л.р. «Внешнее и внутреннее строение рыбы»

Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Лабораторная работа:

1. Л.р. «Внешнее и внутреннее строение лягушки».

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Тема 4.15. Класс Птицы (3 ч)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные работы

1. Л.р.  «Строение пера».

2. Л.р. «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц».

1. П.р. «Выявление приспособлений экологических групп птиц к условиям жизни».

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (5 ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Лабораторные работы:

  1. Л.р. «Изучение строения млекопитающих*.
  2. П.р. «Приспособления экологических групп млекопитающих к условиям жизни».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении хордовых животных;

— основные направления эволюции хордовых;

— общую характеристику надкласса Рыбы;

— общую характеристику класса Земноводные;

— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

— общую характеристику класса Птицы;

— общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

— давать характеристику методам изучения биологических объектов;

— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Раздел 5. Вирусы (2 ч)

Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;

— пути проникновения вирусов в организм;

— этапы взаимодействия вируса и клетки;

— меры профилактики вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;

— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);

— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Резерв (2 ч)

Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Личностные результаты обучения

— развитие и формирование интереса к изучению природы;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей;

— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

— признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Введение (2 часа + 1 час)

1

Многообразие живых организмов

2

Чарльз Дарвин и происхождение видов. Система живой природы.

3

Входная диагностическая работа.

Раздел 1. Царство Прокариоты, многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов (2 часа)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (2 ч)

4

Общая характеристика бактерий.

5

Многообразие и значение бактерий.

Раздел 2. Царство Грибы (5 часов)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часов)

6

Общая характеристика грибов.

7

Плесневелые грибы.Л.р. №1 «Строение плесневелого гриба мукора».

8

Шляпочные грибы.  Л.р. №2 «Строение плодового тела шляпочного гриба». П.р. №1«Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

Тема 2.2. Лишайники (2 часа)

9

Лишайники.

10

Обобщающий «Царство Прокариоты. Царство Грибы»

Раздел 3. Царство Растения (18 часов)

Тема 3.1. Общая характеристика растений (1 час)

11

Общая характеристика царства Растения.

Тема 3.2. Подцарство Низшие растения (2 часа)

12

Строение и жизнедеятельность водорослей.

Л.р. №3 «Строение спирогиры».

13

Значение и многообразие водорослей.

П.р. №2 «Распознавание отделов водорослей».

Тема 3.3. Подцарство Высшие растения (3 часа + 1 час)

14

Отдел Моховидные. Л.р. №4«Строение мха кукушкина льна». Л.р. №5 «Строение сфагнума».

15

Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные. Л.р. №6 «Строение плауна булавовидного». Л.р. №7 «Строение хвоща».

16

Отдел Папоротниковидные.

Л.р. №8 «Строение папоротника».

17

Контрольная работа №1 «Царство Прокариот. Царство Грибы. Низшие растения Высшие споровые растения.»

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (3 часа)

18

Происхождение и особенности организации голосеменных растений.

19

Размножение голосеменных растений. Л.р. №9 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы, семян сосны».

20

Многообразие голосеменных.

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов +1 час)

21

Происхождение и систематика покрытосеменных.

22

Строение органов Цветковых растений.  Корень, стебель, лист. Л.р. №10 «Изучение строения корня, стебля, листьев у цветковых растений».

23

Строение органов Цветковых растений. Цветок, плод, семя. Л.р. №11 «Изучение строения цветков, плодов и семян у цветковых растений»

24

Семейства класса Двудольные растения.

П.р. №3 «Признаки класса Двудольные растения».  

25

Семейства класса Однодольные растения.

П.р. №4 «Признаки класса Однодольные растения».

26

Размножение покрытосеменных растений.

27

Многообразие, распространение покрытосеменных.

28

Контрольная работа №2 «Отдел Голосеменные растения. Отдел Покрытосеменные растения»

Раздел 4. Животные (37 часов)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час)

29

Общая характеристика царства Животные. П.р.№5 «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.»

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа)

30

Общая характеристика простейших. Л.р. №12 «Строение амебы». Л.р. №13 «Строение инфузории-туфельки». Л.р. №14 «Строение эвглены зелёной»

31

Многообразие и значение простейших.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные (1 час)

32

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (2 часа)

33

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных.

34

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)

35

Общая характеристика типа Плоские черви.

36

Многообразие и значение плоских червей. П.р. №6 «Жизненный цикл печёночного сосальщика». П.р. №7 «Жизненный цикл Бычьего цепня»

Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви. (1 час)

37

Общая характеристика типа Круглые черви. П.р. №7 «Жизненный цикл аскариды человеческой»

Тема 4.7. Кольчатые черви (3 часа)

38

Общая характеристика типа Кольчатые черви. Л.р.№15 «Внешнее строение дождевого червя».

39

Многообразие кольчатых червей.

40

Обобщающий «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви».

Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа)

41

Общая характеристика типа Моллюски. Л.р. №16 «Внешнее строение моллюсков».

42

Многообразие и значение моллюсков. П.р. №8 «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания».

Тема 4.9. Тип Членистоногие (6 часов +1 час)

43

Происхождение членистоногих, их особенности организации.

Повторение «Царство Прокариот». Тест №1.

44

Класс Ракообразные. Л.р. 17 «Внешнее строение речного рака».

Повторение «Царство Грибы». Тест №2.

45

Класс Паукообразные. Л.р. №18 «Внешнее строение паука-крестовика».

Повторение «Царство Растения. Отдел Водоросли». Тест №3

46

Общая характеристика насекомых. Л.р. №19 «Внешнее строение насекомых».

Повторение «Царство Растения. Споровые». Тест №4.

47

Размножение и развитие насекомых.

Повторение «Царство Растения. Отдел Голосеменные». Тест №5.

48

Значение и многообразие насекомых.

Повторение «Царство Растения. Отдел Покрытосеменные». Тест №6

49

Контрольная работа №3 «Царство Животные»

Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 час)

50

Общая характеристика иглокожих.

Повторение «Царство Животные. Тип Кишечнополостные». Тест №7.

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час)

51

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Повторение «Царство Животные. Тип Плоские черви». Тест №8.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

52

Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.

Повторение «Царство Животные. Тип Круглые черви». Тест №9.

53

Костные рыбы. Л.р. № 20 «Внешнее и внутреннее строение рыбы».

Повторение «Царство Животные. Тип Кольчатые черви». Тест №10.

Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа)

54

Общая характеристика земноводных. Л.р. №21 «Внешнее и внутреннее строение лягушки».

Повторение «Тип Членистоногие»Тест №11.

55

Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека.

Повторение «Тип Членистоногие»Тест №12.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

56

Общая характеристика пресмыкающихся. Л.р. №22 «Внешнее строение ящерицы прыткой».

 Повторение «Тип Моллюски». Тест №13.

57

Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека.

Повторение «Класс Рыбы». Тест №14.

Тема 4.15. Класс Птицы (3 часа)

58

Общая характеристика птиц. Л.р. №23 «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц». Л.р. №26 «Строение пера».

59

Экологические группы птиц. П.р. №9 «Выявление приспособлений экологических групп птиц к условиям жизни».

Повторение «Класс Земноводные».

60

Роль птиц в природе и в жизни человека.

Повторение «Класс Пресмыкающиеся». Тест №16

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа +1 час)

61

Общая характеристика класса Млекопитающие.

Повторение «Класс Птицы». Тест №17.

62

Внутреннее строение млекопитающих. Л.р. №24 «Изучение строения млекопитающих*.

Повторение «Класс Птицы». Тест №18.

63

Размножение и развитие млекопитающих

Повторение «Система живой природы». Тест №19.

64

Многообразие млекопитающих. П.р. №  10 «Приспособления экологических групп млекопитающих к условиям жизни».

65

Контрольная работа №4 «Царство Животные»

Раздел 5. Царство Вирусы (3 часа)

66

Общая характеристика вирусов.

Повторение «Многообразие живых организмов». Тест №20.

67

Значение вирусов.

Повторение «Многообразие живых организмов». Тест №21.

68

Обобщающий «Царство Вирусы».

Резерв (2 часа)

69

Итоговая контрольная работа №5 «Многообразие живых организмов»

70

Заключающий урок «Роль биологии в жизни человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...