Описание инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Хову-Аксынская СОШ" Очур-оол С.С.
методическая разработка по биологии на тему

Очур-оол Саяна Сергеевна

Обобщение и систематизация педагогического опыта. Материал по  технологии проектного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ipo_oss.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта

учителя биологии МБОУ «Хову-Аксынская  СОШ»

 Чеди-Хольского кожууна

Очур-оол Саяны Сергеевны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Хову-Аксынская средняя общеобразовательная  школа»

Тема инновационного педагогического опыта:

«Развитие личности учащихся через использование проектной деятельности»

Цель инновационного опыта:

обобщить и систематизировать научный материал по  технологии проектного обучения; изучить формы, методы, приёмы проектной деятельности; осуществить апробацию  во внеурочной деятельности; выявить эффективность данной технологии; сформировать у школьников приемы  самостоятельного приобретения знаний,  развивать такие качества, как  коммуникативность, ответственность за результаты своей деятельности.

Задачи:

1. Применяя новые технологии научить ученика уметь управлять информацией,  искать, наилучшие способы  усвоения, находить в ней смысл и  применять их  в жизни.

2.  Научить в процессе обучения  конструировать и создавать  свои проекты;

3. Развивать мышление и  коммуникативные качества

4. Научить умению объективно оценить положительные и отрицательные стороны в познаваемом объекте и  материале.

5. Научить рассматривать новые идеи и знания, подбирать нужную информацию,  делать вывод.

Автор проекта

Очур-оол С.С.

Хову-Аксы- 2014 г.

Актуальность. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Согласно требованиям ФГОС нового поколения  результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что «изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»  (проект «Наша новая школа»).

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности является  внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.

Внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей.

Каждый вид внеурочной  деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Новизна. Технология проектной деятельности  является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

При применении метода проекта:

 1.Формируется у учащихся  новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2. Развивает таких базовых качеств личности, как  коммуникативность,  мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, а также все это анализировать.

3. Формирует  умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную,  делать выводы и обобщения.

4. Стимулирует ученика к  самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Для успешного управления проектной  деятельностью учащихся мною определены следующие принципы:

  • Доступности – при котором учитывается возраст при выборе темы проектирования;
  • Непрерывность – углубление и расширение от класса к классу основ проектной деятельности;
  • Системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;
  • Осмысленность – осознанность выполняемого им действия.
  • Сотрудничество ученика и учителя.

Сущностные характеристики опыта

1. Тема ИПО.  Развитие  личности учащихся через использование проектной деятельности.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Актуальность ИПО была связана с  изменениями в содержании образования в условиях реализации стратегии модернизации общего образования и снижением уровня мотивации обучения.

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО). Сущность ИПО состоит в развитии  творческой активности школьников с  использованием проектной деятельности.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма).

Для реализации проекта я наметила 4 этапа.

1 этап: стартовый - изучить проектную технологию (личностно-профессиональные качества педагога при организации проектной  деятельности).

2 этап: изменить подход к разработке рабочей программы и занятий внеурочной деятельности. Обеспечить  необходимую материально - техническую базу.

3 этап: апробация   программы «Мои первые проекты».

4 этап: внедренческий - готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег. 

6. Результат изменений. 

Положительные результаты работы  можно оценить по следующим показателям:

1. Активность учащихся, привлеченных к работе в проекте.

2. Наличие мотивации к самостоятельной работе, формирование ответственности, организационных навыков, конкурентоспособности.

3. Участие на различных творческих конкурсах, конференциях.

4. Продуктами проектной деятельности ребят стали буклеты, выступление на классных часах, создание презентаций.

5. Достижения учащихся в различных конкурсах, конференциях.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте.

1. Публикация на сайте http://nsportal.ru

2. Выступление на семинарах, курсах повышения квалификации.

Описание инновационного опыта

Проектный метод обучения  -  это совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Проект (от лат - брошенный вперед) – это работы, планы, мероприятия, задачи, направленные на создание продукта.

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся интеллектуальных и практических умений.

Используемые понятия:

Обучение -  целенаправленный организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении  познавательных вопросов и задач.

Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением деятельности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция -  глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект -  умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности. 

Одарённые дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одарённость.

Одаренность -  уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

Методы обучения:

Для результативного обучения доказана эффективность обучения в малых группах. Поэтому  в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованные методы обучения в группах. К ним относятся: кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия.

Обучение в группах означает, что дети учатся: обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного  обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также дружность.

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения.

Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников;

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Метод придумывания - это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта  в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

  1. замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового    

объекта;

  1. отыскание свойств объектов иной среде;
  2. изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта;

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу.

Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контрольных идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников  просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителям на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощается идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Направление деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы;
  • подготовка учащихся к конкурсам, конференциям, олимпиадам.
  • Обобщение и систематизации материалов и результатов работы.

Критерии оценивания:

Для оценки результативности  используются критерии  оценки уровня сформированности  ключевых компетенций.

Планируемые результаты

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации,
  • определять учебную задачу,
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения,
  • владеть своим вниманием,
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления, владеть рациональными приемами запоминания,
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности,
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности,
  • самостоятельно мыслить и творчески работать
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием,
  • повышать профессиональное мастерство,
  • посещать занятия других педагогов,
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях, МО педагогов дополнительного образования,
  • проводить открытые занятия.
  • Подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад,
  • Проводить занимательно- познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, олимпиад  и конкурсов различного уровня.

Работу над проектом разбивается на пять этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключённая в ней и осознанная человеком, — поиск способов разрешения проблемы — решение.

Этапы работы над проектом

  1. Поисковый
  • Определение темы проекта
  • Поиск и анализ проблемы
  • Постановка цели проекта
  1. Аналитический
  • Анализ имеющейся информации
  • Сбор и изучение информации
  • Поиск оптимального достижения информации
  • Составление плана работ
  1. Практический
  • Выполнение плана работ.
  1. Презентационный
  • Подготовка презентационных работ
  • Презентация проекта.
  1. Контрольный
  • Анализ результатов выполнения работ
  • Оценка качества выполнения работ

При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

  • не участвовать ни в одном из текущих проектов;
  • участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
  • в любой момент начать новый проект.

Использую следующие типы проектной деятельности:

1. Исследовательский проект.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов. Учащимся предлагается проанализировать результаты эксперимента или провести свой собственный эксперимент.

Примером такого проекта может служить работа группы учащихся исследование аржаана  «Хурегечи».  Работа презентовалась в рамках районного конкурса юных исследователей окружающей среды. По итогам конкурса заняли 1 место.

Работа ученица 6 «б» класса Оюн Долзат, была представлена руководителем  на кожуунном семинаре учителей на тему  «Использование тувинских орнаментов в быту». Работа ученицы вызвала  интерес у слушателей семинара.

2. Информационный проект.

Примером такого проекта может являться работа Монгуш Наляны, ученицы 6 «Б» класса на тему «Символы живой природы». В ходе работы  ученица собрала и обобщила материал о растении – Эдельвейс.

Групповой проект «Новогодняя открытка»,  проект приурочен к празднованию Нового года. Продуктом данного проекта является оформление школы во время новогодних утренников.

3. Творческий проект.  

Примером такого проекта является сочинения и рисунки учащихся о лечебных источниках республики. В этих работах учащиеся выражали свои впечатления об исследованном объекте. А также творческая работа «Классный завтрак», где ребята сами придумывали меню, таблички с названиями продуктов.

Ученик 6 «а» класса Маады Манган стал дипломантом I степени районного и республиканского этапов конкурса патриотической песни «Мое Отечество»

Проект «Зеленая фабрика» выполнен группой учащихся, для посадки овощей для школьного учебно-опытного участка.

3. Игровой проект.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский.

Как и любая деятельность должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

Игровой проект был воплощен во время театрализованного выступления на новогодних утренниках младшего звена. Ребята  подбирали сценарии, распределяли роли, готовили костюмы.   Этот тип проекта воспитывает творческие и актерские  навыки, умение слушать, вступать в диалог, работать в коллективе.

Ученики моего кружка с удовольствием занимаются в игровом проекте «Театр в нашей жизни». Принимая участие в проекте знакомятся с историей театра, разучивают роли, стараясь передать в игре характер героя, которого представляют. Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

Учащиеся данного кружка приняли участие в кожуунном фестивале – конкурсе детского театрального искусства среди образовательных учреждений, заняли второе место,

также участвуют в ежегодном конкурсе театрализованных представлений детского экологического форума «Зеленая планета».

Таким образом, смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня делают занятия интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на занятиях.

Учителю, организующему проектную деятельность надо знать, что проектная деятельность требует учитывать интересы учащихся, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Тема проекта «Зеленая фабрика»

Актуальность проекта: заключается в том, что с каждым годом учебно – опытный участок нашей школы расширяется, весь коллектив школы старается оказать посильную помощь. Мы думаем, что каждый ученик должен понимать важность проблем окружающей среды, чтобы каждый старался сделать ее пригодной для своего проживания, нанести ей как можно меньше вреда. Мы хотим, чтобы наша школьная территория стала комфортной средой, чтобы были рекреационные зоны. Мы хотим научиться грамотно осуществлять ведение хозяйства, и привить эти навыки своим одноклассникам, и нашим сверстникам.

Цель проекта: Оказание помощи в посадке рассадного материала для озеленения территории школы, посадки овощей для школьного учебно – опытного участка.

Форма участия в проекте: групповая (группа учащихся из 5 «г» класса). 

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Продукт проектной деятельности: рассада овощных и цветочных культур.

План реализации проекта:

  1. Разработка проекта (обсуждение проблемы, разработка плана проектной деятельности).
  2. Выполнение проекта (покупка семян, подготовка почвенной смеси, посадка рассады, пикирование рассады, высадка рассады).
  3. Защита проекта (получение результата, презентация продукта проекта).

Описание этапов проекта:

  1. Разработка проекта:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Как руководителю кружка, мною на одном из занятий была предложена идея проекта, ход его реализации. Идея была принята, под моим руководством была сформирована группа учащихся на добровольной основе.

Учащиеся идею приняли, предложили свои формы реализации проекта, обсудили актуальность проекта, распределили обязанности.

  1. Выполнение проекта:
  • Покупка семян: были приобретены семена на рассаду на сумму 300 рублей. На рассаду были куплены семена следующих растений:

Цветочные культуры

Овощные культуры

Астра Кримхильда (красная) – 3 уп;

Астра Дюшес желтая пионовидная – 3 уп;

Астра Дарк Роуз (темно – розовая) – 3 уп;

Томат Алтайский красный – 1 уп;

Томат Боец (буян) – 1 уп;

Перец сладкий Колобок – 1 уп;

  • Подготовка почвенной смеси: Была приобретена готовая универсальная почвенная смесь «Аэлита» по 50 кг для цветочных культур – 1 уп; для овощных культур – 1 уп. Осенью была заготовлена почва, древесная зола, опилки.
  • Посадка рассады: высадка рассады (середина февраля – томаты, перцы; конец февраля – астры,).
  • Пикирование рассады: В середине марта рассаживание овощных культур.
  • Высадка рассады: этап будет реализован в конце мая, в начале июня.
  1. Защита проекта:
  • Получение результата: мы вырастили рассаду, поливаем, ухаживаем за ней, ждем, когда погодные условия позволят высадить ее на нашем учебно – опытном участке.

     Вывод:

  1. Мы научились подготавливать почвенную смесь для рассады;
  2. Научились правилам посадки семян (учитывая глубину посева семян, правила полива посадочного материала);
  3. Научились пикировать рассаду, соблюдать правила полива рассады;
  4. Мы поняли, что можно получать радость от работы с землей, от самостоятельно выращенного растения, а также бережного отношения к окружающей среде.

Вывод: На мой взгляд, метод проектной деятельности, наиболее из сложных и эффективных методов, который позволяет сочетать теоретические знания и их практические применение. Формирует  умения и навыки, которые могут пригодиться в жизни: делать обоснованный выбор, работать с информацией, самостоятельность, работа в парах и группах, выслушивать чужое мнение и высказывать свое, анализировать свою деятельность.  Все это может пригодиться в жизни, чем бы в будущем дети не занимались. 

Понятие «проект» многогранен, эффективен. Проект перспективен, неисчерпаем. Проект – это метод обучения. Он может применяться на уроках и во внеурочной деятельности. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и потому он уникален. Он формирует большое количество умений и навыков, а потому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и потому он незаменим.

Список литературы:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

        3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.

        4 . Метод проектов. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about

5. Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.

        6. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе. http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404

 7. Чуракова О.В. Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности». – Самара: Изд-во «Профи», 2003.

8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2012.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по

проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

        2. Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. http://festival.1september.ru/articles/505343/

        3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.

4. Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе //Начальная школа плюс До и После. – 2009, № 1.

        5. Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,6/ 

        6. Чечина Е.С. Отчего мы иногда болеем. http://www.openclass.ru/lessons/142928

        7. Яннова И.Г.  Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских. http://festival.1september.ru/articles/512814/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта учителя физики (Федоровой И.Ю.)

Тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания

Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания...

Описание инновационного педагогического опыта учителя математики

Невозможно заставить человека творить. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов творить, способен на настоящее творчество, а моя задача заключается в ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя химии, биологии

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельностиучащихся на уроках химии и биологии...

Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны

Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования...