Описание инновационного педагогического опыта учителя физики (Федоровой И.Ю.)
методическая разработка по теме

 

Тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Описание инновационного педагогического опыта учителя физики Федоровой И.Ю."

Мастерство- это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер- врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

Современная школа в условиях перехода на новую модель образования (ФГОС) нуждается в "новом" типе учителя, творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Поэтому требования ФГОС  к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

На данном этапе, ФГОС применяются 2 год в начальной школе, его ведущие принципы — принципы преемственности и развития.  Поэтому ФГОС среднего (полного) общего образования будет являться его логическим продолжением, который учителям среднего и старшего звена предстоит внедрять уже через 3 года. Следовательно, уже сейчас  учителя среднего и старшего звена должны быть готовы к новшествам в образовании, а именно: овладевать технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, непрерывно профессионально самосовершенствоваться. Что я уже и начала осуществлять на данном этапе, соблюдая принципы преемственности и развития в своей педагогической деятельности.

Поэтому тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения.

Основной идеей моей педагогической деятельности на данном этапе является воспитание будущего гражданина, владеющего универсальными учебными действиями (УУД), умеющего применять знания и умения, полученные в школе, в повседневной жизни. В  этом мне помогает применение инновационных педагогических  технологий: интерактивных, информационно - компьютерных ,  здоровьесберегающих.

     Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

 Поэтому цели педагогической деятельности следующие:

  1. развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности с использованием инновационных педагогических технологий;
  2. формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  1. знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов, для понимания ими ценности науки по удовлетворению потребностей человека;
  2. приобретение школьниками знаний об общенаучных, физических понятиях;
  3. знакомство  учащихся с возможностями успешной самореализации личности в условиях современной жизни и формирование у них созидательной гражданской позиции.

    Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. В качестве объектов ценностей труда и быта рассматривается формирование понимания у школьников необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств; сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. В основе формирования коммуникативных ценностей, лежит процесс общения, грамотная речь, правильное использование физической терминологии и символики, умение  аргументировано отстаивать свою точку зрения.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Федорова Ирина Юрьевна  

МБОУ СОШ №3, 607100, Нижегородская обл., г.Навашино, ул. Лепсе д.6

Учитель физики  

14 лет  

Сущностные характеристики опыта.

1. Тема ИПО.  Развитие  личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации активной познавательной деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. 

В настоящее время наблюдается снижение уровня мотивации обучения. Не является исключением и мотивация к изучению физики. 
Одно  из  решений проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения, развитие интереса к предмету, может быть достигнуто благодаря использованию на уроках интерактивных,
 информационно - компьютерных технологий и метапредметного подхода. Источник изменений- противоречия между необходимостью формирования у школьников социокультурных компетенций, универсальных учебных действий, метапредметных умений  и недостаточным уровнем эффективности традиционных образовательных технологий в условиях поэтапного введения новых ФГОС.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО). Внедрение интерактивных технологий в целях активизации познавательной деятельности учащихся,  расширения опыта исследовательской деятельности, обеспечения развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

4.Концепция изменений. С внедрением новых технологий меняется методика преподавания физики. Концепция изменений включает использование традиционных и современных педагогических технологий для повышения эффективности процесса обучения.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма).  Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания физики, высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности. Знание  возрастных и психологических особенностей обучающихся и современных образовательных технологий. Готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег. Наличие необходимой материально - технической базы.

6.Результат изменений. Положительная динамика уровня обученности по физике. Успешная  сдача учащимися итоговой аттестации в форме ГИА  и ЕГЭ, с последующим поступлением школьников в технические ВУЗы на бюджетные места.  Повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению предмета, активизация самостоятельной деятельности учащихся в образовательном процессе, личностные достижения учащихся в различного рода конкурсах.

7.Теоретическая база.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007
  3. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
  5. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы(1–9-е классы)     Фёдорова С. Ш. 
  6. http://www.ug.ru/downloard/2009/fp1_23pdf С. Руденко«Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»
  7. http://www.teacher-of-russia.ru     Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.АЛЕКСАНДРОВА В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта»
  8. http://www.teacher-of-russia.ru     Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.ГРОМЫКО Н.В., ПОЛОВКОВА М.В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»

                                  Описание инновационного опыта

  Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Мною накоплен богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

1. Творческие задания. Это  задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. А это помогает получить метапредметные результаты при обучении физике: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Например, в 7 классе: при изучении темы плотность вещества учащиеся определяют, самостоятельно, плотность своего тела, что в дальнейшем, при изучении темы плавание тел, поможет им дать ответ на вопрос: почему человек плавает?

2. Работа в малых группах.   Это  одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся  возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

   В своей практике, работу в группах я использую следующих ситуациях: (на протяжении всего курса физики)  при выполнении лабораторных, практических работ, экспериментальных заданий; задаю групповые творческие домашние задания (например, создать модель фонтана (7 кл.)). Это вырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, использовать справочную литературу, интернет, умения применять теоретические знания предмета на практике.

3. Обучающие игры. Проявлению себя как личности способствует учебная игра, это одна из разновидностей интерактивных технологий. Почему игра? Ведь физика – наука серьезная. Игра – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Так что игра – это дело серьезное. В данном случае, можно привести следующие проводимые мною игры: суд над трением, ядерной энергетикой, «Своя игра».

4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии). Это важный прием не только повышающий эффективность усвоение материала в целом, но и вызывающий заинтересованность учащихся. К сожалению, данный подход в своей практике я использую редко, но, тем не менее, он имеет место. Например, экскурсия в планетарий( изучение состава Вселенной), «Южные электросети»(передача электроэнергии на расстоянии).

5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (газеты, фильмы).Данный прием я широко использую во внеурочной деятельности по предмету, участвуя со школьниками в различных конкурсах ( «Энергия и среда обитания», акция «Речная лента» и др.), выпуская школьную газету «Шанс». Он хорошо помогает осуществить метапредметное обучение. 

6. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- ,мультимедиа материалами, «ученик в роли учителя», использование вопросов). Данный подход, наверное, наиболее широко распространен в моей практике, из всех интерактивных методов. На уроках я использую как интерактивную лекция, так и работу с наглядными пособиями, мультимедиа материалами (которые иногда выполнят сами учащиеся), на данный момент мною накоплена большая мультимедиатека, которая постоянно пополняется новыми материалами.

Иногда, при изучении достаточно не сложной темы, ученик выступает в роли учителя (например, по теме в 8 кл. «Примеры теплопередачи в природе и технике». 5 учащимся за раннее дается задание, я помогаю выстроить урок каждому, наследующее занятие дети пытаются войти в роль учителя, объясняя материал, при этом происходит постоянный контроль со стороны учителя; кроме того, на День дублера, традиционно, дети ведут уроки физики). При изучении нового материала, я постоянно использую вопросы, для более глубокого усвоения изучаемого. 

Кроме того, на своих уроках, для осуществления метапредметного подхода, я часто использую презентации созданные учащимися об известных ученых-физиках, о достижениях в науке. Это не только развивает творчески школьников, но и создает убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, развивает отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры, прививает уважение к творцам науки и техники, ведь школьники должны захотеть соизмерять свои поступки и мысли с поступками и мыслями ученых, «тянуться» к ним.

7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем. При изучении предмета встает необходимость обсуждения некоторых тем и выяснения отношения учащихся к данной проблеме. Например, ядерная энергетика, обсуждаем с детьми  все за и против ее использования. Дискуссионные обсуждения вызывают и экологические вопросы, например, при изучении тепловых двигателей обсуждаются пути уменьшения выбросов в атмосферу СО2, рассматриваются наиболее экологически чистые двигатели, развиваются умения устанавливать связь между изменениями физических параметров и глобальными природными процессами (разрушение "озонного экрана", усиление "парникового эффекта"), укрепляется способность анализировать современные технические ситуации, вызванные нарушением управлением техническими процессами (аварии на ТЭС, трубопроводах, заводах и др.); создаются возможности прогнозирования способов их предупреждения.

На мой взгляд, в таких условиях созданного для школьников “мира”, ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. Поэтому интерес к  физике, как к предмету, постоянно растет у наших школьников, и свидетельством этого является увеличение числа учащихся готовых сотрудничать с учителем, т.к. с каждым годом возрастает количество учеников, активно участвующих в  конкурсах,  конференциях. Обучающиеся не только учатся, создают проекты, ведут исследовательскую деятельность, но и успешно защищают свои работы на конференциях, уроках, создают мультимедийные продукты. И в этом огромная заслуга, использования мной в своей педагогической деятельности, интерактивных технологий и метапредметного обучения.

   Кроме того, о результативности использования современных образовательных технологий можно судить и по успешной сдаче экзаменов по предмету ЕГЭ и ГИА, на протяжении нескольких лет учащиеся выбирают для итоговой аттестации физику и успешно ее сдают. Что, впоследствии, им дает возможность получить бюджетные места в ряде технических вузов РФ.  А готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями - это один из личностных результатов обучения физике в основной школе .

Таким образом, интерактивный метод и метапредметное обучение повышают эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся (побуждая их к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала) и являются средством инновационного развития школы будущего.

Достижения учащихся с 2009-2012 г.г.

 Год

Конкурс\уровень

Участники ( кол-во)

2009-2010

«Хочу все знать»\район, область

4 ( 2 призера)

«Вода. Сбереги!»\область

3 (1 призер)

«Сокровища матушки Волги»\международный

2

«Мирный атом-будущее мира»\область

4 (1 победитель)

Акция «Речная лента»\область

Учащиеся 7,10 кл

Всероссийская заочная олимпиада по физике «Авангард»

Учащиеся 7-10 кл.(1 призер)

Всероссийская интернет  – олимпиада школьников по физике Санкт-Петербургского государственного университета http://barsic.spbu.ru/olymp/

5

2010-2011

Районная исследовательская конференция учащихся

4

Всероссийская заочная олимпиада по физике «Авангард»

Учащиеся 7-10 кл.

«Хочу все знать»\район, область

2( 1 призера)

Всероссийский конкурс «Атомная наука и техника»

1

Акция «Речная лента»\область

Учащиеся 7,11 кл

2011-2012

«Вода. Сбереги!»\область

3

Всероссийский конкурс рисунков о космосе «Космос глазами молодежи»

3 (2 финалиста)

«Энергия детства»

2

«Энергия и среда обитаний»\областной этап, всероссийский этап

1

Акция «Речная лента»\область

Уч-ся 7,10,11 кл

«Хочу все знать»\район, область

2(2 призера, район)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Хову-Аксынская СОШ" Очур-оол С.С.

Обобщение и систематизация педагогического опыта. Материал по  технологии проектного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания

Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Смирновой Светланы Георгиевны

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как «активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний». Вопросы формирования познавательной активности уча...

Описание инновационного педагогического опыта учителя математики

Невозможно заставить человека творить. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов творить, способен на настоящее творчество, а моя задача заключается в ...

Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны

Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования...