Прощание с ботаникой
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Васильева Людмила Павловна

Дидактическая игра для учащихся 6-7 классов. Проводится при обобщении темы "Растения, грибы, бактерии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc54 КБ
Office presentation icon chto_gde_kogda.ppt2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

Васильева Людмила Павловна

Должность

учитель   биологии

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 53 г. Хабаровска

Название материала

 Дидактическая игра    «Что, где, когда?»

Класс (возраст)

7 класс

Учебный предмет

биология

Название учебного пособия, образовательной программы

УМК «Сферы»

Программа. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6 -9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко; Рос. акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010

Вид ресурса

Презентация и разработка урока

Техническое оснащение

Компьютер, колонки, экран, мультимедийный проектор

Цели,

Задачи материала

Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме: «Царства растения, грибы, бактерии»

Задачи:

образовательные: создать условия для обобщения знаний учащихся  о растениях, бактериях, грибах как самостоятельных царствах; выяснить значение этих организмов в природе и жизни человека через игровую деятельность;

развивающие: способствовать развитию умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ;

воспитательные: воспитывать научное и творческое мировоззрение, умение работать в группе.

Методические рекомендации

 Чтобы привить учащимся интерес к предмету биология, активизировать их познавательную деятельность, сделать процесс обучения более результативным и интересным необходимо разнообразить формы и методы ведения урока. Можно включать игровые моменты в урок, тем самым можно заинтересовать предметом даже самых пассивных ребят.

Дидактическая игра  «Что, где, когда?»  может быть использована на обобщающем уроке биологии в 7  классе по теме «Царства растения, грибы, бактерии»

Методы урока: эвристический или частично-поисковый.

Форма организации учебного процесса – урок-игра.

Форма работы учащихся на уроке – групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация в Power Point.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: Примерно за 10 дней до проведения урока ребятам предлагается разделиться на группы по 6 человек, группы формируются по желанию ребят, в каждой группе ребята выбирают капитана. Группам дается домашнее задание: выбрать какое-либо растение и подготовиться его защищать. Защищать можно в любой форме (использовать пластинки, загадки, стихи, песни, презентацию). Каждая группа готовит наглядные пособия по своему растению. Время защиты ограничено

Ход урока

Урок начинается с объявление темы и цели урока. В кабинете столы расставляются парно. Каждая группа ребят сидит за отдельным столом. На столах бирки с указанием номеров шестерок знатоков. За отдельным столом сидит арбитр – учащийся того же класса, который ведет подсчет очков.

        В роли ведущего игры выступает учитель.

        Учитель объявляет правила игры. Каждый правильный ответ оценивается по пятибалльной системе. Шестерка может заработать дополнительные очки, участвуя в дополнении ответов или исправлении ошибок.

        Игра начинается с разминки. Ребятам предлагается отгадать загадки.

I. Разминка.

1. Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

    Захочешь, поставь меня в вазу.

    Но с буквою «к» в огород я пойду

    Капусте достанется сразу.

                                                (Роза – коза)

2. Чтоб отгадать – имей терпенье

             с «л» – часть лица,

             а с «б» – растение.                       (Лоб – боб)

3. Под соснами в лесу встречаются молодые елочки, а под елями молодые сосенки не встречаются. Почему?

4. Дышит, растет, а не ходит?                                                  (Растение)

5. В шубе летом, а зимой раздетый?                                                  (Лес)

6. Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички.    

                                                (Ромашка)

II. Конкурс знатоков биологии.

        На доске большая ромашка из бумаги. На каждом лепестке задания команде.

        Представители команды по очереди отрывают лепесток. На обсуждение вопроса 1 минута.

Задания командам.

1. Старинное поверье утверждало, что папоротник цветет в глухую июньскую ночь накануне религиозного праздника Ивана Купалы. Говорили, что бутон у него маленький, красный как раскаленный уголек, а распустившийся цветок яркий, словно пламя. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – может указать клады, скрытые в земле. Объясните, почему никому никогда не удалось найти цветок. Дайте полную характеристику этим растениям.

2. Задача-загадка.

1. Если это растение принадлежит к классу однодольных, то какими  признаками оно обладает?

2. Если данное растение принадлежит к семейству злаков, то какие признаки его характеризуют?

3. Как же оно называется, если оно однодольное, имеет соцветие метелку и султан.  Как это растение используется?

3. Отгадайте загадку: «Бел балахон, а шапка красная». Расскажите все, что знаете об этой группе        организмов.

4. «Живыми преградами» называют моряки заросли этих растений в воде, образующих своеобразные подводные леса и луга. Такие заросли могут задержать катер, замедлить движение более крупного судна, помешать посадке гидросамолета.

О каких растениях идет речь? Дайте полную характеристику.

5. В одной из легенд говорится о том, что в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок похожих на манную крупу. Изможденные люди стали есть эти крупинки и, насытившись, обрели силы, позволившие им закончить трудный переход. Во время засухи эти растения высыхают так, что рассыпаются, но когда пойдет дождь – они оживают. Расскажите все, что вы знаете об этих организмах.

6. Задача-загадка.

1. Если это растение принадлежит к классу двудольных, то какими  признаками оно обладает?

2. Если данное растение принадлежит к семейству бобовых, то какие          признаки его характеризуют?

3. Как же это растение называется, если оно двудольное, мотыльковое, листья сложные, тройчатые, соцветие головка.

 Как это растение используется?

                     По данным заданиям отвечает любой член команды, кроме капитана. Ребята участвуют в дополнении ответов, исправлении ошибок.

III. Проверка домашнего задания.

В этом конкурсе каждая группа защищает выбранное ими растение или другой живой организм из изученных царств.

                                        (форма защиты произвольная)

IV. Конкурс капитанов  (5 баллов)

Каждый капитан команды получает задание и отвечает на него. Если капитан не справляется, помогает команда.

        

Примерные задания для конкурса капитанов.

1. Ты – пекарь! Хочешь испечь пористый, вкусный, мягкий хлеб. Что для этого необходимо?

2. Ты – растениевод! Выращивая помидоры на поле заметил, что некоторые растения стали плохо расти, развиваться. Исследование почвы показало, что в ней не хватает азота. Как выйти из положения? Можно ли это поле использовать для выращивания других культур, если не вносить минеральные удобрения?

3. Ты – инструктор по туризму!         Твоя группа туристов отправляется на экскурсию в лес. Какой инструктаж ты бы провел с туристами? О чем бы ты им напомнил?

4. Ты – лесник!         При обходе леса заметил, что многие деревья начали засыхать. В чем причина? Чтобы ты предпринял, чтобы спасти лес?

5. Ты – агроном!         Проходя по полю пшеницы, ты заметил, что некоторые колосья почернели и как бы обуглились. При дуновении ветра с них летит какая-то пыль. Что это? Какие меры защиты растений ты бы предложил?

6. Ты – врач!         При обследовании учащихся одной из школ у многих учащихся реакция Манту оказалась положительной, образовалось большое красное пятно на руке. О чем это говорит? Какие лекарства будут эффективны при лечении этой болезни? Из чего их получают?

        В конце урока подводятся итоги. Победившей команде предоставляется возможность поставить оценки всем членам команды.

        Наиболее активным ребятам вручаются призы.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник «Прощание с ботаникой». ( Биология 7 класс).

Jбобщить и закрепить полученные знания по биологии о строении растений, об основных группах растений и их особенностях, о значении растений в природе и для человека....

урок-праздник "Прощание с ботаникой"

Урок-праздник по теме: "Весна в жизни растений" (прощание с ботаникой)Интегрированный урок- праздник “Прощание с ботаникой”Задачи урока:Продолжать изучение сезонных изменений в растительном мире...

Праздник. "Прощание с ботаникой"

Праздничный урок завершающий курс  биологии "Растения"....

Прощание с ботаникой

Игра-викторина для учащихся 6 классов по материалам биологии и экологии растений...

Прощание с ботаникой

Презентация к мероприятию, посвящённому Дню экологических знаний...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...