Методическая разработка урока в 5 классе: "Свойства воздуха"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Материал представлен с примененим системно-деятельностного метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urok_svoysva_vozdukha.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Кантемировская СОШ №2

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе

«Свойства воздуха»

                                                                   Выполнила:

                                                                               Учитель биологии

                                                                                 Бутурлакина Н. Н.

Тема урока: Свойства воздуха

 Цель:- сформировать знания  о свойствах воздуха как природного тела 

Задачи :- познакомить со свойствами воздуха и использованием их человеком

             - формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, проводить опыты

                 и делать выводы

              - воспитывать убеждения  в необходимости  изучения свойств природных тел

Тип урока:- комбинированный

Вид:-  урок-исследование

Оборудование : интерактивная доска, колба, резиновый мяч, 2 шарика, чашка с водой, теннисный мячик, игровое поле «Крестики-нолики»

 Ход урока 

1.  Орг. момент Проверка готовности класса к уроку

Отгадав загадку, вы вспомните название главы, которую мы изучаем:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Вы составляли на прошлом уроке вопросы по данной теме и бросали их в волшебный ящик. Сейчас по очереди вытаскиваем и отвечаем на вопросы

Вопросы из волшебного ящика. Фронтальный опрос

  

Как вы каждый можете выполнить ст. Конституции РФ об охране окружающей среды?

В частности охрана воздуха

 - меньше расходовать кислород ( не сжигать без необходимости) и больше сажать и охранять растения как источники кислорода и потребители углекислого газа)

Молодцы

3. Сообщение т/у, постановка цели и задач 

Мы вспомнили строение воздуха как природного тела.

А какими свойствами обладает это тело?

 Тема: Свойства воздуха (запись в тетрадь) слайд 1

Попробуйте каждый из вас сформулировать для себя цель урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами воздуха и использованием их человеком

4.Актуализация знаний Прежде чем приступить к изучению темы урока, вспомните что такое «упругость»? Приведите примеры упругих тел.

(Упругость –это свойство тел изменять форму и объем под действием других тел и восстанавливать их после прекращения действия)

5.Введение новых знаний

- Фронтальная беседа 

Познакомимся  с незнакомцем- воздухом. Удивились?

 Хотите я докажу, что он действительно для вас незнаком?

Попробуйте рассказать – какой он? ( колба с воздухом)

Не получается? Вот так о знакомом с детства телом мы без знаний не можем ничего сказать.

Начинаем приобретать знания

Демонстрация опытов

Опыт 1.Через колбу с воздухом смотрим на меня .Вы меня видите ?..и я вас. А почему?

 

Вывод: воздух прозрачен( запись в тетрадь) слайд 2

 Имеет ли это свойство значение для живых организмов?

              -проходит солнечный  свет для фотосинтеза,

               -животные могут на расстоянии видеть и врагов, и пищу

Опыт 2. Через колбу с воздухом смотрим на меня. Изменился ли цвет моей одежды? Волос?Почему?

 Почему небо ( атмосферу ) рисуют голубым?

Вывод: воздух безцветен ( запись в тетрадь)  слайд 2

Имеет ли это свойство значение для живых организмов

- большой слой воздуха

( толщина атмосферы- 1000км) дает голубой оттенок

-большинство животных видят только черно- белое изображение

Опыт 3. Давайте все дружно понюхаем воздух

Вывод: воздух не имеет запаха( запись в тетрадь)  слайд 3

Имеет ли это свойство значение для живых организмов

- животные могут по запаху определять своих врагов, находить пищу- воздух не имеет запаха и им не мешает.

А дальше мы будем работать в группах. Каждый из вас выступит в роли ученного, выясняющего свойства воздуха. Каждая группа получит карточку и постарается выяснить какое-то одно свойство воздуха.

Групповая работа

Задания группам

Группа 1

Поиграем в резиновый мяч. Почему мячик отскакивает от пола?

Какое это свойство?

Вывод: воздух сжимаем и упруг( запись в тетрадь)

Посмотрите на два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как первый? Что для этого нужно сделать (добавить воздуха)

Что происходит с шариком когда мы добавляем воздух? 

- Как человек использует это свойство

- У кого из вас есть велосипед?- Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?

Работа с учебником - тормоза автомашин, духовое ружье, спортивные мяч

Задание второй группе

Опыт.    Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Запись 2: воздух легче воды.

- Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг?

- У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?

Задание группе 3

Опыт  Погрузите перевернутый стакан в воду и наблюдайте за уровнем воды в нем.

(см. рис. 39 стр. 69_

   

Вывод: воздух занимает  пространство ( запись в тетрадь) 

Как человек использует это свойство?    

- водолазный колокол, кессоны

 У какого животного человек « подсмотрел» такое приспособление? (паук серебрянка)

Сообщение учащегося (домашнее опережающее задание)

Задание группе 4

Опыт  Посмотрим …на оконные рамы. Это великое, поверьте мне, изобретение Они пропускают свет в помещение, но не пропускают тепло и холод. Почему?

- Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?

- Воздух - плохой проводник тепла

- между рамами – воздух

    

Вывод: воздух имеет слабую теплопроводность ( запись в тетрадь) слайд 2

- Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают?

- На самом деле, что же греет землю, снег ли?

- Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.

- Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему?

- А что происходит с мехом животных к зиме?

- Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.

- А как свойство теплопроводности использует человек? (Меховые шубы, шерстяная одежда, валенки).

И еще одно свойство воздуха

Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?

Запись 4: горячий воздух поднимается вверх.

- Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?

-- Что происходит с нагревшимся воздухом? (Поднимается).                                                    - Что занимает освободившееся место? (Холодный воздух).

Вывод: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.( запись в тетрадь) слайд 2

- форточки наверху, а трубы отопления внизу и т. д.

Итак,  воздух обладает следующими свойствами

  1. Воздух прозрачен
  2. Воздух бесцветен
  3. Воздух не имеет запаха
  4. Воздух сжимаем и упруг
  5. Воздух занимает  пространство
  6. Воздух имеет слабую теплопроводность
  7. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз
  8. Воздух легче воды

Закрепление

Игра «крестики-нолики»

Класс разбивается на 2 команды. Каждая команда  выбирает № вопроса из игрового поля.

Я называю предмет, который использует человек, а вы  отгадайте какое свойство, используется в устройстве этих предметов.

1. Двойные оконные рамы (слабая теплопроводность)

2. Спасательный жилет (воздух легче воды)

3. Воздушные тормоза (сжимаем и упруг)

4. Водолазный колокол (воздух занимает пространство)

5. Шины велосипедные (сжимаем и упруг)

6. Форточки наверху, а батареи отопления внизу (теплый воздух поднимается вверх)

7. Шуба (слабая теплопроводность)

8. Резиновая лодка ( воздух легче воды)

9. Духовое ружье ( сжимаем и упруг)

 Что же вы узнали о знакомом незнакомце- воздухе? Достигли своих целей?

Домашнее задание

П 17 работа в тетради на печатной основе  № 60-61.Составить кроссворд Воздух .

Обсудить результаты работы и объявить отметки

1)   Почему зимующие растения и животные не замерзают под снегом?

2)   Какое свойство использует человек при накачивании шин велосипеда?

3)  Почему в ружьях для подводной охоты используется именно сжатый воздух, а не порох?

4) Что происходит с нагревшимся воздухом?

5) Какое свойство использует человек в водолазном колоколе?

6) Как называется воздушная оболочка Земли?

7) Какое свойство использует человек в спасательном жилете?

8) Ученый, открывший кислород

Вопросы из волшебного ящика.

  1. Как называется воздушная оболочка Земли (атмосфера)
  2. Какие газы входят в состав воздуха (кислород, азот углекислый газ)
  3. Кто первый открыл кислород (Джозеф Пристли)
  4. Докажите, что в воздухе есть кислород (зажечь лучину)
  5. Что такое смог (смесь дыма, тумана и пыли) В чем его вред.
  6. Почему кислород не убывает из атмосферы, несмотря на огромное его потребление
  7. Какое вещество воздух простое или сложное
  8. Какого газа больше всего в атмосфере
  9. Значение кислорода
  10. Значение азота
  11. Значение углекислого газа (задерживает Теплове излучение , согревает Землю НО от избытка может повысится температура)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

Методическая разработка урока по физике "Свойства ионизирующих излучений"

Урок в котором в качестве учебного элемента  рассмотрен вопрос о питании на радиоактивно-зараженных территориях и о радиопротекторных свойствах пищи....