ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ
методическая разработка по биологии по теме

Дементьева Елена Владимировна

Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования сил природы в интересах человечества.

Человек является неотъемлемым элементом природы, без неё он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе имеет глубокий  смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Многое зависит от субъективного человеческого фактора, от идейно – нравственной убеждённости и готовности людей конкретно и правильно решать экологические проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskogo_myshleniya.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Я обнял глобус – шар земной. 
И я один над сушей и водой. 
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».

                           Е.Шкловский

Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования сил природы в интересах человечества.

Человек является неотъемлемым элементом природы, без неё он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе имеет глубокий  смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Многое зависит от субъективного человеческого фактора, от идейно – нравственной убеждённости и готовности людей конкретно и правильно решать экологические проблемы.

Формировать такую убеждённость и готовность реализовать её  в жизни необходимо уже с юных лет, на школьной парте и даже раньше – в игровых комнатах и живых уголках. Ведь доброе отношение к природе начинается с общения детей с растительным и животным миром.  Появление первых листьев на деревьях, их развитие весной и яркие краски осени, причудливые облака, грозовые тучи, молнии, обильный дождь и весёлые ручейки, и узоры на окнах, появление льда на лужах – всё это должны ощутить дети как прекрасное в природе, пережив чувства удивления и радости.         

Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры.

В специальной (коррекционной) школе одним из главных предметов в этом вопросе является биология. Преподавание курса биологии в коррекционной школе VII-го вида направлено на коррекцию недостатков развития учеников. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Формирование ответственного отношения к природе, воспитание любви к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными экологическими знаниями, но умение и желание активно улучшать, облагораживать природную среду.

Взаимодействие школьников с природой можно организовать как в естественных, так и в «искусственных» условиях. К формам организации такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относят субботники, экскурсии, походы, в «искусственных» условиях – «живые» экспозиции и уголки, искусственно созданные ландшафты, оранжереи, а так же общение с домашними животными.

В настоящее время необходимо усилить  практическую направленность  экологического воспитания школьников, привлекая их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Собственный труд по уходу за растениями и животными повышает действенность экологического воспитания детей, способствует превращению знаний в экологические убеждения.

Возникает вопрос, как в коррекционной школе можно связать биологию и экологию в одном предмете? За счет проведения через весь курс биологии экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

- ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Эффективность экологического образования возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, таких как:

1) Экологическое воспитание в курсе биологии 6 - 9 классов.

Основными задачами экологического воспитания являются:

- Систематизировать и расширить знания учащихся о природе, о взаимодействии общества и природы, полученные на уроках биологии.

- Сообщить элементарные сведения о современных проблемах экологии.

- Формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе, чувство единства с ней, внушать чувство ответственности за ее судьбу.

- Развивать мышление и речь на основе правильного восприятия предметов и явлений окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи.

- Способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

2) Внеклассная работа по экологическому воспитанию.

Цели и задачи внеклассной работы:

- Повысить интерес к предмету.

- Через игровую деятельность, творческие задания, пение, рассказывание стихов - учить преодолевать проблемы в общении, поведении.

- Развивать и расширять психофизические возможности детей, включение в разнообразную творческую деятельность.

- Осуществлять нравственное воспитание учащихся (воспитание чувств гуманизма, патриотизма, чувства любви к Родине, бережное отношение к природе).

- Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе. 

- Осуществлять экологическое воспитание "показать учащимся, что в природе нет ни одного явления, которое бы не было связано с другим и изменение какого-нибудь одного фактора или явления ведет к нарушению равновесия в природе.

- Осуществлять эстетическое воспитание - знакомство с различными животными и растениями, показ фильмов, слайдов о природе - способствующих развитию чувства прекрасного.

- Способствовать развитию внимания, памяти, речи и воображению детей, способствовать развитию интеллектуальных способностей, коррекции познавательной деятельности детей. 

Формы внеклассной работы разнообразны: экологические беседы, выпуск стенгазет, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.

Очевидно, что экологическое образование ребенка должно проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время.

Педагогическими условиями, позволяющими оптимизировать процесс формирования экологической культуры в специальных (коррекционных) школах, являются: организация непосредственного контакта учащихся с объектами окружающего мира; обеспечение непрерывности процесса формирования экологической культуры на протяжении всего периода обучения в школе, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности; разнообразие словесных, наглядных и практических методов экологической направленности; осуществление межпредметного подхода в процессе обучения; учет психофизиологических, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество школы и семьи; высокая квалификация педагогов и др.

Чтобы понять экологию и осмысленно работать в области экологического просвещения, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных американским ученым Барри Коммонером:

– все связано со всем;

– все куда-нибудь девается;

– все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);

– природа знает лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в...

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"

Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Трудности в усвоении учебного материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида нередко приводят к снижению их интереса к учению. Для повышения познавательного интереса учащихся к заняти...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Физминутки, мероприятия, направленные на сохранение здоровья учащихся....

Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...

Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...