Проект урока биологии для учащихся 8 класса на тему "Опора и движение. Кости скелета"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Мамонова Татьяна Владиславовна

Урок на тему "Опора и движение. Кости скелета" является уроком изучения нового материала, подразумевает работу учащихся в группах под руководством учителя. В проект урока входит конспект-матрица урока для учащихся с заданиями, презентация, содержащая основные изучаемые на уроке вопросы. Также разработана ещё одна презентация, где содержится подробная информация об этом уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок на тему «Опора и движение.

Кости скелета».

Цель урока: рассмотреть виды костей, их строение, способы соединения и функции.

Задачи:

  1. Рассмотреть значение опорно-двигательного аппарата для человека.
  2. Выяснить химический состав костей.
  3. Рассмотреть виды костей и их функции.
  4. Изучить способы соединения костей и строение сустава.
  5. Рассмотреть строение на примере трубчатых костей.
  6. Систематизировать и обобщить полученные знания. Оценить результаты своей деятельности на уроке.

  1. Систематизируйте ранее полученные знания:

  • Из каких систем состоит опорно-двигательный аппарат?

  • Что такое ткань? Как называется тип ткани, к которому относятся кости и хрящи?

  • Чем образована костная ткань?

  • Каково значение опорно-двигательного аппарата для человека?

  1. Задание для группы № 1

Рассмотрите химический состав костей и заполните таблицу 

Тип веществ

Содержание веществ в костях (в %)

Значение веществ

  • Почему у детей кости эластичные и гибкие, а у пожилых людей достаточно хрупкие?

Подготовьте развёрнутый ответ для других учащихся на поставленные вопросы

  1. Задание для группы № 2

Изучите виды костей и допишите таблицу

Вид костей

Примеры костей

Особенности костей

трубка с полостью внутри, имеют эпифизы, участвуют в движении

тазовые, грудина, рёбра, кости черепа, лопатка

Смешанные

Подготовьте развёрнутый ответ для других учащихся на поставленные вопросы

  1. Задание для группы № 3

Какие способы соединения костей существуют, приведите примеры таких соединений в скелете человека? В чём их особенности? Допишите предложенную схему и сформулируйте ответы на вопросы.

Способы соединения костей

  1. Непрерывное соединение:

  •  

  1. Прерывное соединение:

Чем непрерывное соединение костей отличается от прерывного?

Что обеспечивает подвижность позвонков в позвоночнике?

Подготовьте развёрнутый ответ для других учащихся на поставленные вопросы

! Элемент домашнего задания

  • Вам предлагается самостоятельно рассмотреть строение сустава в скелете человека и ответить на следующие вопросы:

  1. Какие компоненты входят в сустав?

  1. В чём заключаются функции хряща и суставной жидкости?

  1. Что такое связки и сухожилия? Чем они отличаются друг от друга? Какие функции выполняют?

 

  1. Задание для группы № 4

Рассмотрите на рисунке строение трубчатой кости и сформулируйте ответы на вопросы

  • Что такое надкостница? В чём её значение?

  • Что называют эпифизами?

  • Чем компактное (плотное) вещество отличается от губчатого?

   

  • В каких костях компактного вещества больше и почему?

  • Какова функция красного костного мозга?

  • За счёт чего кости растут в длину и ширину?

Информация: красный костный мозг находится в полостях трубчатых костей и эпифизах, а также в губчатом веществе плоских костей и позвонков. Его масса у взрослого человека составляет в среднем 2,5 кг. У детей до трех лет все кости заполнены красным костным мозгом. Начиная с 4 лет, красный мозг постепенно перерождается в желтый (жировой) костный мозг. Полностью желтый мозг вытесняет красный в теле трубчатых костей и частично на 50% в плоских и губчатых костях к 25 годам.

Подготовьте развёрнутый ответ для других учащихся на поставленные вопросы

  1. Уважаемые учащиеся, на заключительном этапе урока вам предлагается систематизировать и проверить полученные знания. Для этого выполните следующее задание:

  • Согласны ли вы с утверждениями?

(ответ можно оформить в виде отрезка)

  1. Сустав – это полуподвижное соединение костей.
  2. Компактного вещества гораздо больше в трубчатых костях.
  3. Кости и хрящи образованы в основном соединительной тканью.
  4. К широким и плоским костям относят позвонки и кости черепа.
  5. У человека в молодом возрасте содержится больше неорганических веществ, чем органических.
  6. Шов – это неподвижное соединение костей.
  7. Красный костный мозг содержит много жировых клеток.
  8. Кровеносные сосуды обеспечивают питание костей.
  9. В длину кости растут за счёт надкостницы.
  10. Эпифизы – это концевые утолщения длинных трубчатых костей.

Домашнее задание: стр. 92-97, доработайте, пожалуйста, конспект.

ВЫ – МОЛОДЦЫ!!!

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока биологии в 6 классе " Путешествие по стране систематики"

Моя главная задача на уроке раскрыть особенности семейств класса Двудольные растения. Выделить характерные признаки каждого семейства, определить места их произрастания, показать значение в природе и ...

Урок биологии в 8 классе «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей».

2 урок в разделе «Опора и движение»соответствует  программе по биологии для 8 класса согласно федеральному компоненту государственного стандарта МО РФ, Москва – Дрофа – 2009г.Реализация программы...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Проект урока биологии в 7 классе с использованием современных образовательных технологий по теме "Класс Головоногие моллюски"

Урок разработан для проведения по ФГОС. Основная цель урока - это познакомить с общей характеористикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения со средой обитания, многообразием. Основно...

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Дыхательные движения и их регуляция"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Дыхательные движения и их регуляция". На уроке рассматриваются механизмы процессов вдоха и выдоха; выяснение условий, при которых  происход...

Конспект урока биологии в 8 классе Первая помощь при переломах костей скелета

Урок разработан с использованием нетрадиционных уроков для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы(базовый уровеень)...