Урок по общей биологии "Антропогенный фактор - комплексное воздействие человека на окружающую среду", для учащихся 10 класса
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

Осипова Елена Владимировна

Урок - диалоговое обучение включает выступление учащихся с заранее заготовленным материалом. Учащиеся работают в группах. Предоставляют материал по итогам самостоятельной работы. Предоставляют свои презентации по темам. Затем эттот материал обсуждается, подводятся итоги урока и решаются прогнозные задачи. Особое внимание уделяется окружающей среде Северо- Западного региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по общей биологии в 10 классе.

Тема: «Антропогенный фактор – комплексное воздействие человека на окружающую среду».

Задачи урока:

  • Изучение компонентов комплексного воздействия человека на окружающую среду в рамках семинара;
  • отработка навыков самостоятельной работы со специальной литературой;
  • развитие диалоговой культуры учащихся;
  • воспитание ответственного отношения к природопользованию.

Технология урока: диалоговое обучение.

Оборудование: мультимедийная установка, презентации.

Этапы урока:

  1. Выступление учащихся по итогам самостоятельной работы по темам:
  • Загрязнение атмосферы;
  • Загрязнение пресных вод  и вод Мирового океана;
  • Загрязнение почв;
  • Нормативные основы природопользования.
  1. Решение прогнозных, дискуссионных задач по теме урока.
  2. Задания группам учащихся.

Задание группе № 1. Загрязнение атмосферы. План ответа (выступление учащихся в группах рассчитано на 5 минут!)

  1. Значение атмосферы и озонового слоя Земли.
  2. Проанализируйте причины (источники)  загрязнения и последствия для человека, природы. Свой ответ проанализируйте таблицей, составленной по материалам учебника и дополнительной литературы.

Источники загрязнения

Изменение состава воздуха, примеси

Последствия

Входит ли СПб в число городов с повышенным значением ПДК и, если да, то по каким веществам?

  1. Что такое смог? Парниковый эффект?
  2. Пути решения проблемы.

Задание группе № 2. Экологический мониторинг. План ответа.

  1. Что такое экологический мониторинг, какие методы используются?
  2. Состояние воздушной среды СПб.    

Задание группе № 3. Загрязнение почв. План ответа.

  1. Значение почвы.
  2. Основные факторы формирования почв и источники ее пополнения. Скорость формирования плодородного слоя.
  3. Влияние человека на почвы (вырубка леса, избыточное орошение, виды эрозии).

Изменение рельефа в результате добычи полезных ископаемых. Скорость разрушения почвенного покрова.

  1. Привести примеры (не более 3) болезней, связанных с нарушением пороговых концентраций химических веществ в почвах.
  2. Пути решения проблем загрязнения почв.

        Задание группе № 4. Загрязнение пресных вод и Мирового океана. План ответа.

  1. Значение водных ресурсов. Масштабы потребления воды.
  2. Причины загрязнения вод.
  3. Просмотр видеоролика о водах Северо-Западного бассейна.
  4. Проанализируйте нарушение баланса в гидросфере.
  5. Пути решения проблемы.

       Задание группе № 5. Прямое воздействие человека на живую природу. План ответа.

  1. Значение флоры и фауны для жизни на Земле.
  2. Причины сокращения и вымирания видов. Скорость происходящего процесса.
  3. Чем грозит утрата многообразия видов?
  4. Продемонстрируйте растения и животных, подвергающихся сокращению по различным причинам.
  5. Пути решения проблемы.

     Задание группе № 6. Нормативно – правовые основы охраны окружающей среды. План ответа.

  1. Конституция РФ об охране природы, законы, подзаконные акты.
  2. Что входит в систему правовой охраны природы в стране?
  3. Что является конкретными объектами охраны?
  4. Что такое кадастровая система?
  5. Пути контроля: ограничения, ПДК, рациональное использование, саннадзор, предельно – допустимая экологическая нагрузка.

  Подведение итогов урока.  Рефлексия (5 минут). Домашнее задание (3 минуты).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антропогенный фактор – комплексное воздействие человека на окружающую среду.

Слайд 2

Пути воздействия человека на природу

Слайд 3

Загрязнение атмосферы группа № 1

Слайд 4

Загрязнение почв группа № 3

Слайд 5

Загрязнение пресных вод и Мирового океана группа № 4

Слайд 6

Прямое воздействие человека на живую природу группа № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс, 9 класс "Здоровье человека и окружающая среда"

Программа элективного курса для 9 класса "Здоровье человека и окружающая среда". Данная программа рассчитана на 34 часа, включает теоретический и практический материал. Отдельные темы могут быть испол...

Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....

Деятельность человека в окружающей среде - методическая разработка урока биологии УМК Сонин

    Данный урок является завершающим этапом изучения темы.  Урок четко структурирован, выдержан хороший темп урока.       Стремление старших школьни...

Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» 9 класс

Рабочая программа направлена на реализацию внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, на обучение школьников бережному отношению и к своему здоровью, начиная с раннего дет...

Конспект к теме Человек и окружающая среда география 10 класс

Конспект к теме Человек и окружающая среда география 10 класс...