Рабочая программа элективного курса «Физиология растений» 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса  «Физиология растений» предназначена для учащихся 11 классов средних школ, гимназий и лице­ев естественнонаучного и медико-биологического на­правления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл элективный курс32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного»  Георгиевского района Ставропольского края

 

         

Рабочая программа элективного курса  «Физиология растений»    предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений

 

Автор работы:   Писаренко Надежда Ивановна, учитель биологии  МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного

 

        2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса  «Физиология растений» предназначена для учащихся 11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления. За основу рабочей программы взята программа элективного курса  «Клетки и ткани» автор  Т. А. Снисаренко   (Программа элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение/ авт.- сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2005.-125.с.) Общее количество часов- 35, 1 час в неделю.

Программа включает разделы о механизмах главных физиологических функций — энергообмене, ассимиляции веществ, росте, развитии и размножении, предполагая рассмотрение их молекулярных и физико-химических основ, а также общих принципов организации и механизмов действия регуляторных систем в клетке и в растении в целом. Значительное место отводится процессам фотосинтеза и дыхания, составляющим основу энергетического и пластического обмена растений. Большое внимание уделяется экологическим проблемам-физиологии и проблемам растениеводства.

 Цель курса:

Формирование у учащихся научного представления о природе физиологических процессов зеленого растения, о механизмах их регуляции, об основных закономерностях взаимодействий организма с внешней средой, а также об эволюции функций и роли растений в биосфере.

Задачи курса:

  • Углубить и расширить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме.
  • Познакомить учащихся с механизмами регуляции физиологических процессов.
  • Показать значение знаний о физиологии растений в растениеводстве.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • основные законы и механизмы в физиологии растений;
  • современные представления, гипотезы о целостности растительного организма и взаимосвязи с окружающей средой;
  • особенности физиологических механизмов у растений различных экологических групп.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в основных направлениях физиологии растений;
  • использовать полученные знания и методики изучения растительного организма.

Рекомендуемая литература

  1. Гэлетон А., Дэвис П., Сэттер Р. Жизнь зелёного растения. М.: Мир, 1983.
  2. Полевой В. В. Физиология растений. М.: Высшая школа, 1989.
  3. Якушкина Н. А. Физиология растений М.: Просвещение, 1993.

Календарно-тематическое планирование курса «Физиология растений»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Введение (1ч)

08.09.14

1.Физиология растений — наука об организации и координации функциональных систем зеленого растения. Сочетание различных уровней исследования (субклеточный, организменный, биоценотический) как необходимое условие прогресса физиологии растений. Физиологические основы продуктивности растений. Главные проблемы современной физиологии растений.

Физиология растительной клетки (5 ч)

15.09.14

1. Клетка как организм и как элементарная структура многоклеточного организма. Специфические особенности растительной клетки и ее структурная организация.

Ядро, его организация и функционирование. Генетический аппарат растительной клетки. Пластиды и митохондрии. Гипотезы происхождения клеточных органелл.

22.09.14

2.Плазмолема. Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, микротела (пероксисомы, глиоксисомы, лизо- сомы и др.), вакуоли, их строение и основные функции.

Строение клеточной стенки, ее химический состав и основные функции.

Физико-химические свойства протоплазмы и их изменения в жизненном цикле клетки. Регуляторные системы клетки.

29.09.14

3.Лабораторная работа

№ 1. Явление плазмолиза и деплазмолиза.

06.10.14

4.Лабораторная работа

№ 2. Влияние ионов калия и кальция на проницаемость цитоплазмы.

13.10.14

5.Лабораторная работа

№ 3. Определение осмотического давления клеточного сока (по Де Фризу).

Основные понятия биоэнергетики (3 ч) 

20.10.14

1.Источники энергии в биологических системах. Авто- трофность и гетеротрофность. Общий энергетический план клетки. Понятие макроэргической связи. Значение макро- эргических соединений в метаболизме живого организма

27.10.14

2.Единство элементарных энергетических процессов в живой природе. Изменения донорно-акцепторных систем в ходе эволюции. Мембраны как структурная основа биоэнергетических процессов.

Водный режим растений. Поступление воды в растительную клетку.

10.11.14

3.Диффузия, понятие химического потенциала. Осмос. Осмотическое давление. Растительная клетка как осмотическая система.

Поступление солей в растительную клетку. Способность к избирательному накоплению солей клеткой. Влияние условий на поступление солей.

Водный режим растений (5 ч)

17.11.14

1.Структура и свойства воды. Значение воды в жизни растений. Водный баланс растения.

Испарение воды растением — транспирация. Понятие о транспирации, ее значение. Количество воды, расходуемой растением в процессе транспирации. Строение листа как органа транспирации. Устьица. Строение устьиц у однодольных и двудольных растений. Влияние на транспи- рацию внешних условий: влажности воздуха, температуры, света, влажности почвы, ветра. Суточный ход процесса транспирации.

24.11.14

2.Поступление и передвижение воды в растении. Корневая система как орган поступления воды, возникший в процессе эволюционного развития растений. Морфологические и анатомические особенности корневой системы. Способность наземных органов растения к поглощению воды. Верхний и нижний концевые двигатели водного тока. Гуттация и «плач» растений. Корневое давление, величина корневого давления. Гипотезы, объясняющие механизм корневого давления.

Передвижение воды по растению. Путь воды в растительном организме.

01.12.12

3.Водный режим различных экологических групп растений: гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. Физиологическая неоднородность ксерофитов. Растения, экономно расходующие воду. Приспособления растений к добыванию воды. Значение полива по физиологическим признакам.

08.12.12

4.Лабораторные работы

№ 4. Зависимость набухания семян от характера запасных веществ.

№ 5. Влияние концентрации раствора на прорастание семян.

№ 6. Влияние внешних условий на прорастание семян.

15.12.12

5.Лабораторные работы

№ 7. Определение интенсивности транспирации по уменьшению массы срезанных листьев.

№ 8. Наблюдение за устьичными движениями под микроскопом.

Углеродное питание растений. Фотосинтез (5 ч)

22.12.12

1.Развитие учения о фотосинтезе. История открытия и изучения фотосинтеза. Значение работ К. А. Тимирязева. Космическая роль фотосинтеза, масштабы этого процесса. Строение листа как органа фотосинтеза.

29.12.12

2.Хлоропласты и их роль в процессе фотосинтеза. Химический состав хлоропластов. Гипотезы о происхождении хлоропластов в процессе эволюции.

Пигменты листа. Пигменты как вещества, обеспечивающие восприятие света. Методы разделения пигментов; работы М. С. Цвета.

Хлорофиллы, их химическая структура, распространение в растительном мире. Физические свойства хлорофилла.

12.01.15

3.Энергетика фотосинтеза. Характеристика различных участков солнечного спектра. Значение в процессе фотосинтеза различных участков солнечного спектра. Работы К. А. Тимирязева и других исследователей. Квантовый расход процесса фотосинтеза. Фотофизический этап фотосинтеза.

Химизм процесса фотосинтеза. Фотосинтез как сочетание световых и темновых реакций. Фотохимический этап фотосинтеза. Работы Д. Арона. Первая и вторая фотосистемы.

Продукты фотосинтеза. Разнообразие продуктов фотосинтеза. Влияние условий на процесс фотосинтеза. Методы изучения фотосинтеза. Единицы измерения фотосинтеза. Светолюбивые и теневыносливые растения. Фотосинтез и урожай. Пути повышения интенсивности и продуктивности фотосинтеза.

19.01.15

4.Лабораторные работы

№ 9. Разделение пигментов методом бумажной хроматографии.

№ 10. Оптические свойства хлорофилла.

№ 11. Обнаружение фотосинтеза методом крахмальных проб.

26.01.15

5.Лабораторные работы

№ 12. Влияние внешних условий на интенсивность фотосинтеза водного растения.

№ 13. Выделение запасных белков и изучение их свойств.

№ 14. Обнаружение запасных Сахаров в растительном материале.

Корневое питание растений (3 ч)

02.02.15

1.Теоретическое и практическое значение изучения корневого питания растения.

Ближний транспорт ионов в тканях корня. Восходящее передвижение веществ по растению. Взаимосвязь минерального питания с процессами роста и развития растений.

Особенности питания растений азотом, серой, фосфором, калием, кальцием, магнием.

09.02.15

2.Микроэлементы. Особенности поступления микроэлементов в растения.

Водная, песчаная и почвенная культуры, их применение в физиологии растений. Питательные смеси. Физиологические основы применения удобрений. Гидропоника.

Корневое питание как важнейший фактор управления продуктивностью и качеством урожая. Генотипические различия в минеральном питании разных видов и сортов.

16.02.15

3.Лабораторные работы

№ 15. Микрохимический анализ золы.

№ 16. Обнаружение нитратов в растениях.

№ 17. Обнаружение общей и рабочей поверхности корней.

Дыхание (Зч)

24.02.15

1.Биологическая роль дыхания. Специфика дыхания у растений. Развитие представлений о природе механизмов и о путях окислительно-восстановительных превращений в клетке. Каталитические системы дыхания.

02.03.15

2.Пути окисления органических веществ в клетке. Механизм активации дыхательных субстратов, пути их включения в процессы биологического окисления.

Регуляция дыхания. Зависимость дыхания от внешних и внутренних факторов. Взаимосвязь дыхания с другими процессами обмена.

09.03.15

3.Лабораторные работы

№ 18. Потеря сухого вещества при прорастании семян.

№ 19. Устойчивость растений к неблагоприятным внешним воздействиям.

Рост и развитие растений (4 ч)

16.03.15

1.Понятия роста и развития растений, их взаимосвязь. Примеры различий в темпах роста и развития.

Гормоны роста (фитогормоны) как основные регуляторы процесса роста и развития. Общие представления о гормонах

23.03.15

2.Рост клеток как основа многоклеточного организма. Три фазы роста клеток; физиологические и структурные особенности клеток на этой фазе.

Особенности роста  растительного организма. Образование семян и плодов. Значение гормонов в образовании плодов. Особенности прорастания семян разных типов

06.04.15

3.Движения растений. Тропизмы и настии.

13.04.15

4.Лабораторная работа

№ 20. Фототропизм, геотропизм, гидротропизм.

Физиологические основы устойчивости растений (4 ч)

20.04.15

1.Различные виды устойчивости. Условность понятия «устойчивость». Норма реакции растений на изменение условий среды. Ответные реакции растений на действие неблагоприятных факторов. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс. Биохимическая адаптация.

27.04.15

2.Физиологические и биохимические основы устойчивости высших растений к патогенным микроорганизмам и другим биотическим факторам. Приобретенный иммунитет.

04.05.15

3. Лабораторные работы

№21. Защитное действие сахара на цитоплазму при замораживании.

№ 22. Определение жаростойкости растений (по Ф. Ф. Майкову).

Заключение (2 ч)

11.05.15

Жизнь растения как единого целого.

18.05.15

Взаимосвязь и регуляция физиологических процессов в растении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Программа элективного курса «Физиология человека»

Данная программа опубликована в сборнике для учащихся предпрофильной подготовки.   Тамбов  2005г. часть 1. с.50 -64. Утверждено  методическим советом ТОИПКРО....

Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс

Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...

Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс

Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений" для 6 класса

Рабочая программа элективного курса "Экология растений" для 6 класса...