ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по биологии на тему

Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе его индивидуальный особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

(по материалам Т.И. Шамовой, Г.К. Селевко, В.В. Гузеева и др.)

 

        Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации определена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. Обучать всех школьников на высоком уровне практически невозможно, тем более что он является недостижимым для многих учеников, и как следствие, у данных детей появляется отрицательное отношение к образовательному процессу в целом.

        Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а за счет обеспечения ориентации школьников на различные требования к его усвоению.

        Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе его индивидуальный особенностей.

        Уровневая дифференциация обучения предполагает многоуровневое планирование результатов. Возникает вопрос: сколько уровней необходимо? В педагогической практике встречаются разные варианты: два, три, четыре, пять, шесть, девять уровней. Традиционно существует 3 уровня: слабые, средние, сильные ученики, что соответствует трем положительным оценкам: «3 – удовлетворительно», «4 – хорошо», «5 – отлично».

        

В структуре уровневой дифференциации по обученности также чаще всего выделяют три уровня:

  • минимальный (базовый);
  • программный (общий);
  • усложненный (продвинутый).

Между данными уровнями существует строгая преемственность, которая позволяет обеспечить непрерывную логику изложения учебного материала и создать цельную картину основных представлений.

Минимальный (базовый) уровень задает нижнюю границу качественного образования с позиции требования общества и государства. Поэтому всем ученикам важно достичь этого уровня. Выполняя задания базового уровня, ученик овладевает конкретным учебным материалом по предмету на уровне его воспроизведения, т.е. ученик воспроизводит изученные факты, понятия, способы или алгоритмы действий. Работа на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного повторения, умения выделять главное, знания приемов запоминания и др.

Программный (общий) уровень предполагает овладение учащимися способами сопоставления, сравнения, анализа, т.е. отличительным признаком данного уровня является аналитическая деятельность. Здесь имеет место перенос знаний на сходные объекты и ситуации.

Усложненный (продвинутый) уровень предполагает осознанное, творческое применение знаний, перенос знаний в незнакомые, нестандартные ситуации.

Уровень

Оценка

Тип учебной деятельности

Характер задач

минимальный (базовый)

«3»

удовлетворительно

Репродуктивный

Узнавание, припоминание, воспроизведение.

Шаблонные задачи

программный (общий)

«4»

хорошо

Реконструктивный,

Частично-поисковая, аналитическая деятельность

Сходные, вариативные задачи

усложненный (продвинутый)

«5»

отлично

Творческий

Нестандартные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

Использование технологии уровневого обучения в формировании исследовательской культуры школьников

статья содержит характеристики исследовательских навыков, приемов и методов их формирования на  разных возрастных этапах....

Теоретические основы технологии уровневого обучения.

Теоретические основы технологии уровневого обучения....

Формирование интеллектуальных качеств у обучающихся на уроках математики на базе технологии уровневого обучения (из опыта работы)

В концепции инновационного развития Чувашской Республики обращается большое внимание на развитие интеллектуального потенциала личности. Формирование интеллектуального потенциала личности начинается в ...