Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике.
учебно-методический материал на тему

Выступление на ШМО учителей начального и среднего звена

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технология уровневой дифференциации в личностно – ориентированном обучении математике.

Выступление на ШМО учителей начального и среднего звена, 2012 – 2013 учебный год.

         Как только возникает чувство недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг тебя всё стремительно меняется, а ты как будто стоишь на одном месте. Кажется, что мог бы достигнуть лучших результатов, скорее бы дошёл до поставленной цели, вызвал бы в учениках более живую реакцию, если бы урок был построен иначе. Недовольство собой, своей работой или её результатами неизменно приводит к поиску новых форм урока, методик, систем обучения.

Я - учитель математики. Учитель математики - это человек, который имеет дело с ребенком пять раз в неделю, преподает очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

Каждый ребенок - уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему - полгода, четвертый - не воспринимает его совсем.

Как научить всех? Это вечный вопрос. Ответа на него за всю свою практическую деятельность я так и не получила.

Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих    школьников. Как показывают многочисленные психолого–педагогические исследования, если уровнять многие факторы, которые влияют на уровень усвоения новых знаний, новые знания всё равно будут усвоены по-разному.

Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, учитывающих индивидуальные особенности учащихся. И одним из таких подходов является уровневая дифференциация.                            

Хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме:                                «Технологии уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике».

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого предмета. С одной стороны, математика вызывает затруднения у многих учащихся. В то же время большое их число имеют явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса очень велик,  ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников.

 Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.

В основной школе преобладает уровневая дифференциация. На старшей ступени приоритет отдаётся профильному обучению.

Меня заинтересовала именно уровневая дифференциация, выбор форм которой зависит от методов и приёмов работы учителя, особенностей класса, возраста учащихся и т. д.

Идея дифференцированного обучения нова и не нова одновременно: думающий, творчески работающий учитель всегда к разным детям подходит по-разному, умеет и любит работать с группами учащихся.

22 года я проработала в одной и той же сельской школе. Сначала это была средняя школа, с наполняемостью классов – 10 – 15 человек. В то время я использовала в работе внутриклассную дифференциацию обучения        , когда класс делила на группы по успеваемости и усвоению материала.

3 года назад наша школа стала основной, мы не имеем официального статуса малокомплектной, но сами себя такой школой считаем. Наполняемость классов – 1 – 5 человек. В связи с этим встал вопрос и о применении уровневой дифференциации в виде специальных дифференцированных заданий. Так как в одном классе из 2 учеников, один может быть «сильным», а другой «слабым».

Главная моя задача при проведении урока это: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Для решения этой задачи на своих уроках я и применяю технологию уровневой дифференциации в личностно – ориентированном обучения.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется мною на разных этапах урока: учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; уроки закрепления. Для этого я использую сборники дидактических материалов по предмету (с заданиями разной сложности), тестовые задания, готовлю карточки-задания.

Результатом применения технологии уровневой дифференциации на уроках считаю следующее: учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания более высокого уровня, но это достигается не сразу, так как некоторые учащиеся (особенно пятиклассники) ещё не совсем правильно могут оценить свои способности. Но обычно уже ближе к концу 5 класса у детей складывается правильное суждение о своих знаниях, и они выбирают вариант по своим силам, ну и, конечно же, стремятся к высшему уровню. Учащиеся стали ощущать себя более успешными и уверенными.

Применение уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно. Возможность применения уровневой дифференциации, а также ее эффективность подтверждается опытом многих учителей: публикациями в журнале «Математика в школе», «Директор школы», «Педагогика» и т.п.

Уровневая дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Мои наблюдения в ходе педагогической деятельности показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения, но возникает проблема деления класса на группы. От того, как учитель сможет решить эту проблему, будет зависеть весь дальнейший ход обучения.

Как некорректно говорить о времени, с которого надо начинать гуманное обучение, так некорректно говорить о времени начала дифференцированного обучения, являющегося неотъемлемой частью личностно – ориентированного обучения. Обучение математике должно быть дифференцированным уже с детского сада.

Ученику необходимо предоставить возможность выбора той или иной дифференциации в любом возрасте, в любом классе, более того – на каждом уроке. Негуманно заявлять ученику, что он опоздал со своим выбором, что надо было сделать это раньше. При выборе форм дифференциации предпочтение нужно отдавать интенсивным формам обучения. Дифференциацию следует осуществлять за счёт различия в подходах и методах приобретения знаний. Важно опираться на прогрессивные методы обучения, т. е. обучать школьников на наивысшем уровне их познавательных возможностей.

Тема моего самообразования интересна и актуальна. Многие учителя  интересуются проблемой уровневой дифференциации и делятся опытом своей работы с коллегами. Это позволяет поделиться как успехами, так и обсудить неудачи и найти пути решения проблем.

Нет педагогической панацеи.

Нет одного, самого главного приёма.

Радуга из одного цвета – не радуга.

Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат.

Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Терпение и постепенность!

Лучший способ загубить новшество – схватиться за всё сразу.

Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

Приёмы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется.

Если оркестр играет вразнобой, дирижёр смешон.

Когда оркестр сыгран, дирижёр кажется волшебником.

Также и в нашей работе. Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы контроля для формирования личностно ориентированных условий обучения математике

В данной работе приводятся примеры разных форм диагностики, которую может использовать учитель математики. Содержится блок с уроками алгебры (8 класс)...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ».

В докладе рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществления уровневой дифференции, методы дифференцированной работы на уроке. Материал будет полезен для учителей математики....

Презентация к докладу «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике».

В презентации к докладу  «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике» рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществлен...

Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике.

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета....

Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении

Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении...