Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении
материал

Яблоновская Ирина Александровна

Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении.     

    В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время  имеются учащиеся имеющие выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях самого восприятия курса математики очень велик. А если ориентироваться на личность ученика, то, как раз дифференциация обучения математике учитывает потребности всех школьников. Выбор темы для меня был закономерен: считаю, что эффективным современное образование может быть только тогда, когда личностный рост ребенка должен быть в поле зрения педагога, который помогает максимально развить мыслительную активность школьников, их интеллектуальные и творческие  способности.

   Под личностно ориентированным понимается обучение, которое реализуется посредством совместной деятельности, предполагающей своим внутренним содержанием сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций. Поэтому в своей работе применяю систему приемов и методов, позволяющую ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающую познавательную активность ребят, дающую возможность более объективно оценить их знания, рассматривая  возможность контроля и оценки знаний с позиции личностно ориентированного обучения. То есть при выборе форм и методов проверки знаний мною движет понимание важности активной деятельности ученика, превращающее его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.

    Деятельность на уроке рассматривается как последовательная цепь действий: настройка (актуализация) → определение критериев успеха → планирование собственной деятельности → реализация плана → рефлексия → оценивание → коррекция собственной деятельности. Именно придерживаясь такой цепочки действий, я провожу тематический контроль с позиции личностно ориентированного обучения. Для осуществления контроля в рамках личностно ориентированного образования необходимо, на мой взгляд, чтобы:

  • уровень проверяемого материала опирался на реальные достижения учащихся;
  • цели, поставленные учителем или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;
  • удача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;
  • происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;
  • акцентировалось внимание на характер деятельности каждого ученика или на особенностях его личности;
  • предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжения уровня притязаний;
  • подчеркивалась возможность решения более трудных задач.

   Применяю как традиционные так и  нетрадиционные формы тематического контроля, учитывая эмоциональное состояние ученика, более широкие возможности развития памяти, внимания, мышления школьника, воспитание каждой личности и коллектива в целом. Создание в процессе обучения личностно ориентированной ситуации, т. е. ситуации, когда происходит востребованность личностных функций, возможно во время имитации социально – ролевых условий. Ролевая игра характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом и распределенными ролями. В основе ролевой игры – коллективная групповая деятельность при равноправном сотрудничестве. Преимущества такой деятельности:

    - значительно повышается мотивация учебной деятельности учащихся, их социальной и познавательной активности, так как включаются механизмы естественного, а не навязанного извне соревнования интеллектуальных, организационных, коммуникативных способностей человека;

    - открываются новые возможности для проявления и реализации внутренних потенций личности;

    - приобретается опыт коллективной совместной деятельности, опыт взаимоуважения, симпатии;

    - создается ситуация успеха, атмосфера раскованности, что снимает усталость, насыщая процесс обучения радостью взаимного общения.

Учебной целью этих игр является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций. Особенно удачно это получается в среднем звене. Это различные игры – путешествия, «слаломы»,  биржи, «Поле чудес» и т. д. Важным этапом дидактической игры является система оценки. Оценивание выполняет не только функцию контроля, но и позволяет выявить мотивационные, обучающие и воспитывающие функции дидактической игры. Система оценивания мною рассматривается как количественно (баллы, штрафы, «деньги»), но и качественно (экспертные оценки, самооценки, взаимооценки). Эффективность такой формы проверки знаний и умений зависит не от принуждения, не от механического воспроизведения, а оттого, что учащиеся проявляют собственный выбор внутри жестких рамок задания. Важным показателем эффективности игры, на мой взгляд, является моральное удовлетворение, отсутствие страха, неуверенности.

   Учащимся представляется возможность выполнять задания разного уровня сложности, который они выбирают в зависимости  от степени готовности, а  я могу стимулировать их, вводя различные баллы, «деньги» и т. д., необходимые для получения хорошей отметки, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Примеры задач разного уровня, которые предлагаются в игре - бирже по теме «Теорема Пифагора»:

  I уровень.

  • Горная железная дорога поднимается на ½ м на каждые 30 м пути. Найти угол подъема.
  • Одно из оснований трапеции в 2 раза больше  другого, а углы при основании равны 90 º и 45º. Чему равны боковые стороны трапеции, если меньшее основание равно 12 см?

 II  уровень.

  • Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 26 см, а катеты относятся как 5 : 12. Найдите катеты этого треугольника.
  • Вертикальная мачта высотой в 16 м поддерживается четырьмя канатами, прикрепленными к ней на расстоянии 12 – ти м от основания мачты. Сколько метров каната потребовалось для укрепления мачты, если на узлы пошло 10 м?
  • Лестница 12,5 приставлена к стене так, что расстояние от стены до нижнего конца лестницы равно 3,5 м. На какой высоте от земли упирается в стену верхний конец лестницы?

III уровень.

  • Острый угол параллелограмма равен 30º, а стороны параллелограмма равны 4 см и 6 см. Найти отношение высот, проведенных из одной вершины.
  • Основание трапеции равно 16 м, а углы, прилежащие к нему, 90º и 30º. Диагональ трапеции перпендикулярна боковой стороне. Чему равна средняя линия трапеции?
  • У треугольника одна из сторон равна 1, а прилежащие к ней углы 30º и 45º. Найти периметр данного треугольника.

 В старших классах игровая деятельность по своей значимости уступает учебной. Но идея составления задач самими учащимися не теряет своей актуальности, т. к. позволяет выявить креативные способности учащихся, умение прогнозировать процесс решения задачи и оценивать собственную деятельность.

Например, при изучении темы «Правильная пирамида» совместно с учащимися выделяю элементы: стороны основания, боковые стороны, высота, апофема, угол наклона бокового ребра к основанию, угол наклона боковой грани к основанию, плоский угол при вершине, двугранный угол при боковом ребре. Далее предлагаю учащимся самим составить задачи, вводя следующие ограничения:

    а) заключение и начало условия задачи одинаковые – «найти высоту правильной пирамиды, если  

        стороны ее основания равны а и ….»;

    б) за 20 минут надо составить и решить собственную задачу, сдав ее учителю;

    в) можно пользоваться учебником для составления и решения задачи;

    г) можно работать в парах сменного состава;

    д) нельзя сдавать пустой листок.

Проверить составленные задачи и приведенные решения помогают учащиеся с высоким уровнем математической подготовки. Они же и устанавливают уровень трудности задач. В качестве домашнего задания предлагаю интересные задачи, составленные на уроке или заранее подготовленные, или предлагаю составить и решить новые задачи.

 Примеры составленных учащимся задач.

   1. Найти высоту правильной четырехугольной пирамиды, если сторона ее основания равна а, а боковое ребро b .                                                                           Ответ:   h =

   2. Найти высоту правильной четырехугольной пирамиды, если сторона ее основания равна а, а апофема равна с.                                                                            Ответ:   h =

   3. Найти высоту правильной четырехугольной пирамиды, если сторона ее основания равна а, а угол между боковым ребром и ребром основания равен 2.              Ответ:   h =  

   4. Найти высоту правильной четырехугольной пирамиды, если сторона ее основания равна а, а угол наклона бокового ребра к плоскости основания равен 3.        Ответ:   h =   .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

   

     Чтобы учесть познавательные интересы учащихся я стараюсь в своей работе уважительно относительно  к любому высказыванию ученика, касающемуся содержания темы. Продумываю не только, какой материал буду сообщать на уроке, но и как увязать его с интересами и субъективным опытом ученика. Тем учащимся, кто интересуется историей, даю творческие задания, связанные с историей открытия математических фактов. Ученикам, склонным к естественным наукам, даю задачи, требующие дополнительных знаний из области физики, биологии и т. д. Учащимся с практическим складом мышления предлагаю задачу на применение теоремы Пифагора. При рассмотрении задач важна форма обсуждения их решений: это диалог между учителем и учеником, направленный на личность учащегося.

    В настоящее время принципиально важно  применение технологии дифференцированно обучения.

   Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. В основной школе преобладает уровневая дифференциация, не теряющая своего значения и в старших классах.

   Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Эти уровни, и, прежде всего уровень обязательной подготовки, должны быть открытыми, т. е. известными ученикам и понятными им. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность учащихся, на заинтересованность их в результатах своего труда. Ведь, если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то нет ничего естественного, как стремиться к их осуществлению.

    В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения.

Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения материала, варьировать свою учебную нагрузку. Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.

    Благодаря такому подходу дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя и для ученика смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками, поскольку учитель уже не спрашивает данный на уроке материал в полном объеме со всех школьников. Кроме того, отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых учеников.

   Важные условия, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:

  • выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты  для учащихся;
  • наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения;
  • в обучении должна быть обеспечена последовательность  в продвижении ученика по уровням;
  • добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности;
  • содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход.

    В своей работе  к дифференцированному обучению я подхожу постепенно, начиная с 5 класса. В

5 - 6 классах включение в дифференцированную работу идет через наблюдение, изучение психологии детей, диагностике результатов обучения. Вначале знакомства с учащимися  провожу анкетирование.

                                              Анкета.

1. Класс.

2. Фамилия, имя.

3. Где и кем работают родители?

4. Отношение родителей к математике.(Нужное подчеркнуть.)

    Имеют математическое образование; применяют математику в своей работе; увлечены

    математикой; не любят математику; не интересуются математикой.

5. Есть ли в домашней библиотеке математические книги (не учебники)?

6. Кто больше всего помогает тебе готовить уроки по математике?

7. Сколько времени занимает подготовка к уроку математики?

8. Почему ты учишь математику?

9. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке?

10. Как дается тебе математика? (Нужное подчеркнуть.)

     Легко; много надо заучивать; трудно.

11. Твое отношение к математике? (Нужное подчеркнуть.)

      Люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку, чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу

      ее учить.

12. Какими знаниями по математике ты владел до прихода в школу? (Нужное подчеркнуть.)

      Счет до 10 и обратно; сложение в пределах десятка; решение простых задач.

13. Какого вида задания по математике тебе нравятся больше? (Нужное подчеркнуть.)

      Задачи; примеры; задачи и примеры.

14. Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой? (Нужное подчеркнуть.)

       Хочу стать математиком; хочу поступить в вуз, куда надо сдавать математику; хочу знать как

       можно больше о разном.

Постоянно веду диагностическую работу, так как нужно постепенно выявлять учащихся с разными уровнями математических способностей, в частности, по быстроте усвоения и активности мышления.

Это прежде всего наблюдения за учащимися в ходе выполнения различных работ, а также в целом работа в течение всего урока.

    Быстрота усвоения характеризуется следующими категориями:

- дословное повторение текста;

- частичное повторение;

- воспроизведение 50 % текста;

- самостоятельное воспроизведение текста изученного;

- воспроизведение материала с помощью учителя;

- воспроизведение с ошибками (но основная нить удерживается);

- замедленное, невнятное воспроизведение текста;

- умственная отсталость (затухание развития).

   Активность мышления характеризуется такими категориями:

- плодотворная работа на протяжении всего урока;

- работа со «вспышками»

- неполная работоспособность;

- быстрая утомляемость;

- игнорирование заданий.

Так постепенно по результатам наблюдений заполняется диагностическая таблица.

            Уровень I

      (учащиеся со слабыми    

         математическими

            способностями)

           Уровень II

       (учащиеся со средними    

           математическими  

              способностями)

          Уровень III

     (учащиеся с хорошими

           математическими

              способностями)

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

   Когда в классе сформируются три группы, по - разному относящиеся к математике, сообщаю, кто в какой группе оказался. Также определяем то, что состав групп закреплен не раз и навсегда, в соответствии с результатами обучения и собственным желанием со временем можно перейти из одной группы в другую. Обычно в 7 – 8 классе эти группы уже сформированы стабильно.

Какие этапы дифференцирования я применяю:

1. Дифференцированная домашняя работа.

     Уровень I – соответствие обязательным результатам обучения.

     Уровень II -  добавляется более сложная задача.

     Уровень III – добавляется задача на развитие логического мышления.

2. Организация базового повторения.

     Задания для группы I  уровня – «Исправьте ошибку в…» или «Выберите из данных ответов

     верный».

     Задания для группы II уровня – «Закончите решение…» или «Назовите правило, по которому

     выполняли действие…»

     Задания для группы III уровня – «Поясните  причину допущенной ошибки» или «Сформулируйте

    определения понятий, использующихся в данной задаче».

3. Проверка усвоения пройденного материала.

     Предлагаю задания для самоконтроля (проверка теоретических знаний в тестовой форме, задания

     для групп одинаковы, но их число регулируется уровнем знаний по теме, чем выше № задания,

     тем сложнее). Результаты фиксируются в оценочном листе. Коррекция знаний предполагает      

     работу консультантов из числа учащихся  III уровня.

4. Изучение нового материала.

    Начиная со второго урока по новой теме, дифференциация проявляется по отношению ко всем

    учащимся.

    Учащиеся  I уровня снова и снова возвращаются к основным моментам.

    Учащиеся  II уровня сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания

    основных положений темы.

    Учащиеся  III уровня переходят от обязательных заданий к творческим.

5. Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).

    Учащиеся  I  уровня выполняют задания по образцу.

    Учащиеся  II уровня  выделяют главное в решении, а затем выполняют задания.

    Учащиеся  III уровня выполняют задания, предполагающие использование дополнительного

    материала.

Для проведения дифференцированной самостоятельной работы нужно специально подбирать задания, так чтобы учащимся трех групп предлагать различные задания, учитывая специфику работы каждой группы. Например, учащимся  I  уровня  заполнить пропуски в решении задачи, учащимся  

II уровня решить задачу с указанием, учащимся  III уровня  решить задачу без соответствующих указаний. При этом у всех групп примеры и задачи либо одни и те же, либо немного отличаются уровнем сложности.

 Пример дифференцированной работы по геометрии 7 класс.

 Тема. Признаки равенства треугольников.

Задача. Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ = МВ. Докажите, что луч СМ – биссектриса угла АСВ.

Учащимся  I  уровня: заполнить пропуски в решении задачи.

Утверждение

Обоснование

1. Δ АВС - равносторонний

2. АМ = МВ

3. АС = ВС

4. Δ АМС = Δ ВМС

5. АСМ = ВСМ

6.  ………………..

По условию

……………

……………

По….. признаку равенства треугольников

……………

По определению биссектрисы угла

Учащимся  II уровня:.

Указание. Покажите, что:

1. АС = ВС.

2. Δ АМС = Δ ВМС.

3. АСМ = ВСМ.

Учащимся  III уровня   решить задачу без соответствующих указаний.

Пример дифференцированной самостоятельной работы по алгебре 8 класс.

Тема. Квадратные уравнения.

                    I  уровень                                                                                  

1. Решите уравнение    х² - 5 х  + 6 = 0  (выпишите коэффициенты а, b , с,  вычислите дискриминант

    D = b² - 4 a c,  затем найдите корни по формуле x= ):             .                                                                  

2. Решите уравнения, предварительно записав их в стандартном виде   а х² + b x + c = 0:                                  

   а) 4 х²  + 1 = 4 х;      б) 3 х² = 2 х – 5.

                                                                         

                   II уровень

1. Решите уравнение    - х² + х + 6 = 0 (выпишите коэффициенты а, b , с,  вычислите дискриминант,

    затем найдите по формуле корни, если они существуют):

2. Решите уравнения, предварительно записав их стандартном виде     а х² + b x + c = 0:

     а) 25 х²  + 10 = 10 х + 9;       б) (х – 2) (х + 2) = 5 х + 10.

                   III уровень

1. Решите уравнение    х² - 2 х  – 9 = 0.                                                      

2. Найдите корни уравнений:  а) 2 х – 9 + 5 х² = 2 х² + 6 х – 20;

                                                    б) (3х – 1) (3х + 1) – 2х (1 + 4х) =  -2.    

    Применяя в своей практике уровневую дифференциацию, считаю, что ученику необходимо предоставить возможность выбора  уровня дифференцирования в любом возрасте, в любом классе, желательно - на каждом уроке. Дифференциацию следует осуществлять за счет различия в подходах и методах приобретения знаний. Важно обучать школьников на наивысшем уровне их познавательных возможностей. И в то же время нужно не забывать о личности ученика, знаний его потребностей и способах их удовлетворения, уметь вести с учеником диалог. Только тогда выпускник будет благодарен учителю и школе за собственное обучение, когда в дальнейшей жизни он будет испытывать состояние комфорта в общении с другими людьми, в своей семье, когда культурная основа его образования достаточна  для того, чтобы не оказаться отрезанным от всякой цивилизованной среды, им избираемой.

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ».

В докладе рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществления уровневой дифференции, методы дифференцированной работы на уроке. Материал будет полезен для учителей математики....

Презентация к докладу «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике».

В презентации к докладу  «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике» рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществлен...

Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения.

Урок алгебры  по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения...

Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике.

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета....