рабочие программы по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Мотыгуллина Ляйсан Нуримановна

рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8.doc370.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                          Согласовано                                    Утверждаю

Руководитель МО                                Зам. директора по УВР                             Директор         

Мотыгуллина Л.Н.                                МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"     МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"

Протокол №____ от                                   Валиуллина Л.М.                                      Мотыгуллин Р.Н. ___________

«25» 08. 2014 г.                                          «___» ______ 2014 г.                              Приказ №115 от 01.09.2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета

МБОУ «Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова»

Мотыгуллиной Ляйсан Нуримановны   учителя  I  квалификационной   категории

по биологии в 8 классе

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от  «29» августа 2014 года.

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

                                                                                                                                                                                                                                              Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:                                                                                                         1.Федеральный  компонент  государственного образовательного  стандарта , утверждённый Приказом Минобразования РФ  №1089

 от 05. 03.2004

2.Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии

3.Учебный план МБОУ “Новоибрайкинская СОШ” на 2014-2015 учебный год

Общая характеристика учебного предмета                                                                                                                                                                                                       Основная цель программы – подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; обладать экологической культурой; ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знаний; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения в различных областях материальной и духовной культуры. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.                                                                         Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

           Изучение биологии в  8 классе  направлено на достижение следующих целей:    

                     – учащиеся получают знания о человеке как биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

  -определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации -понять взаимосвязь строения и функций органов и систем органов и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящими от воли людей. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье людей. -методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое значение санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.                                                                                                                               -включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Согласно действующему школьному учебному плану рабочая программа для 8 класса – предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю (70 часов в год).    Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На следующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальных системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

 Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для среднего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений, рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение лабораторных работ.

Результаты обучения

  • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений,  постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
  • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
  •  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;
  • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
  • Использование приборов для постановки опытов;
  • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении лабораторных работ.
  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);
  • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
  •  Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы организации познавательной деятельности

  • Фронтальная;
  • Групповая;
  • Парная;
  • Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
  • Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
  • Поисковый метод;
  • Проектный метод
  • Игровой метод
  • Метод проблемного обучения;
  • Метод эвристической беседы;
  • Анализ;
  • Дискуссия;
  • Диалогический метод;
  • Практическая деятельность;
  • Проектирование.

Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;
  • умение самостоятельно отбирать   материал,  анализировать деятельность  человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
  • умение полученные использовать знания на практике

Формы контроля знаний:  контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).  

Методические аспекты преподавания курса биологии 

В рамках преподавания курса биология   могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

8класс 70 часов в год ( 2 часа в неделю)

Введение ( 2часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1 Происхождение человека (3 часа)

 Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических

и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2 Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (3 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

■    Лабораторная работа

№1. Ткани организма человека.

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

■    Лабораторные работы

№2. Безусловные рефлексы человека.

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (5часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

■    Лабораторная работа

№3. Кровь человека и лягушки.

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

■    Лабораторные работы

№4. Подсчёт пульса.

 

Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

■    Лабораторные работы

№5 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

Тема 2.8. Пищеварительная система (5 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

■    Лабораторная работа

№6 Действие ферментов слюны на крахмал.

.

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (4 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

■    Лабораторные работы

№7. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11. Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12. Нервная система человека (4 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Анали-тико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

■    Лабораторные работы

№8 Изучение головного мозга человека.

Тема 2.13. Анализаторы (6 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

■    Лабораторная работа

№9. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

.

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;

двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

■    Лабораторные работы

№10 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

№11. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15.Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие организма (7 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

 Тематическое планирование

№ темы

Тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

Введение

2

Раздел 1 Происхождение человека

3

Раздел 2. Строение и функции организма.

58

1

Общий обзор организма.

1

2.

Клеточное строение организма . Ткани.

3

1

3

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1

4

 Опорно-двигательная система

7

1

1

5

Внутренняя среда организма

5

1

6

Кровеносная и лимфатическая системы организма

7

1

1

7

Дыхательная система

4

1

8

Пищеварительная система

5

1

9

Обмен веществ и энергии

4

1

1

10

Покровные органы. Теплорегуляция

3

11

Выделительная система

1

12

Нервная система человека

4

1

13

Анализаторы

6

1

1

14

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5

2

15

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма

7

1

Итого:

70

11

5

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

 знать:

- главные анатомические понятия, термины;

- этапы развития человека до рождения и после рождения;

- общую анатомию органов, систем и аппаратов человеческого организма;

- основные функции органов, систем и аппаратов человеческого организма;

-обмен веществ и превращения энергии;

- роль ферментов и витаминов в организме;

- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;

- родство млекопитающих, человека и человеческих рас;

- особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

-влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

- меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;

- клетки, ткани органы и их системы человека.

 уметь:

- характеризовать процесс деления клеток;

- характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в человеческом организме;

- характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост и периодизацию жизни;

- характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;

- обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов и организма в целом;

- обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;

-обосновывать особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

 -обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

-обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

-обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;

- распознавать клетки, ткани органы и их системы человека;

- применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

- вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов, происходящих в организме человека, проводить функциональные пробы;

- соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;

- определить (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле человека, находить их на немых рисунках;

-пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека при подготовке творческих  работ и дополнительных сообщений. 

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во час

Виды учебной деятельности

Дата

План

Дата

Факт 

Введение.  (2 часа)

1

Биосоциальная  природа человека и науки, изучающие его.

1

Беседа. Поиск в тексте учебника информации .Анализ содержания определений наук о человеке.Работа с текстом учебника, записи в тетради

4.09

2

Становление наук о человеке.

1

 Поиск информации на основе анализа рисунков.Работа с текстом учебника,заполнение таблицы в тетради

6.09

I. Происхождение человека (3 часа)

3

Систематическое положение человека

1

Поиск информации на основе анализа рисунков. Обсуждение вопросов 1 и 2 на стр.17. Беседа по таблице. Анализ содержания рисунков учебника.Работа с текстом учебника, записи в тетради

11.09

4

Историческое прошлое людей.

1

Записи в тетради Обсуждение вопроса 1 на стр.21.  Участие в беседе. Обсуждение вопроса 5 на стр.21.

13.09

5

Расы человека

1

Работа с текстом учебника Участие в эвристической беседе.

18.09

  1. Строение и функции  организма ( часов)

2.1.Общий обзор организма (1час)

6

Общий обзор организма.

Органы и системы органов.

1

Работа с рисунками учебника, с таблицей Беседа. Анализ содержания рис.4 учебника. Анализ текста учебника.

20.09

  1. Клеточное строение организма. Ткани. ( 3 часа)

7

Клеточное строение организма

1

Работа с текстом учебника, с таблицей Беседа по демонстрационной таблице.  Анализ текста учебника.

25.09

8

Физиология клетки

1

Работа с текстом учебника

27.09

9

Ткани

Л.р № 1 «Ткани организма человека»

1

Работа с текстом и рисунками учебника.Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. Обсуждение вопроса 8 на стр. 39. Участие в беседе по рисунку учебника. Выполнение лабораторной работы.

2.10

  1. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. (1 час )

10

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция организма.

1

Участие во вводной беседе. Обсуждение вопроса 2,4 на стр.43. Обсуждение вопроса 6 на стр.43. Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицей

4.10

  1. . Опорно-двигательная система (7 часов)  

11

Строение костей.

1

Работа с анатомомической  таблицей.  Беседа о функциях опорно-двигат.системы. Обсуждение вопроса 3 на с.49. Обсуждение вопроса 2,4 на с.49. Поиск информации о строении костей. Участие в беседе по рисункам учебника.

9.10

12

Скелет человека.

Соединение костей

1

Работа с анатомомической таблицей Участие во вводной беседе. Обсуждение вопроса 1 на с.55. Обсуждение вопроса 1 на с. 61. Поиск информации о строении черепа, позвоночника. Выполнение задания на с. 62. Анализировать содержание рисунков.

11.10

13

Строение мышц

1

Работа с текстом и рисунками учебника.Описание по рисунку учебника. Просмотр микропрепарата “Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань”. Участие в беседе по демонстрационной таблице. Поиск информации о расположении скелетных мышц человека.

16.10

14

Работа скелетных мышц и их регуляция

Л.р №2 «Безусловные рефлексы человека»

1

Работа с текстом учебника, в тетради. Участие в беседе. Поиск информации для описания в тексте учебника. Обсуждение вопросов 1, 3 на с.72.  Участие в беседе по рисунку учебника. Поиск информации для заполнения таблицы. Обсуждение результатов работы. Выполнение лабораторной работы

18.10

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

1

Работа с текстом учебника. Обсуждение воросов 1,2 на с.75. Анализ содержания рисунка. Участие в беседе.

23.10

16

Первая помощь при повреждениях скелета

1

Работа с рисунками учебника Участие в беседе. Анализ содержания рисунка учебника. Поиск информации о приемах первой доврачебной помощи

25.10

17

Контрольная работа  по теме « Строение организма»

1

Разноуровневое тестирование по теме “Строение организма”

30.10

2.5 . Внутренняя среда организма (5 часов)

18

Внутренняя среда организма

1

. Работа с текстом и рисунками учебника Обсуждение вопр.3 на с.89. Обсуждение вопр. 2 на с. 89. Выполнение задания 1 на с. 88. Поиск информации об этапах свертывания крови. Выполнение задания 3 на с.89.

1.11

19

Плазма крови

1

Работа с рисунками учебника, анат. таблицей Обсуждение вопр. 5 на с. 89. Обсуждение вопр. 5 на с. 99.

Участие в беседе. Анализ текста учебника на с. 86 и с. 88. Комментарий  к рисунку учебника. Участие в эвристической беседе.

13.11

20

Эритроциты и лейкоциты. Лабораторная работа №3  «Кровь человека и лягушки».

1

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение лабораторной работы

15.11

21

Иммунитет

1

Работа с текстом учебника Участие в беседе. Обсуждение вопр. 2,3,4,5 на с. 93. Обсуждение вопр. 1 на с.99. Поиск информации для участия в беседе по вопросам задания на с. 93. Самостоятельная работа по учебнику.

20.11

22

Аллергия. СПИД

1

Работа с текстом  учебника, записи в тетради

22.11

  1. Кровеносная и лимфатическая системы (7часов)  

23

Транспортные системы организма

1

Работа с рисунками учебника Участие во вводной беседе. Обсуждение вопр.на с.102. Обсуждение вопр. 2 на с.105 . Анализ текста учебника. Выявление параметоров сравнения в ходе беседы по рисунку. Поиск информации для составления таблицы. Обсуждение содержания таблицы. Поиск информации об органах лимфатической системы.

27.11

24

Круги кровообращения

1

Работа с рисунками учебником, таблицей. Описание рисунка учебника. Участие во вводной беседе. Обсуждение вопр.2 на с. 108

29.11

25

Строение и работа сердца

1

Работа с текстом и рисунками учебника. Участие в беседе. Обсуждение вопр.1,2  на с. 114. Заполнение таблицы. Обсуждение содержания заполненной таблицы. Обсуждение вопр.5 на с. 114. Поиск информации для характеристики сердечного цикла.

4.12

26

Движение крови по сосудам

1

Работа с учебником, с рисунками Участие в беседе. Описание рисунка учебника. Обсуждение вопр.2 на с. 120.  

6.12

27

Гигиена сердечно-сосудистой системы

Л.р № 4 «Подсчет пульса»

1

Работа с учебником, проведение эксперимента Участие в беседе. Анализ текста учебника. Выполняют лабораторную работу

11.12

28

Первая помощь при кровотечениях

1

Работа с текстом и рисунками учебника Участие в беседе. Обсуждение вопр.1,3 на с.129. Поиск информации для заполнения таблицы.

13.12

29

Контрольная работа  по теме: «Кровь»

1

Выполняют тестовую работу

18.12

2.7 Дыхательная система (4 часа)

30

Строение и функции органов дыхания

1

Работа с текстом и рисунками учебника. Участие в беседе с эл ементами самостоятельной работы с учебником. Обсуждение вопр.2 на с. 138. Обсуждение вопр.3 на с. 139. Поиск информации о строении  и функциях голосовых связок.

20.12

31

Легкие. Дыхательные движения и их регуляция

Л.р.№5 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

1

Работа с текстом учебника. Обсуждение вопр.4 на с.146. Участие в беседе. Решение учебно-познавательных задач. Обсуждение вопр.4 на с.141. Обсуждение вопр.7,10, 11 на с.146. Обсуждение вопр.6 на с.146.

Выполняют лабораторную работу.

25.12

32

Газообмен в лёгких и тканях

1

Работа с  рисунками учебника Поиск информации о показателях состояния дыхательной системы.

27.12

33

Первая помощь при нарушениях дыхания

Работа с  рисунками учебника Поиск информации о показателях состояния дыхательной системы.

15.01

  1. . Пищеварительная система (5 часов)

34

Питание и пищеварение

1

 Работа с текстом  учебника, анат. таблицей Участие в беседе. Обсуждение вопр. 2 после пар.30. Обсуждение вопр.4 и 5 после пар.30.

17.01

35

Пищеварение в ротовой полости

1

Работа с текстом и рисунками учебника Беседа по таблице “Пищеварительная система”. Выполнение упр.127, 128 на с.53 и упр.129 на с.54. Обсуждение вопр. 3 и 4 после пар.30. Выполнение зад. 2 на с.165. Обсуждение вопр.6.Выполнение зад.3 на с.165

22.01

36

Пищеварение в желудке

Л.р№6«Действие ферментов слюны на крахмал»

1

Обсуждение вопр.2 на с.169 по таблице “Пищеварительная система”. Работа по рисункам учебника. Выполнение упр.131 на с.54. Участие в беседе. Поиск информации  о расположении пищеварительных желез. Выполнение лабораторной работы

24.01

37

Кишечное пищеварение. Всасывание

1

Работа с текстом и рисунками учебника Обсуждение вопр.1 на с.174. Участие в беседе по таблице “Пищеварительная система”.Выполнение упр.137 на с.56. Выполнение задания после пар.33 на с.174. Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

29.01

38

Гигиена органов пищеварения

1

Работа с текстом учебника Обсуждение вопр.1, 2 на с.181. Работа по тексту учебника. Написание минисочинения по желанию учащихся.

31.01

  1. Обмен веществ и энергии (4 часа)

39

Виды обмена веществ

1

Записи в тетради Обсуждение вопр.3,4,5 на с.187. Беседа по тексту учебника. Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. Анализ текста учебника пар.36 на с.184-185. Выполнение упр.145 на с 60.

5.02

40

Витамины

1

Работа с текстом  учебника, заполнение таблицы Анализ содержания основных понятий. Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. Поиск информации для составления таблицы.

7.02

41

Энерготраты человека и пищевой  рацион. Л.р. №7 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

1

Работа с текстом учебника. Обсуждение вопр.3,4  на с.196 после пар.38. Обсуждение вопр.1 на с.196. Анализ самонаблюдений и расчета дневного рациона питания. Выполняют лабораторную работу

12.02

42

Контрольная работа по теме: «Пищеварение и «Обмен веществ»

1

Разноуровневое тестирование по темам “Пищеварение и обмен веществ ”

14.02

2.10 Покровные органы.  Терморегуляция. (3 часа)

43

Строение и функции кожи

1

Работа с таблицей, записи  в тетради Описание рисунка учебника. Обсуждение вопр. 1,3,4 на с.204. Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. Поиск информации на основе содержания учебника

19.02

44

Уход за кожей.

Гигиена одежды и обуви

1

Работа с текстом учебника Обсуждение вопр. 6,8 на с.208. Обсуждение зад.№2 на с.209. Обсуждение вопр. 4 на с.208. Выполнение практических заданий 2,3 на с.209. Участие в имитационной игре.  

21.02

45

Терморегуляция организма. Закаливание

1

Работа с текстом учебником Обсуждение вопр.1,3,4 на с.212. Заполнение табл.на с. 213 учебника. Поиск информации на основе анализа рисунка учебника.

26.02

2.11.Выделительная система (1 час)

46

Выделение

1

Работа с анатомической таблицей, в тетради Обсуждение вопр.1,2,3 на с.217. Работа по рисункам учебника. Поиск информации на основе анализа рисунка учебника. Самостоятельная работа – составление отчета по теме “Предупреждение почечных заболеваний”

28.02

2.12.Нервная система (4 часа)  

47

Значение и строение нервной системы

1

Работа с таблицей, в тетради Обсуждение вопр.1-5 на с.208. Составление опорной схемы по ходу беседы. Выполнение упр. 168. Поиск информации на основе анализа рисунка. Обсуждение задания №1 на с.221

5.03

48

Строение и функции спинного мозга

1

Работа с таблицей, в тетради Обсуждение вопр.1-5 на с.208. Составление опорной схемы по ходу беседы. Выполнение упр. 168. Поиск информации на основе анализа рисунка. Обсуждение задания №1 на с.221

7.03

49

Головной мозг

Л.р№8 «Изучение головного мозга человека»

1

Работа с рис. Учебника. Описание рисунка учебника. Обсуждение вопр.5-6 на с.234.выполнение задания №1 на с.230. Обсуждение вопр. 7 на с.234. Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. Выполнение зад.№1 на с. 235. Выполнение лабораторной работы

12.03

50

Вегетативная нервная система

1

Работа с рисунками учебника.Описание рисунка учебника. Участие в беседе по рисунку учебника. Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. Участие в беседе с элементами самостоятельной работы

14.03

2.13 Анализаторы (6 часов)

51

Анализаторы

1

Работа с  рисунками учебника Обсуждение вопр. 2 на с.244. Участие в беседе. Анализ текста учебника.

19.03

52

Зрительный анализатор. Л.р.№9 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.»

1

Описание содержания рисунка. Обсуждать вопр.1-3 на с.248. Выполнение задания №2 на с.248. Участие в беседе. Обсуждение вопр.1-3 на с.252. Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. Выполнение лабораторной работы

21.03

53

Гигиена зрения

1

Работа с текстом и рисунками учебника Поиск информации о фокусировке лучей света при дальнозоркости и близорукости.

2.04

54

Слуховой анализатор

1

Работа с анат. таблицей, в тетради Обсуждение вопр. 3 на с.257. Обсуждение вопр. 1 на с.257. Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом. Обсуждение вопр.2 на с.257. Поиск информации об источниках шума различной интенсивности. Обсуждение вопр.4 на с. 257. Выполнение задания 1 на с.257.

4.04

55

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

1

Работа с текстом и рисунками учебника Участие в беседе. Описание содержания рисунка учебника. Обсуждение вопр.3, 6 на с.263. Выполнение задания 2 на с.263. Обсуждениевопр.2 на с.263

9.04

56

Контрольная работа по теме

«Органы чувств»

1

Разноуровневое тестирование по теме ”Органы чувств”

11.04

2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов)

57

Вклад ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

1

Работа с учебником, в тетради. Выполнение задания №1 и №2 на с. 273. Поиск информации о проявлении индукции.

16.04

58

Условные и безусловные рефлексы  .Л.р. №10 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».

1

Записи в тетради Участие в беседе. Выполнение задания 1 на с. 278. Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. Анализ текста учебника. Выполнение лабораторной работы

18.04

59

Сон и сновидения

1

Работа с текстом учебника Описание рисунка учебника. Обсуждениевопр.4 на с.118.

23.04

60

Речь и сознание

1

Работа с текстом учебника Обсуждениевопр.6,14 на с.287. Участие в беседе. Обсуждение вопр.1 на с.287. Анализ текста учебника. Выполнение задания №2 на с.287.

25.04

61

Воля, эмоции, внимание. Л.р. №11 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

1

 Работа с текстом учебника Обсуждение вопр.2,5 на с.292. Обсуждение вопр.8,9 на с.293.Анализ текста учебника пар.57. Выполнить задание №1 на с.293. Участие в беседе. Выполнение лабораторной работы.

30.04

2.15.Железы внутренней секреции ( Эндокринная система) (2 часа)

62

Роль эндокринной системы. Гормоны

1

Работа с рис. учебника, записи в тетради

2.05

63

Функции желез внутренней секреции

1

Заполнение в тетради таблицы Обсуждение вопр. 9 ,11 на с.306.

Обсуждение вопр. 2-3  на с.305.

7.05

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (7 часов)

64

Жизненные циклы.

Размножение

1

Работа с текстом учебника Обсуждение вопр. 3 на с.312.Работа по рисункам 123,124.Беседа по рисункам.

9.05

65

Развитие зародыша и плода

1

Работа с текстом и рисунками учебника Обсуждение вопр. 3 на с. 312 и 313. Обсуждение задания на с.317. анализ текста учебника. Поиск информации о строении зародыша человека.

14.05

66

Заболевания, передаваемые половым путем

1

Работа с текстом учебника Обсуждение вопр. 5 на с.320.

Работа по присункам 123,124.Беседа по рисункам.

16.05

67

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Темперамент

1

Работа с текстом учебника Обсуждение вопр. 3 на с. 324. Обсуждение задания на с.327. Анализ текста учебника. Поиск информации о развитии ребенка после рождения. Выступления – презентации учащихся

21.05

68

Интересы, склонности, способности

1

Работа с текстом учебника

23.05

69

Итоговая контрольная работа  по курсу «Человек»

1

Выполнение тестовых заданий

28.05

70

Итоговый урок по курсу  «Биология. 8 класс»

1

30.05

Учебно-методический комплект

для учителя:

Попова Л.А. Контрольно- измерительные материалы Биология 8 класс Москва. Вако, 2010

                                                                   для учащихся:

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс Казань Магариф,2009

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

Критерии оценивания знаний  по биологии

Оценка устного ответа обучающихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.                         3.Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.                                                                                     3.Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

 Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

 1. Правильно определил цель опыта.

 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

 3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

 4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

 5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).                                                6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

 2. Или было допущено два-три недочета.

 3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

 4. Или эксперимент проведен не полностью.

 5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

 1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

 1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

 3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

 4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.Критерии оценивания

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

 1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

 2. Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

 1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

 2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

 1. Не более двух грубых ошибок.

 2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

 3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

 4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

 5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

 1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

 2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

 Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.

Критерии оценки ученика на экзамене по биологии

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их средним арифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер.

Отметка «5» за каждый из первых двух теоретических вопросов ставится, если учащийся имеет системные знания по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает логично, раскрывает сущность характеризуемых биологических объектов, процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично изложено основное содержание вопроса.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.

Третий вопрос предусматривает проверку умений учащихся использовать различные источники биологических знаний для решения широкого круга задач познавательного и практического характера.

При ответе на третий вопрос отметку «5» учащийся получает за правильный самостоятельный выбор источников знаний, необходимых для решения поставленной задачи, правильное выполнение задания и объяснение хода его выполнения.

Отметка «4» выставляется в том случае, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки, не полностью использованы все необходимые для выполнения задания источники знаний, но в процессе беседы учащийся самостоятельно смог сделать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при выполнении задания экзаменуемый не может самостоятельно отобрать необходимые для выполнения задания источники знаний, допускает существенные ошибки при выполнении задания и справляется с заданием после наводящих вопросов экзаменатора.

Приложение

Контрольная работа №1по теме «Строение организма ».Папка №3 ( Попова Л.А. Контрольно- измерительные материалы Биология 8 класс Москва. Вако, 2010)

                                         

Контрольная работа №2по теме «Кровь»

Вариант № 1.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

  • Большой круг кровообращения – это путь крови от:
  • левого желудочка по всем артериям, капиллярам и венам до правого предсердия
  • правого желудочка по легочной артерии и капиллярам, легочной вене до левого предсердия
  • левого предсердия по артериям, капиллярам и венам до правого желудочка
  • от правого предсердия по венам, капиллярам, артериям до левого желудочка

2.   Давление крови на стенки сосудов создается силой сокращений:

  • желудочков;                                2.   предсердий;    

3.  створчатых клапанов;                 4.  полулунных клапанов

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

3. По артериям большого круга кровообращения у человека течет кровь:

А. от сердца                                                 Б. к сердцу                        

В. насыщенная углекислым газом            Г. насыщенная кислородом          

Д. быстрее, чем в других кровеносных сосудах

Е.медленнее, чем в других кровеносных сосудах

4. Отделы сердца, связанные с сосудами малого круга кровообращения:

А. левое предсердие                      Б. левый желудочек                                

В. правое предсердие                    Г. правый желудочек.

Часть 3. Задания на установление соответствия.

5. Из перечня отделов сердца и кровеносных сосудов выберите правильные ответы.

Отделы сердца и кровеносные сосуды

Ответы

  • Левый желудочек
  • Левое предсердие
  • Правый желудочек
  • Правое предсердие
  • Аорта
  • Легочная артерия
  • Полые вены
  • Легочная вена
  • Капилляры в легких

10.Капилляры в тканях

А) Отдел сердца – начало малого круга кровообращения

Б) Отдел сердца – конец малого круга

В) Артерия, по которой течет венозная кровь.

Г) Вена, по которой течет артериальная кровь

Д) Вены с венозной кровью

Ж) Отдел сердца – начало большого круга кровообращения

Е) Отдел сердца – конец большого круга.

З) Сосуды, в которых венозная кровь становится артериальной

И) Сосуды, в которых артериальная кровь становится венозной

К) Сосуд с максимальным давлением крови

  • Охарактеризуйте оболочки сердца.

Выберите по одному ответу, начиная с первого, из каждой колонки. Зашифруйте двухзначным числом

Оболочки сердца

Ответы

  • Перикард
  • Околосердечная сумка
  • Эпикард

4.   Миокард

5.   Эндокард

1. Наружный листок, образует вокруг сердца серозный мешок.

2. Внутренняя оболочка сердца, выстилает полость сердца и образует створки

    - клапаны

3. Внутренний листок формирует наружную оболочку сердца, сращенный

    с сердечной мышцей

4. Снаружи покрывает сердце, имеет два листка: наружный и внутренний.

5. Сердечная мышца, составляет среднюю оболочку сердца

Часть 4. Задания на определение последовательности.

7.   Установите последовательность движения крови по большому

       кругу   кровообращения.

А) Левый желудочек;                  Б)  Капилляры;

В)  Правое предсердие;               Г)  Артерии;

Д)  Вены;                                      Е)  Аорта

Вариант № 2.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

1.Самая низкая скорость движения крови наблюдается в:

1. аорте              2. артериях               3. венах                4. капиллярах

2.   Лимфатические сосуды несут лимфу в:

1.   артерии малого круга;                         2.   вены большого круга;    

3.  артерии большого круга;                     4.   вены малого круга

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

3. Назовите клапаны в правой половине сердца:

А. полулунные клапаны у корня дуги аорты   Б. трехстворчатый                        

В. полулунные в легочной артерии                  Г. двустворчатый (митральный)

4. Деятельность сердца усиливают:

А. ионы кальция                     Б.  тироксин                                

В. ацетилхолин                       Г. адреналин.

Часть 3. Задания на установление соответствия.

5. Установите соответствие для фаз сердечного цикла.

Фазы сердечного цикла

Движение крови

Продолжительность фаз

1.Систола предсердий

      2.Систола желудочков

      3.Диастола

  • Из вен в предсердия и желудочки
  • Из предсердий в желудочки
  • Из желудочков в артерию и аорту.

0,4 сек.

0,1 сек.

0,3 сек.

6. Установите соответствие между кровеносным сосудом и направлением движения крови в нем:

Кровеносные сосуды

Направления движения крови

1. вены малого круга кровообращения

2. вены большого круга кровообращения

3. артерии малого круга кровообращения

4. артерии большого круга кровообращения

А) от сердца

Б) к сердцу

Часть 4. Задания на определение последовательности.

7.   Установите последовательность происходящих событий саморегуляции кровяного давления на примере физического упражнения – выполнения приседаний.

А) Усиление работы сердца восстанавливает кровяное давление до нормы;    

  Б)  После приседания часть крови ушла в дополнительно открывшиеся капилляры мышц ног;

      В)  Рецепторы в дуге аорты и в сонных синусах почувствовали изменение давления;              

      Г)  В мышцах ног под влиянием большого количества углекислого газа и недостатка кислорода в крови произошло расширение капилляров;

      Д)  Возбуждение передается в сосудодвигательный центр продолговатого мозга;                                      

      Е)  Кровяное давление снизилось

      З) Возбуждение, приходящее по симпатическим нервам, а также выделение адреналина или норадреналина надпочечниками усиливают работу сердца.

Контрольная работа №3 папка №3 тест №22,23( Попова Л.А. Контрольно- измерительные материалы Биология 8 класс Москва. Вако, 2010)

Контрольная работа №4 по теме «Органы чуств» папка №3 тест №30, 31, 32 ( Попова Л.А. Контрольно- измерительные материалы Биология 8 класс Москва. Вако, 2010)

Итоговая контрольная работа по биологии. 8 класс.

Вариант 1.

Уровень А. Выберите один верный ответ.

 1.Кровь относится к типу тканей:

 А) соединительная            В) эпителиальная

 Б) нервная                          Г) мышечная

2.  К мышцам таза относятся

 А) ягодичные                     В) двуглавая                

 Б) икроножные                   Г) портняжная

 

3. Дышать следует через нос, так как в носовой полости

 А) происходит газообмен       В) имеются хрящевые полукольца

 Б) образуется много слизи      Г) воздух согревается и очищается

 

 4. При артериальном кровотечении следует

 А) наложить шину                    В) наложить жгут

 Б) смазать рану йодом              Г) приложить холодный компресс

 

5. В организме человека гуморальную регуляцию осуществляют

 А) нервные импульсы

 Б) химические вещества, воздействующие на органы через кровь

 В) химические вещества, попавшие в пищеварительный канал

 Г) пахучие вещества, попавшие в дыхательные пути

 6. Слюна человека содержит фермент, который расщепляет

 А) крахмал                                 В) белки

 Б) жиры                                      Г) белки, жиры и углеводы

 7. Если у ребенка развивается заболевание рахит, то можно предположить нехватку витамина:

 А) С                                            В) Д

 Б) А                                             Г) В

  8. Сахарный диабет развивается при недостатке:

 А) адреналина                            В) инсулина  

 Б) норадреналина                       Г) гормона роста

9.Серое вещество спинного мозга:

 А) располагается внутри

 Б) состоит из тел нейронов и их дендритов

 В) состоит из нервных волокон

 Г) располагается снаружи

 

10. За координацию движений отвечает отдел головного мозга

 А) продолговатый                        В) мозжечок  

 Б) средний                                     Г) промежуточный

  11. Анализатор состоит из:

 А) рецепторов и проводящих путей

 Б) проводящих путей и зоны коры

 В) зоны коры и рецепторов

 Г) рецепторов, проводящих путей и зоны коры больших полушарий

 12.Слепое пятно расположено в месте, где находятся (находится)

 А) палочки                                     В) выход зрительного нерва

 Б) колбочки                                    Г) сосудистая оболочка

 

13. В основании корня волос открываются

 А) протоки сальных желез

 Б) протоки потовых желез

 В) нервные окончания

 Г) протоки лимфатических капилляров

 14. Соляная кислота, вырабатываемая клетками пищеварительных желез, входит в состав

 А) сока поджелудочной железы

 Б) желудочного сока

 В) желчи

 Г) веществ, выделяемых печенью

 15. К заболеваниям органа слуха относится

 А) крапивница

 Б) тугоухость

 В) катаракта

 Г) бельмо  

Уровень В.

 

 Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека

 

Процесс пищеварения        

Отдел пищеварительного тракта

 А) опробование и измельчение пищи                                                     1) ротовая полость

 Б) первичное расщепление белков                                                      2) желудок

 В) всасывание питательных веществ микроворсинками эпителия        3) тонкий кишечник

 Г) завершение расщепления белков, жиров и углеводов  

 Д) первичное расщепление углеводов        

 

 Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.

 А) левый желудочек                                        Г) артерии

 Б) капилляры                                                    Д) вены

 В) правое предсердие                                      Е) аорта  

Уровень С.

 Какова роль кожи в терморегуляции?

 Каковы функции продолговатого мозга?

 Итоговая контрольная работа по биологии. 8 класс.

Вариант 2.

Уровень А. Выберите один верный ответ.

1. Способность клеток к быстрому размножению характерно для ткани:

 А) мышечной                                        В) соединительной

 Б) нервной                                             Г) эпителиальной

 2. К мышцам живота относятся

 А) прямая                                               В) двуглавая

 Б) трехглавая                                         Г) дельтовидная

 3. Голосовые связки у человека находятся в

 А) гортани                                              В) трахее

 Б) носоглотке                                         Г) ротовой полости

4. Большой круг кровообращения начинается из

 А) правого предсердия                         В) левого предсердия                                              

 Б) правого желудочка                           Г) левого желудочка

 5. Вегетативная (автономная) нервная система человека участвует в

 А) осуществлении произвольных движений

 Б) восприятии зрительных, вкусовых и слуховых  раздражителей

 В) регуляции обмена веществ и работы внутренних органов

 Г) формировании звуков речи

 6. Артерии – сосуды, по которым кровь движется:

 А) к сердцу

 Б) от сердца

 В) с максимальной скоростью

 Г) с максимальным давлением

 7. Белки перевариваются

 А) в ротовой полости

 Б) в желудке и двенадцатиперстной кишке

 В) только в желудке

 Г) только в двенадцатиперстной кишке

 8. Органы, выполняющие выделительную функцию:

 А) легкие

 Б) мышцы

 В) почки

 Г) печень

 9.Для успешного образования гормона щитовидной железы необходим:

 А) бром

 Б) йод

 В) водород

 Г) железо

10. К центральной нервной системе относятся:

 А) нервы                                             В) нервные узлы

 Б) головной мозг                                Г) нервные узлы

 11.Зрительная зона располагается в доле:

 А) лобной                                              В) затылочной

 Б) теменной                                          Г) височной

 

 12. Слуховые рецепторы находятся в

 А) среднем ухе

 Б) слуховом проходе

 В) улитке внутреннего уха

 Г) полукружных каналах внутреннего уха

 13. Функцией красного костного мозга является

 А) кроветворение                                     В) защита

 Б) опора                                                     Г) транспорт

14. К заболеваниям органа зрения относится

 А) карликовость                                         В) гигантизм

 Б) близорукость                                          Г) акромегалия

 15. Эпителиальная ткань состоит из

 А) клеток с короткими и длинными отростками

 Б) длинных клеток с сократительным белком и одним или несколькими ядер

 В) плотно прилегающих друг к другу клеток

 Г) клеток со значительным количеством межклеточного вещества

  Уровень В.  

 Установите соответствие между характеристикой клеток крови и их принадлежностью к определенной группе 

Характеристика        

Группа клеток

 А) не имеют постоянной формы                              1) эритроциты

 Б) не содержат ядра                                                      2) лейкоциты

 В) содержат гемоглобин

 Г) имеют форму двояковогнутого диска        

 Д) способны к активному передвижению

 Е) способны к фагоцитозу        

 

 Установите, в какой последовательности проходят световые лучи через структуры

       оптической системы глаза человека:

 А) стекловидное тело                                           Г) хрусталик

 Б) зрачок                                                                Д) сетчатка

 В) роговица

Уровень С.

 1.В чем состоит барьерная функция печени?

 2. Почему сердце работает всю жизнь, не утомляясь?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...