урок на тему " Строение растений. Семенные и споровые растения." биология – 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

купреев михаил никитович
  • знакомлю учащихся с разнообразием растений;
  • формирую понятие "орган"; углубляю знания о вегетативных и генеративных органах растений;
  • показываю различия между споровыми и семенными растениями;
  • учу школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы;
  • знакомлю с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biolog51.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                      биология – 6 класс

урок на тему        Строение растений. Семенные и споровые растения.

Задачи урока: а) познакомить учащихся с разнообразием растений;

б) сформировать понятие "орган"; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;

в) показать различия между споровыми и семенными растениями;

г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.

Оборудование урока: таблицы "Органы цветкового растения", "Голосеменные растения", "Папоротники", "Водоросли", "Мхи"; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.

Содержание урока:

  1. Организация школьников на урок.
  2. Контроль знаний
  • Многообразие жизненных форм растений
  • Продолжительность жизни растений
  • Происхождение разнообразия культурных растений
  • Умение различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дидактических карточек)

       3.  Изучение нового материала:

  1. Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни растения (организма). Органы растения (актуализация знаний семиклассников об органах растений и животных; беседа.)
  2. Вегетативные органы растения – корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами (беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рисунка 10 §2 учебника.)
  3. Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов – гаметангии и половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как органы полового размножения цветковых растений (рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с.12 учебника.)
  4. Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений (самостоятельная работа с текстом §2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)
  5. Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма (рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений. Лабораторная работа №2 – "Рассматривание спор папоротника", оформление результатов; беседа.)
  6. Строение цветкового растения. Лабораторная работа №1 – "Знакомство с цветковыми растениями" (оформление результатов в рабочей тетради; проверка результатов.)
  7. Сравнение строения семенных и споровых растений (беседа с элементами объяснения.)

        4. Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений и их строении (обобщающая беседа).

        5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.

Лабораторная работа №1.

Тема. "Знакомство с цветковым растением"

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).

Ход работы

  1. Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.
  2. Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.
  3. Плоды и цветки находятся на стебле.
  4. Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.
  5. Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.
  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.

      Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий             стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.

Лабораторная работа №2.

Тема. "Рассматривание спор папоротника"

Цель: ознакомиться с внешним видом спор.

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги.

Ход работы:

  1. Рассмотрели выданное нам растение – папоротник мужской.
  2. На нижней поверхности листа нашли коричневые бугорки. Это – мешочки со спорами. В этом мы убедились, когда потрясли лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпались.
  3. Рассмотрели их под лупой. Они имеют округлую форму.
  4. Выполнили схематический рисунок споры.
  5. Сравнили размеры спор с семенами редиса.
  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною были рассмотрены споры папоротника и семена редиса. Я выяснил, что спора – это клетка, с помощью которой растение размножается, а семя – это орган полового размножения и расселения растений. Споры – это мелкие образования, а семена намного больше по размерам, чем споры.

Биологический словарь понятий и терминов

  • Высшие растения – это все растения, тело которых расчленено на отдельные органы.
  • Низшие растения – это растения, тело которых не расчленено на отдельные органы.
  • Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенные функции и имеющая  особое строение.
  • Вегетативные органы растения – органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста. Все вместе они образуют вегетативное тело.
  • Генеративные  органы растения – органы растения, служащие для полового размножения. К ним относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.
  • Половые клетки (мужские и женские) называют гаметами. Они являются продуктами генеративных органов.
  • Цветковые растения – это растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.
  • Семенные растения – это растения, образующие семена.
  • Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.
  • Спора – это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения.

Растения

                                                 

                                                        Низшие

                                               водоросли                

                                                                                          Высшие

                                                                мхи и папоротники       все деревья,

                                                                                                         кустарники и травы                                            

                                              Споровые                                                    

                                                                        Споровые                

                                                                                                          Семенные

                                                                                          цветковые              

                                                                                         (семена                         хвойные

                                                                                          в плодах)                     (семена в                                                                                                    шишках)

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Урок включает в себя изучение материала как однодольных, так и двудольных растений, лабораторную работу и презентанцию....

Разработка урока по теме "Строение семени двудольных растений"

Конспект урока по теме "Строение семени двудольных растений"...

Презентация к уроку по теме "Строение семени двудольных растений"

Презентация "Строение семени двудольных растений"...

"Семенные и споровые растения"

Задачи:Показать сходство и различия между споровыми  и семенными растениями;Развивать практические умения работать с ручной лупой, зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы;Формировать от...

Презентация урока на тему "Голосеменные – высшие семенные растения"

quot;Голосеменные – высшие семенные растения"Я росту, чтоб в Новый год,Плыл весёлый хоровод,Зелена я и свежаИ похожа на ежа,И в жару или метель,Называют меня......