Разработка урока по теме "Строение семени двудольных растений"
методическая разработка по естествознанию (6 класс) по теме

Конспект урока по теме "Строение семени двудольных растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1_dlya_pechati.rar11.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Строение семян двудольных растений» (6 класс)

                                     Малова О.В., учитель высшей категории МБОУ

«Вутабосинская СОШ» Канашского района

Цель:  ознакомление  учащихся с особенностями строения семян двудольных растений.

Задачи: раскрыть особенности строения семян двудольных растений; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян; развивать наблюдательность, речь учащихся.

Оборудование: таблица “Строение семян”, чашки Петри, семена фасоли, тыквы (сухие, набухшие), линейка, коллекция семян, аппликация из цветных бумаг

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, подготовка класса к работе.

II. Постановка темы и цели урока вместе с учащимися

Учитель читает стихотворение:

У меня  в руке будущая жизнь,

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою все воет.

Спит и дышит жизнь у меня в руке,

Будущий побег и могучий корень.

Учитель: Что же на самом деле у меня в руке?

Ученики: Семя.

Учитель: Тема нашего урока «Строение семян двудольных растений». Чем мы будем заниматься на этом уроке?

Ученики: Ознакомимся с особенностями строения семян двудольных растений.

III. Проверка знаний.

Фронтальная, с дополнением и уточнением – о многообразии растений, высших и низших, об органах покрытосеменных растений.

Вопросы для повторения.

  1. Какие группы растений являются высшими, а какие низшими?
  2. Почему водоросли относят к низшим растениям?
  3. Назовите представителей одноклеточных зеленых водорослей (хламидомонада, хлорелла).
  4. Многоклеточные водоросли (улотрикс, спирогира).
  5. Как называют тело многоклеточных водорослей?
  6. Что такое ризоиды и какова их роль?
  7. А какие органы есть у покрытосеменных растений?
  8. На какие две группы делятся эти органы?

IV. Изучение новой темы.

   Мы выяснили, что тело растения состоит из органов, которые имеют определенную внешнюю форму и выполняют определенную работу, или как говорят, функцию. Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями. Как же появляются молодые растения?

У меня для вас задание,
На уменье и на знание.
В руки карточки возьмите,
И внимательно прочтите.
Рассмотрите это семя,
И сравните их размеры.

V. Практическая работа «Строение семени фасоли»   (Приложение 1)

Цель: изучить строение семени фасоли и смоделировать его с помощью цветной бумаги.

Ход работы

1. Рассмотрите семена фасоли.

Учитель: Почему одно из них больше, чем другое? На вогнутой стороне находится отверстие – микропиле (семявход). Через него в семя проникает вода и воздух. Более крупное семя впитало влагу и набухло. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) Следующее задание на Смекалку и внимание.

“Коробочка запечатана,
А ней растенье спрятано.
С ветками листочками,
С белыми цветочками”
Чтоб найти нам ответ,
Мы исследуем объект.
Чем покрыто семя?

Для чего семенам кожура?

2. Препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.

3. Рассмотрите зародыш.

Учитель: Изучите зародыш. Чем он образован?

Ответ учащихся: зародыш имеет 2 семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку с листочком.

Учитель: мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоит их 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так что же это за коробочка?

Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения.

Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайте загадку.

“В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький.
В кладовой еда лежит,
Как проснётся, будет сыт”.

Ответ учащихся: в семядолях находится запас питательных веществ.

Учитель: правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем больше питательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли?

Найдите две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

4. Смоделируйте семя фасоли, используя цветную аппликацию.

5. Сделайте выводы.

Вывод: семя фасоли покрыто семенной кожурой и имеет две семядоли, содержащие запас питательных веществ и зародыш, который состоит из трех частей: стебелька, почечки и корешка.

VI. Оценивание работы самими учениками.

Ученики меняются тетрадями, проверяют друг у друга модели семян и сформулированные выводы и ставят оценки.

VII. Закрепление изученного материала.

 Учитель:

Как верёвочка не вьётся, а кончику быть.
Напоследок я пословицы прошу вас объяснить.

  1. “От доброго семени – добрый всход”
  2. “Каково семя, таково и племя”
  3. “По семенам и всходы”

Ответ учащихся:

Пословицы говорят о том, что для посева нужно брать хорошие полновесные семена.

Учитель: И, конечно же друзья, без загадки никуда!

“В золотой клубочек
Спрятался дубочек.”
“Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос” (жёлудь)

“У матери тысячи сыновей,
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла.” (материнское растение и семена с запасом питательных веществ.

VIII. Домашнее задание

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но... к концу подошел наш урок.
Прошу – уберите рабочее место.
Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно,
Что будут они «хорошо» и «отлично».

Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!

Приложение 1.

Практическая работа «Строение семени фасоли»  

Цель: изучить строение семени фасоли и смоделировать его с помощью цветной бумаги.

Ход работы

  1. Рассмотрите  на рисунке схему строение семени двудольного растения. Найдите основные части семени: семенную кожуру, зародыш, эндосперм. Рассмотрите на схеме строение зародыша. Найдите основные его части: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, семядоли (зародышевые листья), зародышевую почечку.
  2. Возьмите семя фасоли (гороха) и найдите на его поверхности рубчик и семявход.  Зарисуйте внешний вид семени, обозначьте  рубчик и семявход.
  3. Снимите кожуру с семени, набухшего после поглощения воды. Для этого подденьте препаровальной иглой кожуру в месте семявхода и надорвите  его. Раскройте семя, разделив его на две половины. Из каких частей состоит семя  фасоли? Рассмотрите зародыш, находящийся под кожурой семени. В какой части зародыша накапливаются питательные вещества?
  4. Сравните препарат со схемой. Зарисуйте зародыш, обозначьте его части: корешок, стебелек, семядоли, почечку.
  5. Сделайте вывод о строении семени фасоли. Какие функции выполняют семядоли зародыша фасоли?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс

данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....

Презентация к уроку по теме "Строение семени двудольных растений"

Презентация "Строение семени двудольных растений"...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Разработка урока по теме"Половое размножение растений"

Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса....

Разработка урока по теме "Вегетативное размножение растений" 6 класс

Данный конспект предназначен для проведения урока биологии с учащимися 6 класса по теме «Вегетативное размножение растений». Разработка поможет учителям-предметникам увлекательно провести урок, развит...

Разработка урока по биологии 5 класс "Растения"

Разработка урока по биологии ФГОС по учебнику И.Н.Пономарева. Тема урока "Растения".Презентация по теме "Растения"....

Разработка урока 6кл "Семейства класса Двудольных"

Познакомить учащихся с многообразием растений семейств  класса Двудольных : Крестоцветных, Пасленовых, Бобовых», отличительными признаками семейств, значением растений данных семейств ...