Образовательный проект Технология критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО
проект по биологии на тему

Паршина Людмила Михайловна

Технология  критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов  и методов технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_parshinoy_l.m.docx149.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Образовательный проект

Технология  критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО

Подготовила учитель биологии МОУ « Большеелховская СОШ» Паршина Людмила Михайловна

Большая Елховка

2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Обоснование выбора технологии…………………………………………………………………3
  2. Краткая характеристика основной идеи технологии………………………………………7
  3. Этапы и приёмы технологии критического мышления…………………………………….11
  4. Использование элементов технологии РКМЧП на уроках  биологии……………………15
  5. Эффективность технологии……………………………………………………………………..18
  6. Разработки уроков с использованием технологии критического мышления……………21

Выводы……………………………………………………………………………………………………..35

     Список литературы………………………………………………………………………………………36

.

Особенностью живого ума является то,

что ему нужно лишь немного увидеть и

услышать для того, чтобы он мог потом

долго размышлять и многое понять".

Джордано Бруно

1.Обоснование выбора технологии

  В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодому поколению нужно готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, творчески перерабатывать, реализовывать их на практике. Поскольку школа является одним из главных инструментов формирования личности с универсальными знаниями и умениями, то и она не стоит на месте, а двигается вперед и ищет новые технологии, формы и методы для создания такой личности. В условиях перехода на ФГОС второго поколения использование различных педагогических технологий даёт возможность сделать урок не только источником получения знаний, но и учит ученика добывать эти знания самостоятельно.

   К настоящему времени сложилось достаточно много разнообразных технологий, одна из них технология «критического мышления». Приемы, предлагаемые данной технологией, позволяют сделать работу интересной, творческой и результативной.

   Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.

Традиционно считается, что основная задача школы – это образование. На традиционном уроке мы, учителя, заинтересованы, прежде всего, в изучении учебного материала в соответствии с программными требованиями. Времени катастрофически не хватает. Авторитарная позиция учителя сковывает инициативу и самооценку учащихся, снижает  уровень их развития и креативности. Дети пассивны. Вот и приходится  учителю работать больше самому, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде, не прилагая усилий в поиске знаний.

   Мы обучаем в школе математике, физике, биологии и другим предметам. Но, когда дети выходят из стен школы, они теряются и выясняется, что их не научили главному – таким жизненно – необходимым навыкам, как эффективному общению, самостоятельно решать проблемы, справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, сказать «нет», уметь отказывать, быть успешными в учебе и работе, в жизни. Из-за не сформированности этих жизненно-важных навыков молодые люди в будущем будут иметь низкую самооценку, неуверенность в себе, не смогут  найти себя в обществе, в семье.

   Сейчас задачи перед школой  изменились. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.

   Решить часть задач, которые сегодня стоят перед школой могут и должны стать современные образовательные технологии. На сегодня в научной литературе существует много определений понятия «технология». Следует сказать,  что даются  около 300 трактовок и определений этого понятия «технология». Слово «технология» довольно прочно обжилось в педагогическом словаре, при том, что до сих пор нет четкого понятия. Общее толкование понятия «технология»: техно - мастерство, логос - наука, то есть наука о мастерстве. Технология - это достаточно жестко зафиксированная  последовательность действий, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения поставленных задач. Проще запомнить, что технология - это инструмент, при помощи которого решаются задачи образовательной программы. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?». А технология — на вопрос «как делать?».

   Актуальность: педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное формирование общеучебных умений и навыков ученика.

   Во-первых, наблюдения, проведенные среди школьников, показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Школьные учебники биологии либо написаны слишком «научно», без достаточного учета возрастных особенностей обучающихся, либо перегружены фактическим материалом.

   Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно-следственные связи.

  В-третьих, в большинстве случаев учащиеся,  не всегда могут ответить на поставленный вопрос.

   Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов  и методов технологии критического мышления.

В соответствии с темой были определены цель, задачи.

   Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

   Задачи:

1. Овладеть методами и приемами технологии РКМ, активно применять их на практике.

2. Определить критерии оценки уровней критического мышления в процессе обучения и педагогические способы их измерения.

3.Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

4.Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Практическая значимость заключается в том, что обоснованная система методических условий формирования критического мышления, умений оценки, самооценки, доказательства, опровержения и т. д. способствует повышению уровня культуры умственного труда, социальной активности учащихся.

Этапы

I этап 2012-2013 учебный год - теоретический, диагностический:

1.Теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической, философской, методической литературы.

2. Входная диагностика:

Цель диагностики: определить уровень компетенций критического мышления обучающихся:

Параметры диагностики:

-кластеры на примере общего термина «семья», «биология»,

- синквейн «друг», «жизнь», «организм»,

-дерево предсказаний, «зимние каникулы», «жизнь на Земле».

Анализ диагностики. Результаты диагностики показали, что учащиеся лучше всего справились с такими видами работ, как составление кластера - это может указывать на умение находить причинно-следственные связи. Учащиеся показали средний уровень умений резюмировать информацию, излагать в нескольких значимых словах, синтезировать сложную информацию. На этот факт может указывать сложение синквейна. На среднем уровне находится умение учащихся моделировать (дерево предсказаний). Трехчастная таблица отражает средние показатели компетенций планировать, структурировать материал:

Параметры диагностики

Справляемость

6класс

7класс

8класс

9класс

кластер

60%

80%

20%

90%

синквейн

32%

30%

56%

30%

дерево

предсказаний

30%

60%

50%

50%

трехчастная

таблица

80%

40%

30%

30%

II этап, 2013-2014 учебный год - внедренческий

1. Промежуточная диагностика.

2. Внедрение приемов и методов РКМ в педагогическую практику.

IIIэтап, 2014-2015 год-заключительный

2. Краткая характеристика основной идеи технологии

   В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.

   Американские педагоги разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-«, «?», заполнение кластеров, таблиц и др.)

   Технология стала известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться.

   Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис  Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

   Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно и сознательно  с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

   Таким образом, критическое мышление - это не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Они формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

   Задачи, которые решает РКМ тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД:

1.Личностные действия: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2.Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

3.Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

4.Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Технология учит современного школьника:

  • критически мыслить;
  • проявлять активность в познании окружающего мира;
  • владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации;
  • аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;
  • эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
  • добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

Технология дает учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
  • возможность использовать эффективные методики, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?  Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

   По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

-не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

-не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

-коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

   Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

   В технологии критического мышления выделяются социокультурный, технологический и методический аспекты.

   Социокультурный аспект - основой его является идея нравственного воспитания граждан открытого общества. Чтобы подготовить ребенка к жизни в нем, учебный процесс тесно увязывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

   Технологический аспект - основу составляет модель из трех стадий: вызов - осмысление - рефлексия.

   В методическом аспекте - технология включает совокупность методик, включающих  приемы  по  видам учебной деятельности не  зависимо от предметного содержания.

Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

  • Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  • Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  • Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

3.Этапы и приёмы технологии критического мышления

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

  1. стадии вызова - постановка задач;
  2. смысловой стадии-изучение нового материала;
  3. стадии рефлексии - закрепление обобщение.

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

Приёмы «Технологии развития критического мышления»

   Формы урока «Технологии развития критического мышления» отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.3

   Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I.  Вызов:

-актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмысление содержания: 

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

диспуты;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий, диалогов.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

1) ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

2) Мозговая атака.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

3) Групповая дискуссия.

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

4) Чтение с остановками и Вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом.

5) Кластеры.

   Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

6) Синквейн.

  Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

  7) «Продвинутая лекция».

   Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

   8) Эссе.

   Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

  10) Перепутанные логические цепочки.

В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

11) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

   Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

12) Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

13) Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

4. Использование элементов технологии РКМЧП на уроках  биологии (на примере 6-7 классов)

  Одной из центральных проблем современной школы – является формирование мотивации к учению. Резервами становления мотивации является устойчивый интерес к предмету, к способам добывания знаний.

   Я провела диагностику направленности мотивации изучения предмета биологии у учащихся в 6 и 7 классах. В результате у 48% учащихся 6 класса наблюдалась внешняя направленность мотивации, то есть анализ учебной работы учащихся делала я, и овладение содержанием учебного предмета служило для учащихся не целью, а средством достижения других целей (например, получение хороших оценок). Уже в 7 классе у этих же учащихся внешняя направленность мотивации снизилась до 29% после того как была использована ТРКМ. Это говорит о том, что внутренняя мотивация повысилась, то есть учащиеся уже сами могут анализировать итоги своей учебной деятельности, а не получать знания в готовом виде. И, следовательно, растет познавательная потребность учеников и удовольствие, получаемое от процесса познания.

   Реализуя в своей работе деятельностный подход к обучению, предпочтение отдаю методам самообучения и проблемного обучения биологии. Используя методы самообучения, я стараюсь создать условия для самостоятельной работы учеников на уроках: это работа с дидактическим материалом, учебниками, справочными пособиями, раздаточным материалом.

  В среднем звене в процессе обучения я применяю образовательную технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В данной технологии упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. И в основе лежит самостоятельная работа учащихся с источниками информации. Учащиеся среднего звена еще не совсем способны находить, отбирать и анализировать информацию. Поэтому, применение данной технологии поможет создать у учащихся устойчивую мотивацию на получение новой информации, её систематизации, осмысление и выявление «белых пятен», то есть отсутствие информации по данному вопросу.

   Согласно данной технологии процесс обучения складывается из трех этапов: вызов, осмысление, размышление и рефлексия.

 I.Стадия вызова.

Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получение новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.

  Например, на данном этапе при изучении темы «Цветок – генеративный орган, его строение и значение» (биология 6 класс) можно предложить нарисовать или срисовать цветок с таблицы или муляжа цветка и подписать его основные части. Затем ответить на вопросы:

· Что вы знаете о цветке как об органе растения?

· Что бы вы хотели узнать о цветке?

  И возникает учебная проблема: Почему цветок является генеративным органом растения?

Проблемные ситуации обеспечивают усвоение знаний, как продукта самостоятельного творческого поиска, вызывают у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.

   2) Стадия осмысления.

 Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации ученика на активное получение новой информации с последующей ее систематизации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача моя  на данном этапе заключается в том, что бы с помощью различных методических приёмов помочь ученикам отследить сам процесс познания и понимания.

   А) На данном этапе провожу практическую работу в парах с использованием учебника и муляжей цветков. В ходе работы учащиеся должны сравнить свои рисунки с рисунками учебника и выяснить правильное строение цветка и функции его основных частей. Затем сделать пометки в виде минусов там, где были допущены ошибки.

   Б) Или можно начертить таблицу из пяти колонок. В целях экономии времени их можно обозначит знаками, смысл которых написан на доске. В течение 10-15 минут учащиеся читают текст и на полях делают пометки карандашом согласно знакам. После того, как работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу. Данная работа позволяет проанализировать текст и перевести обширную информацию из текстовой в лаконичную в форме таблицы. Далее под моим руководством учащиеся сравнивают результаты своей работы с текстом и со своими предположениями, сделанные на первом этапе вызова.

  В) Или на основе первоначальных знаний можно начать заполнять таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал», где:

З – что знают учащиеся по данному вопросу;

Х – что хотят знать учащиеся;

О- что в результате узнали учащиеся по завершению изучения темы.

   3) Стадия размышления и рефлексии.

Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; анализ всего процесса изучения материала.

  С целью обобщения полученной из текста информации можно начертить схему – паук, в которой будут систематизированы полученные знания. Или анализ таблицы.

  Авторы данной технологии (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж.) предлагают свое определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».

На уроках в 9 классе я часто использую технологии проблемного, группового обучения, методы и приёмы технологии проектной деятельности. Но наиболее продуктивной я считаю технологию развития критического мышления, которая позволяет обеспечить развитие критического мышления.

5. Эффективность технологии

   Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников в свете требований ФГООС. Работая по любой программе, можно применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся универсальных учебных действий.

   Приёмы, наиболее часто, используемые мной на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.

   Главную ценность РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Как я могу использовать эту информацию?». Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.

   В результате использования ТРКМ ученики стали лучше понимать текст. Улучшились такие показатели как умение конструировать текст и умения ставить вопросы к тексту. Считаю, что умение работать с текстом помогает выпускникам лучше учиться в средних и высших учебных заведениях.

   В результате применения технологии у обучающихся развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания, и более успешно усваивается содержание материала по предмету. Как следствие растёт качество знаний по биологии, многие ученики участвуют в олимпиадах по предмету, выбирают данный предмет для сдачи итоговой аттестации. Полученные навыки помогают учащимся готовиться к олимпиадам. Результаты указывают на верное направление в моей педагогической деятельности.

   Мои ученики постоянно принимают участие в олимпиадах различных уровней и занимают призовые места. Растёт участие учащихся принимающих участие в школьных олимпиадах с 25 % до 35%. Разнообразие форм работы с учениками с использованием технологии критического мышления помогает ребятам в выборе будущей профессии. Выпускники нашей школы поступают на факультеты разных вузов, где приоритетной является наука биология, экология.

   Защита индивидуальных и групповых проектов осуществляется в ходе научно-практических конференций различного уровня. Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной конференции и занимают призовые места, выступают со своими проектами на районной конференции, региональной конференции, где становятся лауреатами. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.

   Анализ научно- исследовательских работ учащихся свидетельствует о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач. Сформированность у школьников критического мышления позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, способствует успешному вузовскому обучению, помогает развивать их жизненные цели.

   Результативность участия обучающихся в муниципальном  этапе  Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам

Учебный год

Предмет

Фамилия, имя ученика

Класс

Результат

2011-2012

Биология

Разумовская Елизавета

11

Призер

Петуненкова Анастасия

11

Призер

Рузаев Китилл

10

Призер

Шалунов Андрей

9

Участие

Тихонова Анна

8

Участие

Экология

Петуненкова Анастасия

11

Призер

Рузаев Кирилл

10

Победитель

2012-2013

Паршина Алина

7

Призёр

Юсупова Сумаййя

9

Победитель

2013-2014

Ключников Дионисий

10

Победитель

Рузаев Кирилл

11

Победитель

Зайцева Евгения

10

Призёр

Паршина Алина

8

Призёр

Результативность участия обучающихся в республиканском этапе  Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам

Учебный год

Предмет

Фамилия, имя ученика

Класс

Результат

2011-2012

Биология

Юсупова Сумаййя

9

Участие

2012-2013

Экология

Рузаев Кирилл

11

Участие

Экология

Курдюкова Ирина

10

Участие

Результативность участия обучающихся в научно-практических конференциях, конкурсах

Учебный год

Уровень конкурсных мероприятий

Фамилия, имя ученика автора проекта

Класс

Результат

2012-2013

Республиканская  олимпиада антинаркотической направленности акция «Без наркотиков».

Шибанов Евгений

10

2 место

Межрегиональная  Научно-практической конференция по эколого-этнографическому проекту «Дерево земли, на которой я живу».

Шибанов Евгений

10

2 место

Муниципальная НПК» Первые шаги»

Дружинкина Ангелина

6

Победитель

Республиканский   конкурс исследовательских и проектных работ « Интеллектуальное будущее Мордовии»

Дружинкина Ангелина

6

Участие

Муниципальная НПК» Первые шаги»

Рузаев Кирилл

9

Участие

2013-2014

Региональный конкурс исследовательских и проектных работ « Интеллектуальное будущее Мордовии»

Паршина Алина

8

Победитель

Муниципальная НПК « Первые шаги»

Невлютова Регина

6

Призёр

6. Разработки уроков с использованием технологии критического мышления

Урок биологии в 7 классе с использованием элементов технологии РКМЧП по теме

«Земноводные – первые наземные животные».

Характеристика темы: данный урок является последним в теме «Класс Земноводные». На изучение этой темы отводилось 4 урока.

Дидактическая цель: Создание условий для обобщения и систематизации  учебной информации через использование технологии критического мышления и  разноуровнего обучения.

Цели по содержанию:

I.Образовательные: 1.Способствовать обобщению и систематизации знаний о внешнем и  внутреннем строении  земноводных животных.

2.Создать условия для установления причинно-следственных связей между строением и условиями обитания.

3.Выяснить значение появления класса амфибий на пути эволюции позвоночных животных.

II. Развивающие: 1.Продолжить развитие информационной компетентности – умения находить необходимые сведения в тексте учебника, извлекать информацию из других источников.

2.Продолжить развитие коммуникативной компетентности – готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигая гипотезу, доказательства.

3.Продолжить развитие социальной компетентности-продуктивно взаимодействовать со своими партнёрами, с членами группы при взаимообучении.

III. Воспитательные: 1.Продожить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к природе, к братьям нашим меньшим.

2.Продолжить формирование научного мировоззрения на основе познания процесса исторического развития животного мира.

Тип урока – обобщение и систематизация знаний.

Методы обучения: репродуктивный, проблемного изложения, частично- поисковый ( по И.Я. Лернеру, М.Н.Скаткину ).

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая фронтальная.

Структура  урока  Эпиграф урока:    «Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше. Наряд  у лягушки удобен и прост…»  

 Лейла Гайнулина

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Этап вызова.

●актуализация

и обнаружение

имеющихся у ученика знаний по данной проблеме.

●побуждение интереса к теме

●мотивация ученика к учебной деятельности

●Создаёт комфортную ситуацию для начала урока.

●Звучит запись голосов земноводных в природе, предлагает эпиграф и задаёт вопросы:

-О ком идёт речь в этом эпиграфе?

-С какой целью у земноводных появились лёгкие?

-Докажите, что земноводные – это пионеры во всём, что касалось жизни в воздушной среде?

●Делит класс на 2 группы  по 3 человека в каждой и предлагает сыграть в игру «Верю-не верю»: ответить на вопросы и обосновать

своё мнение.

●Задаёт вопрос:

*В чём же земноводные

были «пионерами»?

●Готовятся к началу урока

●Приветствуют учителя и гостей

●Актуализируют имеющиеся знания.

●Создают группы, обсуждают ответы, затем последовательно отвечают на вопросы для всего класса.

●Рассуждают, делают

предположения.

2.Этап осмысления.

●получение новой информации

●осмысление новой информации

●соотнесение её с  уже имеющимися знаниями

●Предлагает учащимся добровольно создать новые по составу экспертные группы: 3 группы по 2 человека, с тем, чтобы сообща поработать  и обсудить предложенные задания, используя учебник и дополнительную литературу, затем вернуться   в  группу и ознакомить всех с изученным материалом

(стратегия «зигзаг»)

●Объединяются в экспертные группы,

изучают информацию, отвечают на вопросы, возвращаются в группу и поочереди рассказывают.

3.Этап

рефлексии.

●целостное осмысление и обобщение полученной информации

●выработка собственного    отношения к изученному материалу и его повтор-ная проблематизация

(новый «вызов»)

●анализ всего

процесса изучения материала

●Задаёт вопросы по обсуждаемой проблеме членам группы

●Составить «кластер» по

изучаемой проблеме

(пучок идей)

↑           ↑           ↑

земноводные-

пионеры

↓            ↓          ↓

●Предлагает вернуться к игре «Верите ли вы?»

и вновь обсудить предложенные в ней вопросы.

●Предлагает разноуровневое домашнее задание:

Δ  прочитать §, повторить признаки земноводных

■ подумать, почему земноводные не стали самой процветающей

группой животных?

*составить « синквейн» по изученной теме

●Предлагает оценить

уровень эмоционального состояния:

!-мне было интересно

?.много было непонятно

-- мне было неинтересно

● Определить уровень

своих достижений,   наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания

●Подводит итоги урока, объявляет отметки

●Отвечают на     вопросы

●Составляют «кластер» и презентуют  его.

●Отвечают на вопросы и обосновывают своё мнение.

●Записывают домашнее задание.

●Оценивают уровень

своего эмоционального состояния на уроке.

●Определяют уровень своих достижений(Δ, ■, *)

Приложение №1 .Вопросы.  Верите ли вы, что…

● Земноводные – это первые наземные животные.

● Земноводные могут издавать громкие звуки и неприятный запах.

● Земноводные не болеют кожными заболеваниями.

● В Китае и Японии используют яд жабы в медицине.

● Земноводные могут ориентироваться, используя магнитное поле Земли.

● Человек сконструировал несколько моделей «лягушачьего глаза».

● Земноводные имеют в скелете шейный позвонок, который соединён с черепной коробкой.

● Трёхкамерное сердце земноводных более выгодно, чем двухкамерное сердце рыб;

● Земноводные поддаются дрессировке.

Приложение №2 Задания для работы экспертных групп.

Экспертная группа № 1. Обсудите вопросы

■У земноводных врагов предостаточно, а ни острых когтей, ни мощных клыков у них нет. И всё же за миллионы лет они в совершенстве освоили искусство самообороны. Докажите это.

■Без компаса и карты ориентируются земноводные на местности. Что помогает им в этом?

Экспертная группа № 2Обсудите вопросы

■ Земноводные первыми встали на ноги и научились поворачивать голову. Какие особенности  скелета появились в связи с этим?

■У земноводных трёхкамерное сердце и два круга кровообращения. Докажите, что, это выгодно.

Какие преимущества в связи с этим получили земноводные?

Экспертная группа № 3. Обсудите вопрос

Усовершенствование систем внутренних органов повлекло усложнение самой важной системы – нервной, причём в первую очередь её главного отдела- головного мозга. О сообразительности животных судят  по одному показателю: поддаются или не поддаются они дрессировке.

Что можно сказать о сообразительности земноводных? Ответ обоснуйте.

        Урок по технологии развития критического мышления в 6 классе по теме:

«Цветок - орган семенного размножения»

Цель урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

Образовательная:  изучить особенности строения цветка.

Развивающая: развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: привить навыки коммуникативного общения, работать с таблицами, натуральными объектами.

Оборудование: схемы, таблицы, натуральные объекты, фотографии, справочники.

Этап  урока «Вызов»  

Учитель: «Ребята, малыши начальных классов сочиняли загадки,  две из них я хочу вам прочитать».

1.Загадка

              «На праздник их дарят,                                                 «Тонкий стебелёчек,

                И в дни поздравлений,                                                 Яркий лепесточек,  

                Когда всем здоровья и счастья желают,                      Радуется солнышку,

                Посмотришь на них и радость внутри,                        Маленький………..»                                                

                Красивее их на земле не найти».  

Ребята разгадывают загадки  (Цветы, Цветочек)

Учитель: Как вы думаете, ребята, какое отношение имеют эти загадки к нашему уроку? (Возможно, мы их будем изучать…)

  Учитель: Вы абсолютно правы.  Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной, значимой как для других организмов, так и нас, темой – Цветок. А почему?... Мы попытаемся ответить на этот вопрос  в конце урока.

  • Запишите в тетрадях число и тему урока «Цветок – орган семенного размножения»
  • Нарисуйте нашу разгадку в своих тетрадках (обучающиеся записывают тему урока и зарисовывают цветок.)

Учитель: Начнем мы урок с того, что попытаемся сформулировать определение, что такое   ЦВЕТОК.    Для этого, вам необходимо  вспомнить строение побега, виды почек…

 (Учащиеся дают свои определения, работа учеников может быть  как индивидуальной, так и групповой 1-2 мин).

 Учитель: Давайте сравним ваши определения с определениями, записанными в биологических справочниках (можно предложить учащимся найти определение и зачитать).

 Идет обсуждение понятия, отмечаются самые удачные определения.

Учитель: Посмотрите на свои рисунки и вспомните, что вы уже знаете о цветке? А чтобы было сделать это легче, я предлагаю вам сделать краткие записи в правой колонке таблицы  в сигнальных листиках, которые лежат у вас на столах.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Возможные записи обучающихся (он состоит из лепестков, у него есть ножка, бутон, растут группой, мелкие и т.д.

Учащиеся записывают свои личные знания о цветке в первую колонку. Обмениваются информацией и  обсуждают её.

Учитель: Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями о цветке, а я занесу их в общую таблицу. (Учитель заполняет колонку)

Оформление доски (таблица 1)

ЗНАЕМ

ХОТИМ УЗНАТЬ

УЗНАЛИ

  1. Этап «Осмысление»

Учитель: Вот как много слов мы записали. Внимательно посмотрите еще раз  и попробуйте соотнести их к предложенным биологическим понятиям: строение, функции,  многообразие.

( Работа может проводиться как индивидуально, так и в группах 2-3мин)

Возможные записи таблицы 2.

                                           Строение                Функции             Многообразие  

                                           ---пестик------         ---защита-           --одиночные

                                           ---цветоножка-----    образует пыльцу    

                                           -----------                             ------------------

Учитель: Давайте посмотрим, как распределились  эти понятия по группам и почему?  (Обсуждаем,  аргументируем, делаем поправки, заполняем доску)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, вам достаточно этих знаний о цветке?

  1. Этап «Чтение с пометкой»

Учитель: У вас на столе лежат схемы и тексты. Я вам предлагаю прочесть текст  и на листках текстов сделать пометки о том, что вам уже известно,  что узнали и, что хотите еще узнать о цветке, используя следующие символы.

(∨) – знаю

(+) – это для меня новое

(?)  - хочу узнать

Учащиеся работают с текстом, делают пометки (10-12мин)

Учитель: Все справились с работой? А теперь выпишите в левую колонку  биологические понятия, которые вы узнали в ходе чтения текста.

 Ребята работают с текстами и схемами, заносят данные в 3 колонку таблицы (узнал новое).

Учитель: Давайте обсудим, что же было новым для вас?

По ходу обсуждения, учитель заносит данные в таблицу на доске. Уточняются понятия, конкретизируется  строение цветка, дают ответ  на вопрос о роли цветка.

Учитель: Внимательно посмотрите на понятия в 3  колонке и дополните схему: строение, функции, многообразие.

Этап «Развития познавательного интереса». Учитель предлагает учащимся  выбрать в тексте информацию, которая вызывает у обучающихся,  потребность узнать, дополнить знания об изучаемом цветке в большем объеме.

Ребята работают с третьей колонкой (хочу узнать), заполняют её, а учитель, обобщив их, заносит в  таблицу на доске. В конце работы таблица на доске становиться заполненной.

Этап »Подачи домашнего задания».

Учитель: Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы?  В ходе обсуждения, учащимся предлагаются индивидуальные задания, исходя из того, что они хотят узнать дополнительно.

Д/З – используя § 44, схемы, тексты, (по желанию составить мини – рассказ «Путешествие по цветку»).

Этап «Рефлексия».

Учитель: Наш урок подходит к концу, но изучение темы на этом не заканчивается, это только первые шаги в познании удивительного чуда природы – цветка. Нам еще многое предстоит узнать о многообразии цветка, его роли в природе и жизни всего живого на земле.

 Учащимся предлагается ответить  на вопросы  карточек

1.Сегодня на уроке мне было интересно узнать о …

         2. Если бы не было цветов, то…

         3.Мне понравилось работать в паре, потому, что…

         4.Знания о строении цветка мне пригодятся в жизни…

         5.Я был удивлен, узнав о том, что…

          6.Заполните схему о строении цветка

Части цветка

Даже самая богатая выставка, на которой продемонстрировали бы своих питомцев цветоводы целой страны, не смогли бы дать полного представления обо всём разнообразии форм, размеров, красок и всех особенностях строения цветков, созданных природой. Несмотря на это, некоторые основные моменты в развитии и  структуре цветка у всех растений остаются строго неизменными. А потому можно говорить об условном цветке, детали которого с теми или иными отклонениями в конструкции входят в цветки всех растений.

 Цветок - простой видоизмененный укороченный побег, являющийся репродуктивным органом, в котором протекает половой процесс, вследствие чего развивается плод и семена. Функции полового воспроизведения осуществляется в половых органах цветка, которые можно считать главными.

 Наш условный цветок обоеполый,так как подавляющее большинство цветков именно таких. Подобно вегетативному побегу, цветок состоит из стеблевой части-цветоножки, с помощью которой он крепится к растению (если она отсутствует, то цветок называется сидячим)и цветоложа- основания, где расположены все части цветка.

Ниже всего на цветоложе размещается чашечка, состоящая из зеленых листочков-чашелистиков (свободных или сросшихся). Они защищают все остальные части цветка, особенно в состоянии бутона.

Выше чашелистиков расположен венчик - совокупность отдельных лепестков. Чаще всего они ярко окрашены для привлечения насекомых-опылителей и защищают главные части цветка.

Главными частями цветка является – пестик и тычинки. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развиваются микроспоры, а из них – пыльца.

Пестик состоит из завязи (в ней находится семяпочка с зачатком семян) столбика ирыльца, на который попадает и прорастает пыльца.

 «Отец» систематики растений- Карл Линней, назвал этот комплекс – женской репродуктивной системой, а тычинки – мужской. Это органы размножения.

У некоторых растений тычинки превращаются в лепестки (маки, розы, пионы). Такие цветки называют махровыми.

Чашечка и венчик вместе образует околоцветник. Околоцветник характерен для насекомоопыляемых  растений. Ветроопыляемые цветки  «голые», околоцветника, как правило, у них нет.

Цветки могут быть обоеполыми, т. е. с пестиком и тычинками одновременно, и однополыми – только с одним генеративным органом – или с  пестиком, или с  тычинками.

Многообразие внешней формы цветка проявляется в разнообразии венчиков.

По форме венчика бывают правильными, когда через них можно провести несколько осей симметрии, и неправильными – если можно провести только одну.

 Правильный венчик бывает колокольчатый, воронковидный, цилиндрический, колосовидный, пузырчатый.

Из цветков неправильных  рассмотрим следующие – мотыльковый, двугубый, язычковый и т. Д.

По строению венчика цветки разделяют на раздельно – и спайнолепестные.

Если посмотреть на все цветы, то они редко расположены по одиночке, а чаще группами, называемыми  соцветиями.

Тема «КЛАСС НАСЕКОМЫЕ. МНОГООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА. »   7 класс

Цели урока:

Образовательные: 1. Организовать деятельность учащихся на изучение темы: «Класс насекомые»: их многообразие, общую характеристику, особенности внешнего, внутреннего строения и развития.

Развивающие:2. Развивать мыслительные навыки учащихся при определении верных суждений, отработке понятий (переднее -, средне – и заднегрудь, крылья, надкрылья, дыхальца, метаморфоз, личинка, куколка, имаго и др.), умений и навыков работы с презентацией, текстом учебника, критически анализировать информацию, составлять структурно-логические схемы, делать обобщения и выводы.

Воспитывающие: 3. Бережно относиться к природе, любым формам существования жизни на Земле.

Оборудование: презентация: «Класс насекомые», таблицы: «Тип Членистоногие. Класс насекомые», «Отряд Жёсткокрылые», рельефная таблица: «Внутренне строение майского жука», коллекции насекомых, творческие работы учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технология обучения: технология критического мышления (РКМИП), ИКТ.

Ход урока:

  1. Вводная часть: организация класса, объявление темы, цели и задач урока. (Вступительное слово учителя  - 2 минуты)

1 этап урока – «Вызов»: вызов имеющимся знаниям, активизация и мотивация деятельности учащихся.

Предлагается определить правильность суждений:

Суждения

+

-

1.Класс Насекомые насчитывает более 1 млн. видов.

2.Живут насекомые  только на суше.

3.Тело насекомых покрыто хитином.

4.У насекомых , как и паукообразных, 2 отдела тела.

5.Насекомые имеют крылья, 1 или 2 пары.

6.Конечностей – 3 пары

7.Глаза насекомых большие, сложные (фасеточные)

8.Питаются насекомые различной пищей, в том числе – животной.

9.Гусеницы – это личинки всех насекомых.

10.Насекомые  опыляют растения, уничтожают их вредителей, дают человеку шёлк, мёд, прополис и др.

                                                     (Работа в группах – 3  минуты)

Учащиеся заполняют  1 и 2 колонки  маркировочной таблицы:

     Знаю – « v »

   Хочу знать – « ?»

    Узнал новое -  «+» «-»

                                                     (Индивидуальная работа в тетрадях -2-3 мин)

Учитель предлагает сделать предположение: по каким смысловым  блокам мы будем изучать тему «Класс Насекомые» ?. Составьте краткий план или структурно – логическую схему (кластеры).  (Работа в группах  -3-4 минуты)

2.Изучение нового материала.                                                     (15 – 20 мин.)

2 этап – «ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ»

А) Работа с презентацией «Класс Насекомые»:

Краткая запись признаков насекомых, их многообразия, отработка понятий: переднее -, средне -, заднегрудь, крылья, надкрылья, метаморфоз, личинка, имаго и др.                        

             (индивидуальная работа в тетрадях 8 – 10 минут)

Б) Работа с текстом учебника по изучению внутреннего строения насекомых: стр. 160-164, учебника Е.Б. Захаров. Биология. Использование рельефной таблицы «Внутреннее строение майского жука».

Составление схем строения систем органов Насекомых:

П.С. :                                                            (пищеварительной)

К.С.:                                                             (кровеносной)

Д.С.:                                                             (дыхательной)

В.С.:                                                             (выделительной)

Н.С.:                                                             (нервной)

ПОЛ.С.:                                                        (половой)

По мере завершения работы по осмыслению содержания темы урока предлагается заполнить 3 колонку маркировочной таблицы «Узнал новое»:

   Знаю – «v »

  Хочу знать – «?»

Узнал новое «+», «- «

Окончательные кластеры:

среда обитания        многообразие

     развитие        внешнее строение

         значение        внутреннее строение

(работа в группах        8 – 10 минут)

3 этап урока – «Рефлексия» (Беседа с учащимися по вопросам темы)

1.Какие предположения подтвердились? Вычеркните неправильные суждения (работа с «суждениями»)

2.Смотрите маркировочную таблицу, графу «Хочу знать?». Смогли ли вы ответить на интересующий вас вопрос?

Может быть кто – то из детей ответит на него?  (Работа с маркировочной таблицей)

3.Есть ли затруднения в понятиях? (переднее -, средне -, заднегрудь, крылья, надкрылья, метаморфоз, личинка, куколка, имаго) (беседа с учащимися по понятиям)

4.Сгрупируйте полученные знания и предложите окончательную структурно – логическую схему (кластеры). Проверяем её.

5.Какие схемы  строения систем органов вы составили при изучении внутреннего строения насекомых?

  6.Какая часть информации для вас оказалась самой запоминающейся?      Выводы учащихся и учителя по уроку.

Учащиеся сообщают, что нового узнали они на уроке, какие вопросы их заинтересовали, какие умения и навыки они приобрели.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

4этап урока – домашнее задание:

Стр. 158-169, понятия. Сообщения о представителях отрядов насекомых.

Тема «Строение и функции кожи», 8 класс

Задачи урока:

Обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляционной функциями кожи.

Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда.

Оборудование: таблица «Кожа», микроскопы, набор микропрепаратов, карточки – задания для лабораторной работы, информационные листы, лупы, листы бумаги, фломастеры.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технология развития критического мышления.

Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», «Инсерт»,  кластеры, синквейн.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы:

Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

перцептический аспект (аспект восприятия): словесно – наглядные методы;

гностический аспект (познание): эвристические (частично-поисковые);

логический аспект (мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала): дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация;

управленческий аспект (степень самостоятельности ученика): самостоятельная работа с элементами беседы.

Стимулирования и мотивации учебной деятельности:

стимулирование и мотивация долга и ответственности: убеждение, приучение, поощрение;

стимулирование и мотивация познавательного интереса: неожиданность, новизна, ситуация успеха.

Контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные, фронтальные, групповые.

Каналы общения:

Ученик – литературный источник;

 Ученик – ученик;

 Ученик – учитель.

План урока (45 мин.):

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) (7 мин.)

 3. Стадия осмысления (получение новой информации) (23 мин.)

 4. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации) (10 мин.)

 5. Подведение итогов урока, задание на дом. (3 мин.)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.

– Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.

2. Стадия вызова

Разминка: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Беседа по вопросам:

– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

 – Что же является главным в жизни каждого человека?

 – Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Обучающиеся отвечают, учитель обобщает.

– Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.

 Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок.

– Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.

 – Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.

 – Это самый тяжёлый орган человеческого тела.

 – Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.

 – Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже).

– Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом.

 Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «–».  Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока

Задание «Верите ли вы, что…»

… кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».

… секрет потовых желёз не имеет запаха.

… кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

… кожа – сложный орган со многими функциями.

… этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

… кожа тесно связана с нервной системой.

… в коже происходит образование витамина Д.

… 2% кислорода в организм поступает через кожу.

… молочные железы – это изменённые потовые железы.

– Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение.

 – К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.

 – Кто не согласен с предположениями поднимите руки.

 – Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. Предположите формулировку темы нашего урока.

Обучающиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение и функции кожи». Школьники записывают тему в тетрадь.

– Ключевое слово нашего урока – кожа. Вокруг этого слова находятся неизвестные или малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить на уроке. (Какова цель нашего урока?

Ученики высказывают своё мнение, учитель обобщает.

– Целью нашего урока является выяснить особенности строения  кожи в связи с выполняемыми функциями.

3. Стадия осмысления

– По какому критерию мы можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы оцениваем?

– Мы оцениваем состояние его кожи. Поэтому с давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». У здорового человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. Перед вами картины Леонардо Да Винчи. Обратите внимание на цвет лица, рук этого портрета. Они нежно розового цвета, кажутся прозрачными. Это говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека. А теперь посмотрите на другой портрет, здесь вы видите уже противоположную картину. Кожа потеряла свою свежесть, сморщилась, меняется её цвет. Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек. Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас?

– Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный орган со многими функциями. Чтобы разобраться в этом обратимся к тексту.

 Итак, следующий этап нашего урока – работа с учебником. Внимательно прочитайте текст учебника на странице 205-209 (учебник «Биология») и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения:

 «!»  – знакомая информация.

 «+» – новая информация.

 «–» – думал иначе.

 «?» – непонятно.

– Вы прочитали особенности строения и функции кожи, оценили её для себя. Теперь вы получаете информационные листы. Внимательно их рассмотрите и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях учебника цифры тех характеристик из информационного листа, которые соответствуют информации в  ваших учебниках.

Ученики работают с текстом.

– К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.

 Вам предлагается индивидуально каждому систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:«!» – знакомая информация        «+» – новая информация        «–» – думал иначе        «?» – непонятно

– Работаем в группах (по 5 человек): последовательно обсудите каждую графу таблицы и представьте сводную таблицу по вашей группе.

Школьники выполняют работу на листах бумаги, результаты прикрепляют на доске.

4.Стадия рефлексии

– Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию.

Беседа по вопросам:

– Что было вам известно о коже?

 – Что было новым для вас?

 – О чём думали иначе?

 – Какие у вас остались вопросы?

 – Вы видите, что одну  и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.

 – Вернёмся к верным – неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными.

Упражнение на понимание и запоминание

– Вернёмся к ключевому слову нашего урока – коже и к тем терминам, которые находятся вокруг него. Попробуйте сгруппировать эти сведения и дополнительные идеи по теме, установить логические связи и составить структурно-логическую схему. Работаем в группах,  составляем кластер на отдельном листе бумаги, чтобы у доски объяснить свои выводы и размышления. По изученному материалу составляем синквейн.

– Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.

Защита кластеров у доски. Зачитывание синквейнов.

Беседа по вопросам:

– Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

 – В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?

 Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.

 – Скажите, специалист имеет право на ошибку?

 – Хотели бы вы обратиться, например, к врачу-косметологу, который может допустить ошибку?

 – Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком высока. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте. Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её ты несёшь ответственность.

– Спасибо,  сегодня вы хорошо работали. Заполняем оценочные листы

5. Домашнее задание

Всем: прочитать материал учебника на странице 205-209.

По желанию:

 1. Составить более полную структурно-логическую схему, украсить её рисунком или картинкой.

 2. Составить кроссворд по теме.

 3. Написать стихотворение о пользе закаливания.

 4. Задание для группы: подобрать материал и оформить презентацию по темам:

«Закаливание организма»;

«Заболевание кожи»;

«Гигиена одежды и обуви»;

«Дактилоскопическое исследование».

Выводы

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  надпредметные умения, такие как:

  • умение работать в группе;
  • умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

В заключении смею предположить, что технология эффективна и приносит результаты. Учащиеся, работая по ней систематически, начинают постепенно любить такую форму работы, что немаловажно, поскольку, уютно чувствуя себя, учащиеся более уверенно ведут себя на уроке и более целенаправленно регулируют свой мыслительный процесс.

Конечная же задача использования данной технологии на уроках – научить детей применять эту модель самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными «познавателями» и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Список литературы

1.Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.

2.Галеева Н.Л. Самоанализ уровня компетентности.//Биология в школе, № 8,

2005.

3.Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., Просвещение, 2004

4. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.

5.Русских Г.А. Технология проектного обучения.// Биология в школе, №3, 2003.

6. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии. Москва, Народное образование, 2007 г

Интернет ресурсы:

-http://www.education.rekom.ru/3_2009/36.html Николаева Л.Н Проблема формирования общеучебных умений и навыков у учащихся в контексте стандартизации образования

-http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm  Развитие критического мышления через чтение и письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...