САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
статья

Салманова Саида Магомедовна

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.Акаева»

Доклад на тему: «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ»

Учитель информатики:

Салманова С.М.

                                              2017 год


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

«Скажи мне – я забуду.

Покажи мне – я могу запомнить.

Позволь мне сделать самому это и

это станет моим навсегда».

П.П. Блонский

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса. В условиях информатизации образования, одной из важнейших задач процесса обучения является организация такой деятельности учеников, в процессе которой они самостоятельно отбирают информацию из различных источников, анализируют, обрабатывают её и представляют результаты своей деятельности с помощью информационных и коммуникационных технологий. Поэтому одной из важнейших проблем, стоящих перед современной школой, является формирование умений самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа может организовываться учителем как на уроке, так и во внеурочное время, и служить средством повышения эффективности процесса обучения. Она может планироваться учителем соответственно особенностям учеников и всегда предполагает достижение определенного результата.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учеником и ориентирует учеников на активное самостоятельное освоение знаний. Применение информационных и коммуникационных технологий изменяет цель деятельности учителя, который становится организатором учебного процесса.

Организация самостоятельной работы на уроках информатики осуществляется на разных этапах изучения материала:

  1. Формирование новых знаний (дети самостоятельно просматривают видеоматериал, презентацию, электронный учебник)

«Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать» - это пословица, которая как нельзя лучше иллюстрирует использование визуального подхода в обучении информатике.

  1. При закреплении изученного материала (рассмотрение примеров с помощью самостоятельного просмотра презентации, выполнение подобного задания самостоятельно).
  2. Обобщение и систематизация знаний

 - При творческих заданиях (учителя и ученики чаще всего почти ничего не знают об особенностях своих творческих возможностях, условиях их «использования» и развития. Поэтому, для активизации творческой деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее интересно, проблемном виде.)

 - При выполнении практических (самостоятельное выполнение работы по теоретическому описанию, результат обязательно должен иметь личную значимость)

 - При самостоятельном изучении материала (идеальное средство для решения данной задачи метод проектов, при рассмотрении программы Power Point дети самостоятельно создают презентацию и потом защищают свою работу на уроке-конференции)

 - Работа в группах (при рассмотрении темы «Системы счисления» используется групповая форма организации деятельности учащихся при рассмотрении темы. Класс разбивается на 3 группы по 4, 5 человек разного уровня обученности. Каждая группа получает карточку с заданием и план работы в группе.

Пример одной из карточек.

Тема урока «Системы счисления».

Тема карточки «Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную».

1.Разберите предложенный перевод целого числа из десятичной системы счисления в двоичную: 1310→N2

2.Составьте план перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную

3.Разберите предложенный перевод дробного числа, меньшего 1 из десятичной системы счисления в двоичную:

ПРИМЕРЫ:

Тема урока: «Виды моделей данных».

Примеры заданий:

  • составить таблицу, в которой указать достоинства и недостатки моделей;
  • составить реляционную модель записной книжки, в которой хранятся сведения о ваших друзьях и знакомых (модель создается на основе имеющегося алгоритма);
  • создать модель данных по любой, интересной, теме.

В результате выполнения этих заданий у учащихся сформируются следующие умения самостоятельной работы: систематизировать и анализировать информацию, выполнять задания на основе имеющегося алгоритма.

Тема: «Управление базой данных в СУБД Access».

Примеры заданий:

  • создать форму, в которой имеются поля: имя покупателя, наименование товара, дата покупки, количество товара, а также его цена. Таблица «Справочник» является главной, а таблица «Фамилии»  подчиненной;
  • заполнить таблицу для оценки своих результатов (в таблице указать затруднения, которые возникли у Вас при выполнении данного вида деятельности);
  • зайти на сайт www.yandex.ru, осуществить поиск информации по стоимости различных товаров, например книг;
  • заполнить таблицу 5 записями;
  • создать форму для базы данных «Библиотека» и заполните ее еще 5 записями. Поиск информации для базы данных осуществить самостоятельно.

После выполнения этих упражнений у учащихся сформируются следующие умения: оценивать результаты своей деятельности и осуществлять поиск нужной информации.

Тема: «Система управления базой данных Мs. Access».

Здание: С помощью электронного учебника самостоятельно изучить тему СУБД Access и составить план по данной теме.

У учащихся формируются умения: составлять план по теме, искать и обрабатывать информацию, используя средства информационных и коммуникационных технологий.

Таким образом, в процессе выполнения перечисленных выше заданий обучаемые учатся осуществлять поиск информации по определенной теме и структурировать её, работать с различными источниками информации, самостоятельно организовывать собственную учебную деятельность, оценивать результаты этой деятельности. Данные умения в условиях развития ИКТ имеют важнейшее значение, т. к. определяют готовность ученика к деятельности в современном информационном обществе.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

_ Предмет информатики играет важную роль при формировании общеучебных умений и навыков при правильной организации процесса обучения;

_ Одной из эффективных форм для формирования общеучебных умений и навыков является организация самостоятельной работы учащихся;

_ Успех выбранной формы зависит от правильно подобранных методов, технологий обучения.

Список литературы

  1. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Бабанский, Ю.К. – М. : Педагогика, 1988.  560 с.
  2. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР [Текст] / Есипов, Б.П.  М. : Просвещение, 1961.  239 с.
  3. Ильин, Т.А. Педагогика [Текст] / Ильин, Т.А. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
  4. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии [Текст] / Крысько, В.Г.  М. : Владос, 2001.  368 с.
  5. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / Пидкасистый, П.И.  М. : Педагогика, 1980. – 240 с.
  6. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Подласый, И. П. – М. : Владос, 2003. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство формирования креативных умений и навыков.

«Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что...

Образовательный проект Технология критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО

Технология  критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, ...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

«РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько дать ребенку ...