Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень, 17 часов)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Бударина Евгения Николаевна

Программа для 6 класса составлена по учебнику Викторова В.П., Никишова А.И. "Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" и предназначена для изучения биологии в 6 классе на базовом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6.docx72.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №8

 с углубленным изучением отдельных предметов»

( МАОУ «Средняя школа №8)

Ул. Янтарная, д. 11, г. Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменской области),

 628481, факс (34667) 27403, тел. 27113,27403, ОКПО 55443055, ОГРН 1028601442000, ИНН/КИП

8608040643/860801001

р/с 40204810200000000029 в РКЦ г. Когалыма

Согласовано

Зам. Директора по УВР

Л.В. Ачкасова

«   «.09.2014

Утверждено

на заседании МО

Н.Л. Рассказова

Протокол  №                        

«   «.09.2014


Рабочая программа

по биологии (6 класс) на 2014 – 2015 учебный год

учитель: Бударина Евгения Николаевна (соответствие занимаемой должности)

Пояснительная записка.

          Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программ основного общего образования (авторы:  Викторов В.П. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники : учебн. для уч-ся 6 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Викторов, А.И. Никишов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 252 с.;  Никишов А.И. Биология. Животные : учеб. для уч-ся 7 кл. общеобразоват. учебн. заведений / А.И. Никишов, И.Х. Шарова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,    2009. – 255 с.;  Любимова З.В. Биология. Человек и его здоровье : учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений / З.В. Любимова, К.В. Маринова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 255 с.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа может использоваться при тематическом планировании курса учителем.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с  указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в примерной программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В примерной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Цели изучения биологии. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

           Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа разработана на основе учебного плана школы, в соответствии с которым  на изучение курса биологии  на ступени основного общего образования выделено 243 часа, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю), 7-8 классах – по 70 часов  ( по 2 часа в неделю), 9 классе – 68 часов ( по 2 часа в неделю).  Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов Тюменской области.

Основное содержание программы

6 класс (35 ч)

Тема 1. Ботаника - наука о растениях. Общее знакомство с растениями – 2 часа.

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях - ботаника.

Общие сведения о многообразии растений на Земле. Роль биологии в практической деятельности людей.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Растение -живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Лабораторная работа № 1. Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.

Тема 2. Клеточное строение растений – 2 часа

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка - основная структурная единица организма  растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растения многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторная работа №2.  Строение клетки кожицы лука.

Демонстрации:  Строение растительной клетки

Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)

Тема 3. Органы цветковых растений – 9 часов 

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

        Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

        Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня. Ветвление корней.

        Виды корней. Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.

        Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями.

        Строение и значение побегов для растений. Почка - зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений.

        Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменение листа.

        Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

        Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменение побегов.

        Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

        Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей

Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые. Односеменные и многосеменные.  Приспособительные особенности растений к распространению плодов и семян. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.

Лабораторная работа № 3. Строение семени двудольных и однодольных растений.

Лабораторная работа № 4.   Корень. Особенности строение

 Лабораторная работа №5.  Побег. Особенности строения. (Строение вегетативных и генеративных почек).

Лабораторная работа № 6. Лист. Особенности строения.

Лабораторная работа № 7. Стебель. Особенности строения.

Лабораторная работа № 8. Виды видоизмененных побегов (Внешнее строение корневища и клубня).    

Лабораторная работа № 9. Цветок. Виды соцветий. Особенности строения.

Лабораторная работа № 10. Виды плодов. Особенности строения.

Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 часов.

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений.         Удобрения: органические и минеральные.

        Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

        Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

        Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

        Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

        Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе.

        Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.

Лабораторная работа № 11. Выявление приспособлений у растений  к среде обитания.

Лабораторная работа № 12. Размножение комнатных растений.

Демонстрации: 

Результатов  опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.

Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Тема 5. Основные отделы царства растений – 7 часов.

Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность*.

Подцарство Водоросли.

Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Моховидные.

Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные.

Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения.

Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения нашего региона. Семенное размножение хвойного растения на примере сосны. Значение хвойных лесов в природе и хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные.

Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Мотыльковые, Пасленовые и Сложноцветные. Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки.

Лабораторная работа № 13. Изучение внешнего строения водорослей.

Лабораторная работа № 14. Изучение внешнего  строения мхов.

Лабораторная работа № 15. Изучение внешнего строения папоротников.

Лабораторная работа № 16. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Лабораторная работа № 17.    Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений

Тема 6. Историческое развитие многообразия растительного мира – 2 часа.

 Развитие растительного мира. Понятие об эволюции, как процессе усложнении растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительных характер эволюции. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения.

        Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторная работа № 18. Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений.

Тема 7. Царство Бактерий -1 час.

Особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ  Р. Коха и Л. Пастера.

Демонстрации: 

Строение и многообразие бактерий

Тема 8. Царство Грибы -2 часа.

Особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.

 

Лабораторная работа № 19. Изучение строения плесневых грибов.

Лабораторная работа № 20. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Демонстрации: 

Строение шляпочного гриба

Многообразие грибов

Грибы – паразиты

Тема 9. Природные сообщества -1 час.

Жизнь растений в природе. Понятия о растительном сообществе как биосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Понятие о смене природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Роль человека в природе. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 6 КЛАССА

знать/понимать

  • признаки биологических объектов:  клеток и организмов растений,  грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: рост, развитие, размножение растений, грибов;

 уметь

  • объяснять: роль взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений;
  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения  своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами;  
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

(план)

Дата

(факт)

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрации и опыты

 Домашнее задание

ИКТ,

видео

Компетенции

Тема 1. Ботаника – наука о растениях. Общее знакомство с растениями (2 часа)

1, урок обобщения и систематизации знаний

1 неделя сентября

Царства органического мира.  Что изучает биология.

Царства живых организмов: растения, грибы, животные и бактерии.

Признаки растений.

Приводить примеры значения ботанических знаний.

Называть основные царства живых организмов.

Давать определение биология, ботаника.

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать жизненные формы растений.

§1-2.

Информационная

2, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2 неделя сентября

Основные органы растений.

Лабораторная работа №1 ″Знакомство с цветковыми и споровыми растениями″

Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения.  

Распознавать и описывать основные органы растений.

Сравнивать семенные и споровые растения на примере цветковых и папоротников.

Доказывать, что растение – живой организм (биосистема).

§3

видеоурок

Информационная

Тема 2. Клеточное строение растений (2 часа)

Давать   определение   термину ботаника.

3, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

3 неделя сентября

Строение растительной клетки. Увеличительные приборы. Приёмы пользования и приготовление микропрепарата.

Лабораторная работа №2 ″Строение клетки кожицы лука″

Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры,     вакуоль,     цитоплазма, ядро. Особенности   строения растительной клетки. Хлоропласты, лейкопласты, хромопласты.. Поступление воды и питательных веществ в клетку.

Распознавать и описывать:

•   клеточное    строение    кожицы лука, мякоти листа;   деление клетки, рост.

Называть основные клеточные структуры, их значение.

Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа..

Объяснять возможность определения  по внешнему виду растения состояние жизненных процессов в клетке.

Строение растительной клетки.

Световой микроскоп, лупа

§16

видеоурок

Информационная

4, комбинированный

4 неделя сентября

Ткани растений. Клеточное строение органов растения.

Ткань .  Виды   тканей:   покровные,        механические, проводящие,

Ткани листа: покровная, клетки мякоти, проводящая.

Ткани стебля: покровная , образовательная, основная и проводящая.

Ткани корня: покровная, основная, проводящая.

Распознавать и описывать

строение и функции тканей растений.

Давать определение термину ткань.

Называть и сравнивать клеточное строение разных органов растений.

Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.

§17, стр. 67, 70,72

видеоурок

Информационная

Тема 3. Органы цветковых растений (9 часов)

Давать определение термину ткань.

5, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1 неделя октября

Типы семян.

Лабораторная работа №3 ″Строение семени однодольных и двудольных растений″

Двудольные Однодольные Строение    семян:    семенная   кожура,   семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности   строения семян   однодольных   и двудольных растений.

Определять значение семян.

Давать определение терминам двудольные и однодольные растения.

Распознавать и описывать по

рисунку строение семян однодольных и двудольных растений.

Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

§15, 33

Информационная

6, урок закрепления и обобщения знаний

2 неделя октября

Условия прорастания семян. Всхожесть.

Условия прорастания семян.

Всхожесть, глубина заделки семян в почву. Правила ухода за растениями.

Значение    семян    для растений как органа его размножения и распространения.

Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка.

Различать надземное и подземное прорастание семян.

Давать определения:

проросток, подкормка, рыхление, полив.

§34-35

видеоурок

.

Информационная

7, комбинированный

3 неделя октября

Внешнее и внутреннее строение корня.  Видоизменения корней

Лабораторная работа №4 ″Внутреннее строение корня″

Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения

Видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни, воздушные и корни-присоски.

Выделять и описывать: зоны корня, виды корней.

Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями.

Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем.

Различать корневые системы однодольных и двудольных растений

Макет корня.

§20,5-6

Информационная

8, комбинированный

4 неделя октября

Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные.

Лабораторная работа №5 ″Строение вегетативных и генеративных почек″

Побег - сложный орган. Строение  побега:  стебель, листья, почки. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные;   генеративные и вегетативные.

Распознавать и описывать на

живых объектах строение:

  • побега;
  • почки.

Доказывать, что почка - видоизмененный побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки.

§8

видеоурок

Информационная

9, комбинированный

2 неделя ноября

Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев.

Лабораторная работа №6 ″Лист. Особенности строения″

Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая ткани.

Распознавать и описывать по

рисунку или на живых объектах строение листа.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.

§9,18

видеоурок

Информационная

10, комбинированный

3 неделя ноября

Клеточное строение стебля. Рост стебля в толщину.

Лабораторная работа №7 ″Особенности строения стебля″

Функции   стебля.   Рост стебля в толщину.

Внешнее         строение стебля. Участки   стебля:   кора, камбий,         древесина, сердцевина

Называть функции стебля.

Распознавать и описывать на

живых объектах внешнее строение стебля

Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения.

§19

.

Информационная

11, комбинированный

4 неделя ноября

Многообразие и видоизменения побегов.

Лабораторная работа №8 ″Разнообразие видоизменений побегов”

Видоизменения     побегов:   корневище   луковица, клубень.

Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги.

Распознавать и описывать на

живых объектах видоизменения побегов.

Доказывать, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги.

§10,11

видеоурок

Информационная

12, комбинированный

1 неделя декабря

Строение цветка. Соцветия. Цветение и опыление.

Лабораторная работа №9

«Соцветия растений»

Строение  цветка:  

околоцветник      простой  и двойной,,    чашечка,  венчик, пестик (рыльце, столбик,   завязь),   тычинка         (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.  Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка,  колос,  початок, зонтик, корзинка. Биологическое     значение соцветий. Функции   цветка.   Опыление.

Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей.

Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Макет цветка.

§12-13

Информационная

13, комбинированный

2 неделя декабря

Разнообразие плодов.

Лабораторная работа №10 ″Виды плодов.″

Функции плода. Виды    плодов:   ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, тыквина, боб, стручок.      

Давать определение термину

покрытосеменные.

Выделять приспособления для распространения плодов.

§14

видеоурок

Информационная

Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов)

Распознавать и описывать по

рисункам, коллекциям строение плодов.

14, комбинированный

3 неделя декабря

Корневое питание растений. Поглощение растением воды и минеральных веществ.

Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей.

Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость. Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.

Описывать механизм почвенного питания.

Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растения.

Объяснять влияние удобрений на растения.

Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

§21

видеоурок

Информационная

15, комбинированный

4 неделя декабря

Фотосинтез.

Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез.   Локализация процессов. Условия,   необходимые  вещества и продукты.

 Описывать механизм

фотосинтеза, передвижения органических веществ.

Определять роль органов     растений в образовании и  перераспределении органических веществ.

Объяснять   космическую роль зеленых растений.

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.

§ 22 -23

видеоурок

Информационная

16, комбинированный

2 неделя января

Дыхание растений. Испарение воды растением. Лабораторная работа № 11 ″Выявление приспособлений у растений к среде обитания″

Значение дыхания. Опыты,    подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания.  Использование      энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания  и  фотосинтеза.

Значение воды в жизни растений.    Этапы     и     механизмы водообмена.

Описывать    опыты,     подтверждающие дыхание растений.

Выделять приспособления    растений для дыхания.

Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

Называть этапы водообмена.

Доказывать необходимость испарения для растений.

 

Результаты опытов, доказывающих выделение растениями углекислого газа и испарение воды.

§ 24- 25

видеоурок

Информационная

17, комбинированный

3 неделя января

Бесполое размножение растений.  Лабораторная работа № 12 ″Размножение комнатных растений″

 Размножение растений: половое и бесполое.

Вегетативное    размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование   вегетативного размножения.

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.

Называть способы вегетативного размножения.

Распознавать и описывать

способы вегетативного размножения.

§ 29-30

видеоурок

Информационная

18, комбинированный

4 неделя января

Половое размножение растений

Опыление    и    оплодотворение   у   растений. Биологическое     значение полового и бесполого размножения.

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений.

Отличать опыление от оплодотворения.

§ 31 – 32

видеоурок

Информационная

19, комбинированный

1 неделя февраля

Рост и развитие растений.

Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь   роста    и развития   в   жизнедеятельности       растения. Зависимость   от   условий среды.

Распознавать и описывать по

рисунку стадии развития растения и их последовательность.

Выделять и описывать процессы роста и развития.

Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды.

§ 27 – 28

видеоурок

Информационная

Тема 5. Основные отделы царства растений (7 часов)

Выделять различия между процессами роста и развития.

20,

 урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2 неделя февраля

Классификация растений.

Систематика, классификация. Основные систематические группы растений.

Различать систематику и классификацию.

Давать определение основных систематических единиц – отдел, класс, семейство, род, вид.

Различать признаки классов однодольные и двудольные

§ 36

презент.

Информационная

21,

 урок изучения и первичного закрепления новых знаний

3 неделя февраля

Подцарство Водоросли.

Лабораторная работа № 13 ″Изучение внешнего строения водорослей″

Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые,  бурые, красные водоросли. Места обитания и

распространение.

Распознавать    и    описывать

внешнее строение водорослей.

Распознавать водоросли различных отделов.

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Гербарий водорослей.

§ 45- 47

видеоурок

Информационная

22,

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

4 неделя февраля

Отдел Моховидные.

Лабораторная работа № 14 ″Изучение внешнего строения мхов″

Основные        признаки мхов.   Споровые,   высшие растения. Изменения  в строении растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные   мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор).

Давать определение термину

высшие  растения..

Распознавать и описывать:

•  строение мхов;

• растения   отдела   Мохообразные.

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Объяснять  происхождение  наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей.

Гербарий моховидных..

§ 48 - 49

Информационная

23,

 урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1 неделя марта

Отделы Папоротниковидные, хвощевидные и плауновидные.

Лабораторная  работа № 15 ″Изучение внешнего строения папоротников″

Основные признаки папоротников, хвощей и плаунов. Многообразие папоротников. Значение хвощевидных и плауновидных в природе и жизни человека.

Давать определение термину

высшие растения.

Распознавать и описывать: 

• строение папоротников;

• растения отдела Папоротникообразные,

Распознавать и описывать растения из отделов Хвощевидные и плауновидные.

Гербарий папоротников, хвощей и плаунов

§ 50 -51

видеоурок

Информационная

24,

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2 неделя марта

Отдел Голосеменные растения.  Лабораторная работа № 16 ″Изучение строения и многообразия голосеменных растений″

Голосеменные растения.

Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы.

Значение     голосеменных растений. Разнообразие    голосеменных:   хвойные   растения (сосна, ель).

Давать определение термину

голосеменные растения

Распознавать   растения   отдела Голосеменные растения.

Описывать процесс размножения сосны.                   Распознавать    и    описывать

строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных. Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

Гербарий голосеменных.

§ 52 - 53

Информационная

25,

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

3 неделя марта

Отдел Цветковые или Покрытосеменные.  Лабораторная работа № 17 ″Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений″

Особенности строения покрытосеменных растений.

Органы цветкового растения. Жизненные формы.  

Давать определение термину

покрытосеменные растения.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.

Распознавать    и    описывать

строение цветковых растений.

Сравнивать по заданным    критериям,  используя данные  информационной таблицы:
• покрытосеменные    и    голосеменные растения;

•однодольные    и    двудольные растения.

Гербарий покрытосеменных.

§ 54

Информационная

26, комбинированный урок

4 неделя марта

Основные семейства однодольных и двудольных: лилейные, луковые, злаки; розоцветные, крестоцветные, бобовые, паслёновые, сложноцветные.

Признаки   класса   Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения:       овощные, плодово-ягодные,   масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.

Признаки строения растений семейств  Злаки и Лилейные. Редкие   и   охраняемые растения       семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения:       зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения.

Распознавать и описывать

наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные: Розоцветные, Крестоцветные, Мотыльковые, Пасленовые, Сложноцветные.

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки.

Определять принадлежность растений к классу Однодольные.

Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.

Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных.

Гербарий семейств.

§ 37 – 43 (по выбору)

презент.

Информационная

Тема 6. Историческое развитие многообразия растительного мира (2 часа)

27,

 урок систематизации и обобщения знаний

2 неделя апреля

Развитие растительного мира.

Понятие   об   эволюции растительного мира как процессе     усложнения растений  и  растительного мира. Приспособления   к   условиям существования.

Называть основные этапы эволюции растительного мира.

Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше.

Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений.

§ 55

Информационная

28,

 урок систематизации и обобщения знаний

3 неделя апреля

Многообразие и происхождение культурных растений. Лабораторная работа № 18 ″Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений″

Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение     культурных растений. Центры происхождения культурных растений.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений.

Распознавать важнейшие  сельскохозяйственные растения.

Называть центры происхождения культурных растений.

Описывать происхождение и значение растения на выбор.

Объяснять способы расселения культурных растений.

Гербарий культурных растений.

§ 44

видеоурок

Информационная

Тема 7. Царство Бактерий (1 час)

29,

урок изучения и первичной систематизации новых знаний

4 неделя апреля

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Значение работ  Р. Коха и Л. Пастера

Строение    бактериальной   клетки:   оболочка, цитоплазма,     ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Значение   бактерий   в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые,      болезнетворные      бактерии.

Распознавать и описывать

строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки.

Выделять особенности строения бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий.

Строение и многообразие бактерий.

§ 56 - 57

видеоурок

Информационная

Тема 8. Царство Грибы (2 часа)

30,

 урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1 неделя мая

Плесневые грибы и дрожжи. Грибы – паразиты. Лабораторная работа № 19 ″Изучение строения плесневых грибов″

Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие     грибов по способу питания. Особенности     строения плесневых грибов. Плесневые   грибы:   мукор   и пеницилл, дрожжи.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать

строение плесневых грибов.

Грибы – паразиты.

§ 58 -59

видеоурок

Информационная

31, комбинированный урок

2 неделя мая

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.  Лабораторная работа № 20 ″Распознавание съедобных и ядовитых грибов″

Особенности   строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные           грибы (съедобные   и   ядовитые).

Сравнивать грибы с растениями и животными.

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в ХМАО и Тюменской области.

Распознавать и описывать

съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Называть способы питания многоклеточных грибов.

Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми шляпочными грибами.

Объяснять роль многоклеточных

грибов в природе.

Строение шляпочного гриба. Многообразие грибов.

§ 60

видеоурок

Информационная

32,

 урок изучения и первичного закрепления новых знаний

3 неделя мая

Лишайники.

Лишайники  -  симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Строение, значение, размножение и питание лишайников.

Накипные, листоватые и кустистые лишайники.

Распознавать и описывать

строение лишайника.

Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах.

Гербарий лишайников.

§ 61

видеоурок

Информационная

Тема 9. Природные сообщества (1 час)

33,

урок обобщения и систематизации знаний

4 неделя мая

Растительные сообщества и их охрана.

Фитоценоз. Естественные   природные   сообщества:   лес, луг, поле. Роль растений в круговороте.

Называть основные типы природных сообществ.

Приводить примеры естественных сообществ.

Описывать видовой состав природных сообществ.

Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ.

§ 62 -63, летние задания

Информационная

Резерв времени 2 часа

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

«1»

Отказ от ответа.

Отказ от выполнения теста.

Отказ от выполнения работы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии, 10 класс (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:       Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных...

Рабочая программа по биологии 10 класс ( базовый уровень) ( В.В.Пасечник)

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биоло...

Рабочая программа по биологии 11 класс ( базовый уровень) , автор В.В.Пасечник.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) ...

Рабочая программа по биологии 10 класс базовый уровень

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  10  класс  базовый  уровень  УМК   В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонов...

Рабочая программа по биологии 11 класс базовый уровень

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  11  класс  базовый  уровень  УМК  В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова,...

рабочая программа по биологии 10 класс (базовый уровень)

Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...

рабочая программа по биологии 11 класс (базовый уровень)

Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...