Разработка урока с презентацией "Способы передвижения животных. Полости тела"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Логинова Евгения Николаевна

Урок проходит в рамках учебного курса «Биология» 7 класс  в разделе «Эволюция строения и функций органов и их систем».

По форме урок получения нового знания, с применением системно-деятельностного подхода, в соответствии с ФГОС, и использованием информационно-коммуникативных технологий.  На всех этапах урока ученики  вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка

Партизанского муниципального района

КОНСПЕКТ     УРОКА  БИОЛОГИИ

для учащихся 7  классов

 «Способы передвижения животных.

Полости тела»

Разработан и проведен

учителем биологии

Логиновой Е.Н.

Цель урока: 

Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнообразие способов движения животных.

 Сформировать понятие «полость тела».

Задачи урока:

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

  • предметные:  подчеркнуть, что движение – одно из основных проявлений жизни у животных; расширить знания учащихся о полостях тела, их видах, способах передвижения животных и жизненных формах,  ориентировать на системное восприятие многообразия движений в органическом мире;
  • метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по характерным признакам;
  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация, учебник, конверты с иллюстрациями и  опорными словами, задания для групповой работы, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный и частично-поисковый методы

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа, работа в парах, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями.

Технология: обучение в сотрудничестве

Принципы: научности, доступности, здоровьясбережения, занимательности, логичности

Подход: Системно-деятельностный

Виды деятельности: поисковый, исследовательский

План работы:

I Организационный этап

II Мотивационно-ориентировочный

  1. Актуализация знаний
  2. Мотивация
  3. Целеполагание

III Изучение нового материала

  1. Постановка проблемной ситуации
  2. Решение проблемы
  3. Самостоятельная работа обучающихся
  4. Обсуждение результатов работы

IV Подведение итогов работы

V Закрепление

VI Рефлексия

VII Информация о домашнем задании

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Ожидаемые

результаты

I  Организационный этап

Приветствие, призыв к учащимся оценить свою готовность к уроку, скорректировать ее при необходимости.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и  полного  взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя.

Учащиеся настраиваются на работу, сосредотачиваются.

Позитивный настрой на работу

2 мин.

II

Мотивационно-ориентировочный

  1. Актуализация знаний

  1. Мотивация

  1. Целеполагание

Какой раздел мы изучаем?     (эволюция строения и функций органов и их систем)

От изучения внешних покровов мы перешли к изучению внутренних систем органов, какую систему органов мы изучили на прошлом уроке? (ОДС)  

Ребята решите биологические задачи (тексты с задачами находятся у учащихся на партах, работа по решению ведётся в парах).

Задача 1. (слайд 1)

Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.
- могут; лягушки могут только лишь поднимать и опускать голову – у них имеется один позвонок в шейном отделе; тритоны могут еще и поворачивать голову, так как в шейном отделе у них позвонки соединены подвижно

Задача 2.   (слайд 2)                                               В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных?  
- в связи с отсутствием конечностей и выработкой особого способа передвижения путем боковых изгибов позвоночника и ребер, которые своими нижними концами способны сдвигаться вперед и назад

Задача 3. (слайд 3)

Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?
- кости тонкие, заполнены воздухом
- челюсти без зубов

Задача 4. (слайд 4)

Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?
- это зависит не от количества шейных позвонков (их 7), а от длины их тел.

- Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов?
Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.

Сейчас предлагаю посмотреть  видеофрагмент.

Учащиеся формулируют тему урока. (слайд 6)

Какие цели поставим?(слайд 7)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Решают задачи, повторяя материал прошлого урока

Просмотр видеофрегмента

Повторение пройденного материала, систематизация  знаний, подготовка к постановке темы урока.

Формулирование учащимися темы и  целей урока

III

 Изучение нового материала

  1. Постановка проблемной ситуации

  1. Решение проблемы

  1. Самостоятельная работа учащихся

Физкультминутка

  1. Обсуждение результатов работы

Мир живой природы находится в непрерывном движении. Движение - одно из основных свойств живых организмов. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции.

Передвижение всего организма с одного места на другое называется ЛОКОМОЦИЕЙ. (слайд 8)

 Проблемный вопрос:

А зачем животные движутся?   (слайд 9)  

- поиск пищи

- спасение от хищников

- расселение

- поиск половых партнеров.

А как же классифицировать эти способы передвижения?               

Для того, чтобы это выяснить, давайте поработаем с дополнительной литературой по данной теме. (Приложение 1)

Учащиеся читают тексты,  из дополнительной литературы, и работая в группах составляют схему (систему) из опорных понятий и иллюстраций животных, которые предложены им в конвертах. (К-картинка)

(амебоидное, движение, жгутики, реснички, мышечное, ложноножки, амёба (К), эвглена зелёная (К), инфузория туфелька (К), сокращение мышц, черви, дождевой червь (К), (белая планария (К), моллюски, хордовые, лягушки (К), птица (К), реактивный, каракатица (К), мускулистая нога, волны сокращения подошвы ноги, гребешок (К), прудовик обыкновенный (К), варан (К),  собака (К)

Закройте глаза,

 расслабьте тело,

 Представьте – вы птицы,

 вы вдруг полетели!

Теперь в океане

дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

 Налево, направо,

вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Представители одной из групп читают  текст «Полости тела» на стр. 202 – 203 учебника и

отвечают на вопросы:

-Что такое полость тела?

- Какие функции выполняет?

- У кого впервые в процессе эволюции появилась полость тела?

-В чем принципиальное отличие животных с первичной и вторичной полостью тела. Приведите примеры.

-Чем отличается полость тела хордовых животных от кольчатых червей?

- Составьте модели полостей тела, используя подручный материал. (слайд 10,11)

После выполнения задания одна из групп представляет полученную ими схему.

Группа, изучающая полости тела представляет свою работу одноклассникам.

С какими способами передвижения мы сегодня познакомились?    
Амебоидное движение.                           Движения при помощи жгутиков и ресничек.                                           Движение с помощью мышц

Учащиеся высказывают свое мнение на поставленный вопрос

Работа в группах по  изучению предложенного материала.

Учащиеся выполняют упражнения

Отвечают на вопросы, работают с дополнительной литературой

Представители остальных групп знакомятся с полученными результатами, анализируют работу, вносят коррективы.

Возникновение проблемной

ситуации

Решение проблемной ситуации

Учащиеся выдвигают собственный алгоритм деления животных  по способам передвижения

Делают выводы

V  

Закрепление

Задание лабиринт по теме «Движение организмов». (Приложение 2) (слайд 12)

Из школьного фольклора «Задача должна быть кусачей, иначе она не задача»

Решение задач (слайд 13)

(Выполняется при наличии времени)

 Определите скорость змеи, если за 15 мин она проползает 2,7 км.

- задача решается по формуле ν=S/t (м/с) 2700 м/900 с = 3 м/с);

У африканских страусов на ногах всего 2 пальца, что, впрочем, не мешает им очень быстро бегать.

За какое время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 80 км/ч.

( решение: 80х1000/3600 = 22,2 м/с; 100/22,2 = 4,5с)

Выполняют задание, вычленяют ключевое слово –ЛОКОМОЦИЯ

Решают задачи межпредметного характера (связь с физикой)

Систематизация нового «открытого» знания

VI

Подведение итогов

 Итак, скажите  какие цели, мы поставили перед собой в начале урока?

Мы ответили на все вопросы урока? 

Рассуждают, отвечают.

Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке

VII

Рефлексия

- Скажите ребята, вам понравился урок?

А что понравилось больше всего?

Перед вами  лежат листки  цветной бумаги, выберите тот, который сходен с вашим сегодняшним настроением от урока:

 белая плохое,

 желтая среднее,

зеленая хорошее)

Выбирают  «цвет настроения»

Удовлетворенность учащихся уроком.

VIII

 Постановка домашнего задания

Параграф 38.

Записывают домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цитоплазма клетки находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы устремляется к одной какой-то точке поверхности амёбы, в этом месте на её теле появляется выпячивание. Оно увеличивается, становится выростом тела - ложноножкой, в него перетекает цитоплазма, организм буквально скользит по поверхности. Такое передвижение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например - лейкоцитам крови).

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или волнообразно шевелясь, жгутики и реснички создают движущую силу и двигаются тупым концом вперёд. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде (инфузориям, эвглене, вольвоксу, различным зооспорам, сперматозоидам).

Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани - способность сокращаться.

У круглых червей мышцы только продольные, поэтому они могут изгибать своё тело, но не способны вытягивать или укорачивать его.                                                                                               Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных, появились поперечные мышцы. Поочередно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, цепляется при движении за неровности почвы.

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски. У представителей класса Гидроидные передвижение происходит “шагами”.                                                                       Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие, личинки стрекоз, и медузы освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости.  Осьминоги и каракатицы при таком способе передвижения развивают скорость до 3600 м в минуту (216 км в час)

У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и другие образования, например крылья у насекомых. Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги.

Мощные мускулы рыбы идут вдоль тела, по обеим сторонам позвоночника. Мышцы обеспечивают движения плавников. В связи с плаванием наиболее развиты мышцы спины и хвоста.

У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.

Волнообразные изгибания тела - самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея - красивое и завораживающее зрелище. В  удивительно сильном теле змеи синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело.

Активно могут летать только насекомые, птицы и летучие мыши. У птиц передние конечности превратились в крылья.  Когда птица колибри как бы останавливается (зависает) в воздухе у цветка, ее крылья совершают 50-80 взмахов в секунду.                                                                                                Способ передвижения на конечностях значительно уменьшает трение. Тело не волочится по земле, а поддерживается на весу. Как следствие этого значительно возрастает скорость движения – бегом, иногда прыжками (кузнечики, кенгуру).                                                                                                          Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения.

А по бегу чемпионом является гепард, который за час пробегает около 112 км и может догнать любое дикое животное, даже антилопу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лабиринт по теме: «Движение организмов»

   

1. Животные способны к активным передвижениям

Л

        нет

2. У круглых червей в мускулатуре появились поперечные мышцы

О

          нет

          нет

3.Дождевой червь передвигается, то вытягиваясь в длину, то делаясь толстым и коротким, сокращая свои мышцы.              Ц

        да        да  

                  да                                                                   да

4.Некоторые моллюски (кальмары) используют реактивный способ движения

О

           нет

5.Конечности пресмыкающихся расположены по бокам туловища.

М

   

           нет

           нет

                       

6.Эвглена движется с помощью жгутика

И

                                                  да                                    да                        нет                                   да

                  да                                                                  

7.Наибольшего развития и сложности  мышечная система достигает у млекопитающих животных.     К

            нет

8.Гидра «шагает», ступает то подошвой, то щупальцами.

О

   

            нет

9.Мышцы, по обеим сторонам позвоночника рыб, обеспечивают движение плавников.

Я

                                                                                                                                                                 ДА

10.Движение – это слаженная деятельность больших групп мышц

Ответ: ЛОКОМОЦИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передвижение животных. Полость тела.

Урок-презентация для 7-го класса, по теме: Передвижение животных. Полость тела. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её используют при объяснении нового мате...

Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».

Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

«Способы передвижения животных. Полости тела».

Урок-конференция. Требуется дополнительная  предварительная подготовка собщений учащимися....

методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"

урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Урок по теме «Способы передвижения животных. Полость тела»

Урок по теме «Способы передвижения животных. Полость тела»Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнооб...