Интегрированный урок по биологии в 8 классе "Необыкновенное вещество - вода."
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Четвернина Августина Львовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_v_8_klasse.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 МОУ Бучальская СОШ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

В 8 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

                                                                                         Учитель биологии

                                                                                                Четвернина А.Л.

2012г.

                                          Необыкновенное вещество – вода.

Цель: Используя межпредметные связи, познакомить учащихся со свойствами

воды; подвести учащихся к оценке роли воды в жизни растений, животных и    человека, к пониманию бережного отношения к воде;    

          сформировать у учащихся осознанное понимание явления растворения,                          

познакомить с понятием «концентрированный раствор».

Моделирование и решение типовых задач.

Оборудование: химические стаканы, растворы химических веществ разной

                            окраски, щёлочь, фенолфталеин, стеклянная палочка.

Ход урока.

Звучит музыка: шум прибоя, журчание ручья.

Учитель биологии: В природе все взаимосвязано. Однако отдельные явления и вещества более важны в живой и неживой природе, а другие – менее важны.

     -  Как вы считаете, какое вещество самое главное для нас в окружающем мире?

Ответ на этот вопрос можно дать уверенно и однозначно – это природная вода.

       Этот наш урок посвящен удивительнейшему веществу – воде.

Показ видеофильма с музыкальным сопровождением.

Эпиграф: « Воде дана великая власть

    стать соком жизни на Земле».

Леонардо да Винчи.

Высказывания:     «Вода – это эликсир жизни».

                                   « Самое необыкновенное вещество в мире».

                                      « Вода – чудо природы».

                                         «Вода – основа жизни».

2 учащихся:      Вы слыхали о воде?

                           Говорят она везде –

                           В луже, в море, в океане

                           И в водопроводном кране.

                           Как сосулька, замерзает,

                           В дом туманом к нам вползает,

                           На плите у нас кипит,

                           Паром чайника шипит,

                           Растворяет сахар в чае.

                           Мы его не замечаем,

                           Мы привыкли, что вода –

                            Наша  спутница всегда!

                            Без неё нам не умыться,

                            Ни наесться, ни напиться!

                            Смею я вам доложить:

                            Без воды нам не прожить!

Вода – одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование целых народов.

     Восточная легенда гласит: «В пустыне шел караван. Медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно пекло солнце. И вдруг на пути они встретили лежавшего на песке человека. Равнодушно проследовал караван мимо умирающего, и только один старик остановил своего верблюда, слез и наклонился над человеком.

« По повязке на твоей руке вижу, что мы с тобой смертельные враги, но в пустыне мы все равны. Пей! Пей и живи!» Он усадил путника на своего верблюда, отдал свои запасы воды и велел догонять караван.

« А как же ты?» - заволновался молодой  человек. « Ты молод, а я стар», - ответил старик и, завернувшись в белое покрывало лёг на песок.

       Через некоторое время караван возвращался по этому же пути. И вдруг перед глазами изумлённых путников появился оазис. На берегу весело журчавшего ручейка лежало белое покрывало».

 Так восточная легенда говорит: « Где добро – там вода, а где вода – там жизнь».

        Вода – обязательный компонент каждой живой клетки. Она содержится в организмах животных, человека и растений. В организмах животных вода составляет 70%, рыб – 80%, в водорослях – 90%. Человек же на 60-65% состоит из воды: кровь содержит 90%, мышцы – 75%, кости – 28%. Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ, а потеря 25% воды – к гибели организма. Поэтому если без пищи человек может прожить от 30 до 50 дней, то без воды – всего 3 дня.

       Удивительные особенности воды были давно замечены учеными. Так, еще древнегреческий философ Фалес Милетский говорил, что она « единственное на Земле вещество, встречающееся одновременно в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном».

        Отгадайте загадки:

  1. Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось.
  2. Падает горошком, скачет по дорожкам.
  3. Крупно, дробно зачастило, и всю землю напоило.

Что объединяет отгадки? (агрегатное состояние воды.)

                         Газ (пар)

       Испарение         Конденсация                   Объясните по данной схеме      

                                                                     переход воды из одного агрегат-

                   Жидкость                                ного состояния в другое.

        Плавление       Затвердевание             

               Твёрдое вещество

(чтение стихотворения учащимися с показом слайдов)

         Я вода, вода, вода,                                Я прозрачным стану льдом,

         Я бегу, играю,                                       Он блестит и колется,

         Но в большие холода                            Эскимосом целый дом

         Сильно замерзаю.                                  Из ледышек строится.

         Становлюсь снежинкой я,                    Африканец у огня

         Инеем колючим,                                    Долго удивляется:

         Снег валится на поля,                            Кипяток в его горшке

         Из тяжелой тучи.                                   В пар вдруг превращается.

                                                                          Я – и лед, и снег,  и пар -

                                                                          Триедино братство,

                                                                           Береги и стар, и мал

                                                                           Водное богатство!

О воде слагали песни, стихи, писали картины.

                        В кружева будто одеты

                        Деревья, кусты, провода.

                        И кажется сказкою это,

                        А в сущности – только вода…

                        Безбрежная ширь океана

                        И тихая заводь пруда,

                        Струя водопада и брызги фонтана,

                        И все это – только вода.

                                              ( А.А.Фет.)

Вода – уникальный растворитель, в ней растворяются многие вещества. Человек в повседневной жизни постоянно встречается с растворами.

     - С какими растворами вы встречаетесь ежедневно? (сахар в воде, соль в воде и т.д.)

Сегодня на уроке нам нужно рассмотреть растворы с точки зрения таких великих наук как химия и математика. При изучении химии вы встретитесь с различными растворами, в том числе и «волшебными».

Демонстрация опыта №1. Взаимодействие щелочи с фенолфталеином.

Стакан с КОН и стеклянная палочка, смоченная в фенолфталеине.

(Занимательный опыт для создания эмоционального настроя и активизации мышления.)

       Почему изменился цвет раствора, мы узнаем на уроках химии, а сейчас вы будете решать математические задачи, с которыми мы встретимся на уроках химии.

(повторение математических пропорций и долей вещества)

Демонстрация №2. (Показывает учитель химии, объяснения учителя математики)

Рассмотрите два химических стакана, в которых налито по 100г. раствора голубого цвета, но один раствор светлее другого. В первом стакане растворено 5г. вещества, а во втором – 15г. вещества.

          - Чем отличаются эти растворы?

Чтобы грамотно выразить эти различия будем пользоваться понятием «концентрированный раствор» - это такой раствор в котором много растворенного вещества. (запись в тетради.)

            ( Рассказ учителя математики с решением задач.)

Демонстрация №3.  Два стакана с растворами – один светлее, другой темнее.

                               В 1-ом – находится 100г. раствора, а во 2-ом – 150г. раствора.

                               И в первом, и во втором стаканах растворено по 5г. вещества.

                                                       (Решение задачи)

Учитель математики просит учащихся прочитать условия задач, спроектированных на доску.

Задача №1.  Определите содержание соды в 200г. 40%-ного раствора.

Задача №2.    Найдите массу 10%-ного раствора сахара, если известно, что сахара в          

                          в нем 25г.

Задача №3.    Дан 40%-ный раствор соли. Во сколько раз в нем больше воды, чем

                         соли?

(Учитель биологии)

Загадки о воде:  1) Чего в гору не вкатить, в решете не унести, в руках не удержать?

                              2) Много меня – пропал бы мир, мало меня – пропал бы мир.

                              3) Книзу лечу капелькой, а кверху невидимкой?

В древности в Греции и Риме существовали водяные часы – вода помогала измерять время. Выражение «Ваше время истекло» пришло к нам из Древней Греции. А как назывались водяные часы, вы узнаете, решив ребус.

Подведение итогов.   (Презентация с музыкальным сопровождением)

«Вода – это жизнь» - гласит старая восточная мудрость. Древние китайские философы приписывали воде высшие моральные качества. Вот некоторые из них.

        Вода – бесцветная и прозрачная, она образец чистоты.

        Вода смывает грязь – в этом её гуманность.

        На вид вода тёмная, а на самом деле она прозрачная – в этом проявляется

           её совершенство.                    

        Когда сосуд уже наполнен, то добавить воды нельзя – в этом её справед-

              ливость.

        Вода постоянно течет и останавливается там, где ровная поверхность, -

             в этом  её скромность.

        Вода обнимает вас в летнем пруду, давая вам прохладу, - в этом её    

             нежность.

Вода – труженица, у неё много дел и обязанностей. Она строит сушу и разрушает горы. Не зря говорится в поговорках, что «Вода и землю точит и камень долбит», «Вода и мельницу ломает». Вода переносит на себе корабли, опускается на землю теплым туманом, поливает её теплым дождем, укрывает снегом.

                                 Люблю я воду, ведь она живая.

                                 Послушай, как грассирует ручей,

                                 Когда весною, скорость развивая,

                                 Он осуждает карканье грачей.

                                 Вода, вода…

                                 Во-первых, и в последних,

                                 Она твой друг, какую ни возьми.

                                 Вода – великолепный собеседник,

                                 Когда нельзя поговорить с людьми.

     Вода – наше богатство, которое надо беречь. Существует одно поучительное предание. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри Ланка в 5 веке, в ответ на требование мятежников показать тайники с царскими сокровищами, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калевано, имевшему 80 км. в окружности. Озеро спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Это и есть все мое  богатство».

       Урок хотелось бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости  в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ОБЖ и химии "Вредные вещества на "службе" у человека. "Атмосферный кризис". 8-й класс

Пропедевтические понятия о веществах и их превращениях учащиеся получают в процессе изучения учебных предметов, таких как природоведение, основы безопасности жизнедеятельности, биология и физика. В...

Интегрированный урок "Биохимический взгляд на обмен веществ"

Разработка интегрированного урока по химии и биологии...

Интегрированный урок по биологии, географии и химии на тему: «Вода-основа жизни на Земле»

Цель данного урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения биологии, географии и химии....

интегрированный урок по физике, химии и географии "Вода - источник жизни"

интегрированный урок по физике, химии и географии "Вода - источник жизни"...

Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География": "Пресная вода" 8-11 класс"

Средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети ст...

Интегрированный урок-семинар « 22 марта - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ».

Тип урока: Интегрированный урок-семинар (химия + география+ биология) по теме "Вода в природе"Вид урока: Семинар  — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсужда...