Технологическая карта и сценарий учебного занятия:: "Органы кровообращения"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Работа вкючает в себя технологическую карту урока, дидактическую карту урока и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии приведены ссылки на ЭОР, которые используются на учебном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Органы кровообращения130 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

  • Хехнева Елена Борисовна

Район

  • Московский

Место работы

  • МБОУ СОШ № 93

Должность

  • Учитель биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

  • Курс «Биология. Человек.8»

Класс

  • 8 класс

Авторская программа к учебникам (линия учебников или УМК)

  • И.Н. Пономарёва

Тема учебного занятия

Тема урока

  • Органы кровообращения

Место урока

  • 1 Органы кровообращения
  • 2. Работа сердца
  • 3. Движение крови и лимфы  по сосудам.
  • 4. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.

Учебная задача

  • Изучить особенности строения органов кровообращения (кровеносные сосуды и сердце), обеспечивающие процесс кровообращения у человека.  

Технологическая карта учебного занятия: «Органы кровообращения»  

Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно-информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

ЭОР

1.И. Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова

«Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы»

2. Драгомилов А.Г. Р.Д. Маш

Учебник  «Биология 8 класс».

3. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. «Биология 8 класс. Рабочая тетрадь №1»

4. И. Ю. Константинова  «Поурочные разработки по биологии» к УМК И.Н. Пономарёва

1.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.,«Просвещение» 1978 г.

2.Наше тело. Серия «Что есть что», перевод с немецкого А.В. Волкова. Издательство «Слово/Slovo», 1998 г.

3. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология (часть III). Анатомия, физиология и гигиена человека. Учебное пособие из серии «Школьный курс за 100 часов». М. «Вентана-Граф», 2007г. 4.Энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия 2004 г. на 2-х CD. 5.Учебное электронное пособие. Биология 6 – 11 классы. Лабораторный практикум на 2-х CD. Республиканский мультимедиацентр 2004 г.

1Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http://fcior.edu.ru

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

3.Анатомия и физиология –

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=catalog&class[]=50

4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС ЧЕЛОВЕКА HTTP://SCHOOL-COLLECTION.EDU.RU/CATALOG/RUBR/3E1D458B-1A04-11DD-BD0B-0800200C9A66/?INTERFACE=CATALOG&CLASS[]=50

1.Строение кровеносных сосудов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/443dc99f-3a82-4996-be50-0f4572c68ecd/%5BBIO8_03-17%5D_%5BIM_04%5D.swf

2. Кровеносная система человека

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1d1e77-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

3. Строение сердца

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005d0-1000-4ddd-36cd-0c0046bc5027/b08_088.swf 

4. Большой и малый круги кровообращения

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005ce-1000-4ddd-4f80-020046bc5027/b08_085.swf

5 Фильм круги кровообращения

http://www.youtube.com/watch?v=4uO9CJ36nM4

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

Обобщённые цели учебного  занятия

Цель        Уровень

Цель- предмет

(предметный результат)

Обучающиеся научатся: раскрывать особенности строения, функционирования  и значения органов кровообращения

Цель – способ

 (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и  рабочей тетради, осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера, организовывать собственную познавательную деятельность, концентрировать внимание,   свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы, продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные результаты своих действий

Цель- ценность

 ( личностный результат)

Обучающиеся убедятся в осознании  личной значимости изучаемого материала

Исходное состояние обучающихся

- знакомы с органами кровообращения из курсов «Биология. Строение живых организмов 6 класс», «Биология. Многообразие живых организмов  7 класс»

- знакомы с алгоритмом изучения биологических объектов и их функций

- имеют опыт работы с различными источниками  информации, участия в дискуссиях

- владеют техникой выполнения лабораторных работ

- владеют техникой публичного выступления

- обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия)

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или  опровергать их

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

●Выполнение заданий  в рабочей тетради

●Фронтальная работа  в эвристической беседе

●Выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи

●Выполнение ситуационной задачи

●Участие в разрешении проблемной ситуации

●Выступление с презентацией

●Участие в разрешении проблемной ситуации

●Участие в дискуссии

●Выполнение ситуационной задачи

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого-педагогическое обоснование

  1. Мотивационно-ориентировочный

1.1 Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный период

По  источнику передачи и восприятию  учебной информации: словесные

 (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся

По источнику  передачи и восприятию учебной информации:

словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся:

репродуктивный ( демонстрация ЭОР )

 По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа 

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курсов  биологии

«Строение живых организмов»  и       «Многообразие живых организмов»

1.3 Создание проблемной ситуации

По  источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

 По  характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

 Создание проблемной ситуации с акцентированием практического и общественно - социального значения получения знаний.

  1. Операционно-исполнительский

2.1Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока  как прогностической модели ожидаемого результата.

Построение ориентировочной основы учебной деятельности( план урока)

1 Организационный этап-2 мин

2.Целеполагание -1 мин

3. Актуализация знаний – 4 мин

4. Введение новых знаний – 23 мин

5. Первичное обобщение, введение новых  знаний в систему знаний учащихся -12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению - 3 мин

Реализация субъект- субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока

2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации              

По источнику передачи и восприятию учебной информации : словесные ( эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные ( демонстрация ЭОР)

 По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение

( проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия, репродуктивный (работа с книгой)

 По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия.

 Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль. Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружаемом мире. 

У  старших подростков продолжают развиваться  различные виды мышления

  • Теоретическое

( формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения  фактов и явлений, применение логических операций)

  •  наглядно - образное (использование материализованных (рисунки, схемы, формулы) образов объектов)
  • Словесно-логическое

(правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой)

 По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя

 Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

Деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке – вопросы  формирования  аксиологической составляющей экологической культуры)

Деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения

2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические

(выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные  задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно - ориентированных заданий - ситуационная задача), тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу

  1. Рефлексивно-оценочный

3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль

3.2 Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для старшеклассников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла своих личностных приращений

(знаю, что во мне изменилось)

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока

Подэтап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

(примерные версии ответа)

1. Мотивационно-ориентировочный

1.1 Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся

Изучая предыдущую тему, вы узнали состав крови и её функции в организме. Кровь может выполнять свои функции, находясь в постоянном движении.

1)Что такое кровообращение?

2) Какова его роль в жизни млекопитающих животных?

3)Назовите органы кровообращения, образующие кровеносную систему.

Отвечают на вопросы учителя

 

1.3 Создание проблемной ситуации

Протяженность наших кровеносных сосудов составляет более 90000 км. Это значит, что ими можно было бы обмотать земной шар более двух раз.

Ежедневно совершается около 3000 кругов кровообращения.

Человеческое сердце создает давление, которого достаточно, чтобы поднять кровь на уровень 4-го этажа. Как такое давление выдерживает аорта?

По венам нижних конечностей кровь движется против силы тяжести. За счёт чего?

Плотность системы капилляров составляет 2500 капилляров на квадратный миллиметр ткани.  Почему их так много?

Сегодня мы должны ответить на эти вопросы.

  Работают в группах.

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемных ситуаций, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции.

 Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленных проблем.

Постановка учебной задачи урока:

«Как  особенности строения кровеносной  системы  обеспечивают процесс кровообращения в организме человека?»  

2.Операционно-исполнительский

2.1Целеполагание и планирование

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности

Строение   каких органов кровообращения вы будете изучать на уроке?

Для планирования своей деятельности учащиеся конкретизируют цели урока:

  • Изучить строение кровеносных сосудов.
  • Изучить строение сердца.
  • Изучить движение крови по сосудистой системе большого и малого кругов кровообращения.

2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации              

  Учебно- тематическая карта урока.

  1. Блок. Строение сосудов.

 1.Используя текст учебника  на  стр. 126 и рисунки  изучите строение   артерий вен и капилляров.

Строение кровеносных сосудов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1c823b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

2. Выполните задание в тетради № 126 . Запишите определения кровеносных сосудов.

 3. Объясните, почему  стенки артерий тоще, чем стенки вен?

4.  Для чего в венах есть клапаны?

5. Почему капилляры состоят из одного слоя клеток эпителиальной ткани?

  1. Блок. Строение сердца

Используя видео фрагмент http://www.youtube.com/watch?v=i3_en-OUang, текст учебника  стр.127, рисунок на стр. 126, Выполните задание в тетради №127. Для этого:

1.определите, как расположено сердце в теле человека.

2.Каковы размеры сердца.

3.Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая образованием, покрывающим сердце?

4.Определите правую и левую половины сердца.

5. Пользуясь рисунками и текстом учебника, найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова  толщина их стенок? Какое это имеет значение?

6.Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите сухожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапанов?

7.В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Каково их функциональное значение?

8.Сделайте вывод. Формулируют выводы о взаимосвязи строения сердца и направлении  движения крови в нём.

  1. Блок. Движение крови по сосудистой системе большого и малого кругов кровообращения.

Используя видеофрагмент:

«Движение крови по сосудистой системе большого и малого кругов кровообращения» http://www.youtube.com/watch?v=4uO9CJ36nM4

текст учебника стр. 127, выполните задание 125 в тетради. Подпишите схему кровообращения.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы.

Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению биологическим языком.

Работа в группах.

Название сосуда

Особенности строения  сосуда

Функции сосуда

1.Артерии

Стенки сосуда толстые, прочные, упругие

Несут кровь от сердца

2.Вены

Стенки тонкие и мягкие, имеют клапаны

Несут кровь к сердцу

3.Капилляры

Стенки образованы одним слоем клеток

Осуществляют обмен веществ

Выполняют задание в тетради № 126.

Применяют знания об особенностях строения сосудов для объяснения  их функций.

Работают с  видеофрагментом, учебником, рабочей тетрадью. Выполняют задание №127.

Работают с учебником стр. 126, 127, выполняют задание в тетради №124.

Работают с учебником стр.127, выполняют задание в тетради 125.

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, – объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, – поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

Обсуждают сюжет сказки. Делают выводы о движении крови по сосудистой системе кругов кровообращения.

2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

 Учитель предлагает учащимся выполнить  самостоятельную  работу, включающую тестовые задания и ситуационную задачу.

Тестовые задания по теме: «Строение органов кровообращения. Круги кровообращения».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005d1-1000-4ddd-30f0-230046bc5027/index_mht.htm

Ситуационная задача:

 Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг? (желудок, печень, почки, лёгкие)- возможны разные  варианты

Самостоятельно выполняют  тестовые задания и предложенную ситуационную задачу.

3.Рефлексивно-оценочный

3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий

1.Какая  цель  была поставлена перед уроком

 и насколько удалось реализовать эту цель?

2. Перечислить трудности, с которыми столкнулись?

3. Каков главный результат для вас лично при изучении темы?

4.Чему научились?

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение ситуационной задачи.

3.2 Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование оценок, указание на достижения и недоработки обучающихся.

 Обсуждение домашнего задания  

Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному курсу «Как задать вопрос» в 5б классе «Кто-кто в алфавите живет? Занимательные игры с буквами и словами» (ФГОС)

Тема  урока:  «Кто-кто в алфавите живет? Занимательные игры с буквами и словами» Класс: 5 класс БТип урока:   урок-игра Технология: развитие критического мышления через ч...

Технологические карты занятий по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией", 1 курс (после 11 класса)

Данные технокарты написаны к Рабочей программе по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией" для специальности 060501 ФГОС СПО "Сестринское дело"....

Технологическая карта со сценарием блог-урока по информатике в 6 классе согласно ФГОС ООО по теме «Кодирование текстовой информации»

Адрес блога   http://shorohovaen.blogspot.ru/Предмет: информатика и ИКТ.Класс: 6.Программа: Информатика. Программы для  общеобразовательных учреждений 2-11классы. Программа курса «Инфор...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»

Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная  презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...

Технологическая карта педагогического сопровождения учебной проектной деятельности учащихся

Вданном материале описываются, как осуществляется оценочная деятельность и педагогическое сопровождение на каждом этапе проектной деятельности...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Риторика» в 7-ом классе на тему «Вежливый совет».

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Создать педагогические условия для развития умения общаться. 2. Познакомить учащихся с советом как этикетным речевым жанром. 3. Обеспечить закрепление изучаемого материала в ходе решени...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...