Технологическая карта урока " Кожа - покровный орган" Человек 8 класс
материал по биологии (8 класс) на тему

Кривенкова Валентина Павловна

Значение урока в  программе курса. Информационая поддержка средствами ЭОР.УУД обучающихся. Требования ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbotehnologicheskaya_karta_kozha_-pokrovnyy_organ.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сергеевская СОШ»

Учитель  биологии

Кривенкова Валентина Павловна

Технологическая карта  урока.

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

В.В.Пасечник.

Тема урока  

Кожа - наружный покровный орган.

Место урока в структуре учебного занятия

 При изучении  темы Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

Кожа - наружный покровный орган.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Терморегуляция организма. Закаливание.

Выделение.

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Познания роли кожи в поддержании постоянства внутренней среды организма

В поисковую деятельность по  привитию гигиенических навыков  личной гигиены

Овладеть знаниями в  области  строения и функций кожи.  

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся …отличать по рисунку строение кожи человека 

Обучающиеся получат возможность …создавать схемы, рисунки.

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Познания роли кожи в поддержании постоянства внутренней среды организма

В поисковую деятельность по  привитию гигиенических навыков  личной гигиены

Овладеть знаниями в  области  строения и функций кожи.  

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. М.Дрофа 2010   УМК «Биология». 8 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Рабочая тетрадь. Биология. 8 класс.

    ЦОР

   Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c29153b-5800-4a14-9314-7e68999856fe/%5BBIO8_08-41%5D_%5BIM_01%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68345cd7-eeec-44dc-85d5-9fba2bd657f5/%5BBIO8_08-41%5D_%5BIM_02%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e3d85a18-3371-4b3c-a7a9-fd87efea2889/%5BBIO8_08-41%5D_%5BPD_05%5D.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eda7c923-aafa-471c-b4f5-94b012d0cacc/%5BBIO8_08-41%5D_%5BPD_04%5D.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43e108a2-aaed-4cf8-839f-d34fa1b45ddd/%5BBIO8_08-41%5D_%5BPD_03%5D.jpg

Диск Биология Человек.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Человек и его здоровье» 8 класс

Техническое обеспечение

Интерактивная доска,   компьютер

Дидактическая структура урока и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

 (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания  обучающихся из курсов биологии

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий проведения учебного урока

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учителя

Ответное слово детей

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Фронтальная беседа

- Ребята! Закройте глаза. Представьте, что у меня в руках большой зонт. А теперь, мысленно все ко мне под зонт и оставайтесь там до конца урока, чтобы дождь незнания и невнимания вас не замочил. Откройте глаза. Садитесь. Добрый день. Я рада вас видеть, и хочу с вами работать. Хорошего вам настроения.

Совместное участие в постановки дидактической цели урока

Какую роль играет кожа .

1.3. Создание проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса


Какая одежда не промокает под дождем, но пропускает воздух и ее можно носить хоть 100 лет.

Учитель: предположите, что будет, если человек лишится кожного покрова.

Доказать, что кожа является защитником нашего организма.

В течении минуты учащиеся записывают ответы на вопрос.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

План урока

1организационный этап урока -2минуты

2 цель – 1 минута

3 актуализация знаний -4 минуты

4 введение -22 минуты

5 обобщение -12 минут

6 дз-3 минуты

Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Беседа диалог демонстрация таблиц и работа с книгой.


В коже человека выделяют три слоя: наружный – эпидермис, средний – дерму (собственно кожу), внутренний (подкожную клетчатку).

Использование ранее полученных знаний отработка терминов.

Работа с рисунком учебника и рабочей тетради.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Дают комментарии интегративного характера, соединяя знания из курсов ОБЖ и биологии, оценивая их с экологических позиций.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

 В каждой функции подразумевается защита. Какая?

Посмотрев видеофильм «Теплорегуляция кожи», ответьте на вопрос:

Как кожа реагирует на тепло? Холод?
Как вы думаете, что еще может повлиять на такую реакцию кожи –«гусиная кожа»?
Далее - наблюдения за реакцией кожи на трение ладоней.

Каков механизм участия кожи в дыхании?

Какая проблема стояла перед нами в начале урока? Скажите, пожалуйста, доказали ли мы что основная функция кожи – защитная?

Как воспринимаются кожей различные раздражения? Каково значение рецепторов кожи?

Как воспринимается кожей тепловой раздражитель?

Как организм реагирует на прикосновение к коже льда? Можно ли обмануть рецепторы, воспринимающие холод? Опустите руку вначале в сосуд с «ледяной» водой и держите ее там около минуты, а затем быстро опустите эту же руку в сосуд с прохладной водой. Какие ощущения возникли?

Не пропускает воду

- выведение продуктов обмена и шлаков;

- хранение и запасание питательных веществ и воды;

- защита от перегрева;

- защита от переохлаждения;

- защита от термических ожогов;

- защита от боли;

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Комментирование достижений беседа с классом

- Закройте глаза. Я закрываю свой зонтик и рада, что вас дождь незнания и невнимания не замочил.

Рефлексия

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Выставление и комментирование оценки

Создание ситуации успеха  Д/З Прочитайте параграф № 39 и составьте синквейн на тему: «Кожа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии "Кожа - наружный покровный орган". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения кожи человека; с функциями кожи в организме человека. Развивает знания о роли кожи в обменных процессах и терморегуляции....

Урок " Кожа -наружный покровный орган" Человек 8 класс

Презентация к разработке урока по теме " Кожа -  наружный покровный орган"  Поэтапное проектирование материала урока на слайдах презентации....

Урок " Кожа -наружный покровный орган" Человек 8 класс

Разработка урока по теме " Кожа -  наружный покровный орган"    Цели, задачи урока. Этапы урока....

Технологическая карта урока биологии в 7 классе.Эволюция органов пищеварительной системы у животных

Урок проводится с применением компьютерной и исследовательской технологий....

технологическая карта урока "Заболевания органов сердечно-сосудистой системы"

Данное занятие содержит информацию о факторах риска, вызывающих болезни сердечно-сосудистой системы...

технологическая карта урока "Заболевания органов сердечно-сосудистой системы"

Данное занятие содержит информацию о факторах риска, вызывающих болезни сердечно-сосудистой системы...