технологическая карта урока "Заболевания органов сердечно-сосудистой системы"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Данное занятие содержит информацию о факторах риска, вызывающих болезни сердечно-сосудистой системы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Хехнева Елена Борисовна

Район

Московский

Место работы

МБОУ СОШ № 93

Должность

Учитель биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Курс «Биология. Человек.8»

Класс

8 класс

Авторская программа к учебникам (линия учебников или УМК)

Программа под редакцией И. Н. Пономаревой

Тема учебного занятия

 

Тема урока

Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.

Место урока

1 Органы кровообращения

2. Работа сердца

3. Движение крови и лимфы по сосудам.

4. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.

Учебная задача

Какие факторы  вызывают заболевания  сердечнососудистой  системы?  

Технологическая карта урока:  «Заболевания органов кровообращения и их предупреждение"

Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно-информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

ЭОР

1.И. Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова

«Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы»

2. Драгомилов А.Г. Р.Д. Маш

Учебник  «Биология 8 класс».

3. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. «Биология 8 класс. Рабочая тетрадь №1»

4. И. Ю. Константинова  «Поурочные разработки по биологии» к УМК И.Н. Пономарёва

1.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.,«Просвещение» 1978 г.

2.Наше тело. Серия «Что есть что», перевод с немецкого А.В. Волкова. Издательство «Слово/Slovo», 1998 г.

3. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология (часть III). Анатомия, физиология и гигиена человека. Учебное пособие из серии «Школьный курс за 100 часов». М. «Вентана-Граф», 2007г. 4.Энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия 2004 г. на 2-х CD. 5.Учебное электронное пособие. Биология 6 – 11 классы. Лабораторный практикум на 2-х CD. Республиканский мультимедиацентр 2004 г.

1Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http://fcior.edu.ru

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

3.Анатомия и физиология –

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=catalog&class[]=50

4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС ЧЕЛОВЕКА HTTP://SCHOOL-COLLECTION.EDU.RU/CATALOG/RUBR/3E1D458B-1A04-11DD-BD0B-0800200C9A66/?INTERFACE=CATALOG&CLASS[]=50

1 Сосуды курильщика

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d9271a94-9721-44c0-89b6-06717d15359c/%5BBIO8_03-21%5D_%5BPF_03%5D.jpg

2.Сердце в состоянии ожирения

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/668f081a-ace6-402d-b7f0-1e9611eded3f/%5BBIO8_03-21%5D_%5BPD_05%5D.jpg

3. Гипертония и  давление

http://www.youtube.com/watch?v=AJv8jA30oe8

http://www.youtube.com/watch?v=ddaxBBrs8Ks

4. Транспортные системы – тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e7e04-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

5. Строение сосудов и сердца - тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e7e03-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

Обобщённые цели учебного  занятия

Цель        

Уровень

Цель- предмет

(предметный результат)

Обучающиеся научатся: раскрывать влияние образа жизни на состояние сердечнососудистой системы, признаки кровотечений и способы  остановки кровотечений разных видов

Цель – способ

 (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями: работать с видеоинформацией при обращении к учебному фильму и  рабочей тетради, осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера, организовывать собственную познавательную деятельность, концентрировать внимание,   свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы, продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные результаты своих действий

Цель- ценность

 ( личностный результат)

Обучающиеся убедятся в осознании  личной значимости тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечнососудистых заболеваний;

 в значимости  признаков кровотечений и способов  их остановки.

Исходное состояние обучающихся

- знают  строение  сердца

-умеют характеризовать сердечный цикл и способы регуляции  работы сердца

-знают строение кровеносных сосудов и движение крови по сосудистой системе большого и малого кругов кровообращения

-знают основные показатели функционирования сердечнососудистой системы (давление и пульс, скорость кровотока в разных сосудах)

- особенности движения лимфы в организме

-знакомы с алгоритмом изучения биологических объектов и  процессов жизнедеятельности

- имеют опыт работы с различными источниками  информации, участия в дискуссиях

- владеют техникой выполнения лабораторных работ

- владеют техникой публичного выступления

- обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия)

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или  опровергать их

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

●Выполнение заданий  в рабочей тетради

●Фронтальная работа  в эвристической беседе

●Выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи

●Выполнение ситуационной задачи

●Участие в разрешении проблемной ситуации

●Выступление с презентацией

●Участие в разрешении проблемной ситуации

●Участие в дискуссии

●Выполнение ситуационной задачи

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого-педагогическое обоснование

  1. Мотивационно-ориентировочный

1.1 Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный период

По  источнику передачи и восприятию  учебной информации: словесные

 (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся

По источнику  передачи и восприятию учебной информации:

словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся:

репродуктивный (  демонстрация ЭОР )

 По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа 

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса  биологии

«Строение органов кровообращения, круги кровообращения. Строение и работа сердца»       «Регуляция работы сердца»

1.3 Создание проблемной ситуации

По  источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

 По  характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

 Создание проблемной ситуации с акцентированием практического и общественно- социального значения получения знаний.

  1. Операционно-исполнительский

2.1Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока  как прогностической модели ожидаемого результата.

Построение ориентировочной основы учебной деятельности( план урока)

1 Организационный этап-2 мин

2.Целеполагание -1 мин

3. Актуализация знаний – 4 мин

4. Введение новых знаний – 23 мин

5. Первичное обобщение, введение новых  знаний в систему знаний учащихся -12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению - 3 мин

Реализация субъект- субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока

2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации              

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные

( эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрация ЭОР)

 По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение

( проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия, репродуктивный (работа с книгой)

 По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия.

 Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль. Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружаемом мире. 

У  старших подростков продолжают развиваться  различные виды мышления

  • Теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения  фактов и явлений, применение логических операций)
  •  наглядно- образное (использование материализованных (рисунки, схемы, формулы) образов объектов)
  • Словесно-логическое

(правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный  (работа с книгой)

 По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя

 Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

Деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке – вопросы  формирования  аксиологической составляющей экологической культуры)

Деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения

2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические

(выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные  задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно - ориентированных заданий - ситуационная задача), тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу

  1. Рефлексивно-оценочный

3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль

3.2 Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для старшеклассников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла своих личностных приращений( знаю что во мне изменилось)

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока

Подэтап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

(примерные версии ответа)

1. Мотивационно-ориентировочный

1.1 Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя;

 фиксация отсутствующих,  проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся

Почему для поддержания здоровья сердца необходимо заниматься спортом, физическим трудом?

Отвечают на вопросы учителя

 

 

1.3 Создание проблемной ситуации

Росстат назвал основные причины смертности в России

На первом месте стоит смертность от заболеваний сердца и сосудов, это порядка 55% от общего числа умерших.

  Работают в группах.

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемных ситуаций, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции.

 Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленных проблем.

Постановка учебной задачи урока: «Какие  факторы вызывают  заболевания сердечнососудистой системы»?

2.Операционно-исполнительский

2.1Целеполагание и планирование

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности

Работа  с текстом:

«Нарушения в работе органов кровообращения связаны не только с возрастными особенностями или наследственной предрасположенностью, 60% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний имеют совершенно иные причины. Их называют факторами риска: артериальная гипертония, нарушение обмена веществ, гиперхолестеринемия, ожирение, курение, потребление алкоголя, малая подвижность. Главными причинами сложившейся ситуации медики считают слишком широкую распространенность факторов риска и слабую информированность населения». 

Прочитайте текст и назовите:

Какие факторы риска вызывают болезни сердечнососудистой системы?

Что вы будете изучать сегодня на уроке?

Для планирования своей деятельности учащиеся конкретизируют цели урока:

Какую роль в нарушении работы органов кровообращения играют:

  • Курение
  • Употребление алкоголя
  • Гиподинамия
  • Неправильное питание
  • Стресс

2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации              

  Учебно - тематическая карта урока.

 Блок I Факторы, вызывающие нарушения работы сердечнососудистой системы.

  1. Используя видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=ddaxBBrs8Ks

объясните:

  • Чем опасна гипертония?
  • Назовите факторы риска, приводящие к развитию гипертонии.

Блок II Влияние факторов риска на сердечнососудистую систему

Заслушайте первое сообщение, и ответьте на вопросы:

1) Что такое гиподинамия?

2) Каковы причины гиподинамии?

3) Каково влияние гиподинамии на сердце и сосуды?

Заслушайте второе сообщение и ответьте на вопросы:

1) Как алкоголь влияет на сердце и сосуды?

2) К чему приводит нарушение работы сердца?

Заслушайте третье сообщение и ответьте на вопросы:

1) Что происходит с сосудами у человека после каждой

выкуренной сигареты?

2) Как сужение сосудов влияет на работу сердца?

Заслушайте четвёртое сообщение и ответьте на вопросы

1)Почему правильное питание – профилактика против гипертонии?

2) Какие рекомендации по питанию нужно соблюдать, чтобы предотвратить гипертонию?

Заслушайте пятое сообщение и ответьте на вопросы

1)Какой гормон выделяется во время стресса в кровь?

2)Как этот гормон влияет на сердечнососудистую систему?

 

Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы.

Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению биологическим языком.

Просматривают видеофрагмент.  Выслушивают сообщения одноклассников.

Заполняют таблицу в тетради.

Факторы, нарушающие работу сердечнососудистой системы

Влияние на сердце и сосуды

Курение

Повышает вязкость крови, сужает кровеносные сосуды, снижает их эластичность, ухудшает кровоснабжение тканей и органов, увеличивает нагрузку на сердце.

Стресс

Под влиянием гормона адреналина, который выбрасывается надпочечниками во время стресса, сужаются кровеносные сосуды, повышается АД, возрастает ЧСС

Алкоголь

Масса сердца возрастает, а его работоспособность падает, нарушается ритм сердечной деятельности.

Неправильное питание

Приводит к набору лишнего веса, который создаёт дополнительную нагрузку на сердце и сосуды.

Гиподинамия

Нетренированность сердечной мышцы ведёт к уменьшению силы сокращений, возрастанию сердцебиений и снижению объёма циркулирующей крови.

 

Обучающиеся  слушают сообщения, заполняют таблицу и делают вывод:

 ●Гипертония опасна поражением сердца - инфарктом

 и нарушением мозгового кровообращения - инсультом

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

В зависимости от употребления соли всех людей разделили на 3 группы:

1Люди первой группы никогда не досаливают пищу, даже если она не солёная.

2Люди второй группы подсаливают недосоленную пищу,  предварительно попробовав её.

3Люди третьей группы досаливают пищу всегда, даже не пробуя её.

У первых гипертонии не бывает никогда, у второй группы – иногда, а  у люди третьей группы всегда развивается гипертоническая болезнь. Объясните этот факт.

Работают в группах. Обсуждают верный вариант решения вопроса.

2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

 Учитель предлагает учащимся:  

« Разработайте  рекомендации, которые позволят снизить риск развития  заболеваний сердечнососудистой системы».

Работают в группах.

 Рекомендации:

1.Умеренные физические нагрузки( ходьба, плавание, езда на велосипеде) 3-4 раза в неделю по 30-60 мин.

2. Умение справляться со стрессами.

3. Рациональное питание: больше калийсодержащих продуктов ( курага, изюм, помидоры), клетчатки(овсянка, овощи, фрукты), меньше соли , жиров.

4. Отказ от курения.

5. Отказ от алкоголя.

3.Рефлексивно-оценочный

3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий

1.Какая  цель  была поставлена перед уроком и насколько удалось реализовать эту цель?

2.  Какой образ жизни позволит надолго сохранить здоровье сердечнососудистой системы?

3. Чему вы научились на этом уроке?

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность

3.2 Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование оценок, указание на достижения и недоработки обучающихся.

 Обсуждение домашнего задания  

Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 5кл в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК) " Сравнение обыкновенных дробей"

Информационно-интеллектуальная компетентность формируется  в системе учебных заданий инновационной педагогической технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК)....

технологическая карта урока "Заболевания органов сердечно-сосудистой системы"

Данное занятие содержит информацию о факторах риска, вызывающих болезни сердечно-сосудистой системы...

Технологическая карта урока "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций".

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке Урок построен по технологии  системно-  деятельностного  подхода. Работая в г...

Технологическая карта урока по теме " Органы и системы органов растений. Побег".

Тема урока:  Органы и системы органов растений. Побег. (УМК «Сферы» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм».)Класс:  6 классУчит...

Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

  Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика""

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика" в соответствии с ФГОС...