Внеклассное мероприятие по биологии и экологии. 2-5 классы. Покормите птиц зимой!
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

Прокопьева Елена Александровна

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии. 2-5 классы. Покормите птиц зимой!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokormite_ptits_zimoy.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Прилогинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

в рамках экологической акции

по теме:

«Покормите птиц зимой!»

Разработала: Прокопьева Е.А.,

учитель биологии и химии.

Прилогино 2014

Тема: "Покормите птиц зимой!"

Цель: вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним, расширить знания детей о птицах.

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

3. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Воспитательные:

1. Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.

2. Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром.

3. Способствовать формированию в детях ответственности за "братьев наших меньших".

 Оборудование:

1. Иллюстрации с изображением   зимующих птиц.

2. Детские рисунки.

3. Аудиозапись голосов птиц.

4. Книги о птицах.

 5. Компьютер.

6. Мультимедийный проектор.

7. Презентация " Зимующие птицы".

8. Листы А 4, фломастеры.

9.Раздаточный материал для групп:

- карточки с названиями «угощений» для птиц.

10. Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.

11. Блюдо с «угощениями» для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др.

Оформление: выставка книг, детских журналов о птицах,  выставка в фойе «Наши  пернатые друзья».

Формы  работы:  индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Целевая аудитория: 2-5 классы.

Ход занятия:

Организационный момент (вступление в тему).

Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.

Учитель (ведущий): Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Сегодня в гости  к нам мы пригласили ученого-орнитолога.

Учёный- орнитолог: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.  В суровые зимы из 10 синиц выживает одна , 9 синиц погибают. Вам их жалко?

"Как птице перезимовать?" (читают ученики)

Ученик:

 Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Ведущий: Но кто же им даёт приют, когда снега метут?

Ученик:

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Ученица:

 Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

Ученица :

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Ученица:

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Ученица :

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

Ведущий: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наш классный час сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.

Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

 Основная часть.

Учитель: Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Угадайка».

- Вам нужно угадать зимующих птиц. Самые любознательные будут получать жетончики, из которых можно будет собрать зимующую птичку.- Итак, первая загадка.

Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

Учитель: (читает стихотворение"Воробей" Николай Рубцов):

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Учёный- орнитолог: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметил: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)

2) Ведущий: Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)

Учитель: Клёст

Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Учёный- орнитолог: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

3) Ведущий: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)

Учёный-орнитолог: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

4) Ведущий: Любитель проводить холодные морозные зимние ночи под снегом кто это? (тетерев)

5) Ведущий: Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. (Галка)

Учёный- орнитолог: (показывает рисунки с изображением грача и галки)

Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, посёлках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало.

Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих друзей – грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям – ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг – галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса.

Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.

6) Ведущий:

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири)

Учитель:

Сорок градусов мороза,

Всё вокруг белым-бело.

Сел снегирь на ветвь берёзы –

Красногрудому тепло.

Стойкий, стужам неподвластный,

Песней славит он зарю.

…Знать недаром галстук красный

Дан с рожденья снегирю.

Учёный- орнитолог: Снегири - нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7—10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

7) Ведущий:

Какая птица, как и заяц, зимой белеет? (куропатка)

8) Ведущий:

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Чистит все стволы подряд.

9) Ведущий:

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Учитель:

В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

Учёный- орнитолог: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)

10) Ведущий:

Узнайте птицу по картинке. (Свиристель)

Учитель:

Флейты зимние запели

На морозе голубом.

Прилетели свиристели,

Засвистели о своём.

Все рябины облепили –

Свиристят над головой,

С веток сбили кучи пыли

Лёгкой, звонкой, снеговой

Ученый- орнитолог:  снегири, свиристели,  прилетают к нам зимовать с севера. А остаются на зиму синицы, клесты, сойки, ворона, сорока, тетерев, глухарь)

11) Ведущий: Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Учёный орнитолог: Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.  А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

Учитель: Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, или замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг(Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка)

Учитель:  Молодцы, ребята, всех птиц угадали.

- Какие это птицы?( зимующие).

- А у нас синичка плачет.

Синичка :

 Ну, морозы! Ну, морозы

Нос наружу ой, ой, ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

И голодная я,

Тихо плачу у окна:

«Негде греться и кормиться

Ни козявки, ни зерна

День дымится морозной далью

Ночи снежны и темны,

Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

Учитель: Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый час.

- А мы как можем помочь птицам? (Кормушки повесить на дерево и каждый день кормить птиц)

 Работа в группах:

- А чем кормить птиц зимой, вы определите сами. Сейчас вы поработаете в группах. Из предложенного списка кормов выберите нужное. Составьте меню для птиц.

(Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, сок, сливочное масло, творог, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, семечки арбуза, семечки тыквы, крупа.)

- Давайте, проверим, каждая группа из списка называет один вид корма. Я отмечаю на доске, постарайтесь не повторяться.

Рябина.

Макароны

Семечки.

Ягоды шиповника

Ржаной хлеб.

Белый хлеб

Шоколадные конфеты

Яблоко

Пшено (крупа)

Гречневая каша

Сало соленое

Кусочки сырого мяса и др.

- Да, ребята, правильно.

- Итак, чем можно кормить птиц в зимнее время? Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола.

(Снегири – семечки арбуза, тыквы. Голуби, воробьи – крупу, хлеб, зерно. Синички несоленое сало)

- А летом питаются семенами сорных трав, деревьев, плодами кустарников, насекомыми. А на зиму от природных даров остаются птицам плоды рябины.

 Правила подкормки птиц

- Ребята, я вам предлагаю подумать, какие правила надо соблюдать, чтобы кормить птиц зимой? (Во время подкормки не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени. Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Корма класть немного)

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо-любимая еда овсянок и воробьев. Семена репейника- основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе - сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало  - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Салом (несоленым) птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни. Сырое мясо - хорошая пища для синиц и поползней, а также для ворон, галок и сорок. Кусочки несоленого сала и мяса подвешивают на ниточках. Нельзя выплёвывать жевательную резинку на улице, нужно её убирать в мусорницу. Птицы, принимая её за корм, начинают клевать и склеивают свои клювы и гибнут.

ИГРА «Выбери зимующих птиц»

- Выберите, какие птицы прилетят к нам к кормушке?

(Ребята выбирают птичку-шаблон и раскрашивают его)

- Как вы думаете, только ли холод страшен для всех этих птичек?

- Да ребята, зима птицам страшна не холодом, а голодом. У них одна забота успеть за короткий день пищу отыскать. Сыта птица и тепло ей под пухом и перьями, а оперенье защищает птиц от потери тепла.

В нашей кормушке много корма, хватит всем нашим питомцам. Давайте сделаем доброе дело и накормим пернатых друзей. (Дети приклеивают своих нарисованных птиц на плакат с изображением кормушки.)

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и будете бережнее относиться ко всему живому.

- Согласитесь, ребята, что птицы очень интересные существа. Давайте вспомним, что мы сегодня о них узнали? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать.)

- И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.

Награждение учеников грамотами и призами. Подведение итогов.

- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Яшина «Покормите птиц зимой!».

 Ученик:

 Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Ученик: Стихотворение  «Зимние гости»

Смастерили мы кормушки

Для голодных зимних птиц:

— Прилетайте к нам, подружки,

Стайки резвые синиц!

Снегири, за ними следом

К нам спешите под окно!

Мы накормим вас обедом —

Есть и просо и пшено.

Галку, черную как сажа,

Мы не будем прогонять.

Воробью-плутишке скажем:

— Только, чур, не воровать.

А сороки-стрекотушки

Знай, кричат:

— И мне! И я!

Собирайтесь у кормушки,

Все пернатые друзья!

Рефлексия

Спасибо всем за помощь! Спасибо за сотрудничество!

Я бы очень хотел знать, какие чувства вы испытывали?  Интересно  ли вам сегодня было?  Какое настроение у вас?

А сделать это можно вот так!

Если у вас хорошее настроение, много положительных эмоций, подойдите к солнышку.

Если что-то не так, что не получилось, подойдите к облачку.

Если совсем грустно, подойдите к тучке.

Вот сколько юных друзей пернатых появилось! Спасибо всем за помощь и сотрудничество!

Звучит песня.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"

Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...

Внеклассное мероприятие по биологии "БРЕЙН РИНГ" в 9 классе

Внеклассное мероприятие «Брейн ринг»    Цель: углубить и расширить знания учащихся по биологии и экологии,              ...

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 5-9 классов "Удивительный мир природы"

Методическая разработка «Удивительный мир природы» –  игра - путешествие на биологическую тему. Предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений в качестве самостоятельного внеклассно...

Внеклассное мероприятие для 5 класса "Покормите птиц зимой!"

Мероприятие состоит из 2-х частей: первая часть - это познавательная игра, а вторая практическая. Ребята рассказывают как правильно изготовить кормушку, подобрать корм для птиц....

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии в 7 классе: «Что? Где? Когда?»- «Мир вокруг нас»

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии в 7 классе: «Что? Где? Когда?»- «Мир вокруг нас»...

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 5 - 9 классов «Конкурс знатоков биологии»

Общие положения и условия проведения конкурса: в конкурсе принимают участие учащиеся 5 – 9 классов (4 - 5 чел.), которые поднимаются на сцену и занимают свои места.каждый участник выбирает ...

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии. Тема. Осенний бал.

Цель:   развивать познавательный и позитивный  интерес к предмету биологии, а также определить  уровень и глубину знаний по предметам.Задачи:-образовательные:закрепление знаний...