Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Кунаева Елена Николаевна

Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков".Самостоятельная работа с учебно- тематической картой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок модульный на тему: «Состав и строение белков. Функции белков»

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению учебного

материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны выяснить особенности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции.

Внимательно прочитайте   цель урока.

УЭ-1

Цель: выяснить особенности  строения  белковой молекулы.

I. Выполните следующие задания:

1. Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды.

Прочитайте текст учебника       А.А. Каменского, §1.4, с. 23—24

2. Выполните формулу аминокислоты в общем виде. Укажите, какие функциональные группы входят в ее состав, каково значение радикала R?

См. учебник А.А. Каменского, §1.4, с. 23—24.

3.   Почему  молекулы  белка   получили   название «макромолекулы»?

См.учебник А.А. Каменского, §1.4, с. 23.

4. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется?

См.         учебник Ю.И.   Полянского, §38, с. 150. Работайте   самостоятельно. Ответ на   каждый    вопрос   №№   1,   3 оценивается   в   1 балл.        Максимальное   количество    баллов    за вопросы №№ 2, 4 — 3 балла.

Итого — 8 баллов.

5. Найдите в предложенном полипептиде пептидные (амидные) связи: 

См. учебник A.A.Каменского §1.4, с. 24.

Работайте индивидуально, в тетради нужную связь обведите цветным карандашом.

Правильный ответ - 2 балла.

II. Оцените работу партнера.

Работайте в паре,поменяйтесь тетрадями с партнером. Максимальное число баллов поУЭ-1 - 10 баллов.

УЭ- 2

Цель: изучить структурную организацию белковой

молекулы и ее свойства.

I. Выполните следующие задания:

1. Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную  последовательность  в  составе полипептидной цепочки относят к ...    структуре белка. В результате образования водородных связей между -СО— и -NH- группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали — это ...  структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида — ... структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы — ..., который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс».

Прочитайте текст учебника А.А. Каменского, §1.4, с. 25-26.

Правильный ответ — 4 балла.

2. На рисунках схематично изображены структуры белковой молекулы.  Определите,  какой цифрой обозначена каждая структура, запишите их названия:

1.

2.

3.

4.

Работайте самостоятельно. См.учебник А.А. Каменского, §1.4, с.25, рис. 6. Правильный ответ - 4
балла.

3. Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое? Почему в результате денатурации белки теряют свои функции? Схематично зарисуйте в тетради структуру белковой молекулы в активном состоянии и после денатурации.

См. учебник А.А. Каменского, §1.4, с. 26, рис. 8; Правильный ответ- 2 балла.

II. Обсудите результаты работы.

Работайте в паре.

III. Поменяйтесь тетрадями с партнером по парте и оцените работу друг друга.

Максимальное количество   баллов по УЭ-2 - 10 баллов.

УЭ- 3

Цель: изучить биологические функции белков.

I. Выполните следующие задания:

1. Белки выполняют в клетке много жизненных

функций. Запишите функции белков, характерные

для различных типов белковых молекул, заполнив

таблицу:

Типы белков

Функции

Примеры

1.Структурные.

2.Ферменты.

3.Гормоны.

4.Сократительные.

5.Транспортные.

6.Защитные.

7.Запасные.

Работайте   индивидуально.   Прочитайте        текст учебника       А.А. Каменского §1.5, с. 27—29.

Правильный   ответ— 14 баллов.

2. В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Что они собой представляют? Какова их роль в клетке? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?

Прочитайте текст учебника       А.А. Каменского, §1.8.,   с.    35-37.

3. Используя рисунок, объясните механизм взаимодействия фермента и субстрата.

Максимальное количество   баллов  за   правильные ответы - 6.

II. Выполните лабораторную работу «Расщепление

пероксида водорода в клетках клубня картофеля».

Цель: доказать ферментательный характер реакций

обмена веществ; показать, что ферментативная активность присуща лишь живым клеткам.

Ход работы

1. Натрите на терке 2 г картофеля, добавьте 50 мл воды, разлейте отжатый сок в две пробирки.

2. Одну пробирку с отжатым соком прокипятите.

3. Добавьте в обе пробирки (контрольную и опытную) по 2 мл 8%-ного раствора пероксида водорода.

4. Объясните причины выделения пузырьков газа.

Почему отсутствует выделение пузырьков в пробирке с прокипяченным соком?

5. Сделайте вывод, опираясь на вопросы задания №2 учебно-тематической карты УЭ-3.

6. Результаты опыта занесите в таблицу:            

1. Этапы выполнения опыта

Наблюдения

Химическое

уравнение

Выводы

Работайте в паре.

Следуйте    указа ниям      инструкции

Оцените       свою работу  у  учителя.

III. Выясните, от каких факторов зависит скорость

ферментативных реакций:

а)

б)

в)

г)

См. учебник А.А. Каменского, §18, с.    37;    

Работайте в паре.

Правильный   ответ-4 балла.

IV. Обсудите результаты своей работы, оцените их.

УЭ- 4

I. Подведение итогов урока:

1. Прочитайте цель занятия.

Индивидуально.

2. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?

Вместе с классом.

3. Оцените свою работу на уроке.

Если по итогам урока вы набрали:

40—44 баллов, то получаете оценку «5»;

35—40 баллов — оценку «4»;

30-36 баллов — оценку «3»;

менее 30 баллов — оценку «2».

Ваша оценка______________

Сдайте     тетради на проверку учителю (по индивидуальному графику)

II. Домашнее задание.

1. Если за работу на уроке получили оценку «5», получите

 творческое задание.

2. Если при работе вы испытывали затруднения, но

все задания выполнили, прочитайте §§1.4, 1.5, 1.8

учебника А.А. Каменского, проработайте над терминами,

указанными в конце параграфов

3. Если вы испытывали серьезные затруднения, допускали

много ошибок, не справились со всеми заданиями, порабо-

 тайте    еще    раз    с    учебно- тематической картой.

Творческие домашние задания:

1. Решите задачу:

Имеются три вида аминокислот — А, В, С. Сколько

вариантов полипептидных цепей, состоящих из пяти

аминокислот, можно построит из них? Укажите эти

варианты. Будут ли эти полипептиды обладать

одинаковыми свойствами и структурами? Почему?

2. Подготовьте рефераты по теме «Эликсиры жизни»,

 «Многообразие белков и их функции».

3. Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую

уровни организации белка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"

Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....

Урок по теме: "Состав, строение и функции белков"

Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Состав, строение и функции белков"...

Урок на тему: "Состав и строение белков"

Данный материал подходит для использования на уроках изучения нового материала...

Конспект урока по теме "Состав и строение атмосферы""

Данный урок отражает использование технологии РКМ на уроках географии...

Урок на тему "Состав и строение Солнца"

Открытый урок по астрономии...

Строение и функции белка. Синтез белка.

Помощь в изучении строения и функций белков. Процесс синтеза белка....